Ко Дню Независимости Украины Черкассы превратились в своего рода автоспортивный центр нашей страны. Местный аэропорт принял сразу несколько гонок, включая сразу два этапа Чемпионата Украины по трековым гонкам «Национальная лига Автоспидвея», проводимого в память о Сергее Пелешке.

  Так бетонное покрытие аэропорта Черкасс принимало участников 1-го этапа Трофея FAU по ралли на серийных автомобилях, а собственно на День Независимости «боевое крещение» получила абсолютно новая кроссовая трасса, на которой прошла так называемая «кандидатская гонка». Ну а топовыми с официально-спортивной точки зрения в тот уик-энд стали заезды украинских трековиков.

  Именно этапы «Автоспидвея», в свое время придуманного и много лет проводимого Сергеем Григорьевичем Пелешком, ушедшим от нас в этом году, носили статус Чемпионата Украины. Более того, как и в заокеанском NASCAR-е, да и в Indycar-е, ввиду пандемии и связанных с ней карантинных мер, украинский «овал» прошел в режиме «даблхэдера» – два этапа за два дня.
  Ареной борьбы трековиков в этот раз, как и в Черновцах до этого, стала временная трасса, проложенная «в поле». Трек, получивший название Aeroring, имеет стандартную для «Автоспидвея» длину в 400 метров. Вместе с тем, его временное положение означало огромное количество клубов песка и пыли…

  Как с ней не пытались бороться организаторы, но такое курево - это неизбежная черта временной трассы и одно из главных ее отличий (в худшую сторону) от стационарного спидвейного трека…
  Напомним, что 1-й и 2-й этапы Чемпионат Украины по трековым гонкам также должны были пройти в сдвоенном формате в Черновцах. Однако тогда вмешалась погода и в итоге был проведен только один этап.

  В этот же раз все обстоятельства соблаговолили трековикам и в Черкассах прошли сразу два этапа. Правда, и в тот раз без некоторых заминок не обошлось.
  Снова, ввиду того, что в один день, – субботу - проводилось сразу два соревнования, 2-й этап Чемпионата Украины по трековым гонкам стартовал довольно поздно ближе в шести вечера, а заканчивался и вовсе после заката солнца!

Поэтому его награждение организаторы перенесли на следующий день, объединив его с торжественной церемонией открытия соревнования. Как обычно, обо всем по порядку.

Вечерний «десерт»…

  К сожалению, «стартовое поле» первой гонки оказалось малочисленным – всего 7 участников. К примеру, хотя они и подавали предварительную заявку, в Черкассы не приехали спортсмены из Черновцов, что не могло не отразиться на накале борьбы на трассе, да и самом количестве заездов.
  Если поименно, то в субботу на старт вышли представлявшие Черкассы Андрей Яроменко и Олег с Вячеславом Мироненко, киевляне Олег Грицай и Константин Анисимов, львовянин Андрей Сапужак и Николай Пелешок из Ровно.

  Примечательно, что Анисимов не планировал в этом году стартовать в треке, однако постоянный пилот «Гольфа» №18 Игорь Романов заболел прямо перед гонкой и предложил своему товарищу заменить его в руле…
  С таким количеством участников, вновь, как и на 1-м этапе в Черновцах, в заездах стартовало по три машины, включая даже полуфиналы. Всего было проведено семь отборочных заездов, где каждый из пилотов стартовал по три раза.

  За ними последовали два полуфинала и, наконец-то, решавший все финал, где должен был стартовать уже квартет пилотов. Однако и до него не все дошли, о чем ниже. За победу в заездах начислялось два очка и одно за второе место, тогда как «формула» финала составляла 3-2-1-0.
  Уже по 1-му этапу стало ясно, что на сегодня двумя главными фаворитами в треке являются два Андрея - Яроменко и Сапужак. В этот раз они только подтвердили свое реноме.

  При этом, когда стартовая таблица свела их вместе, а это произошло во втором заезде дня, верх одержал как раз гость из Львова. Однако самым напряженным в этот день, как это ни странно прозвучит, стал как раз первый заезд.
  В нем лидировал Николай Пелешок, но в начале последнего круга его довольно жестко атакует шедший вторым Вячеслав Мироненко.

  Атака, а точнее жесткий удар, привел к вылету «Гольфа» ровненчанина за пределы трассы, который при этом чуть было не перевернулся! Заезд был остановлен, а Вячеслав исключен из него. С учетом того, что «на дворе» был последний круг, перезаезд не проводился. Победа отошла к Пелешку, а второе место к шедшему на тот момент третьим Анисимову.
  Увы, но для Николая эти два очка стали слабы утешением - столкновение привело не только к вылету, но и поставило крест на его дальнейших выступлениях! Остальные субботние заезды, если не считать ошибки и вылета Анисимова, прошли без такого драматизма.

  Яроменко и Сапужак выиграли по два оставшихся своих заезда, равно как и Олег Мироненко. К полуфиналам на счету всех троих оказалось по 5 баллов, у Грицая и Пелешка по два, тогда как у Анисимова с Вячеславом Мироненко всего по одному.
  Введу того, что в полуфиналы должны были пройти шестеро из семи, для Вячеслава с Константином был проведен дополнительный заезд-дуэль. Верх в нем одержал Мироненко, при этом зачетных баллов за него не назначалось.

  В первом полуфинале сошлись Олег Мироненко, Сапужак и Грицай. Черкасчанин побеждает на родной дорожке, тогда как Сапужак становится вторым, а Грицай сходит. Во втором с учетом нестарта Пелешка и вовсе стартовали всего двое – Яроменко с Вячеславом Мироненко, где предсказуемо побеждает первый.

  Таким образом, на счету Яроменко и Олега Мироненко накопились по 7 баллов, 6 у Сапужака и всего два у Вячеслава Мироненко. Однако, хотя Вячеслав и прошел в финал, ввиду того, что он делил автомобиль со своим братом, в реалии он не стартовал в решающем заезде. Более того, и Сапужак сходит в нем из-за поломки сцепления, тогда как Яроменко одерживает очередную победу, по сути, без какого-либо сопротивления.

… и своего рода «перелом»

  С суммой 10 очков Яроменко занимает первое место на 2-м этапе Чемпионата Украины по трековым гонкам. Олег Мироненко, уступив всего один бал своему земляку, стал вторым, а Сапужак с теми же 6 очками в его активе – третьим. Спустя менее чем 24 часа, у всех был шанс реваншироваться. И именно это на следующий день сделал Сапужак и это после серьезного ремонта трансмиссии его механиками, выполненного в полевых условиях.

  Следующий раунд «Автоспидвея» проводился в воскресенье и стал главным событием этого дня. К тому же он оказался приурочен ко Дню Государственного флага Украины, отсюда и торжественная церемония открытия, на которой присутствовало немало официальных лиц Черкасчины…
  Самое интересное, что на 3-м этапе ряды трековиков увеличилось до 10 участников.

  Соответственно было проведено 10 отборочных заездов, однако в них по-прежнему стартовало по три машины, где каждый из пилотов также ехал по три раза. Затем следовали традиционные полуфиналы и финал уже для квартета.
  Помимо выступавших в субботу семерых пилотов, к ним присоединились три новичка как для этой дисциплины – Антон Ярошенко и Сергей Лакушев из Запорожья, плюс харьковчанин Виталий Одноволов, приехавшие на кроссовую гонку, которая проводилась в понедельник. И, как ни странно, дебютанты трека отнюдь не стали «пасти задних»!
  Так Лакушев выиграл сразу в двух своих заездах и еще один раз стал вторым, тогда как Ярошенко и Одноволов также отметились по одной виктории и одному второму месту.

  Но все же главным героем в воскресенье стал Андрей Сапужак. Он выигрывает два своих заезда, тогда как Яроменко напротив сталкивается с проблемами - Андрей выигрывает свою первую гонку, однако уже во второй его подводит техника и он сходит.
  Кульминацией 3-го этапа с точки зрения зрелищности стал последний 10-й отборочный заезд, который как раз и свел Яроменко и Сапужака.

 В нем попеременно лидировали все трое стартовавших, включая Вячеслава Мироненко, однако именно Сапужак на последнем круге разом обходит обоих своих соперников, буквально вырывая у них победу!
  Таким образом, к полуфиналам на счету львовянина накопился возможный максимум в 6 баллов, у Лакушева – 5, Олега Мироненко – 4, у Ярошенко, Одноволова и Анисимова по 3. При этом всего с двумя очками в этот раз Андрей Яроменко даже не попал в полуфинал!

  В первом из них Сапужак уверенно выигрывает, опережая Олега Мироненко и Одноволова, тогда как во втором первенствует Лакушев, выиграв у Ярошенко с Анисимовым.
  После очередных автоспортивных подсчетов в финал выходит лучший квартет пилотов: Сапужак, набравший 8 очков, Лакушев, Олег Мироненко, и Ярошенко с 7-ю, 5-ю и 4-мя баллами соответственно. Однако плотной финальной борьбы и в этот раз не вышло. Впервые в своей непродолжительной спортивной карьере Андрей Сапужак уверенно выигрывает и в финале и на этапе Чемпионата Украины.

  Более того, он зарабатывает возможный максимум на этой гонке в 11 баллов! И это особенно важно, так как с неудачей Яроменко в воскресенье, именно Сапужак, набрав на протяжении трех этапов сумму в 28 очков, выходит в новые лидеры «Национальной лиги Автоспидвея», опережая на три пункта ее  вчерашнего лидера.
  Пожалуй, не меньшие эмоции испытывал и Сергей Лакушев, в свой дебют на треке заработав «серебро»!

  Пилот из Запорожья финишировал вторым в финале, тем самым, собрав увесистую сумму в 9 очков.
Олег Мироненко финишировал третьим, заняв аналогичное место и на этапе, на счету которого в итоге оказалось 6 баллов.

  Первым вне подиума в этот день стал Антон Ярошенко, пришедший последним в финале, в активе которого так и осталось 4 очка.

 Среди детворы и за Кубок памяти Сергея Пелешка

  Все описанные выше события разворачивались в классе ТН-9, тогда как автомобилей полноприводного 12-го класса в Черкассах не было. Зато параллельно с взрослыми участниками, оба дня проводились этапы и среди детворы в классе 1ЮМ на мини-багги. Они насчитали пятерых начинающих гонщиков.   Примечательно, что как раз тут присутствовали представители Черновцов, а именно - Андрей Лакуста, Богдан Марущак и Вероника Брицкая, которым предстояла пара «хозяев» - Татьяна Яроменко и Тимофей Кулинич.

  В данном случае оба этапа прошли буквально как под копирку с той лишь разницей, что в субботу заезды детей и взрослых чередовались, а в воскресенье сначала все свои гонки отъездили малыши и только потом, около четырех вечера, стартовала гонка для взрослых.
  В обоих случаях проводились по 5 предварительных заездов, где каждый из юных пилотов стартовал по три раза, после чего их ждал финал. Причем в данном случае минуя полуфиналы, стартовать в финале имели право все пятеро.

  Таким образом, если в «отборочных» заездах (а они длились по два круга против четырех у взрослых) очки начислялись по формуле 2-1-0, то в финальном победа приносила сразу 4 балла, за которыми следовали 3-2-1-0. И такой увесистый «приз» очков за одну викторию весьма немаловажен!
  Только в трековой дисциплине место на подиуме отдельно взятого этапа в реалии не имеет такого большого значения. В «Автоспидвее» очки не начисляются за занятые места на этапе – никаких «пересчетов» после финиша!

  Напротив, в копилку Чемпионата идут все баллы, заработанные пилотами по ходу каждого заезда и так на протяжении всего сезона тем самым делая весомым любой из оборочных заездов. История трека знает случаи, когда судьбу титула решал всего один балл!...
  Оба дня среди детей своим соперникам не оставил шансов Андрей Лакуста. Юный пилот из Черновцов выиграл все до единой гонки, включая оба финала!

  Тем самым он собрал возможный максимум в 10 очков на каждом из этапов, вырвавшись и довольно серьезно, в единоличные лидеры этого зачета. Главную же интригу среди детворы сделали две девочки – Татьяна Яроменко и Вероника Брицкая.
  Они выиграли по одному заезду, причем когда их самих сводила таблица, верх оба раза одерживала Вероника.

  Тем не менее, хотя она уступала сопернице в очном противостоянии, в обоих финалах, второй за Лакустой неизменно финишировала Яроменко, каждый раз оставляя Брицкую третьей, тогда как Марущак и Кулинич оба дня замыкали финалы.
  Таким образом, Яроменко на обоих этапах набрала по 7 баллов, станов дважды второй.

  Брицкая с 5 и 6 очками соответственно, оба раза занимала третье место, тогда как Марущак с 3 и 2 баллами становился первым вне подиума, а Кулиничу так и не удалось заработать ни одного пункта….

  Помимо собственно кубков за победу и призовые места, на этапах Чемпионата Украины по трековым гонкам разыгрывается еще один кубок, причем именно он выглядит куда более солиднее остальных, и не спроста.
Это Кубок памяти Сергея Пелешка, который на каждом этапе вручается пилоту, показавшему быстрейшее время в этот день.

  Причем в данном случае речь идет не об одном лучшем круге в гонке, как это обычно отмечается в классическом «кольце», а во всем заезде. Который, правда, в треке длиться всего около полутора минут!
  Среди взрослых в субботу Кубок памяти Сергея Пелешка завоевал Андрей Яроменко, где его лучшими четырьмя кругами стали как раз финальные – 90,97 секунды. В воскресенье его заработал Сапужак. Причем и для него лучшим заездом стал финал, где Андрей не просто повторил время своего тезки накануне, а пусть и на доли секунды, но превзошел его – 90,74 секунды.

  Среди детворы предсказуемо оба дня быстрейшим оказался еще один Андрей – Лакуста. Он показал 54,64 секунды в субботнем финале (напомним, что заезд для детей длиться по два круга), тогда как в воскресенье его лучшими стали 53,60 секунды, причем показанные не в финале, а во втором заезде дня…

***

  Как уже было сказано, с этим уверенным выступлением на двух этапах в Черкассах, Лакуста собрал сумму в 22 очка, серьезно оторвавшись от оппозиции, выйдя в лидеры класса 1ЮМ. Второй тут идет Татьяна Яроменко, актив которой составляет 14 баллов.

  Тут нельзя не напомнить, что на 1-м этапе из-за отказа техники она не выступала! Третьей с 11 очками идет еще одна девочка – Вероника Брицкая.

  Зато среди взрослых, хотя Сапужак и вышел в лидеры, он опережает Яроменко всего на три очка. Актив Олега Мироненко составляет 15 баллов и тут только три ему уступает … его брат Вячеслав. Так что можно не сомневаться, что на оставшихся этапах нас ждет немалая интрига. А 4-й этап Чемпионата Украины по трековым гонкам «Национальная лига Автоспидвея» пройдет 19 сентября в Ивано-Франковской области в Косиве на абсолютно новой трассе, так что ждать новых трековых баталий не так уж и долго…

  Вячеслав Щербина
  Фото из личных архивов участников