Впервые с начала полномасштабной войны, к огромному сожалению пришедшей на нашу землю, на ней состоялись официальные автомобильные соревнования. Символично, что ими стала автокроссовая гонка, которая в прошлом не раз проводилась в Черновцах как раз ко Дню Независимости Украины. Правда, в этот раз она прошла на неделю позже.
И причиной тому стала вовсе не угроза очередных варварских ракетных атак со стороны агрессора, а как раз наоборот, своего рода отрадная. В ту дату известная черновицкая трасса «Суперкросс» принимала очередной этап Чемпионата Украины по мотокроссу, точнее - супер-кроссу. Причем на эту гонку съехалась почти сотня участников! Ну а неделей позже настал черед их 4-хколесных кроссовых собратьев.
Как уже было сказано, гонка, которая получила официальное название «Кубок Черновцов», стала в самом прямом смысле первым официальным автомобильным соревнованием на территории Украины за последние полтора года. По очевидным причинам пощеголять таким количеством участников или и вовсе 120-ю, которые приезжали на эту же трассу весной в рамках этапа Кубка Украины по мотокроссу, автомобилисты не смогли. Да и в мирное время последние годы автокросс никогда не собирал такого пелотона. Тем не менее, хотя участников на «Кубок Черновцов» собралось в разы меньше, чем мотоциклистов за неделю до этого, их география оказалась довольно обширной.
Тут стоит пояснить, что в прошлом бывали случаи, когда кубковые гонки по автокроссу в Черновцах, находящиеся рангом ниже этапов Чемпионата Украины, превращались исключительно в противостояния местных пилотов, за исключением пары-тройки гостей из близьлежайшей Винницы и, возможно, представителей соседней Молдовы. Именно так в этот раз вышло среди детей, где все кроме одного участника оказались черновчанами. Зато среди взрослых пилотов в рамках «Кубка Черновцов» хотя и выступило всего полтора десятка пилотов, зато среди них помимо самих Черновцов были представлены многие уголки нашей страны: Кременчук, Хмельницкий, Желтые Воды, Кривой Рог и даже Львов!
«Даже», потому что на нашей памяти, как минимум за последние полтора десятка лет в украинском автокроссе не стартовал ни один пилот из «Города Льва»... Что же до формата «Кубка Черновцов», то он проводился стандартно для этой дисциплины последних лет. В отличие от традиционных трех финалов (и полуфиналов в случае большого количества участников), которые составляли любую автокроссовую гонку на протяжении многих десятилетий начиная со времен «союза», теперь во многом эта дисциплина преобразилась к кольцевым гонкам. С той лишь разницей, что единственному определяющему итог Финалу предшествует два исключительно квалификационных заезда.
В свою очередь они не несут никакой спортивной «смысловой» нагрузки кроме определения стартовых мест собственно на Финале...Говорить о целесообразности и, что немаловажно – зрелищности этого формата вместо ранее традиционных трех коротких и равноценных финалов сегодня не станем. Лишь констатируем факты.
В 8-м классе (кузовные автомобили с моноприводом и рабочим объемом двигателя до 1,6 литра) собралось семеро участников. Скажем так, среди них «за явным техническим преимуществом» его «заряженной» «восьмерки» равных не нашлось Константину Бородавченко. Да и опыт этого пилота из Кременчука тоже был не сравним с его соперниками в этот день…Вторым как в обоих квалификационных заездах, так и собственно Финале финишировал Андрей Грудев, тогда как третьей все три гонки заканчивала Ирина Сикорская. Родные стены во многом помогли черновчанке и в более старшем классе – объединенном 10+12.
Он насчитал восьмерых участников, однако в реалии большинство из них, как и сама Ирина, уже традиционно для этой дисциплины стартовали сразу в двух зачетах.Нельзя не сказать, что, не смотря на присутствие пары пилотов, выступавших на более мощных автомобилях, в этом зачете доминировал уже упомянутый Андрей Грудев, тогда как Бородавченко тут не стартовал.
Представитель Хмельницкого неизменно финишировал первым во всех трех заездах. Однако пост-фактум его результат был аннулирован судьями, причем по совершенно неожиданной причине – попытке сделать победный «пончик» сразу на финише гонки! Снова, мы не станем обсуждать противоречивость, если и вовсе не сказать правомочность и спорность этого решения. Скажем лишь, что в той же «Формуле-1» победители зачастую делают победные «стопи» прямо при пересечении финишной черты, тем самым создавая куда более аварийные ситуации и судьи на это смотрят «сквозь пальцы», понимая, что это тоже своего рода часть шоу, не говоря уже об ее эмоциональной составляющей!... Но вернемся к фактам.
Нельзя не сказать, что сами соперники, включая местных пилотов, ратовали за то, чтобы судейство ограничилось лишь предупреждением. Более того, в тот момент Грудев поднялся на вершину подиума, однако позже пост-фактум он был дисквалифирован…А между тем, эта «виктория» стала бы первой в пока что непродолжительной автокроссовой карьере Андрея! По крайней мере, у него остались эмоции от нее..
Тем самым согласно официальных протоколов «для истории» победу в «Кубке Черновцов» для этого зачета унаследовала Сикорская, тогда как официально за ней на ступень выше соответственно поднялись Егор Герасимов и Сергей Верега…Пожалуй, отдельно стоит отметить того самого первого за почти двадцать лет львовянина в автокроссе.
Им стал Андрей Сапужак, в действительности имеющий немалый опыт трековых гонок, тогда как с точки зрения автокросса эта гонка стала его дебютной. Хотя 2-литровый «Форд Эскорт» трековика несколько превосходил в мощности автомобили большинства его соперников в этот день, вместе с тем, этот автомобиль и тяжелее. В обоих квалификациях Сапужак финишировал третьим, после чего и в Финале также боролся за подиум. Однако гость из другой дисциплины сполна прочувствовал сложность автокросса, включая что означает «полный контакт» по-автокроссовому.
Шутка ли, но после «ожесточенной» борьбы в одном из квалификационных заездов, львовянину после финиша пришлось покидать машину справа, а его механику открывать водительскую дверь при помощи … монтировки!...Ну а уже в Финале сам Андрей пробивает колесо на одной из коварных ям, которые встречаются на автокроссе.
Тем не менее, под одобрительные возгласы зрителей, коих несмотря на отсутствие анонсов немного, но все же собралось на гонку, последние пару кругов (из семи) Сапужак проехал на диске. Более того, он смог финишировать пятым из семи стартовавших. И это при том, что разбортировалось одно из ведущих передних колес!Ну а позже это место официально превратилось в первое вне подиума…
Среди настоящих автокроссовых машин, коими являются багги, оказалось всего четыре участника. Трое из них представляли Черновцы.В свою очередь три багги отвечали требованиям самой младшей 2-й зачетной группы, тогда как машина Павла Петраша относится к более мощной 3-й группе. Можно сказать, что тут родные стены не помогли местным пилотам. Во 2-й группе оба дня доминировал Дмитрий Рубан из Запорожья, тогда как вторым и третьим тут неизменно финишировали «хозяева» трассы - Виктор Брицкий и Александр Подшивалов. Петраш же соответственно стал первым и одновременно последним в своей зачетной группе... Как уже было сказано, среди детворы, выступавшей на мини-багги, четверо из пяти участников представляли буковинскую землю. Они же заняли и все места на подиуме. Во всех трех заездах равных не нашлось Василию Марущаку, тогда как аналогично неизменно 2-м и 3-м все три раза финишировали Артур Гнатович и Богдан Марущак, а первым вне подиума тоже оказался еще один черновчанин – Михаил Книш. Что же, пусть и не в сам уикэ-энд Дня Независимости Украины, а неделей позже, тем не менее, это действительно символично, что именно традиционный черновицкий автокросс, в прошлом многие годы проводившийся как раз к этой дате, стал первым официально проведенным автоспортивным соревнованием на территории Украины с момента нападения врага на нашу страну. Будем надеяться, что в следующем году на аналогичную гонку в Черновцы приедут и пилоты из Харькова, Днепра, Мелитополя, а может быть и Донецка, - именно эти города в не столь отдаленном прошлом являлись одними из главных автокроссовых центров Украины.
Равно как будем надеяться, что уже в этом году за «Кубком Черновцов» последуют и другие официальные автомобильные соревнования, а не только «вошедшие в моду» нынче учебно-тренировочные сборы.Ведь любые соревнования тоже являются своего рода символом непокоренности украинской нации! И автоспорт, ничем не хуже футбола, хоккея, бокса, олимпийских видов спорта или того же мотоциклетного спорта, и он тоже нужен не только его преданным болельщикам, а и обычным зрителям...
Вячеслав Щербина специально для украинских болельщиков
Фото участников и организатора