1-й этап национальной серии по джип-спринт Ukrainian Raid Series выдался непростым во многих аспектах, включая сложную и коварную трассу. Однако именно ее сложность и не оставила равнодушными экипажи! Пусть почти 14-километровое кольцо проложенное в районе двух заливов на Оболони вызвало немало проблем, причем как у штурманов, так и у их пилотов, - почти все они остались довольны этим спортивным вызовом. А ошибок, особенно навигационных в начале гонки, хватало и избежать «блуканий» удалось не многим.

  Более того, серьезная задержка старта из-за позднего приезда кареты скорой помощи за собой повлекла как «эффект домино» немало организационных проблем. Запланированные обратные круги в итоге так и не состоялись, участники зачета Sport и вовсе преодолели лишь половину дистанции, а награждение закончилось лишь к полуночи! Тем не менее, на ее церемонию, проходившую на Контрактовой площади, приехали все, даже сошедшие в гонке экипажи и, несмотря на неприятные задержки, их настроение было по-прежнему праздничным… Как обычно, обо всем по порядку.

Сложности на и за пределами трассы…

  Как уже было сказано, из-за организационной нестыковки скорая помощь, без наличия которой ни одно официальное соревнование не начинается, опоздала на пару часов! Более того, ее врач отказался проводить «медосмотр» пилотов, что происходит на большинстве соревнований. Организаторам в срочном порядке пришлось искать так называемого «Врача гонки», который и допустил пилотов к старту. Все это вылилось в трехчасовую задержку старта, который вместо 8 утра был дан ровно в 11.

  Благо погода в этот день воцарилась почти весенняя и приветливое солнце откровенно пригревало. Однако, если для томящихся в ожидании гонки зрителей оттепель оказалась по душе, участникам напротив, она сулила серьезное усложнение жизни!
С учетом морозов накануне, во всех классах был разрешен «шип», включая настоящий «боевой», причем во всех зачетах! И участники были готовы в настоящей зимней гонке, подойдя во всеоружии…

 

  Но, увы, запланированная как целиком зимняя трасса, в итоге местами напоминала трофийную, с большим количеством луж, грязью и колеей. Вместе с тем ее по-прежнему окружали коварные снежные обочины. Малейшая ошибка пилота приводила к потере времени на то, чтобы выбраться из рыхлой обочины…

 

  Однако даже не это стало главной проблемой участников «Сахары по-киевски».
  Дело в том, что накануне в песчаном карьере на косе проходили любительские внедорожные соревнования, после которых там осталась настоящая сеть из накатанных следов, ведущих «из неоткуда в никуда». Именно они вводили в невероятное заблуждение штурманов на первом круге. С учетом того что первыми на старт вышли любители из зачета Standart, шутрманам этих экипажей было не позавидовать вдвойне! В итоге на первом круге, особенно на косе, «блуждали» все без исключения!

 

  Тем не менее, с учетом всех обстоятельств, хотя за не прохождение дистанции и начислялись штрафные минуты, никого из участников за эти, порой капитальные «срезки», не был наказан аннулированием результата… (Большинство этих навигационных ошибок никак нельзя было классифицировать как срезки, а, наоборот, большинство теряло время на этом…)
  Да что там говорить, если даже некоторые экипажи из зачета Sport, которые вышли на старт последними, уже после Tuning-а, имея уже накатанную колею, тем не менее допускали ошибки на этом коварном отрезке дистанции…

Зрелищный и непредсказуемый «Спорт»

  Естественно, именно участники зачета «Спорт», выступающие на настоящих спортивных внедорожниках, стали главным магнитом внимания для зрителей на «Сахаре по-киевски». Благодаря мощным форсированным моторам и модифицированным энергоемким подвескам они могли не перестраховываться и идти полным ходом там, где участники из «Стандарта» аккуратно «крались». Чего только стоили их прыжки на трамплинах, особенно в исполнении Константина Полийчука…

 

  Те из зрителей, кто дождались старта «Спорта», а это произошло далеко за полдень, не пожалели! Вместе со зрелищем, именно этот зачет преподнес и довольно неожиданные результаты.
  Главными фаворитами тут без сомнения считались прошлогодние победители Ukrainian Raid Series Николай Кузнецов с Виталием Евтеховым.

 

  И они сразу взяли серьезный темп, настолько, что его попросту не выдержала «резина»!
  Шутка ли, но на их Toyota FJ Cruiser трижды буквально «разувались» колеса, что не могло не сказаться на итоговом результате. На свои 5 кругов Кузнецов с Евтеховым затратили 2 часа 10 минут, тем самым даже не ложившись в так называемую «Норму времени», получив за это дополнительные 10 штрафных минут.

 

  В итоге фавориты заняли лишь третье место. Тем не менее, тот же Евтехов, являясь на сегодня одним из самых опытнейших украинских штурманов, выразил организаторам свою благодарность за сложную и интересную трассу…
  Ну а балом в «Сахаре по-киевски» правили два экипажа, возглавляемых отцом и сыном Полийчуками. И в данном случае молодость превзошла.

 

  Леонид, выступающий вместе с Андреем Солоповым на Toyota FJ Cruiser, не оставили шанса оппозиции, пройдя дистанцию в 5 кругов за 1 час 51 минуту, не собрав ни одного штрафа. Едущий на спортивном Mitsubishi его отец Константин, которому ассистирует Юрий Кондратьев, также прошел дистанцию чисто, но на три минуты медленнее. Они и стали решающими…

 

  С точки зрения времени, лишь полторы минуты старшему Полийчуку уступил Александр Сафранков, выступающий на более скромной Toyota Land Cruiser. Увы, но его штурман Анатолий Зеленский серьезно ошибся при первом прохождении косы. За это они «собрали» два часа штрафов, которые и отбросили экипаж №210 на 4-е и последнее место в зачете «Спорт»…

 

  Примечательно, что из 15 стартовавших экипажей, до финиша не добрались лишь трое, причем поровну, по одному из каждого зачета, и это несмотря на довольно коварную и непростую трассу…

Не особо медленнее чем «Спорт»!

  Пожалуй, главной «фишкой» серии по джип-спринт Ukrainian Raid Series является то, что гонщиком тут может ощутить себя буквально любой желающий! Более того, для таких аматеров зарезервировано сразу два класса, где возможно стартовать исключительно на серийной технике.

 

  Мало того, если в «Тюнинге» разрешены некоторые доработки по форсировке мотора и усилению подвески, то в «Стандарте» участники должны ехать исключительно на полностью стандартных внедорожниках! Естественно, их скорость никак нельзя сравнивать с показателями «Спорта», и, тем не менее, пилоты «Тюнинга» также порадовали болельщиков зрелищной ездой. Более того, по скорости они не так уж и сильно уступали «Спорту», проигрывая на почти 14-километровом круге всего по паре-тройке минут…

 

  Гонка двух этих зачетов также была сокращена, однако в отличие от «Спорта», им довелось не только проехать по три первых круга, но и под занавес «проскочить» под вечер еще один круг второй секции, правда, не в обратном, а в том же направлении, что и изначально. При этом экипажи «Спорта» предвкушали «ночной» отрезок, и уже начали крепить «люстры». Однако по соображениям безопасности «темнота победила»…
Примечательно, что и в «Тюнинге» результаты оказались довольно непредсказуемыми.

 

  Явный фаворит этого зачета и прошлогодний победитель Ukrainian Raid Series в этом зачете Николай Британ, которому ассистирует Ирина Павлик, сошел с оторванным задним колесом, не проехав и первого круга.

  В этой связи казалось, что дорога к победе открыта второму фавориту этого зачета в лице ветерана украинского автоспорта Леонида Протасова, которому вновь ассистировал Владимир Чеботарь.

  Напомним, что этот экипаж стартовал лишь два раза в прошлом году и оба раза побеждал. Однако в этот раз все пошло не так еще до старта.
Рано утром Протасов обнаружил на своем VW Amarok «потекшие» амортизаторы, которые были спешно заменены на старые серийные. (Причем не будь той самой задержки старта, этот экипаж скорее всего не успел бы выйти на старт!...) Естественно такая подвеска не могла не сказаться на скорости.

 

  Протасов, чей «пикап» временами по-настоящему «козлил» на ухабах, после первых трех кругов уступает пару минут Ивану Кравцову с Геннадием Стаматиным, опережая при этом на полторы минуты Александра Мироненко, выступающего с Романом Бочаровым. (Оба экипажа едут на Toyota FJ Cruiser-ах).

 

  Более того, на том самом заключительном круге, пытаясь отыграться, ветеран «зарывается» в одном из коварных мест. На откапывание теряется еще порядка 5 минут, и как результат худшее из трех участников «Тюнинга» итоговое время.
Лучшим же на последнем круге стал Мироненко, пройдя его за 24,5 минуты, что полностью соизмеримо со скоростью экипажей зачета «Спорт».

 

  В итоге на четырех кругах Александр уступил лишь две минуты Кравцову, но увы для него.
  Как и в случае с Сафронковым в зачете «Спорт», штурман Мироненко допустил сразу несколько серьезных ошибок при первом прохождении по коварной косе, которые вылились в увесистые 2,5 часов штрафов… Как результат, позади пары Кравцов-Стаматин, вторыми в «Тюнинге» стали Протасов с Чеботарем, а за не имением других соперников (тут стартовало всего четыре экипажа) Мироненко с Бочаровым все же смогли поучить кубки за третье место…

 

  При этом нельзя не сказать, что хотя в итоговых протоколах у Протасова с Чеботарем имеется получасовой штраф за одну навигационную ошибку, в реалии вскрытие «пост-фактум» так называемых «треков» системы GPS показало, что экипаж не ошибался в навигации. Однако эта судейская ошибка не на что не повлияла бы, так как роковым стало то самое «откапывание» на последнем 4-м круге и первое место в любом случае в этот раз оказалось вне досягаемости для этого экипажа…

На дорожной технике по бездорожью

  Как уже было сказано, главные испытания «Сахары по-киевски» выпали как раз на участников из зачета «Стандарт», выступающих на абсолютно серийной технике. Как и предсказывалось в анонсе, именно их штурманам довелось ощутить себя первооткрывателями, и без того непростой трассы, которая дополнительно усложнилась следами от соревнований накануне…

 

  Шутка ли, но со старта на злосчастной косе заблудились буквально все шесть стартовавших в этом зачете экипажей! Причем «блукали» они по многу раз... Тут нужно пояснить.
  Пусти их организаторы последними, а «Спорт» первыми, как это обычно бывает на подобных соревнованиях, возникли бы другие проблемы. Да, тогда первыми бы дорогу прокладывали бы куда более опытные штурманы-профессионалы. Однако вместе с тем мощные внедорожники из «Спорта» разрыли бы трассу, местами сделав ее крайне сложно проходимой для абсолютно стандартных «джипов», что и показал тот самый заключительный четвертый круг…

 

  Именно поэтому «Стандарт» ехал свои три круга первым и это не могло не сказаться с точки зрения навигации, что вылилось в многочасовые штрафы. Более того, с учетом некоторой неопытности маршалов на трассе, подсчеты в конце дня оказались не всегда верными, и результаты гонки в этом зачете будут пересмотрены согласно тех самых «треков» GPS.
  Отчасти именно поэтому данный материал имел задержку, однако для утверждения уточненных результатов требуется сложная «бюрократическая» процедура, которая в итоге займет «энное» время… Тем не менее, на сегодня однозначно можно сказать, что в «Стандарте» победил экипаж Виталий Лемец-Александр Черняк, выступающие на скромной «Ниве».

 

  При этом даже на их счету имеется один час за не пройденные точки, плюс 8 минут за превышение нормы времени в два часа. Более того, на четырех кругах если судить по скорости они стали последними 5-ми среди пяти финишировавших в этом зачете. Тем не менее, как это обычно бывает в рейдовых дисциплинах, вопрос скорости тут далеко не всегда является решающим и у остальных участников штрафов оказалось куда больше…
  После обработки результатов «судей факта» призы за второе место получили Андрей Шинкаренко с Леонидом Ланченко, выступающие на Toyota Land Cruiser.

 

  Однако они, равно как и числящие на сегодня 4-ми Сергей и Максим Калинины (Hummer H2) допустили куда больше навигационных ошибок, чем это было изначально зафиксировано судьями на трассе и это повлечет еще большие штрафные часы…
  Таким образом, после утверждения уточненных результатов вторыми и третьими в зачете «Стандарт» станут соответственно экипажи Дмитрий Безгодков-Григорий Гладченко (Hummer H3) и Александр Авдеев-Юлия Гриценко (Jeep Grand Cherokee).

 

  По чистой скорости именно эти экипажи на четырех кругах показали 2-е и 3-е времена, при этом, как и остальные, не избежав навигационных ошибок. Однако при открытии «треков» у двух этих экипажей их оказалось намного меньше, чем у пары других участников и спортивная справедливость в данном случае обязательно восстановиться, однако на это уйдет какое-то «бюрократическое» время…

***

  Да, много чего в «Сахаре по-киевски» прошло не так, как было запланировано. К примеру, весь день параллельно гонке на Контрактовой площади велась настоящая шоу-программа с зажигательным выступлением нескольких групп, однако ввиду серьезного сдвига графика экипажи так и не приехали в центр столицы для презентации собравшимся там зрителям.
  Равно как хотя гонку снимали сразу несколько телеканалов, а также квадрокоптеры, наладить прямую трансляцию с трассы в этот раз по разным организационным причинам не получилось… При этом сегодня убедиться в невероятной зрелищности 1-го этапа Ukrainian Raid Series может каждый…

https://youtu.be/6A9wd2cvbAA

 

  Да, задержка в три часа не могла не расстроить зрителей, равно как и большие интервалы в прохождении зачета «Стандарт»… Тем не менее, те, кто все же дождались мощный «Спорт», были вознаграждены настоящим ралли-рейдовым зрелищем, да еще и изрядно приправленным зимним колоритом…

 

  Более того, нельзя не отметить и другое.
  Не то что в самой столице, а даже в ее окрестностях скоростные ралли-рейдовые гонки не проводились уже несколько лет, не говоря уже о совершенно уникальном зимнем формате. За всю историю украинского автоспорта подобных зимних рейдовых гонок можно посчитать на пальцах одной руки!...

 

  Несмотря на задержку старта, позднее награждение и некоторые другие «шероховатости», большинство участников, осознающих, что значит провести такую непростую гонку, да еще и в столице, поддержали организатора добрым словом… За что им, равно как и пришедшим на гонку болельщикам, организаторы Ukrainian Raid Series выражают огромную благодарность и приносит извинения за недочеты, выводы из которых были сделаны и не повторятся…

https://youtu.be/nmeFEcJvXPc

Вячеслав Щербина специально для Ukrainian Raid Series
Фото Евгений Брежнев, Александр Василюк и автора