Без излишнего пафоса можно сказать, что с прошедшей в херсонской области гонкой «Алешкинская сечь», в Украине начался новый виток ралли-рейдовых соревнований. Возрождать их «взялась» новая Национальная серия по джип-спринт Ukrainian Raid Series. Первым этапом этой новой автоспортивной дисциплины джип-спринт стала довольно увлекательная гонка «Алешкинская сечь», прошедшая 1-2 апреля. Основным местом сражения «джиперов», съехавшихся в херсонскую область из многих уголков Украины, стали известные «Алешкинские пески».

 

  Экипажам предстояло пройти в двух направлениях шесть раз 30-километровый круг, проложенный по песчаным лесным дорогам и легкому бездорожью. Правда, в двух аматерских классах заключительный шестой круг был отменен из-за сильно разрытой песчаной трассы, ставшей непроходной для серийной техники.

  В самом в городе Алешки (бывший Цюрупинск) в субботу прошел «пролог», после которого зрители смогли отдохнуть переключиться с рева моторов на концерт группы OT VINTA и дискотеку от DJ FM, тогда как венчало вечер лазерное шоу, созданное специальное для Ukrainian Raid Series!

https:// www. youtube.com/watch?v=FV5b9WazGI0&feature=youtu.be

  Ралли-рейдовые гонки, которые еще именуются как кросс-кантри ралли, не проводились в Украине после 2013-го года, хотя на тот момент они были довольно популярны как среди участников, так и болельщиков. И возрождающая эту дисциплину «Алешкинская сечь» не подвела, подарив самим участникам интересную трассу, а давно не видевших внедорожники едущие «на все деньги» болельщикам – настоящее спортивное зрелище.

  А еще 1-й этап Ukrainian Raid Series оказался более чем интригующий, ведь в ралли-рейдах далеко не всегда выигрывает самый быстрый пилот! Тут важна слаженная работа экипажа и от штурмана зависит очень многое, так как его ошибки «аукаются» экипажу не проигранными секундами, а минутами и даже часами! Обо всем по порядку.

В чем суть

  Главной «фишкой» Ukrainian Raid Series является то, что наравне с профессионалами, выступающими на настоящих спортивных «монстрах», тут может стартовать абсолютно любой желающий на совершенно серийном внедорожнике. В зависимости от уровня подготовки их техники участники делятся на три зачетных группы. В Sport выступают на «задуженных» (оборудованных каркасами безопасности) внедорожниках, в которых по сути разрешены любые технические доработки.

  Для аматоров зарезервировано сразу два класса.
  В Tuning-е также возможны серьезные доработки внедорожников, включая модернизацию и усиление подвески, форсировку двигателя, тогда как в Standart экипажи должны стартовать на абсолютно серийной машине.

  При этом аматеры соревнуются на совершенно одинаковых со спортсменами условиях – на той же «дорожке» и той же дистанции, двигаясь с максимально возможной скоростью. Тут нужно остановиться и пояснить.
  Раньше в отечественных ралли-рейдах был зачет «Рейд», зарезервированный для серийной техники. Однако в нем экипажи соревновались не на скорость, а в формате на «регулярность движения». В этом случае им нужно строго поддерживать заданную среднюю скорость и ни в коем случае не только не опаздывать на пункты контроля времени (КВ), но и приезжать раньше так называемого «идеального времени». При этом если за каждую минуту опоздания на КВ начислялись 10 штрафных секунд, то за минуту опережения следовала аналогичная штрафная минута.

  В новой серии джип-спринт на спецучастке (СУ) абсолютно все экипажи, как спортсмены, так и любители, едут «на все»!
При этом на трассе были заготовлены промежуточные пункты, обязательные для прохождения. К ним относятся «Контроль прохождения» (КП) и «Контрольный створ» (КС). Для участников Sport по сути в них разницы нет, и они проходят их как «точки», ходом. А вот любители обязаны остановится на КП и получить отметку о его прохождении. Именно КС стали еще одной фишкой джип-спринт. Они отмечены в «Дорожной книге» участников, включая координаты GPS, и их нужно обязательно найти. Непрохождение КС, как и КП, отмечается судьями и влечет за собой 30-минутный штраф. Более того, при пропуске в гонке четырех таких точек экипаж снимается с нее!

  При этом неким ноу-хау организаторов стали как раз эти КС, которых не было на первом круге, но они «всплыли» на втором и третьем. Причем их оказалось сразу пять! (Нечто схожее в своем время применялось в любительских ралли и называлось «Внезапный контроль времени»). Иными словами на втором и третьем кругу экипажам зачета Sport нужно было пройти семь КС, тогда как любителям два КП и пять КС. При движении на обратных кругах схема была схожей.

  И это серьезно усложнило задачу экипажей, которым соответственно нужно было еще аккуратнее придерживаться «Дорожной книги» на вроде бы уже знакомой трассе. Можно сказать, что именно эта кажущаяся «знакомость» трассы с увеличившимся количеством КС, и стали главным «камнем преткновения», причем для большинства экипажей, о чем ниже.

При этом штурманам по-прежнему оставалась работа не только на самом СУ, а и на дорожных секциях. На старт, а также другие пункты «Контроля времени» (КВ), экипажам нужно прибывать в строго отведенное время. Опоздание на них или опережение «карается» по той самой схеме с минутой наказания за каждую минуту опережения. С учетом неопытности многих участников некоторые из них «схлопотали» именно такие штрафные минуты, которые также повлияли на исход гонки.

Как уже было сказано, на 1-й этап Ukrainian Raid Series съехались экипажи из самых различных уголков нашей страны. Естественно, с учетом места расположения довольно серьезно был представлен Херсон, которому противостояли настоящие десанты из Харькова и Днепра, вместе с тем были представлены Киев, Одесса, Николаев… Всего на старт «Алешкинской сечи» вышло 22 экипажа, что для первого этапа совершенно новой национальной серии немало.

  Все три группы оказались довольно равномерно заполнены с девятью экипажами на стандартных внедорожниках, тогда как в двух более «взрослых» зачетах стартовали 6 и 7 машин. В каждом из них имелись свои фавориты.

Вопрос далеко не только в скорости

  Еще перед гонкой однозначным претендентом на победу можно было назвать экипаж, состоявший из имеющего многолетний опыт выступления в ралли-рейдах Николая Кузнецова, которому к тому же ассистировал один из самых именитых и опытных в истории украинского автоспорта штурманов – Виталий Евтехов.

  Именно навигатор провел своего пилота через все КС на всех шести кругах без единой ошибки. При этом скорость Кузнецова была не самой высокой в гонке. Как раз она осталась за Михаил Лисяком, также уже не раз стартовавшем в ралли-рейдах.
Именно харьковчанин выиграл 4-километровый «пролог», пройдя его за 3 мин 50,7 секунды, тем самым став открывающим экипажем в воскресенье.

  Это означало, что его штурману Ивану Солодовнику пришлось все воскресенье открывать дорогу, причем на всех шести кругах!
Задача эта не из простых даже для опытных ветеранов и без ошибок не обошлось. Нельзя забывать, что в отличие от классического ралли, в рейдах экипаж едет трассу «с чистого листа», видя ее впервые, по крайней мере при первом прохождении круга…

  Михаилу даже пришлось возвращаться на правильный путь во время первого круга, один раз опасно выехав на встречу стартовавшему вторым Кузнецову, что не могло не вызвать возмущения у соперника. К счастью все участники этого случающегося в ралли–рейдах инцидента отделались лишь испугом…
 Тем не менее, именно за Лисяком после второго времени на первом круге, осталось два лучших на двух других, где они с Иваном шли уже по вроде бы знакомой трассе, а затем эта пара показала два лучших времени и одно второе на трех обратных кругах.

  Тем самым их суммарное время на 184 зачетных километрах составило 2 часа и почти 43 минуты. Оно оказалось на полторы минуты лучше, чем у Кузнецова, лишь немного уступавшего в скорости Лисяку и показавшему два лучших и еще четыре вторых времени.

  Однако, на тех самых двух кругах (СУ3 и 4), где Лисяк оказался лучшим, его навигатором была допущена ошибка! Солодовник пропустили два КС, за что экипаж №202 получили штраф в один час, отодвинувший их с высшей ступени подиума на третью.

  Победу же на первом в истории этапе Национальной серии джип-спринт Ukrainian Raid Series отпраздновали Кузнецов с Евтеховым, на счету которых оказался лишь один 10-секундный штраф за фальстарт…

  Серебро «Алешкинской сечи» забрали Константин Полийчук с Денисом Татарко. По ходу гонки они показывали не самую высокую, зато стабильную скорость, уступая в среднем 3-5 минут лучшему показателю, почти на всех СУ отметившись третьим временем.

  Но, главное, Татарко также не совершил ни одной навигационной ошибки. Таким образом, с пробелом в колонке штрафов и тремя часами и 9 минутами, киевлянин с днепровцем уступили менее получаса победителям, в свою очередь с учетом штрафов, опередив почти на 35 минут Лисяка с Солодовником…

  Примечательно, что все три экипажа-призера «Алешкинской сечи» выступали на внедорожниках Toyota FJ Cruiser.
Первыми вне подиума зачета Sport стали Олег Фонарев с Андреем Солоповым, также ехавшие на «Тойота», но куда более скромной - Land Cruiser.

  По ходу гонки они показывали стабильные времена в районе 5-го, уступая около 10 минут на каждом СУ быстрейшим. В итоге Фонарев показал в сумме 5-е время, при этом его штурман, имеющий немалый опыт, также не совершил ни одной навигационной ошибки и они стали четвертыми по итогам гонки, при этом и с учетом штрафов у Лисяка-Солодовника, до «бронзы» экипажу №205 не хватило призрачных 42 секунд!...

  Пятым и последним в зачете Sport стал экипаж Александр Гребенюк-Роман Бирюков на Mitsubishi L200 (№204), которые по скорости были четвертыми, опередив на 11 минут Фонарева с Солоповым, однако пропуски КС все на тех же СУ3 и 4, штраф за что отодвинул их на позицию ниже…

  Кому больше всего не повезло в категории Sport, так это Леониду Архангородскому с Анатолием Богачем, выступающим на колоритном «ГАЗ-69». Увы, но именно техника и подвела этот экипаж.

  Сначала отказ гидроусилителя с самого утра и финиш с 15 минутным проигрышем после непростой песчаной трассы на первом круге, а потом и вовсе пробитый картер двигателя передним мостом из-за поломки подвески после неудачно прыжка и сход…

Не доверяй следам на песке

  Одной из специфик ралли-рейдов, причем любых, включая «его величество» «Дакар», является то, что многие в пелетоне, особенно менее опытные участники, не пытаются ориентироваться на местности, а следуют по следам лидеров, полагаясь на их профессионализм. Однако это может приводить к весьма неожиданным последствиям. Вполне логично, привычно первыми дорогу открывали участники из категории Sport, и только за ними шли аматоры.
  Правда, в Standart «открывающим» стал вовсе не любитель – Леонид Протасов, известный еще со времен «союза» кольцевик, имеющий опыт и в рейдовых гонках.

  Именно он стал лучшим на «прологе», причем среди обоих любительских категорий, включая класс Tuning. Леонид показал 4 мин 29,3 секунды, тогда как лучший в более форсированном классе, кем стал Александр Сафронков, уступил пару секунд именитому ветерану. Между ними на «прологе» вклинился Николай Британ из Standart, однако в гонке его практически сразу в воскресенье утром подвел мотор и он сошел.

  Таким образом, дорогу двум аматорским классам открывали штурманы Протасова и Сафронкова – Владимир Чеботарь и Анатолий Зеленский, соответственно. Однако в данном случае оба навигатора не обладали опытом, поэтому их пилоты скорее полагались на оставленный след впереди идущих экипажей из зачета Sport, и им не стал след Кузнецова с Евтеховым, что не могло не сказаться.
  Именно Протасов выиграл в своем зачете не только субботний «пролог», но потом и три первых круга, и второй обратный, причем серьезно опережая времена не только одноклассников, но и лидеров куда более «зубастого» класса Tuning.

  Соответственно за Леонидом осталось и лучшее время в гонке, причем для обоих любительских зачетов – 2 часа и почти 53 минуты. Однако его экипаж ждали два получасовых штрафа за пропущенные КС на все тех же втором и третьем круге. Казалось, на этом о «золоте» можно забыть!
Однако, точно также поступили практически все без исключения участники зачета Standart также «схлопотав» аналогичные или другие штрафы, что в итоге даже при часовом штрафе оставило победителями «Алешкинской сечи» в этом классе Леонида Протасова с Владимиром Чеботарем! Вторыми в Standart гонку закончили еще одни киевляне - Игорь Макулин с Виталием Гребенюком.

  Именно за ними на четырех из пяти воскресных кругов оставалось второе время в классе, где они уступали лидерам всего по паре минут в среднем. В сумме экипаж №106 отстал от победителей менее чем на 11 минут, и при получении аналогичного часового штрафа за те же самые пропущенные КС на СУ3 и 4 эта разница сохранилась в итоговом протоколе…
  Третьим в этом зачете стал херсонский экипаж двух Александров – Нестеренко-Чихун.

  Они стабильно показывали 3-4 времена в классе, допустив те же навигационные ошибки, что и многие другие. Нужно сказать, что некоторые штурманы попросту не заметили в «Дорожной книге» те самые дополнительные КС, которые «появились» на втором круге, едя по уже «знакомому» кругу по первым страницам «Легенды», где при первом прохождении они пометили себе опасные места, а, кто-то и удобные места для срезок…

  А вот Сафронкову в его зачете Tuning не повезло как Протасову. Тут имелся другой днепровский экипаж в лице Вадима Вевера, которому ассистировал опытный штурман Максим Маштак.
  Они только один раз показали время в топ-3, стабильно идя четвертыми-пятыми в своем классе, уступая в среднем около пяти минут лучшим временам на СУ в этом классе.

  В итоге суммарное время экипажа №151 составило 3 часа 24 минуты, что стало лишь четвертым, на пять минут хуже, чем у Сафронкова, и существенно «медленнее» 3 часов 8 минут Константина Ивашина, за которым остались лучшие показатели в Tuning на трех кругах и один второй.

  Однако время Вевера с Маштаком в прямом смысле оказалось чистым, без единого штрафа. Таким образом, как и в случае с Евтеховым, безупречная навигация обеспечила «золото» алешкинских песков в категории Tuning, тогда как вроде бы быстрые экипажи насобирали увесистые штрафы, отбросившие их далеко назад.

  Так Константин Ивашина, которому ассистировала его жена Ирина, за три пропущенных КС, не только на тех злосчастных втором и третьем круге, но еще и на пятом, «собрал» полтора часа штрафов, отбросивших его вообще за пределы подиума с первой строки на последнее пятое место в классе!
  Вторыми же в Tuning стали Андрей и Руслан Рындовы.

  Уступив 20 минут Ивашину, их время в гонке оказалось пятым и последним в классе. Однако местный экипаж получил только 30 минут штрафа, сориентировались лучше большинства других на родных для них дорожках, пропустив лишь один КС на втором круге, не повторив эту же ошибку на следующем СУ.

  Что же до Сафронкова с Зеленским, они показали третье время в классе – 3 часа 19 минут, «попутно» получив все тот же часовой штраф за КС на СУ3 и 4, в итоге став бронзовыми призерами «Алешкинской сечи» в зачете Tuning.

P.S.

  Нельзя не отметить и другие экипажи, например, Александра с Сергеем Зубаревых из зачета Standart. Днепровцы стабильно провели день, показывая времена в районе 5-го

  При том же одном часе штрафа они стали первыми вне подиума, где до его последней ступени им не хватило всего одной минуты и 9 секунд…
Аналогично, всего две минуты от «бронзы», но уже в категории Tuning, отделили Александра и Виталия Гузя.

  Херсонский экипаж выиграл на втором круге в этом классе, показав второе время на двух обратных. Увы, но помимо того самого часа за пропущенные КС на втором и третьем круге, они ошиблись при отметке на контроле времени (КВ) приехав раньше и получив за это «дополнительные» 10 минут, иначе бы третье место было за ними…
Тем не менее, именно это 4-е место Гузей вместе с третьим Нестеренко с Чихуном в Standart-е принесли их команде «Адреналин 4х4 Херсон» победу в зачете коллективов.

  Собрав 100 очков, они на 40 опередили другой местный коллектив – Херсонский АК «Союз 4х4», чьи «цвета» защищали занявшие второе место в Tuning-е Рындовы и, увы, сошедшие Архангородский с Богачом.
Нельзя не сказать о приключении Виталия Широченко с Владиславом Чегодаевым.

  Незадолго до финиша первого же круга их Nissan Patrol перевернулся и пока «коротыш» лежал на боку, из-за слетевшего патрубка тосол попал на раскаленную систему выхлопа, отчего произошло возгорание!
  Тем не менее, оно было оперативно устранено, а после небольшого ремонта экипаж продолжил гонку.

  Увы, но эта «заминка» и технические проблемы на третьем круге, означали превышение номы времени, отведенной на один СУ, что в итоге означало сход, который херсонцы официально оформили все же пройдя в качестве тренировки оставшуюся часть дистанции…

  При этом, если этот экипаж не показывал высокой скорости, такого не скажешь об Александре Мироненко с Николаем Герасимцом, выступавших в том же зачете Tuning.
  На «прологе» они были третьими, подкрепив его 4-м временем на первом круге.

  Увы, но после неудачного момента Александр «разувает» два колеса своей Toyota LC100. Экипаж отчаянно устраняет эту проблему, но «бескамерка» вновь спускает, после чего николаевский экипаж был вынужден капитулировать… Аналогично, начавшие с второго времени на «прологе» и четвертого на первом круге в классе Standart Николай с Ириной Британ были вынуждены сойти после второго круга из-за отказа двигателя их Chevrolet Niva. Наверняка еще обиднее было Леониду Полийчуку с Александром Казуниным.

  Как раз они ошиблись с КС на первом круге, зато прошли чисто коварные второе и третий, а потом и вовсе стали лучшими в зачете Standart на первом обратном СУ. Увы, но проблемы возникли на последнем пятом круге для этого класса. Экипаж №203 все же финишировал, но из-за превышении нормы времени всего на 4 минуты, согласно правил его результат был аннулирован…

  Но, главное, благодаря в меру сложной трассе и довольно непростому формату с «всплывающими» КС, участники, среди которых более половины являлись новичками, причем абсолютными для ралли-рейдовой дисциплины, получили опыт.

  Более того, большинство вынесло уроки «всплывающих» КС уже во второй части гонки! Ведь пять дополнительных точек появились на втором и третьем обратном кругах и уже тут ошибку совершил лишь один экипаж из всего пелетона!...

  Формат джип-спринт изначально и задумывался как некая золотая середина между небольшими и довольно популярными в Украине кантри кроссом, где не стартуют тяжелые внедорожники, и ралли-рейдами уровня «баха»…
  При этом нельзя не отметить и ноу-хау для зрителей, впервые примененное в отечественном автоспорте в раллийных или ралли-рейдовых дисциплинах.

  На трассе работала профессиональная бригада на 5 камер «киношников» ангажированная организатором шоу-составляющей «Ходинг НАС», благодаря которым, а также квадрокоптерам компании «Дронариум» осуществлялась прямая трансляция гонки! (Пусть и не всей, так как без проблем, особенно с интернетом не обошлось). Причем «картинка» выводилась на экран, расположенный в воскресенье на окраине леса в районе финиша первых кругов, превратившегося в старт обратных.

  Когда же это было не возможно, на место оперативно подвозилась смонтированная видеозапись и зрители имели беспрецедентную как для ралли-рейдовых соревнований, причем не только украинских, возможность наблюдать за событиями с трассы в режиме реального времени!...

https:// www. youtube. com/watch?v=sj5BJ2JLNX4

  Субботняя вечерняя шоу программа также не оставила равнодушным тех, кто на нее пришел…
  И соорганизаторы Ukrainian Raid Series не только не собираются опускаться ниже взятой ими планки, но и подымать ее выше! В будущем гонкам джип-спринт будет обязательно сопутствовать он-лайн в интернете, которого в этот раз из-за некоторых организационных проволочек на месте не было. А при стабильном интернете, будет вестись самый настоящий прямой эфир с ралли-рейдовой гонки, чем пока в истории не могла похвастать ни одна рейдовая гонка в мире!....

  С уважением пресс-служба Ukrainian Raid Series
  Фото Евгений Брежнев и Виктория Лютенко

  «Алешкинская сечь» в цифрах и некоторых интересных фактах:

• Участвующие экипажи - 22.
• Сошедшие – 7.
• «Боевые» километры гонки – 184.
• Общая длина пройденных «боевых» километров всеми участниками этапа - 2910.
• Общее время штрафов и пенализаций - почти 14 часов.
• Налет «бовых» километров дронами компании «Дронариум» - 3900.
• Количество видео записанного пятью группами операторов и дронами – более 3 террабайт.
• Звук от компании «Дядя Федор» - более 15 кВт.
• Размер светодиодных плоскостей RentMedia для прямой трансляции гонки и концерта - 36 кв.м.
• Время, потраченное на подготовку 5-минутного Лазерного шоу «МикамЛазер» - 190 часов.
• Общее время рекламного радиоэфира на DjFm и «Шансон» - 60 минут.
• Общее время рекламного радиоэфира на «ПРОСТО РАДИО» - 100 минут.
• Общее время рекламного телеэфира на «Первом автомобильном» телеканале - более 360 минут.
• Подготовка к проведению гонки заняла три месяца и порядка 500 деловых встреч.
• В процессе подготовки к гонке было спалено около 5 тонн топлива.
• Электроэнергия, затраченная на шоу-программу и ТВ-освещение гонки - более 900 кВт.
• В организации был задействованы 4 грузовых автомобиля, 4 автобуса и более 15 легковых авто и внедорожников из Киева, Херсона, Днепра...