Несмотря на доминирование лидеров во всех четырех классах, заезды 3-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам и Grand Classic Cup подарили немало острых моментов. «Большим шлемом» в автоспорте принято считать 100%-й результат, когда пилот завоевывает поул-позицию, лидирует от старта до финиша, а также показывает быстрейший круг в гонке. Самое интересное, что это уникальное в своем роде достижение не отмечается никакой наградой, однако считается очень престижным завоеванием, пусть и исключительно статистическим.


 В рамках 3-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам, а также уже традиционно сопутствующей ему кубковой гонке Grand Classic Cup, во всех четырех зачетных группах их соответствующие лидеры добились «Большого шлема»! Однако это не означало, что заезды были пресными. Напротив! Как обычно, обо всем по порядку.

Новые дебютанты и завсегдатаи

  Несмотря на то, что формулисты вновь так и не собрались и гонка в этом классе снова не проводилась, отрадно то, что в украинском кольце продолжают появляться новые лица. Так в рамках Grand Classic Cup на 3-м этапе дебютировал Дмитрий Жук в классе «ВАЗ 2108», а в зачете классических автомобилей «Лада-1600» впервые стартовали Александр Михайленко, севший за руль «копейки» Сергея Коржова и Сергей Верланов. Примечательно, что несмотря на абсолютный дебют в автоспорте, Жук сходу смог показать второе время в квалификации, о чем ниже.

  Для Александра этот старт также стал дебютом в автоспорте, Сергей же ранее выступал в ралли и горных гонках, однако на «кольце» впервые.

  Нельзя не отметить, что его отцом является никто иной, как Алексей Верланов, чье имя хорошо известно болельщикам со стажем. Это не удивительно, так как львовянин неоднократно становился призером Чемпионата СССР, а потом в первые годы Независимости, пересев на «восьмерку», с успехом боролся и за призовые места уже в рамках Чемпионата Украины по кольцевым гонкам…
Нельзя так же не отметить первый старт в этом году 3-кратного Чемпиона Украины по кольцевым гонкам Сергея Юнашева.

  Интересно, что он выступал на «восьмерке», но не в классе «У-1600», а на серьезно «заряженной» 16-клапанной, обутой в спортивный слик в зачете GT Open. Компанию ему составили основные «игроки» этого года, при этом нельзя не сказать, что Андрей Евтушенко чуть было не пропустил гонку!
  Возвращаясь с отдыха из Болгарии, его туристический автобус несколько раз ломался, окончательно встав, благо, успев пересечь украинскую границу. На попутках Андрей со своей барышней смогли добраться в Киев под утро собственно субботы и он стартовал после почти двух суток в дороге!...

  Всего же в классе GT Open собралось 7 участников, к которым присоединились еще 8 из «У-1600». Однако на старт вышли не все.
Действующий Чемпион Украины Дмитрий Жайворонок, который на предыдущем этапе выступая на одолженной «Лада Приора» просто разгромил оппозицию в «У-1600», в этот раз пересел за руль Ford Fiesta.

  Увы, но уже на втором круге квалификации на непрогретом слике пилот ошибается и вылетает с трассы, довольно сильно повредив автомобиль… К сожалению, эта авария не стала последней в этот день.

Лидеры поименно

  Уже в квалификации стало понятно, что в этот день на довольно холодном асфальте некоторым пилотам удается проходить круг намного быстрее, чем их прямой оппозиции. Так в GT Open лучшим оказался Андрей Евтушенко. Он показал 1 мин 27,581 с, что в сравнении с привычным временем для данной трассы не самый быстрый показатель, однако и другие оказались медленнее.

  Более того, ближайший, кем стал Валерий Жовтоног, выступающий на аналогичной Ford Fiesta, уступил Евтушенко почти полторы секунды! Выступающий же хоть и на куда более мощной, но заднеприводной BMW с 4,4-литровым мотором Владислав Гордов показал третье время, уступив в свою очередь Жовтоногу 0,25 секунды.

  Владислав с лихвой реализовал мощность своего «баварца», чуть было на стартовой прямой не выйдя в лидеры, но, увы – перед поворотом он обнаружил, что на машине почти полностью пропали тормоза! К счастью пилот смог погасить скорость, но, к сожалению, устранить поломку до старта второй гонки не вышло… Евтушенко же уверенно выиграл, попутно показав лучшее время – 1 мин 28,607 с.

  Во второй гонке ситуация повторилась – Андрей лидировал от старта о финиша, заработав еще один бонусный балл за лучший круг – 1 мин 29,518 с. (К этому моменту погодные условия еще больше испортились, и хотя обещанный синоптиками дождь накрыл «Чайку» позже, еще более упавшая температура трассы под нависшими свинцовыми тучами, замедлила ритм гонщиков, выступавших на сликах).

  Таким образом, Андрей Евтушенко заработал на 3-м этапе Чемпионата Украины возможный максимум в 27 очков.
Еще более уверенным оказалось выступление Валерия Шевелева, настроенного в этом году на чемпионский титул в классе «У-1600». Показав в квалификации 1 мин 33,138 с, Валерий вторил Евтушенко, оказавшись быстрее ближайшего из одноклассников более чем на полторы секунды! В гонке Шевелев просто уехал от оппозиции, установив лучшее время на круге 1 мин 33,531 с, что стало на 1,2 секунды лучше ближайшего показателя соперников!

  Во втором заезде ситуация повторилась – 1 мин 33,431 с, что стало на 0,9 секунды быстрее, чем у ближайшего. Как итог - аналогичные максимально возможные 27 балов в копилку Чемпионата Украины…
  В рамках Grand Classic Cup проводится одна гонка, но и тут борьба ведется на двух уровнях. И точно также в этот день она разворачивалась исключительно за спинами двух лидеров своих соответствующих зачетов. Уже третий уик-энд подряд в зачете «ВАЗ 2108» доминирует вчерашний картингист Илья Замула.

  После лучшего времени на утренней тренировке, с 1 мин 35,251 с, он завоевывает поул, опережая ближайшего из соперников на одну секунду. На финише гонки отрыв 14-летнего пилота от финишировавшего вторым участника составил 11 секунд, плюс бонусное очко за лучший круг – 1 мин 35,376 с, которые оказались почти на пол секунды лучше следующего показателя.
  Аналогично позади среди пилотов, выступающих на классических автомобилях, а таковых в этот раз оказалось четверо, доминировал Дмитрий Иванько. Точно также сначала он был быстрейшим на тренировке, а потом и в квалификации, показав 1 мин 39,967 с, что оказалось почти на две секунды быстрее ближайшего из соперников! В гонке Иванько так же уверенно повел.

  Правда, под конец заезда он изрядно пощекотал нервы болельщикам, поскользнувшись в последнем повороте на охлаждающей жидкости из автомобиля его прямого соперника Сергея Ткаченко. К счастью, Дмитрий смог отловить свою «пятерку», а со сходом ближайшего из преследователей, его преимущество и вовсе составило один круг! Стоит ли говорить, что бонусный балл за лучший круг также забрал Иванько – 1 мин 39,602 с, которые стали почти на секунду быстрее ближайшего из соперников… Однако позади всех этих фаворитов на трассе разворачивалось немало событий, включая и сразу несколько зрелищный противостояний за призовые места.

Пилотесса подтверждает свою скорость

 Если не считать лидеров, одним из главных героев, вернее героиней, этого автоспортивного дня можно назвать Викторию Зосим. Напомним, что на 1-м этапе Grand Classic Cup, который стал дебютным для пилотессы, ранее пару раз стартовавшей только в любительских ралли, поднялась на вторую ступень подиума. Правда, тогда Виктория шла четвертой и завоевать награду ей «помогли» излишне агрессивно боровшиеся между собой соперники.

  А уже на 2-м этапе после довольно жесткого сопротивления со стороны Руслана Холявко, на машине Зосим оказалась пробита задняя покрышка, что привело к ее вылету, к счастью, без последствий для гонщицы и ее автомобиля. Очевидно, что Виктория была настроена решительно.
Уже на тренировке она была третьей, подтвердив свою скорость и в квалификации, показав третье время, уступив вышеупомянутому Дмитрию Жуку призрачные 0,043 секунды.

  Более того, нельзя не отметить, что квалификация в классе «ВАЗ 2108» оказалась наиболее плотной. Да, Илья Замула опередил ближайшего из одноклассников на одну секунду, зато позади него, начиная с показавшего второе время Жука, времена сразу четверых пилотов оказались покрыты 0,3 секундами! Всего 0,065 секунды Виктории уступил Андрей Гайдамаченко, в свою очередь, опередив на 0,099 секунды Руслана Холявко. Этот квартет дополнил Александр Карнаков, уступивший 0,065 секунды Руслану.

  Замкнул квалификационный протокол класса «ВАЗ 2108», насчитавший семь машин, Максим Фролов, уступивший 0,7 секунды ближайшему из одноклассников и 2 секунды поулу. При этом стоит напомнить, что если не считать выступающего второй год Гайдамаченко, все остальные участники этого класса являются дебютантами, причем если не считать опытного картингиста Замулу, все они ранее не имели никакого автоспортивного опыта, а Карнакову и Холявко, как и Илье, еще нет и 16 лет…
  Правда, после взвешивания машин участников, сразу у троих из них был обнаружен пусть и небольшой, но недовес.

  Таким образом, Гайдамаченко, Карнаков и Фролов в реалии стартовали позади участников класса «Лада-1600», однако пилоты куда более современных «ВАЗов» уже в течение первого круга опередили «классиков», присоединившись к своим одноклассникам.
В это же время на старте Виктория смогла опередить Жука, после чего она хотя и не догоняла лидирующего Замулу, тем не менее, уверенно шла второй.

  Более того, именно за Викторией осталось второе лучшее время в этой гонке – 1 мин 35,842 с. Да, она уступила почти пол секунды Илье, однако Зосим опередила по этому показателю ближайшего из одноклассников на 0,3 секунды. Им стал Руслан Холявко. Уже на втором круге он смог опередить Жука, выйдя на третье место. Однако как не пытался Руслан, он так и не смог настичь финишировавшую второй Викторию.

  При этом нельзя не сказать, что благодаря атаке Холявко, аналогично идти на пределе до самого финиша пришлось и Зосим, да и уверенно лидировавший Замула также не сбавлял темпа до последних кругов, что не могло не радовать болеющих за молодежь зрителей.

Первым вне подиума класса «ВАЗ 2108» оказался Андрей Гайдамаченко, опередивший Жука после его небольшой ошибки в «Зрительском повороте». Однако успевших оторваться лидеров Андрей так и не смог догнать.

  Отсутствие опыта у Жука сказалось и после красивого противостояния его смог обогнать и Карнаков.

  Дмитрий пробовал контратаковать соперника, однако ему пришлось довольствоваться 6-м местом, тогда как пелетон класса «ВАЗ 2108» замкнул Фролов.

  Однако на взвешивании после финиша на машине Жука был обнаружен пусть и небольшой всего в пару килограмм, но недовес, который, увы, исключил его из протоколов. Тем не менее, дебютант продемонстрировал свой потенциал, и, наверняка, набравшись гоночного опыта, еще составит конкуренцию другим участникам зачета «ВАЗ 2108»…

Свои спортивные драмы

  Позади «восьмерочников» в «Лада-1600» хотя как таковой очной борьбы не происходило, без спортивной драмы не обошлось. Позади лидировавшего Дмитрия Иванько уверенно шел Сергей Ткаченко.

  Увы, но за два круга до финиша, после того как Сергей показывает свое лучшее время, на его «копейке» слетает патрубок радиатора. По иронии, пилот поскользнулся на своей же охлаждающей жидкости, вылетев с трассы. Благо он попал в одну из появившихся во многих местах вокруг малого кольца «Чайки» зону безопасности, так что автомобиль не пострадал.
  Более того, с учетом его преимущества, Ткаченко остался третьим, тогда как на вторую ступень поднялся дебютировавший в «кольце» Сергей Верланов, пусть и уступивший победителю один круг.

 

  Замкнул пелетон «классиков» еще один дебютант – Александр Михайленко, проигравший победителю два круга.

  При этом ему не хватило всего трех секунд до подиума, так как финишную черту последнего для него 13-го круга в гонке он пересек именно на эти секунды позже вылетевшего Ткаченко…

  Аналогично, скорее отказы техники, а также аварии, причем частично ввиду поломок «железа», в итоге распределили места на подиуме класса GT Open. Про неудачу Гордова уже было написано. Причем впоследствии Владислав облегченно вздохнул, что все таки смог «прокачать» тормоза перед первым поворотом и смог замедлиться – в противном случае он мог протаранить Евтушенко!...

  Несмотря на сход Владислава и с Евтушенко далеко впереди, тем не менее, борьбу зрителям подарили Сергей Юнашев с Валерием Жовтоногом, сражавшиеся за второе место в этом классе.
  На старте «Юнга» смог опередить Жовтонога, однако на втором круге Валерий вернул потерянную позицию и смог уйти в отрыв.

  На какой-то момент, осознавая разницу в технике, Юнашев откровенно сбросился, однако вскоре он получил еще один шанс.
Четвертым уверенно шел Святослав Денисов, однако на середине дистанции из-за поломки подвески на его Citroen Saxo он вылетает за пределы трассы! К счастью, отсыпанная зона безопасности и в этот раз сработала и машина осталась стоять «на пляже» с минимальными повреждениями…

  Судейство среагировало мгновенно и на трассу был выпущен сейфети-кар. Однако, он так и не успел собрать за собой весь пелетон, съехав с трассы после одного круга – автомобиль Святослава находился далеко за пределами трассы, тогда как его пилот ни капли не пострадал.
За сейфети-каром попали как раз Жовтоног с Юнашевым, и на рестарте Сергей тут же бросился в атаку!

  В один момент «Юнга» попытался воспользоваться круговым из младшего класса, чуть было не опередив Жовтонога. Однако, оказавшись снаружи, у него даже произошел небольшой контакт с «младшеклассником», благо Юнашев смог отловить свой автомобиль, продолжив гонку с небольшой отметиной на водительской двери…

  Увы, но эту борьбу остановила еще одна авария и второй сейфети-кар.
  В нее попал унаследовавший четвертое место у своего напарника Алексей Тихонович Варавин, выступающий на точно таком же Citroen Saxo. Чемпион СССР 1990-го года и 15-кратный Чемпион Украины в классе формул, все еще привыкая к переднему приводу, уверенно проводил гонку, не сильно уступая в ритме своего напарнику.

 

  Увы, но за пару кругов до финиша после двойного контакта с отбойником Citroen «Тихоныча» совершает кульбит, замерев на боку! К счастью, ветеран, которому 7 августа исполнилось 68 лет (!), самостоятельно выбрался из машины, никак не пострадав.

  Естественно, с учетом серьезности аварии и того, что машина лежала на полотоне трассы, гонку остановил сейфети-кар, когда, собственно до финиша оставался всего один круг.

  Таким образом, в GT Open оказалось всего три финишировавших из семи заявленных и шести стартовавших, однако с учетом пройденной дистанции, Варавин все же был классифицирован, получив очки за 4-е место, тогда как Денисову не хватило одного круга, чтобы выполнить требуемый минимум в 60% дистанции гонки…

  На старте второй гонки Жовтонога опередил не только Юнашев, но и лидер зачета «У-1600» Валерий Шевелев, и вовсе вышедший на второе место!
В течение первого круга Жовтоног восстановил свое реноме, но увы. В начале второго круга на его Fiesta «выскакивает» полуось и он сходит.

  Некоторым утешением для Валерия стало то, что в этом классе осталось всего двое, где Юнашев финишировал вторым.
Таким образом, с 18 очками Сергей поднялся на вторую ступень подиума GT Open, тогда как 10 очков за второе место в первой гонке хватило, чтобы Жовтоног забрал кубок за третье место.

  Четвертым с 7 баллами в зачете GT Open стал Варавин, тогда как Денисов и Гордов не заработали очков…

Настоящий прорыв…

  Пожалуй, самые насыщенные события в рамках 3-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам разворачивались в классе «У-1600», где стартовало 8 участников. Уже квалификационные результаты предвещали борьбу. Если не считать Валерия Шевелева, который, как и другие лидеры этого дня оказался вне конкуренции, позади него было очень плотно. Второе время в квалификации показал Вадим Евтушенко.

  Да, старший брат Андрея, выступающий всего второй год, уступил полторы секунды поулу, зато опередил всех одноклассников, включая опытного Руслана Серова, чье лучшее квалификационное время оказалось лишь на 0,066 секунды хуже. (Примечательно, что Руслан традиционно выступает под номером 66). Более весомые 0,345 секунды Серову уступил Николай Понедельник, в свою очередь опередив на 0,441 секунды Антона Поляничко.

  Всего 0,069 ему уступил Сергей Бабак, при этом Вадим Конончук и вовсе не выезжал на квалификацию. Выяснилось, что Вадим, как и Евтушенко с Понедельником после тренировок обнаружили на взвешивании недовес на их машинах. Механики Конончука не успевали закрепить груз, и он попросту не стал квалифицироваться. На машинах Понедельника и Евтушенко успели довесить по 10 кг балласта, добавив при этом в их баки излишний бензин.
  Увы, но не успели братья Евтушенки порадоваться скорости Вадима, как оказалось, что обе команды просчитались!

  Пилоты «спалили» больше бензина, чем рассчитывалось, и недовесы около 5 кг у Вадима, равно как и у Понедельника, привели к аннулированию их квалификационных результатов. В итоге Евтушенко с Понедельником стартовали с последнего ряда, позади не участвовавшего в квалификации Конончука. И именно Вадим Евтушенко стал главным «возмутителем спокойствия» причем в обоих объединенных гонках 3-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам.
  Пока его младший брат возглавлял пелетон, равно как Валерий Шевелев уверенно лидировал в данном классе, Вадим продемонстрировал настоящий гоночный прорыв. На первом круге он опережает Конончука, а затем стартовавшего 5-м Павла Марьяненко.

  Вскоре Вадиму падает оборона Поляничко, а затем и идущего третьим Бабака. Руслан Серов уже успел оторваться, однако Евтушенко постепенно начал сокращать свое отставание. И тут ему помог первый сейфети-кар, после рестарта гонки, подаривший зрителям вторую дуэль этого заезда, причем, как и в случае со сражавшимися спереди Юнашева с Жовтоногом, также за второе место.

  Несравнимо больший опыт Серова сказался и он удержал соперника позади, а вскоре и эту борьбу остановил второй режим сейфети-кара – Руслан все же финишировал вторым… Примечательно, что позади них также велись свои сражения, причем на нескольких уровнях!
Так Поляничко смог опередить Бабака в борьбе за четвертое место.

  Как не пытался Сергей, а его прессинг продолжался почти всю гонку, он так и не смог опередить Антона, финишировав пятым.

  Позади этой пары кипела еще одна борьба, как говорится, за «право не быть последним».
Долгое время им являлся Понедельник, шедший по пятам у Марьяненко с Конончуком. Как оказалось, куда более опытный пилот попросту выжидал. На середине дистанции Николай уличил момент, и смог разом в одном повороте опередить обоих соперников, выйдя разом с последнего 8-го места на 6-е.

  Понедельник смог оторваться от своих прямых соперников, тогда как Конончук также смог обогнать Марьяненко, в итоге сместив дебютанта на последнее место…

…и борьба за подиум

  Вторая гонка в «У-1600» оказалась также довольно насыщенной. В самом начале Вадим Евтушенко попробовал было прессинговать Серова, однако Руслан смог оторваться, вновь уверенно финишировав вторым.

  В этот раз уже Вадиму довелось обороняться, так как на протяжении нескольких кругов на него давил Поляничко.
В какой-то момент Евтушенко ошибается в последнем повороте и Антон опережает его, однако Вадим тут же возвращает себе третью позицию в первом повороте следующего круга.
Тем не менее, Поляничко не сдался, продолжив свой прессинг.

  Вскоре ему вновь удается поравняться с соперником, и они проходят бок-о-бок не только последний поворот и всю стартовую прямую, но и часть затяжного первого поворота.

  Евтушенко смог сохранить свою позицию, находясь при этом на совершенно невыгодном наружном радиусе!
Как не болел за своего подопечного 3-кратный Чемпион Украины Владимир Апостолюк, Поляничко так и не смог опередить соперника, финишировав всего на одну секунду позже.

  Другой борьбы в этом заезде не было отмечено, и вновь, как и в GT Open, по вине отказов техники. Уже на первом круге из-за поломки подвески сходит Сергей Бабак, а спустя три круга с отказавшим двигателем выбывает и Конончук, который до этого прессинговал идущего 5-м Понедельника.

  Николай же в этот раз стал 5-м, тогда как Марьяненко 6-м и последним.
Подсчет очков оказался не сложным. С 20 и 16 очками соответственно за два вторых и два третьих места компанию Шевелеву на подиуме класса «У-1600» составили Серов с Евтушенко, чья машина для предосторожности в гонке несла излишний балласт порядка 10 кг…

  Всего двух баллов до «бронзы» не хватило Поляничко, оказавшемуся первым вне подиума. Он опередил собравшего 11 очков Понедельника, в копилке Марьяненко оказалось 8 баллов, тогда как сошедшие Бабак с Конончуком собрали всего 6 и 4 очка соответственно…
Уже традиционно, отдельный подиум с памятными кубками был организован для юниоров, который также традиционно возглавил 14-летний Илья Замула, а компанию ему вновь составили 15-летние Руслан Холявко с Александром Карнаковым.

  Символично, в этот день на подиум также довелось подняться и Алексею Тихоновичу Варавину. В честь его Дня Рождения организатор отметил 68-летнего ветерана памятным кубком, вручение которого сопровождалось аплодисментами зрителей, членов команд, а также пилотов, многие из которых годятся «Тихонычу» во внуки…

  При этом неувядающий ветеран тут же с подиума отправился в боксы, разбираться какой ремонт понадобится его Citroen. В свои 68, он отнюдь не собирается вешать шлем на гвоздь, подумывая и о возобновлении выступлений и на формуле…

  Вячеслав Щербина
  Фото Игорь Цыбко, Александр Остапенко и автора