Традиционно наш рассказ об этапе Чемпионата Украины по трековым гонкам «Национальная лига Автоспидвея» проводимого в память о Сергее Пелешке мы дополняем альбомом «взгляд изнутри». Причем в данном случае он особенно актуален!

  Да, украинский болельщик в большинстве случаев имеет доступ в любой паддок отечественных соревнований - будь то «кольцо», автокросс, трек или ралли. Тем не менее, ввиду объективных причин, очень много неизбежно остается скрыто от его взгляда. Более того, далеко не все становится известно и благодаря СМИ.

А ведь в технических видах спорта, и особенно автоспорте, главными героями зачастую становятся не только собственно пилоты, но и их команды, в частности – механики.
  Часто именно благодаря их усилиям, не редко граничащим с чудом, пилоты в итоге выходят на старт. Не нужно далеко ходить.

  Можно вспомнить недавний ремонт болида Макса Ферстаппена менее чем за 20 минут до старта «Гран-При Венгрии» после того, как голландец поскользнулся на установочном круге и повредил не только переднее антикрыло своего RB16, но и подвеску.
  Тот подвиг механиков Red Bull Racing получил широкую огласку – оно и понятно, ведь речь шла о «королеве автоспорта».

  Но чем хуже наши украинские механики? На своем уровне они порой проделывают не меньшие чудеса с техникой!
К примеру, совсем недавно на «кольце» механики Sport Car Service менее чем за пол часа заменили КПП на «Калине» Никиты Анпилогова, успев к старту гонки.

  Тогда пилот не смог материализовать эти усилия своей команды достойным финишем. В этот же раз на 3-м этапе Чемпионата Украины по трековым гонкам пилот, - а именно Андрей Сапужак - смог отблагодарить своих механиков настоящим спортивным триумфом! Итак, как обычно – обо всем по порядку.

 

  Ко Дню Независимости Украины Черновцы, а точнее, аэропорт этого города, действительно превратился в настоящий автоспортивный центр нашей страны.

  Именно на нем за три дня прошли соревнования сразу в трех видах гонок – начиная от любительского ралли на серийных автомобилях, и заканчивая автокроссом на совершенно новой трассе. Количество стартовавших автомобилей (а это в реалии далеко не все из них), говорит само за себя…

  …с точки зрения спортивной престижности и значимости, главными тут стали сразу два этапа трековых гонок – только они носили наивысший для соревнований национального уровня статус Чемпионата. И проводились они не только среди взрослых участников в зачете ТН-9, но и для детей на мини-багги в классе 1-ЮМ.

  Любое профессиональное соревнование начинается с Техкома. В этот раз его возглавлял Юрий Авальяни из Запорожья. В данном случае он проверяет соответствие автомобилей Андрея Сапужака и Николая Пелешка. С учетом открытости паддока, за этим процессом может наблюдать любой.

3

  Ввиду разных причин на черкасские раунды «Автоспидвея» не приехали гонщики из Черновцов, ввиду чего 2-й этап собрал всего семерых участников среди взрослых. Тем не менее, даже при таком количестве, их «география» оказалась довольно впечатляющей: Львов, Ровно, Киев, Черкассы, а потом, в воскресенье, и Запорожье с Харьковом.
  Киев представляли двое – Олег Грицай и Константин Анисимов, сменивший в руле «Гольфа» №18 своего товарища - заболевшего буквально накануне гонки Игоря Романова.

  Честь Львова защищал Андрей Сапужак, в этом году составляющий серьезную конкуренцию главному фавориту трековых гонок и действующему Чемпиону Украины этой дисциплины Андрею Яроменко.

  Интересно, что если перед заездами вентилятор помогал охладиться самому львоянину, то между ними и даже ночью, он направлялся на самый важный элемент его «Форд Эскорт» - собственно двигатель.

9

  С невероятным песчанно-пулевым куревом пытались бороться сразу две поливочные машины. Судя по-всему, операторов этих машин интересовали не только гонки))) А вот за их работой в томительном ожидании следующего заезда следили даже дети некоторых из пилотов, постаравшиеся найти хоть какую-то возвышенность…

  … ну а комментатор этих соревнований и вовсе взобрался на «Запорожец», да еще и такой колоритный! Оно и понятно - с учетом временного статуса черкасского трека Aeroring, на нем отсутствуют трибуны и судейская, обычно располагающаяся на возвышенности. Так что следить за ходом гонок на такой временной трассе, да еще и при том количестве пыли, задача совсем не из легких.

  Уже в субботнем полуфинале на «Эскорте» Сапужака возникли проблемы с трансмиссией, которые и вовсе не дали ему проехать и круга в финале. Отсюда только третье место. Теперь «гонка» по-настоящему начиналась для его механиков.
  Причем с учетом того, что 2-й этап стартовал на закате и финишировал и вовсе после оного, то приступать к ремонту и диагностировать поломку им пришлось буквально ночью!

  И это вам действительно не «Ф-1», и даже не «кольцо». Эти фото отличное наглядное доказательство сложности работы механиков во временном паддоке, расположенном в прямом смысле слова в поле!
  Как выяснилось, «сгорело» сцепление. Его замена даже в таких условиях, в пыли и грязи, для профессиональных механиков задача не из сложных…


  … проблемой стало само наличие вышедшего из строя узла! Более того, «Эскорт» Сапужака не простой, а Cosworth и к тому же не молодой, и это - мягко говоря. Найти такую запчасть даже «не в поле» сродни горшку с золотом лепреконов. Но, голь на выдумку!
  Все знающий Интернет показал, что сюда может подойти узел от дизельного варианта машины. Настало утро и местные пилоты помогли гостям проехаться по … авто-шротам. И, о чудо, на одном из них как сказал потом сам Андрей: «… в одной ржавой куче деталей нашелся сам диск, а в другой «корзина» для него!»

  А пока команда Андрея Сапужака «рыскала» по Черкассам в поисках сцепления, другие готовились к 3-му раунду «Автоспидвея», который начался не только с торжественной церемонии открытия соревнования, но и награждения 2-го этапа.
  В данном случае свои кубки получает призовая тройка детского зачета 1-ЮМ. Оба дня она оказалась абсолютно одинаковой – Андрей Лакуста неизменно побеждал, тогда как компанию на подиуме ему составляли две девочки – Татьяна Яроменко и Вероника Брицкая. Естественно, именно их фотографировали больше всего - не в последнюю очередь родители юных пилотов, которых наверняка в эти моменты переполняла гордость и другие положительные эмоции.

  Константин Анисимов после длительного простоя в субботу скорее «вкатывался» и был полон сил и уверенности к новому старту. 3-й этап киевлянин смог закончить далеко не последним – 6-м из 10 участников.
  Тут нельзя не отметить, что с учетом чужого автомобиля, Константин изначально подошел к гонкам с особой осторожностью, скорее почти как к семейному уик-энду)

  После награждения Андрей Сапужак не преминул сфотографироваться с кубком, пусть он и был «только» за третье место…

  … а тем временем его механики уже устанавливали на «Эскорт» приобретенные на шроте запчасти. И, возможно, неким стимулом для них стал тот самый субботний кубок, стоящий среди инструмента – ведь все они знали, что именно предательский отказ сцепления не дал их пилоту занять место выше, даже не позволив проехать финал.

  И им это удалось! Благо, в отличие от субботы, когда заезды детворы и взрослых чередовались, воскресный этап проводился раздельно. Первыми «откатали» именно дети, так что у механиков Сапужака имелся дополнительный запас времени на ремонт.

  Вот так выглядит стартовая таблица в треке – в данном случае для десяти пилотов. Сначала для них проводилось 10 отборочных заездов, где ехало по трое, при этом каждый из пилотов стартовал по три раза. Затем после предварительных подсчетов, шестеро наиболее результативных выходило в два полуфинала и, наконец, квартет сильнейших решал судьбу призовых мест 3-го этапа в финале.

  Когда дети из младшего зачета 1-ЮМ выбираются из своих багги, на фоне взрослых они выглядят то ли сюрреалистично, как миниатюрные космонавты, то ли завораживающе… Но когда они занимают место «в руле», все как будто «становится на свои места».
  В данном случае Андрея Лакусту, судя по всему, поздравляет с его победой сын Константина Анисимова. Пока что он сам по эту сторону кокпита мини-багги – вопрос, как на долго?...

  Награждение 3-го этапа прошло уже на закате, и среди взрослых в нем победил, причем более чем уверенно выиграв все до единой гонки в этот день, как раз Андрей Сапужак. Второе место занял дебютировавший в этот день на треке кроссовик Сергей Лакушев, а замкнул призовую тройку Олег Мироненко.
  Что до Андрея Яроменко (слева на первой фото), хотя в этот раз его подвела техника и он даже не смог пройти в полуфиналы, думается что в этот день он не сильно огорчился этой своей спортивной неудаче. Мало того, что организованный им ЧЕAUTOFEST стал настоящим праздником скорости, так еще и его дочка Татьяна в своем дебюте на треке дважды стала второй!

  Но, пожалуй, настоящими «невидимыми» (но уже НЕ невоспетыми благодаря нам))) героями того дня стали механики Андрея Сапужака. Именно благодаря им был завоеван и приз за первое место на этапе, и Кубок имени Сергея Пелешка, вручаемый за лучшее время в этот день.
  При этом из Черкасс Сапужак увез не только три кубка, но покидал их лидером Чемпионата Украины по трековым гонкам, после трех этапов опережая на три пункта Андрея Яроменко.

  Ну и, естественно, уже по окончанию соревнований трековиков как могло обойтись без «фото на память»?! Тем более что многие из них, включая и Анисимова, и Сапужака и Олега Грицая, приехали на гонки со своими вторыми половинами и детьми. Ведь автоспорт, это не только гонки в их чистом виде. Это еще и отличный вариант семейного времяпрепровождения не только для зрителей и болельщиков, но и самих пилотов. Тем более, когда в этих соревнованиях есть место и для детских классов!...

 

  Вячеслав Щербина
  Фото из личных архивов участников