В это непростое для Украины время, несмотря ни на что, наша страна продолжает жить и воспитывать новые поколения украинцев. Наднях свою лепту в это внесли и одни из лучших представителей отечественного автоспорта. Они провели специальную лекцию-презентацию для студентов «Киевского транспортно-экономического колледжа».На ней украинские гонщики поведали не только о существовании автоспорта в Украине, но и карьерных возможностях в нем.

  На ней украинские гонщики поведали не только о существовании автоспорта в Украине, но и карьерных возможностях в нем. Это тем
более актуально как раз для учащихся «Киевского транспортно-экономического колледжа», многие из которых получают знания именно в
технической области, связанной с автомобилями. Нужно отметить, что подобное мероприятие проводилось не в первый раз. Однако такой
представительной, титулованной и, что немаловажно - «инклюзивной», - автоспортивной «делегации» студенты этого ВУЗа еще не видели.
А соединил воедино эту необычную лекцию-экскурс в мир автоспорта один из лучших отечественных комментаторов в этой области – Павел
Воробьев.
  Он поведал студентам «Киевского транспортно-экономического колледжа» - а его актовый зал оказался практически полностью забит до
отказа - о зарождении гонок, корни которых уходят в конец 19-го века.После чего Павел рассказывал отдельно об истории каждой из дисциплин в отдельности, которую затем представляли собственно ее
участники.
  Первым выступать честь выпала самому титулованному из нынешних гостей – 3-кратному Чемпиону Украины, причем в абсолютном зачете,
да еще и завоеванным подряд, - Евгению Сокуру. Интересно, что пусть и почти два десятка лет назад и всего один год, но Евгений
учился в этом ВУЗ-е, в итоге закончив уже транспортный университет…  Главной изюминкой рассказа Сокура стал его довольно нестандартный путь прихода в автоспорт, что называется, исключительно на голом
энтузиазме, без какой-либо финансовой поддержки.
   После полутора десятков лет по другую сторону «отбойника», а именно работы в качестве журналиста и фотографа украинского журнала
«Автоцентр», Евгений смог в итоге осуществить свою детскую мечту, все же став настоящим спортсменом, а именно штурманом в ралли.  Более того, всего за пару лет Сокур прошел путь от любительских гонок, до профессионала. Причем последний термин вовсе не условный и не «для красивого словца»! Он означал вполне реальную зарплату, которую он как штурман получал в команде за каждое из своих выступлений. Причем Евгений честно ответил на сакраментальный вопрос от одного из студентов:
«Сколько?»…
  В завершении своего рассказа, будучи еще и много лет заядлым «джипером», Сокур рассказал, как сегодня он передает свои навыки
бойцам ВСУ, которые на внедорожниках эвакуируют с поля боя раненных собратьев.А в этом случае скорость означает вовсе не вопрос кубков и титулов, а буквально жизни и смерти… Следующим слово взял, пожалуй,
самый известный на сегодня из представителей Украины – по крайней мере – в мире внедорожных ралли.
  Речь идет о Вадиме Притуляке, который стал не только первым в истории украинцем, но и представителем из постсоветского
пространства, не только выступившим на мотоцикле в «Дакаре». Он на нем еще и финишировал!  Причем по сей день Вадим остается единственным украинцем, кто выступал в этом самом сложном ралли-рейде на планете Земля на двухколесах… При этом путь Притуляка в мото-, а затем и автоспорт серьезно отличается от большинства.
  В детстве и юности уроженец Жмеринки занимался борьбой и футболом и только в возрасте 37 лет впервые сел на мотоцикл. После этого
Вадим понял, что именно «железный конь» является его настоящей страстью, а его главной мечтой стало покорение «Дакар», чего он
смог добиться!... Но у всего в этой жизни имеется своя цена.Мотоцикл, это опасное занятие, тем более в ралли-рейдах и тем более на «Дакаре».
  Один из студентов «Киевского транспортно-экономического колледжа» задал можно сказать ключевой вопрос с точки зрения опасности
данного занятия - об авариях. И Притуляк не стал лукавить, поведав, что на «Дакаре» за день в среднем ты падаешь два-три раза.К сожалению, в итоге, серьезная травма ноги, полученная при подготовке к очередному «Дакару», поставила крест на карьере Вадима в
качестве наездника. Но, не участника «Дакара»!
  Украинец вернулся на него пересев на четыре колеса, причем став своего рода пионером, начав выступать в ралли-рейдах на небольших
багги категории Т3 соло, то есть без штурмана. И не просто выступать. Вадим побеждает в гонках, в итоге став призером Кубка Мира
по ралли рейдам и это борясь в одиночку против экипажей!...  Увы, но полученная травма позвоночника после переворота уже на машине, заставила Притуляка уйти на, что называется, тренерскую
работу.
Причем занимается он ею ни где-либо, а в самой пустыне – точнее в ОАЭ. И сегодня на ней украинец не забывает о своей Родине.Все его подопечные «донатят» на нужды ЗСУ, а также содействуют покупке столь необходимого оборудования вроде приборов ночного
видения и много чего еще, что потом Вадим сам лично отвозит на фронт, передавая буквально из руки в руки защитникам украинской
земли…
  Следующим выступающим перед студентами «Киевского транспортно-экономического колледжа» стал многократный Чемпион Украины по
слалому и Обладатель Кубка Украины по мини-ралли Максим Шиков.  Особый интерес его автоспортивного пути заключается в том, что изначально Максим не имел абсолютно никакого представления об
устройстве автомобиля! Тем не менее, начав выступать в любительских ралли на серийных машинах на … маминой «Рено Клио», со
временем он втянулся и в техническую сторону автоспорта.  Результатом этого поначалу исключительно юношеского увлечения скоростью стал не только приход Шикова в «больше гонки»,
многочисленные призы и победы. В итоге Максим выбрал и профессиональную карьеру в этой области, а именно открыл свое собственное
СТО, которым он не только руководит, но, когда нужно, и сам «пачкает руки».
  Более того, отдельной целью прихода Максима на это мероприятия являлось предложение студентам прохождения стажировки на его СТО с
последующей возможностью прихода к нему на полноценную работу!...  Схожий путь в автоспорте проделал и Ярослав Кадученко, который честно признался, что «по молодости» был грешен в превышении
скорости и нарушении ПДД.
  Однако он быстро осознал, что для этого хобби в Украине имеются вполне легальные возможности – а именно ралли на серийных
автомобилях и слалом, которые не требуют не специально подготовленной техники, ни дорогостоящей экипировки.  Сначала в этих двух дисциплинах, а потом и в профессиональном ралли и в горных гонках Ярослав смог добиться множества титулов Чемпиона Украина в нескольких классах.
  Ну а параллельно с этим и у Кадученко хобби превратилось в работу. Вместо хореографа (!), на которого он учился изначально,
Ярослав стал инструктором экстремального вождения и тренером по автоспорту.

За Кадученко настал черед выступать первой из барышень на этой лекции-презентации.
  Ею стала Татьяна Кавун. И в этой «очередности» крылась определенная интрига и даже пикантность, о которой она поведала собравшимся
студентам.  Будучи «в миру» юристом, Татьяна получила от своей мамы подарочный сертификат на один урок экстремального вождения к … Ярославу. И
тут можно сказать - свершилась судьба.
  Пройдя его, она обрела сразу две новых страсти на всю жизнь, а именно - супруга и «болезнь» автоспортом.  На сегодня Кавун вице-Чемпион Украины по ралли среди штурманов, а отдельную часть своего выступления она посвятила важности
механикам и инженеров команд, без которых автоспорт попросту был бы физически невозможен… И вот именно в этом плане можно сказать
гвоздем программы всего этого мероприятия стало выступление следующего его участника.
  Им стал Алексей Бершов, который является еще и выпускником данной альма-матер!Причем в автоспорт он попал еще не родившись – буквально в животе своей матери, так как тут выступал его отец, а также родной
дядя.
  Уже с 2,5-3 лет Алексей помнит свои первые визиты на автокроссовые трассы Украины, где со временем еще будучи ребенком он начал
выступать в роли механика.  Повзрослев, он стал заниматься картингом, а потом пришел и в ралли, где он является бронзовым призером в Чемпионате Украины по
мини-ралли «Кубок Лиманов».
  При этом все свои спортивные машины Бершов готовит собственноручно вместе с механиками команды.И именно техническим вопросам постройки настоящего спортивного автомобиля, коим на сегодня является его раллийная «Шкода Фабия»,
было посвящено практически все выступление Алексея.
  Оно включало знакомство студентов начиная от каркаса безопасности и подвески, до того, что помимо инженерных познаний той
же «Теории машинных механизмов», в постройке спортивного автомобиля может пригодиться даже знание и навыки в … аппликации!А именно дабы изготавливать макеты будущих узлов спортивной машины…
  По завершении этой «теоретической части» лекции-презентации, из всех ее участников именно к Бершову было адресовано
наибольшее количество вопросов от студентов.

  Во дворе «Киевского транспортно-экономического колледжа» студентов ждала техника участников, включая и «Фабию» Алексея. И,
несмотря на непрекращающийся дождь еще с добрый час студенты с неподдельным интересом интересовались машинами, особенно спортивной
подготовкой «шкодовского» мотора.
  Другим гвоздем этой «практической» части стала то самое багги категории Т3, на котором в свое время выступал Вадим Притуляк.А построено оно было целиком и полностью ни где-то за границей, а в Украине, специалистами компании «АвтоЛайф», которое также были
представлены на этом мероприятии.
  Примечательно, что эта компания уже много лет имеет лицензию от «Международной Автомобильной Федерации» FIA на изготовление самого
крупного и главного узла любого спортивного автомобиля – каркаса безопасности для ралли-рейдовых машин, включая наивысшую
категорию среди них Т1Не говоря уже о постройке собственных прототипов для участия в ралли-рейдовых гонах, как этот «Хэллкет».
  Более того, и «АвтоЛайф» преследовал на данном мероприятии своего рода «хэд-хантерскую» миссию, также предложив студентам
прохождение практики на их базе с перспективой последующего трудоустройства по их прямой специальности!...Предпоследним выступающим стала еще одна представительница прекрасного пола – Юлия Ефимова.
  Из всех участников этого мероприятия Юлия позже всех пришла в автоспорт. При этом ее путь оказался более классическим – всего
несколько лет назад папа привел ее на картинг, после чего Юлия влюбилась в скорость.  За занятиями картингом, как и многие другие, Ефимова перешла в ралли, где в качестве штурмана уже успела стать бронзовым призером
2021-го года в Чемпионате Украины среди ко-драйвером в зачете 2WD.
  Среди прочего Юлия поведала студентам о психологической стороне работы штурманов, также снова акцентировала их внимание на
важности работы механиков.  Помимо этого, она рассказала о том, что по крайней мере в украинском автоспорте, отсутствует мужской шовинизм, напротив!
Большинство участников-мужчин помогают барышням, ломая устаревшие стереотипы о токсичной маскулинности в мире гонок…
Завершало лекцию-презентацию выступление еще одного раллиста.  Денис Сидоров является многократным Чемпионом Украины по ралли и мини-ралли в разных классах, но уже именно в качестве первого
пилота, то есть собственно водителя.
  Он также рассказал о важности познаний технической стороны автоспорта и для самих пилотов, где понимание подготовки техники к
гонкам помогает им в итоге в том числе и в достижении более высокой скорости…  Резюмировав Сидоров еще раз подчеркнул, что выступать не только можно, а и нужно исключительно на спортивных трассах, а не ночных
улицах городов…
  Венчал же эту теоретическую часть лекции-презентации уже сюрприз для самих выступавших.

Все спортсмены, равно как и ведущий и организатор всего этого «эвента», получили именные дипломы-благодарности, а также по
фирменной кепке «Киевского транспортно-экономического колледжа».

  Вручали их Заместитель директора по образовательным процессам Алексей Макиевский и завотделения «Автомобильный транспорт» Владимир
Годун, также стоявшие за организацией этого события.

Своего рода P.S.

  Уже по завершению всего мероприятия для нескольких его участников, включая Евгения Сокура, которому это было особенно интересно
как бывшему студенту данного ВУЗ-а и Максима Шикова как владельца СТО, а также автора этих строк, была проведена небольшая
экскурсия по «Киевскому транспортно-экономическому колледжу».  Ее «гидом» выступила эта очаровательная барышня, которую кто-то из гостей мог принять за одну из студенток.
В реалии же Ирина Човча является преподавателем, причем такого, казалось бы, сугубо «мужского» предмета как «Автомобили».На этом курсе студенты в самом прямом смысле слова узнают об устройстве двигателей, трансмиссии, подвески и т.д…
  С неподдельным энтузиазмом и любовью к своему делу Ирина показала аудиторию, где она преподает вот уже несколько лет.Интересно, что большинство этих прикладных экспонатов и стендов было изготовлено руками самих учащихся!
  При этом, несмотря на всю техническую сторону данного предмета, тут не забывают и про творческую сторону обучающихся.К примеру, сделавших статую собаки, за основу которой был взят коленвал, или и вовсе крокодил, изготовленный из … отработанных
покрышек...
  Отдельно Ирина похвасталась своим собственным ноу-хау, коим является вот такое нехитрое приспособление, служащее для … хранения
«конфискованных» мобильных телефонов студентов.Последнее особенно необходимо во время контрольных, зачетов и экзаменов…
  Также с особой гордостью этот преподаватель поведала о победах на всеукраинском уровне воспитанников «Киевского транспортно-
экономического колледжа» в рамках специализированных конкурсов для студентов подобных ВУЗ-ов, с их последующим выходом в
международные финалы.Причем спонсорами (и потенциальными работодателями) таких тоже своего рода соревнований являются известные компании с именами
мирового уровня!..
  Можно не сомневаться, что подобная лекция-презентация также станет полезной для будущих специалистов автомобильного дела,
приоткрыв новый и, возможно, совершенно неизвестный им ранее карьерный путь. В данном случае в мире украинского автоспорта, а
возможно и международного…

Вячеслав Щербина
Фото автора и архивы участников