Украинская команда Tsunami RТ победила в своем классе на марафоне «24 часа Дубай», вместе с тем финишировав 6-й в общем зачете! Это лучшие показатели украинцев в кольцевых гонках на выносливость за всю историю! Нельзя не сказать, что данный старт для украинцев в «24 часах Дубай» стал не первым. В 2007-м году призером на этом марафоне в классе А1 становился Игорь Скуз, а уже в следующем Павел Гонтовой выиграл в зачете А1. (Оба выступали на Ford Fiesta в составе немецкой команды Leipert Motorsport). Однако

тогда речь шла о первых «изданиях» «24 часов Дубай» и самом младшем из всех классов... Для команды Tsunami RТ этот марафон также стал не первым и, очевидно, предыдущий опыт помог.

Уверенное начало

  «24 часа Дубай» (Hankook 24H DUBAI) вот уже 13 лет как открывает кольцевой сезон, со временем став первой престижной международной гонкой в году для подобных соревнований. В этот раз он собрал более 90 экипажей, представлявших не только широчайший спектр национальностей, но и опыта. К примеру, среди стартовавших был ветеран и 4-кратный Чемпион DTM Берндт Шнайдер и многие другие звезды автоспорта.

  Экипажи прямых соперников украинской команды по классу SPX (всего на старт в нем вышло 6 машин) вели такие опытные пилоты как бывший Чемпион серии Porsche SuperСup Альфрид Хэйгер и Оливер Вэбб - Чемпион «Европейской Серии Ле Ман-2014» (ELMS), третий в классе на «24 часах Ле Мана» в том же году.
  Именно Вэбб, выступающий на Lamborgini Huricain команды Leipert Motorsport показал лучшее время в квалификации в зачете SPX, зарезервированном под новые или модифицированные автомобили, не попадающие в категорию GT3.

  «Оружием» Tsunami RT стал совершенно новый автомобиль Porsche 991 Cup MRII подготовленный Manthey Racing, с которым команда впервые познакомилась буквально накануне гонки, в среду.
  С учетом новизны техники и не столь большого времени для адаптации к ней, не удивительно, что в квалификации результат оказался не самым лучшим - 5-е место в классе и 37-ое в общем протоколе. Быть может, именно эта цифра стала символичной, ведь на этой гонке команда выступала как раз под номером 37!...

  Ее экипаж состоял из двух украинцев Андрея Круглика и Александра Гайдая, вместе с которыми ехали француз Ком Ледогар и итальянец Алессио Ровера. Старт был доверен более опытному из квартета Ледогару и он не подвел, на первых же кругах выйдя на второе место в классе и 26-е в «абсолюте». При этом нельзя не сказать, что вся гонка выдалась как никогда напряженной и сложной.

  Во-первых, речь шла о 90 автомобилях на трассе протяженностью всего 5,4 километра. Это означало невероятный трафик, который не особо уменьшился по истечению суток. Вопреки традициям с большим количеством аварий и технических сходов, в этот раз их оказалось совсем мало и к утру «на колесах» оставалось порядка 80 машин!
Во-вторых, «24 часа Дубай» может похвастать самой длинной ночью из всех суточных марафонов в мире!

  В данном случае речь идет о 14 часах темноты, что превышает на несколько минут даже легендарные «24 часа Дайтоны». Более того, в этой гонке темнеет и рассветает почти мгновенно и у пилотов нет привычного для европейских марафонов времени для адаптации под изменяющиеся условия освещения трассы.

  В-третьих, впервые за 13-летнию историю «24 часа Дубай» на этой гонке было отменено так называемое «минимально разрешенное время».
Ранее по ряду причин, где основной являлась безопасность, некоторым мощным классам тут было запрещено превышать временной лимит на круге, что вело к штрафным секундам. В этот раз лимиты были сняты абсолютно со всех классов. В свою очередь это означало серьезное ужесточение борьбы и, главное, более напряженную обстановку на трассе.

  В-четвертых, в гонках на выносливость организованных Creventic имеются уникальные требования с точки зрения ограничений по времени пилотирования для пилотов и дозаправки, что серьезно влияет на тактику.

Тактика перемноженная на скорость

  Если не слишком вдаваться в подробности, на «24 часах Дубай» пилот не может ехать более двух часов подряд. При этом, для повышения безопасности, дозаправка осуществляется не на пит-лейне, а на заправочной станции за ним, мало чем отличающейся от обычной бензоколонки на дороге общего пользования! Более того, время идеальных дозаправок - без нее машина может ехать более часа, - и смены пилота не совпадают!

  Плюс с этого года на «24 часах Дубай» был введен совершенно новый «динамический баланс успеха». Он выражался в том, что в зависимости от времени на круге по ходу гонки разрешенное количество дозаправляемого топлива изменялось!
  В довершение ко всему, именно в «24 часах Дубай» родился так называемый «Код 60», впоследствии названный в других сериях, включая «Формулу-1», режимом «виртуального сейфети-кара» (VSC). В случае аварии или другой опасной ситуации, над трассой вывешиваются характерные пурпурные флаги с цифрой 60 и все участники обязаны сбросится до данной скорости, при этом собственно сейфети-кары не применяются.

  Все эти обстоятельства бросают настоящий вызов менеджерам и руководителям команд с точки зрения тактики, где, к примеру, нет смысла в экономии времени на смену колес, что зачастую применяется в гонках на выносливость, а чередование-совмещение смены пилотов и дозаправки становятся похлеще игры в шахматы…
  Ввиду всего этого командам приходится рисковать. И именно на такой риск пошли в украинской команде.

  Как и некоторые из лидеров других зачетов, в Tsunami RT совершают пит-стоп при первом же «Коде 60», хотя он был «выброшен» раньше идеального времени. Поначалу эта остановка отбросила №37 снова на 5-е место в классе и 36-е в «абсолюте». Однако после первой волны пит-стопов риск полностью оправдался!
  Спустя всего полтора часа гонки украинская команда не только поднялась назад на 2-е место в классе, но и на 16-е среди всех, опережая немалое количество экипажей, выступающих на более мощных и быстрых автомобилях категории GT3!

  Более того, всего после двух часов украинская команда уже лидирует в своем зачете SPX и идет на границе топ-10-ки «абсолюта»!
  Какое-то время с новыми волнами остановок, многие из которых вновь припадали на очередные «Код 60», Tsunami RT уступает лидирующую позицию и опускается на 15-16-е места в общем зачете, но вскоре возвращается на первое место в классе. Однако не все шло так гладко. Команда получает увесистый штраф, причем двойной, почти в 4 минуты! Его главной причиной стала ошибка на дозаправке, когда было залито больше положенного объема… Тем не менее, даже такое пенальти не сильно сдержало украинскую команду!

  Сменивший «в руле» Роверу Андрей Круглик не только сохраняет вторую позицию в классе, а вскоре вновь выходит на первую, поднявшись с 20-го места в «абсолюте» на 17-е. Затем эстафету принимает Гайдай, и вторит своему соотечественнику, вновь возвращая потерянное на «пите» лидерство. А дальше наступило время самой длинной в кольцевых гонках ночи.

Невероятный марафонский спурт!

  За 14 часов темноты пилотировать довелось всем членам экипажа, причем Ледогар с Кругликом успели провести по две смены. Именно француз вскоре после полуночи «штампует» серию быстрейших кругов, включая лучший для украинской команды за всю гонку – 2 мин 01,3 секунды. При этом нельзя не сказать, что к этому моменту преимущество Tsunami RT над ближайшим из одноклассников составляло более 5 кругов! 

  Казалось, уже можно было бы «сброситься» и думать о тактике «на доезд», но не тут-то было.
Всю ночь пилоты украинской команды, включая Гайдая и Круглика, ехали если не на пределе, то в очень высоком темпе. Как результат, к утру №37 выходит на 11-е место в общем зачете, опережая ближайшего из прямых соперников по SPX на 11 кругов!

  Имея такой невероятный запас, за 4 часа до финиша можно было бы подумать именно о нем, но нет. Пилоты украинской команды не стали сбрасывать набранный темп до самого конца!
  В итоге, вопреки даже самым смелым ожиданиям, Tsunami RT не только выигрывает в зачете SPX, но финиширует на границе топ-5-ки общего зачета, на 6-м месте!

  При этом ближайшие конкуренты по классу, тот самый экипаж с Хэйгером во главе, выступающие на схожем Porsche 991 Modified II, отстали на 21 круг, став только 20-ми в «абсолюте»...
  Кто-то скажет, что технические неполадки оппозиции вместе с надежностью новой машины украинской команды сыграли немалую роль в достижении этого результата.

  И он не будет не прав. Однако при наличии в пелетоне почти трех десятков машин категории GT3, финиш пусть и новой, но «кубковой» Porsche даже на подступах к топ-10-ке «абсолюта» мало кто мог предсказать! Не говоря уже о 6-м месте, в паре шагов от заветной прогулки на верблюдах – а именно так традиционно к подиуму едут победители и призеры общего зачета на «24 часах Дубай»…

  Шутка ли, но впереди Tsunami TR финишировал только квартет ставших сильнейшими в зачете А6-Pro и победители класса А6-Am, выступающие на более мощных автомобилях категории GT3! Тот же экипаж во главе с Шнайдером, как большинство из двух более «старших» зачетов, оказались далеко позади украинской команды…
  В заключении нельзя не сказать, что выступление Tsunami RT в «24 часах Дубай» в этот раз носило не только спортивный характер.

  Оно прошло «под эгидой» сбора средств в фонд «Гонка для жизни» (Race for Life), направленного на помощь детям, борющимся с онкологическими заболеваниями. И что, как не столь высокий спортивный результат, достигнутый впервые в истории для украинских «кольцевиков», мог бы подкрепить эту неравную и самую несправедливую в мире «битву»

  Пресс-служба Комитета кольцевых гонок ФАУ
  Вячеслав Щербина
  Фото 24hseries.com и Akis Temperidis