Острота событий, развивавшихся на 4-х этапах Чемпионата Украины по кольцевым гонкам и Grand Classic Cup, оказалась под стать вернувшейся летней жаре к последним выходным августа. Несмотря на то, что сразу несколько участников по тем или иным причинам пропускали четвертый раунд «кольца», - сказалась дата гонки, совпадающая с последней отпускной возможностью, хотя тот же Вадим Евтушенко успел вернуться с отдыха, сойдя с поезда в 8.40 утра, и уже в 9 проходя админ-проверку (!), - пелетон от этого не пострадал!

Некоторые «рокировки» и появление формул!

Да, идущий третьим в зачете У-1600 Антон Поляничко оказался в командировке, также гонку пропустил и занимающий второе место в GT Open Владислав Гордов, не стартовал и Святослав Денисов, а в классе «Лада-1600» в рамках Grand Classic Cup у Дмитрия Иванько в этот раз и вовсе не нашлось соперников.

  Тем не менее, список участников 4-х этапов Чемпионата Украины по кольцевым гонкам и Grand Classic Cup насчитал 24 пилота. К примеру, место Поляничко занял один из его тренеров – 3-кратный Чемпион Украины по кольцевым гонкам Владимир Апостолюк, обкатывавший совершенно новый автомобиль. (Первым тренером Антона является в прошлом опытный картингист Сергей Скок).

  В классе GT Open в профессиональных гонках дебютировал Владислав Феоктистов, выступавший на 1,6-литровой Honda CRX, правда, обутой в обычную дорожную резину, а не спортивный «слик», как у его соперников по этому зачету. Ранее Владислав имел лишь небольшой опыт выступлений в дисциплине «Тайм-аттак»…

  Всего же GT Open насчитал пятерых участников, включая не только лидирующего Андрея Евтушенко, Валерия Жовтонога, и присоединившегося к ним с прошлой гонки Сергея Юнашева, а и Дмитрия Жайворонка. Команда Школы Автодрома «Чайка» не только успела восстановить его Ford Fiesta после аварии во время квалификации на предыдущем этапе, но и нанести на нее соответствующую расцветку…

  Нельзя не отметить и возвращение в гонки после более чем трехлетнего перерыва Максима Волынца. Напомним, что он начал стартовать в «кольце» на Skoda Felicia еще в начале 2000-х, пересев позже на формульный болид. Увы, но после довольно серьезной аварии, раритетный Lotus все еще требует серьезного ремонта. Тем не менее, Максим приобрел бывшую чемпионскую машину Юрия Дрифтовского, впервые выйдя на старт в классе У-1600…

  Когда их уже, можно сказать, не ждали, на эту гонку все же собрались украинские формулисты! Правда, их оказалось всего трое, включая Илья Замулу, который должен был дебютировать теперь и за рулем формулы. Увы, но вчерашний картингист успел сделать лишь несколько кругов на тренировке, после чего у него отказал мотор.

  В тоже время двигатель куда более современной Dallara Дмитрия Куршина и вовсе не дал своему пилоту проехать и круга, «оросив» маслом полотно трассы…

  Таким образом, в строю остался лишь один Дмитрий Гайдамаченко.
  Естественно, проводить гонку для одного участника было бы абсурдным. Тем не менее, болельщики, к огромному сожалению коих в этот раз оказалось совсем мало, смогли лицезреть формульный болид в действии.

  Дмитрий отлично заполнил паузу между квалификациями и гонками, напомнив зрителям, как неповторимо звучат эти нотки высокофорсированного формульного мотора, ставшие отличным аперитивом перед тремя кузовными гонками, которые в этот раз выдались довольно жаркими, под стать погоде.

Новый «старый» лидер

  Несмотря на возвращение в строй почти никогда не проигрывавшего Апостолюка, лучшее время в квалификации в У-1600 остается за уверенно победившем на предыдущем этапе Валерием Шевелевым. Один из двух основателей Школы Автодрома «Чайка» и ее команды уступает на тренировке Владимиру (1 мин 35,682 с против 1 мин 35,737 с), однако в квалификации оказывается лучшим, показав 1 мин 34,640 с.

  При этом второе время осталось за лидером этого зачета Русланом Серовым, уступившим поулу призрачные 0,032 секунды! Апостолюк же показал только третье время, в 0,3 секундах от лучшего, сославшись на небольшие проблемы все еще «сырого» автомобиля.

  Всего на 0,096 секунды от 3-кратного Чемпиона Украины отстал Вадим Евтушенко, при этом опередив следующего из соперников в лице Вадима Конончука более чем на 0,7 секунды.

  Остальные, включая Сергея Бабака и Николая Понедельника, оказались еще дальше. Увы, на машине Николая перед стартом отказал генератор, без которого на инжекторном двигателе выступать не возможно, так что он не стартовал в первой гонке, а она выдалась богатой на события.

  Шевелев смог удержать лидирующую позицию в классе, тогда как Апостолюк уже на старте опередил Серова. Вскоре Владимиру падает и оборона Шевелева, за которого тут же «принялся» и Серов. Как выяснилось, на машине Валерия начала «барахлить» КПП, а вскоре она буквально «испустила» дух с огромными клубами дыма от вылившегося с нее масла…

  Дым вскоре исчез и Шевелев смог протянуть еще несколько, чтобы быть классифицированным и получить очки, однако гонки на этом для него закончилась. С учетом того, что пилот вышел на старт с температурой и расстройством желудка от вируса, в некоторой степени отказ техники стал облегчением дня для него…
  Апостолюк же уверенно победил, попутно показав лучшее время – 1 мин 34,372 с, опередив по этому показателю ближайшего на 0,6 секунд, при этом второе лучшее время так и осталось за Шевелевым…

  Владимиру все же довелось посражаться в этой гонке, однако, только с выступающем на Honda Феоктистовым, все же уступив старшекласснику, едущему на более мощной технике. Позади Апостолюка в первой гонке было не так много борьбы.
Первое из противостояний, причем за второе место, между Серовым и Шевелевым остановил отказ КПП. Руслан вновь оказался вне конкуренции, спокойно финишировав на становящемся привычном для него втором месте.

  Позади Вадиму Евтушенко пришлось отбивать атаки со стороны Конончука, однако только в дебюте гонки. Вскоре он смог оторваться, в итоге финишировав третьим, впереди Конончука, Бабака и Волынца, опередившего Павла Марьяненко. Во второй же гонке борьбы в классе У-1600 оказалось куда больше.
  Нет, с нестартом Шевелева, Апостолюк снова был вне конкуренции, установив лучшее время 1 мин 34,843 с, вновь опередив по этому показателю ближайшего на 0,6 секунды. Зато в этот раз позади него развивались настоящие дуэли, причем включая и за второе место как в самом заезде, так и не подиуме.

  Вадим Евтушенко неоднократно атаковал идущего вторым Серова, причем пару раз пытаясь пройти его по наружному радиусу! Эта борьба продолжалась несколько кругов и в какой-то момент Руслан смог оторваться. Однако вскоре на машине ветерана начала «плыть» резина, чем соперник тут же воспользовался. Примечательно, что Вадим опередил Руслана в правом 90-градусном повороте, где обгоны обычно не происходят…

  Таким образом, при равенстве баллов – по 18 – с учетом его финиша выше в решающей второй гонке, именно Евтушенко, за которым осталось второе лучшее время в гонке, поднялся на вторую ступень подиума зачета У-1600, сместив на третью Серова, трижды подряд до этого забиравшего «серебро»….
  Причем Руслану в концу гонки довелось непросто, так как позади него «собрались» и Конончук и Бабак, однако к финишу Серов смог мобилизировать свои силы и немного оторваться от преследователей.

  Вадим с 14 очками за два 4-х места, занял аналогичное место на этапе, опередив дважды финишировавшего пятым Бабака на два балла.
В первой гонке между ними борьбы не было, тогда как скорее Бабаку пришлось какое-то время оборонять пятую позицию от Волынца.

  Зато во второй за эти места развернулось настоящее сражение. Бабак опередил на старте Конончука, после чего Вадим несколько кругов контратаковал своего визави.

  После нескольких кругов прессинга, в итоге Конончук незадолго до финиша обогнал Бабака, после чего устоял под натиском контратак со стороны соперника.

  Примечательно, что при подсчете итогов изначально закралась судейская ошибка, поменявшая местами Бабака с Конончуком, однако именно Сергей подметил неточность, лично потребовав восстановить спортивную справедливость, не желая получать «чужих» баллов…

  Еще одним «возмутителем спокойствия» в этой гонке стал Понедельник, на отремонтированном автомобиле он буквально как «сорвался с цепи».

  Вместе с вернувшимся в гонки Волынцом они продемонстрировали великолепную дуэль, пусть и велась она только за шестое место.

  Эта позиция несколько раз переходила из рук в руки, однако верх все же одержал Николай.

  Тем не менее, с учетом его не старта в первом заезде, по итогам этапа Понедельник стал 8-м и предпоследним, с 5 очками опередив только Шевелева, тогда как финишировавший 6-м и 7-м Волынец с 9 баллами стал 6-м, опередив на два очка Марьяненко, вновь закончившего гонку на последнем месте в У-1600…

Сражения спереди

  Впереди участников зачета У-1600 в рамках GT Оpen также происходило немало временами калейдоскопических событий, начавшихся еще в квалификации. Так на машинах сразу двух представителей Школы Автодрома «Чайка» Сергея Юнашева и Дмитрия Жайворонка возникли технические проблемы и они были вынуждены пропустить «засечку».

  На «заряженной» «восьмерке» Сергея потек сальник КПП, тогда как у Дмитрия, показавшего лучшее время на тренировке (1 мин 29,723 с), «срезало» ступицу колеса. К счастью, механики команды успели восстановить технику к гонкам.
В квалификации поул забрал лидер этого класса Андрей Евтушенко – 1 мин 28,365 с. При этом Андрей опередил ближайшего, кем стал Валерий Жовтоног, на весомые полторы секунды!

  Третье время, пусть и в 3,5 секундах от лучшего, осталось за Феоктистовым, однако нельзя забывать, что он дебютировал в «большом кольце», и, главное, выступал на дорожной резине…
Несмотря на ожидания многих, Андрею не удалось уйти в отрыв и с первых метров дистанции Жовтоног начал оказывать серьезный прессинг на лидера!

  Это довольно напряженное противостояние, пусть и без попыток обгонов, продолжалось добрую треть гонки, однако Евтушенко все же удалось оторваться, победив, тогда как Валерий стал вторым.
Позади лидеров сквозь ряды «младшеклассников» прорывались стартовавшие с последнего ряда Юнашев с Жайворонком. На это у них ушло всего полтора круга, и к концу второго они успели обогнать и Феоктистова, выйдя на третью и четвертую позиции соответственно!

  Примечательно, что при этом напарники «не забывали» побороться между собой, где Юнашев упорно не хотел уступать третье место Дмитрию.
Увы, но и это противостояние остановил очередной отказ техники. Очевидно, сказались последствия довольно серьезной аварии Жайворонка на предыдущем этапе, и с перебитым шлангом гидроусилителя он сходит… Более того, «Юнге» также понадобился заезд на пит-лейн!

  На середине гонки у него начал закипать бензин, что привело к его «отливу». Тем не менее, механики мгновенно сориентировались, открутив пробку и тем самым «стравив» давление в баке. Таким образом, даже с этой проблемой Юнашев не потерял своего третьего места, оставшись в итоге впереди Феоктистова…
  В отличие от «Юнги», во второй гонке Жайворонку вновь пришлось прорываться с хвоста пелетона, и именно второй основатель Школы Автодрома «Чайка» стал главным героем этого заезда.

  Пока впереди три лидера возглавляемые Андреем Евтушенко шли плотной группой, Дмитрий уже к концу первого круга вышел с 13-го места на четвертое, опередив не только всех участников зачета У-1600, но и Феоктистова. Вскоре Жайворонок обгоняет и Юнашева, присоединившись к Жовтоногу с Евтушенко, между которыми вновь было довольно плотно.

  Но именно Дмитрий стал тем, кто совершил обгоны. Сначала он чисто в первом повороте опережает Жовтонога. Валерий попробовал было контратаковать, однако безуспешно.

  Вскоре же, на торможении в так называемом «Зрительском повороте» Жайворонок опережает и Евтушенко, тем самым выходя с последнего стартового места в лидеры!

  На финише этот прорыв пилота с последнего на первое место был встречен аплодисментами, пусть и немногочисленных болельщиков, приехавших в этот жаркий день на «Чайку»…

  Евтушенко так быстро не сдался и на протяжении нескольких кругов оказывал прессинг на соперника, однако так и не смог выйти на дистанцию реальной атаки.
 Тем не менее, с учетом победы в первой гонке, именно Андрей с 24 очками, включая бонусные баллы за поул и быстрейший круг в первой гонке (1 мин 28,136 с), возглавил подиум GT Open, пообещав на следующей гонке стартовать на свежей резине, так как этот комплект прошел уже третий этап кряду!...

  Несмотря на быстрейший круг во второй гонке (1 мин 28,254 с) и один бонусный балл за него, с 13 очками Жайворонку пришлось остаться первым вне подиума. Вторым же на нем в этот раз стал Жовтоног, собравший 18 баллов.
Да, во второй гонке после еще одного красивого противостояния за третью позицию, Валерий уступил было опередившему его Юнашеву. Однако в этот день Жовтоног продемонстрировавший отличную скорость.

  В первой гонке он уступил Евтушенко на своем лучшем круге лишь 0,054 секунды, да и во второй был не намного медленнее финишировавших впереди Жайворонка и Евтушенко, за которым осталось второе лучшее время, на 0,3 секунды медленнее лучшего показателя победителя.

  А вот «Юнга», опередивший было Валерия и выйдя на третье место, за два круга до финиша гонки сходит буквально с «развалившимся» мотором! К счастью для него, из-за отказа техники ранее сошел и Феоктистов, так что Сергей был классифицирован 4-м в классе, что и позволило ему с 15 очками забрать кубок за третье место в классе GT Open, опередив на два очка Жайворонка…

  Несмотря на его сход в конце второй гонки, дебютировав в «кольце», Феоктистов заработал те же 13 очков, что и Жайворонок, однако с учетом победы Дмитрия, Владислав все-таки был классифицирован последним. Но, как говорится – лиха беда начало. С учетом серийной резины, дебютант не так сильно и уступал лидерам, чьи машины были обуты в спортивные «слики», при прочих равных дающие перевес в несколько секунд…

  Однако самой напряженной и зрелищной в этот день оказалась гонка Grand Classic Cup, разбивавшая собой два заезда в рамках 4-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам.

Невероятные «восьмерочники»

  С учетом того, что в рамках Grand Classic Car среди классических заднеприводных автомобилей в классе «Лада-1600» оказался один-единственный участник в лице Дмитрия Иванько, весь фокус зрителей был на «восьмерочниках» из зачета «ВАЗ 2108». И они не подвели. Причем главным действующим лицом этой гонки, вернее всего дня, стала Виктория Зосим.

  Уже на утренней тренировке Виктория первая, опережая почти на 0,4 секунды ближайшего, кем стал Илья Замула. При этом остальные оказались намного медленнее, начиная с Руслана Холявко, показавшего третье время, но уже в полутора секундах от Зосим. Однако, как известно, времена в тренировках обычно не говорят о многом.

  Какого же было удивление многих, когда в квалификации ситуация повторилась! Именно Зосим первой нарушает гегемонию Ильи Замулы, на всех предыдущих трех этапах неизменно бравшего поул, побеждавшего и забиравшего бонусный балл за победу. В этот раз Виктория показывает лучшее время на квалификации - 1 мин 35,778 с.

Что характерно, это время нельзя назвать «случайным», так как в реалии из четырех своих квалификационных кругов, на трех Виктория вышла из 1 мин 36 секунд, идя в районе 35,8 с. Более того, она стала единственной из пелетона «ВАЗ 2108», кто превзошел порог в 36 секунд. Зосим опередила Замулу, показавшего второе время (1 мин 36,173 с), на довольно весомые 0,395 секунды, тогда как остальные оказались еще дальше.

  Так третье время почти в секунде от поула показал Александр Карнаков, тогда как Руслан Холявко стал 4-м, уступив поулу почти 1,4 секунды, а Андрей Гайдамаченко с отставанием более 1,6 секунды стартовал 5-м.

  После пары прерванных попыток старта сходу (а в GCC если не считать выступающих всего второй год Иванько и Гайдамаченко, все остальные дебютанты), зрители стали свидетелями настоящего спортивного триллера.

  Несмотря на настойчивый прессинг со стороны Замулы, начавшийся с первых метров дистанции, Зосим устояла, оставшись лидером пелетона. Однако фаворит не сдавался. Увы, но очередная его атака закончилась столкновением, причем двойным!

  Сначала Илья допускает откровенный контакт с задней частью автомобиля соперницы, чего в затяжном скоростном (картинговом) повороте было достаточно. При этом Илья не стал поднимать ногу с педали газа, дабы дать возможность сопернице полностью стабилизировать машину и их автомобили сталкиваются еще раз, причем теперь передними частями крыло к крылу!

https ://www.youtube.com/watch?v=cfgI3dfzlSQ

  Этим «замесом» воспользовался Карнаков, который все это время успешно отбивал атаки Руслана Холявко в борьбе за третью позицию.
Таким образом, Зосим опустилась с первого места на третье, как раз попав «в прицел» к Руслану. Однако выпускница Школы Автодрома «Чайка» не сдалась. Она не только выстояла под прессингом Холявко-младшего, но и смогла оторваться от него, настигнув идущего вторым Карнакова.

  В один момент в первом повороте трассы она смогла поравняться с соперником, однако Александр начал «захлопывать калитку», от чего произошел контакт.

https ://www.youtube.com/watch?v=c0u1bk93F1k&feature=youtu.be

  Однако в данном случае автомобили шли бок-о-бок, и когда Карнакова «повело», Зосим также «сбросилась», давая возможность сопернику восстановить контроль над машиной. Вскоре между ними наступил второй раунд.

  Виктория смогла перекрестить траектории и нырнуть внутрь 90-градусного поворота, однако соперник не сдавался! Второй контакт между ними происходит на прямой, тогда как в следующем повороте, тот самом «Картинговом», Зосим оказывается снаружи.

  Тут происходит еще один контакт, после которого машину Зосим, на которой после этого осталась увесистая вмятина в водительской двери и в районе передней стойки, буквально поставило поперек трассы!

https ://www.youtube.com/watch?v=jcNVTMpveEY&feature=youtu.be

  Однако и тут начинающая пилотесса смогла отловить автомобиль, благо Карнаков также не стал давить «до конца».
Этим сражением воспользовался Руслан Холявко, опередив на выходе из «Картингового поворота» двух дуэлянтов, разом выйдя с 4-го на второе место! Зосим же не сдалась. Оставаясь снаружи, с Карнаковым они проходят бок-о-бок еще два поворота, а суммарно четыре!

  В «Зрительском повороте» Виктория зрелищно «опирается» на бетонный отбойник, причем уже во второй раз за эту гонку! И именно этот маневр помогает ей не только удержаться снаружи, а в итоге все-таки опередить Карнакова теперь уже в борьбе за третье место и уйти в отрыв.

  Зосим финишировала третьей позади Холявко, но ее команда подает заявление на действия Замулы.
Рассмотрев он-боард видео с ее автомобиля, судьи признали Илью виновным, назначив ему штраф в виде 10 секунд …. которые в итоге ни на что не повлияли! Его отрыв от ближайшего на финише составлял почти 12 секунд, так что Замула в четвертый раз подряд возглавил подиум «ВАЗ 2108».

  Вторую ступень занял Холявко, тогда как вполне объяснимо, что стоявшая на третьей Виктория была раздосадована таковым «Соломоновым решением» судейства. Ведь оно хоть и признало ее соперника виновным, в итоге наказало его лишь формально…

  А ведь получи Замула привычный 20-секундный штраф, являющийся аналогом поезда по пит-лейну, он откатился бы с первого места на четвертое…

  Первым вне подиума оказался Карнаков, причем после финиша они вместе с Зосим обменялись мнениями об их жарком сражении, без каких-либо претензий друг к другу…
  Нельзя не отметить, что лучшее время в гонке осталось за Замулей – 1 мин 35,883 с.

  При этом Виктория уступила ему по этому показателю всего 0,107 секунды, причем свое лучшее время она показала на предпоследнем круге, на поврежденном автомобиле. Все остальные, включая Карнакова, были как минимум на пол секунды медленнее…
Тем не менее, юниоры вновь были отмечены отдельными кубками, и Карнакову довелось подняться на подиум, составив компанию Замуле с Холявко…

  Вот таким боевым выдался четвертый раунд украинского «кольца». Стоит лишь предвкушать, какой же накал страстей ждет болельщиков на оставшихся двух этапах, ведь с приближением финишной черты сезона борьба за судьбоносные очки всегда обостряется еще больше…

Вячеслав Щербина
Фото Игорь Цыбко и автора