Те болельщики, кто не побоялся резко сменившейся погоды и приехали в субботу на Автодрома «Чайка», не оказались разочарованными 1-м этапом обновленного Чемпионата Украины по кольцевым гонкам! Если в пятницу во время тренировок и квалификаций «шкварило» летнее солнце «около 30», налетевший после обеда обещанный прогнозом погоды дождь принес с собой невероятную смену погоды. В субботу, основной день 1-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам, температура упала ровно в два раза!

  Вместе с тем, как не странно будет звучать, силы природы смилостивились над участниками и болельщиками – в субботу настоящий дождь не только так и не пошел, а, напротив!

  Моросившая все утро противная «мряка» к старту гонки прекратилась, а к концу основного заезда трасса, по крайней мере, на траектории, оказалась полностью сухой!
  Однако паление температуры окружающей среды никак не сказалось на накале борьбы на трассе. Напротив, оба кузовных класса порадовали зрителей противостояниями на нескольких уровнях, включая борьбу за вершину подиума, причем в обоих зачетах! Как обычно – обо всем по порядку.

Дождевая лотерея

  Хотя ожидалось, что пелетон насчитает около 25 машин, по тем или иным причинам он оказался все же меньше - 21 участник в сумме. Кто-то не смог стартовать из-за занятости, ведь эта суббота оказалась рабочей, а, к примеру, на Ford Fiesta Валерия Жовтонога за два дня до гонки буквально взорвался двигатель при настройке на стенде. (Оборвало сразу два клапана, со всеми вытекающими, которые не включали разве что только «руку дружбы»).
  Тем не менее, старший класс насчитал 7 машин.

  Примечательно, что все выступающие на «Фиестах» участники предпочли заявиться не в классе «Туринг-лайт», которому отвечают эти автомобили, а в GT Open 2. Напомним, что в этом году этот, по сути, свободный класс был в свою очередь разделен на два подзачета – до 2-х литров и свыше.
На «Фордах» выступали 4-кратный и 3-кратный (соответственно) Чемпионы Украины Игорь Скуз и Андрей Евтушенко, Олег Скуз, Андрей Товба, а также за рулем «Фиесты» впервые выехал Владимир Дрогомирецкий.

  К ним присоединился Владислав Феоктистов, выступающий на 1,6-литровой Honda CRX, а также довольно неожиданно настоящая легенда украинского и советского автоспорта – Александр Михайлович Медведченко!

  В конце 70-х и на протяжении 80-х он являлся одним из лидеров среди формул, став 5-кратным Чемпионом СССР, неизменно входя в Сборную «союза», не считая множество других титулов и призов…
  «Тряхнуть стариной» на кольце 67-летний ветеран решил на своем раллийном прототипе. Снаружи эта машина напоминает отечественную «Таврию», хотя в реалии «под кожей» у нее почти все от «вазовской» восьмерки», включая мотор, трансмиссию и подвеску…

  Как уже было отмечено, тренировкам и квалификации была отведена пятница. С учетом того, что большинство участников интенсивно тестировались в преддверии этапа, многие из них пропустили первую тренировку, где лучшее время показал Дрогомирецкий – 1 мин 32,873 с.

  На второй быстрейшим стал Андрей Евтушенко.
  Как раз Евтушенко, в отличие от большинства, не выезжал на «Фиесте» более года и эта тренировка стала его первой.
Тем не менее, он сходу показал 1 мин 31,226 с, тогда как второе время осталось за Дрогомирецким. Однако было понятно, что свое слово еще скажет интенсивно тренировавшийся перед гонкой Игорь Скуз. Но, главное слово решила сказать погода.
  Дабы участники не мешали друг другу, квалификация проводилась раздельно для двух классов. И тут, началось. Не успели пилоты GT Open 2 выехать на трассу, как начался дождь!

  Поначалу не сильный, и раскаленная под солнцем трасса оставалась почти сухой, однако не долго. Вскоре дождь усилился, стих, снова усилился, после чего практически прекратился! Именно в это время большинство и показало свои лучшие времена, после чего под конец квалификации зарядил уже настоящий ливень!
  Примечательно, что при этом все участники оставались на спортивном «слике» и лишь «Хонда» Феоктистова была изначально обута в более подходящий для таких условий «микст».

  Не удивительно, что именно Владислав показал второе время, уступив лишь 0,096 секунды предсказуемо забравшему поул Игорю Скузу.
Его лучшее время на очень непростой трассе составило 1 мин 36,464 с. Уже третий показатель, оставшийся за Евтушенко, оказался на полторы секунды хуже. Дрогомирецкий уступил поулу почти 4 секунды, тогда как Олег Скуз с Товбой проиграли своему напарнику по «Мастер Карт Рейсинг» почти 5 и более 6 секунд соответственно.

  Однако, лотерея на этом не закончилась!

Дуэль многократных

  Перед квалификацией «У-1600» дождь прекратился и трасса активно подсыхала. По сути, их «засечка» закончилась с сухой траекторией, а небеса вновь разверзлись уже после финишной отмашки для младшего класса. Естественно в таких условиях времена «У-1600» оказались лучше, включая даже поул, который в итоге забрал Вадим Конончук – 1 мин 34,331 с.

  В преддверии сезона на сборе с пилотами новые организаторы говорили о том, что стартовое поле смешанной гонки будет раздельным по классам. Это более чем логично и с точки зрения безопасности и для соблюдения спортивной справедливости. (Участники разных зачетов должны минимально влиять на исход борьбы в своих соответствующих классах, тем более в самый опасный и напряженный момент гонки - старт). Однако судейство прочло правило - «стартовая решетка расставляется согласно показанным временам».

  Почему-то никто не учел, что речь априори идет о двух отдельных соревнованиях, где среди прочего начисляются свои бонусные очки, включая один за поул в каждом из зачетов…
  Именно для чистоты спортивного результата квалификация проводилась раздельно, чтобы более медленные машины не мешали «старшеклассникам». Но, главное, вся квалификация не только превратилась в дождевую лотерею для GT Open 2, условия трассы для двух классов радикально отличались!...

  Одной из мотиваций такого решения были сравненные времена участников, показанных «по-сухому» на тренировках. Однако и тут, почему-то не было учтено, что на тренировках многие не «выкладываются», а в GT Open-е и вовсе едут на старой резине, экономя дорогостоящие «слики» для решающих заездов…
  Как бы не настойчива была здравая логика, первый стартовый ряд заняли два пилота «У-1600», тогда как несколько пилотов GT Open 2 были вынуждены прорываться из глубины пелетона!...

  К счастью, несмотря на непростую трассу – подмоченную постоянно моросящим с утра дождем, украинские кольцевики показали пример дисциплинированности и мастерства, разъехавшись на старте без единого острого момента!

https://www.youtube.com/watch?v=jHWdHaP-mz4&feature=youtu.be

  Показавший лучшее время на утреннем «ворм апе» Игорь Скуз сразу вышел в лидеры. Однако у него «на хвосте» тут же повис Евтушенко, разом вырвавшийся с 7-го стартового места смешанного пелетона.

  Фактически с первых метров началась дуэль двух многократных Чемпионов, которая продолжалась все 20 кругов гонки!
В дебюте на влажной трассе Андрей не отпускал фаворита, оказывая на него серьезный прессинг. В итоге ближе к середине дистанции Игорь допускает ошибку на выходе из скоростного 90-градусного правого поворота, не попав в четвертую передачу.
Соперник этим тут же воспользовался этим и даже начал было уходить в отрыв.

  Однако вскоре, на высыхающей трассе Скуз настигает Евтушенко и их роли меняются. Неоднократно их борьбе мешали «круговые», что вылилось в пару довольно напряженных моментов, но, благо, и тут все обошлось…
  Игорь оказывал серьезный прессинг, тогда как Андрей красиво закрывал внутреннюю траекторию. Скуз неоднократно пытался найти брешь в обороне соперника, периодически зрелищно блокируя на торможении переднее колесо…

  Однако, если в относительно медленных поворотах такая оборона срабатывала, в том самом скоростном 90-градусном «закрываться» таким образом попросту невозможно. Именно это место во второй раз за гонку стало свидетелем смены лидера… Однако это противостояние чуть было не закончилось в духе знаменитого фильма о гонках NASCAR «Дни грома».

  По самый занавес гонки в один момент на выходе из правого поворота между «ушами» образовалась настоящая дымовая завеса от взорвавшегося и загоревшегося двигателя «Калины» Ильи Замулы!
  Буквально спустя мгновения из закрытого поворота выскакивают два лидера, и лишь чудом все еще висевший «на хвосте» у Скуза Евтушенко чуть было не «догнал» его – успев затормозить в последний момент!...

  На радость нашим читателям фотограф Игорь Цыбко, уже несколько лет снимающий украинское «кольцо» во второй раз за гонку оказался в нужном месте в нужное время!..

Позади фаворитов

  С выпущенным на трассу «Сейфети-каром» вся борьба закончилась – благо до финиша, по сути, оставался всего один круг… После красивой борьбы с парой смен лидера, на 1-м этапе Чемпионата Украины по кольцевым гонкам в зачете GT Open 2 победил Игорь Скуз, опередив Андрея Евтушенко. При этом нельзя не сказать, что этой великолепной дуэли зрители чуть было не лишились еще утром!

  В самом конце «ворм-апа» на «Фиесте» Евтушенко отказывает трансмиссия! Как выяснилось – лопнула «корзина» сцепления. К счастью, перерыв между утренней разминкой и стартом гонки составлял три часа, которых хватило, чтобы сменить сцепление, благодаря чему зрители стали свидетелями великолепной спортивной дуэли двух многократных Чемпионов.…
  При этом новое было одолжено у Валерия Жовтонога, что лишний раз продемонстрировало единство «кольцевиков». Примечательно, что сам Валерий, известный своей сильной ездой на мокром асфальте, открыто делился опытом и советом перед стартом с Дрогомирецким…

  А именно Владимир, для которого эта гонка стала первой за рулем такого мощного автомобиля (и третьим гоночным уик-эндом в жизни), чуть было не вклинился в борьбу двух фаворитов.
  На мокрой трассе Дрогомирецкий уверенно держался за лидерами, нагнав их. Увы, но как только траектория высыхать, на «Фиесте» Владимира начала «плыть» резина.

  Осознавая обстоятельства и то, что гонка имеет более продолжительную дистанцию чем ранее, пилот сбросился и все оставшееся время скорее был занят охлаждением дождевой резины, намеренно отыскивая лужи на трассе… Благо для дебютанта этого класса, он не только смог довести машину до финиша, но и не подпустить других соперников, тем самым в своем третьем старте на «кольце» в третий раз поднявшись на подиум!

  Нельзя не отметить, что для церемонии награждения утром в субботу была возведена отдельная большая сцена, а автомобили призеров сразу после финиша проследовали под ее основание.

  Тем самым, впервые в истории украинского «кольца» была воссоздана настоящая атмосфера «Победного круга» Victory circle в духе американских гонок…

  Примечательно, что, несмотря на старую «дождевую резину», как минимум пролежавшую 8 лет (!) в боксах, лучшее время в гонке осталось за Евтушенко – 1 мин 31,888 с. По этому показателю Андрей опередил победившего Игоря Скуза всего на 0,101 секунды! При этом оба показали свои лучшие времена всего за пару кругов до финиша, что лишний раз доказывает накал борьбы в этой паре…
  Таким образом, оба забрали по одному бонусному баллу: Скуз записал в свой актив 21 очко, Евтушенко – 16, а Дрогомирецкий 12, положенные за третье место….

  Третье лучшее время в гонке осталось за Дрогомирецким. Оно уступает быстрейшему почти полторы секунды, однако как раз оно было показано на все еще мокром асфальте на 4-м круге, после чего Владимир сбросился на «поплывшей» резине…

  Нельзя не отметить борьбу за негласное звание «лучшего среди остальных». Хотя она не была такой острой, тем не менее, - принципиальной.
Поначалу четвертым уверенно шел Феоктистов, однако его «резина» начала «сдаваться» уже после первых кругов.

  В итоге он финишировал «на честном слове» оставшемся от покрышек, 6-м в классе и 12-м в «общем зачете», уступив один круг лидерам и многим участникам из класса «У-1600»…
  А вот кто порывался всю гонку, как раз через ряды «младшеклассников», так это Олег Скуз.

  Мало того, что ему пришлось стартовать с 12-го места в в самой середине пелетона, после первого поворота он не только не отыграл позиций, а оказался 13-м.
  Тем не менее, опытный ветеран начал планомерно прорываться вперед, «попутно» обогнав и Феоктистова и своего напарника Андрея Товбу, выступавшего на бывшей «Фиесте» самого Олега…

  В итоге Олег финишировал 4-м и единственным, кто не уступил призовой тройке круга, тогда как Товба стал 5-м, но уже в круге от лидеров…
Увы, но после пары моментов «дрифта» на скользкой трассе, Медведченко подвела его «Таврия» и он сошел.

  Тем не менее, он прошел более 60% дистанции, так что был классифицирован и получил зачетные очки на этапе…


P.S.

  Да, борьба двух фаворитов в голове пелетона действительно была одним из главных магнитом для болельщиков. Причем, расположившись на трибунах, как и несколько лет назад, зрители вновь могли не только слушать профессиональный комментарий Максима Подзигуна, но и воочию смотреть на экране прямую трансляцию гонки, тем самым «заглядывая» в происходящее на самых дальних поворотах «Чайки»….

  Нельзя не отметить, что два дуэлянта не только пару раз прорывались через ряды «младшеклассников», но и неоднократно шли буквально бок-о-бок.
При этом, несмотря на то, что речь шла о борьбе за победу, между ними за всю гонку не произошло ни малейшего контакта! Тем самым, два многократных Чемпиона Украины показали свой класс…

  Однако зрители, особенно расположившиеся на главной трибуне, не уехали в этот день с «Чайки» без своей порции адреналина. Обгонов, в том числе и с контактной борьбой, в зачете «У-1600» хватало…

  Сражения, включая контактную борьбу, в том числе и за подиум этого зачета, продолжались буквально до последнего поворота гонки! Однако о них во второй части нашего отчета о 1-м этапе Чемпионата Украины по кольцевым гонкам…

  Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков
  Фото Игорь Цыбко и автора