1-й этап Чемпионата Украины по кольцевым гонкам стал настоящим подарком болельщикам - борьба в «У-1600», в том числе и за все призовые места, велась буквально до последнего поворота гонки!

  Новый формат «обновленного» Чемпионата Украины по кольцевым гонкам с всего одной гонкой за этап действительно повысил накал борьбы. Теперь у пилотов нет еще одного шанса собрать очки во второй гонке, как это было на протяжении последних почти 20 лет.

Главный «лейтмотив» новых гонок действительно «все или ничего»!

  В более старшем классе GT Open 2 борьба, в том числе и за победу, оказалась чистой, без единого контакта. Зато «У-1600» порадовал зрителей не только обгонами, но и столкновениями на трассе, пара из которых произошла в прямом смысле слова на последнем круге гонки! Причем речь шла о сражении за победу и призовые места! Как обычно - обо всем по порядку.

Самый массовый

  Вполне предсказуемо, уже какой год национальный зачет «У-1600» оказался самым массовым, правда, не настолько, насколько ожидалось и хотелось бы. Несмотря на свои заявки на старт не вышло сразу несколько пилотов, включая Александра Гальвеса и новичка Александра Лищука. Зато, к радости многих болельщиков, место второго Александра за рулем его «Калины» занял ни кто иной, как Владимир Апостолюк.

  Да, многие ждали старта 3-кратного Чемпиона Украины в старшем классе на «заряженной» «Калине» обутой в «слик», где он наверняка бросил бы вызов фаворитам, выступающим на Ford Fiesta. Но, увы, ту «Калину», выкупленную буквально за пару дней до гонки новой командой Апостолюка и Сергея Скока Sport Car Service, так и не удалось «оживить».

  Порой, проблемы с электрикой и «мозгами» машины становятся куда большим камнем преткновения, чем обычное «железо». Зато, болельщики получили дополнительную интригу, пусть и не в «старшем» зачете…
  Всего класс «У-1600» насчитал 13 участников, к которым за неимением соперников по зачету «ВАЗ 2108» был переведен и Виталий Телятников, для которого эта гонка стала дебютом в автоспорте.

  Примечательно, что действующий Чемпион Украины в классе «ВАЗ 2108» Сергей Бородин тоже подготовил машину, однако осознавая, что класс не состоится, не вышел на старт…
  Пелетон «У-1600» включал его действующего Чемпиона и призеров прошлого года Вадима Конончука, Антона Поляничко и Илью Замулу, таких завсегдатаев как Вадим Евтушенко, Алексей Дьяченко, ветерана Руслана Серова, а также не так давно пришедших в гонки Владислава Синани, Павла Марьяненко и Дмитрия Пархоменко.

  К ним присоединились сразу три новичка: выступающий на «Лада Приора» Сергей Россоха, Кирилл Ярмола, выехавший на не менее ярко раскрашенной «Калине», а также юная картингистка из Израиля Софии Голан, выбравшая для своего дебюта в «больших» гонках Родину ее родителей…

 Примечательно, что если несколько лет назад на «Калине» ехал один Серов, став настоящим пионером для этой машины в Чемпионате Украины по кольцевым гонкам, то теперь эта куда более современная малолитражка, чем классическая «восьмерка», составляет почти 50% пелетона зачета «У-1600»…

  Естественно на «Калине» по-прежнему выступает и сам Руслан, причем тоже получившей новую яркую раскраску…
Однако, как бы не хотелось многим болельщикам таланта этого ветерана украинского автоспорта, в этот раз «балом правили» другие.

  Но, думается, к особой гордости Серова, почти все фавориты на сегодня выступают именно на «Калинах»…

Стартовая диспозиция

  На первой тренировке в пятницу тон задавал бронзовый призер прошлого года Илья Замула, показав на раскаленной от летнего солнца трассе 1 мин 34,454 с.

  Правда, всего 0,041 секунды ему уступил действующий Чемпион зачета «У-1600» Вадим Конончук, тогда как уже третье время, оставшееся за Пархоменко, уступало лучшему одну секунду.
  За Дмитрием следовали серебряный призер 2017-го года Антон Поляничко и пилот совершенно новой кольцевой команды SDrive Владислав Синани,

  Ускорившись почти на пол секунды, на второй тренировке быстрейшим вновь становится Замула – 1 мин 34,014 с. В этот раз второе время и вновь всего в 0,058 секундах от лучшего, осталось за Синани, в свою очередь, опередившего почти на 0,2 секунды Конончука.

  Дальше располагались показатели Дьяченко, Пархоменко и Ярмолы, но все они были в секунде и больше от лучшего. Однако это были всего лишь тренировки и времена на них не являются определяющими…
  Квалификации для двух классов проводились раздельно. Причем в отличие от пилотов GT Open 2, «У-1600» повезло. Ливень прекратился незадолго до их выезда и к концу их квалификации траектория была почти сухой. Не удивительно, что почти все свои быстрейшие времена показали на последнем круге. Однако о легкости говорить не приходилось. На первых же кругах скользкая трасса дала о себе знать.

  Виталий Телятников чуть было не теряет свою «восьмерку» в предпоследнем скоростном повороте, зрелищно проходя его в боковом заносе. А вот другой новичок – Кирилл Ярмола не успел среагировать.
  К счастью, теперь в этом повороте снаружи вместо беспощадного бетонного отбойника новая зона вылета и разворот Кирилла лишь поднял кубы пыли. Более того, новичок не просто выбрался из них, но и стал третьим в квалификации!

  Да, его время оказалось на 3,5 секунды хуже «поула», но по признанию большинства пилотов, с учетом состояния трассы, они не рисковали излишне в этой «засечке».
  Лучшим в ней, как и подобает действующему Чемпиону Украины, стал Вадим Конончук – 1 мин 34,331 с. Второе время показал Синани, однако уже оно уступало «поулу» 1,5 секунды.

  Всего на паре «десяток» от третьего времени Ярмолы оказался Дьяченко, в свою очередь, опередив Пархоменко и Серова. После еще одного острого момента Телятников показал 7-е время, опередив почти половину пелетона, выступавшего пусть и не сильно, но все же более мощной технике.
  Позади «чистого» «восьмерочника» оказались Вадим Евтушенко, чья 16-клапанная «восьмерка» упорно отказывалась «рулиться». Как потом выяснилось на ней начала выходить из строя рулевая рейка!...

  Антон Поляничко с Павлом Марьяненко стали 9-м и 10-м, опередив еще одного дебютанта – Сергея Россоху. Однако не он стал последним в зачете «У-1600».
  К сожалению, пилоты команды ZRT не разобрались, и выехали на квалификацию вместе со старшим классом. Мало того, что им довелось ехать в дождь, за это нарушение последовало довольно серьезное наказание – их времена не были учтены и старт с последнего ряда для обоих…

  Интересно, что дождь вновь пошел с отмашкой финишного флага последнего пятничного заезда, ну а в субботу небеса и вовсе затянуло с самого утра.

…или «фора» от «мэтра»!

  В квалификационных списках не числилось одно немаловажное имя – Владимир Апостолюк. Решив «вынуждено» ехать вместо одного из своих воспитанников, который оказался занят по работе, Владимир не стал рисковать чужим автомобилем. Он даже не хотел излишне амортизировать его! И в чем-то опытный ветеран был прав.
  Утром на мокрой от постоянно моросящего дождя трассе другой пилот его команды SCS испытал на себе коварство все того же предпоследнего поворота.

  Антон Поляничко «перепилотировал», и как многие предполагали, в отсутствии наружного отбойника, отлавливая машину, «долетел» до внутреннего.
  К сожалению, осмотр выявил, что удар оказался довольно серьезным – «ушел» даже ланжерон!

  Тем не менее, механики Sport Car Service с достоинством прошли «боевое крещение» своей новой команды и «восьмерка» Поляничко, унаследовавшая фирменный 41-й номер Апостолюка, к гонке была готова!...

  Другие проблемы – «отсечка» на 5 тысячах оборотах – возникли у Вадима Евтушенко, чья машина, как и его брата Андрея, в этом году была по-новому забрендирована в цвета не самого характерного для автоспорта спонсора Natyka – марки деликатесных продуктов….для братьев наших меньших…

  Лучшее же время на мокром «ворм-апе» показал пилот SDrive Владислав Синани – 1 мин 42,282 с, опередив всего на 0,042 секунды Конончука и на 0,126 секунды Замулу, тогда как другие одноклассники были довольно медленнее… Такая плотность времен предвещала борьбу, однако Апостолюк, хоть и выехал утром, все еще оставался в тени, в полутора секундах «позади».
  Примечательно, что «все» началось еще на установочном и прогревочном кругах! На них Апостолюк зрелищно, порой даже слишком, пускает «Калину» с нехарактерным для него номером 43 в невероятный юз.

  Временами машина находилась чуть ли не 90-градусов к оси траектории!... При этом речь шла не о прогревании нового комплекта резины, а ее физической притирки к асфальту… Ставя машину чуть ли не поперек трассы, «Апостол» изрядно заставил понервничать собравшихся у отбойников зрителей, однако дальше он отплатил своим болельщикам сполна!
  Многие понимали, что Апостолюк попросту «давал фору» соперникам, но никто не ожидал такого старта от «мэтра»!

https://www.youtube.com/watch?v=jHWdHaP-mz4&feature=youtu.be

  Ко второму повороту Владимир вышел с 12-й на 8-ю позицию в классе, а в начале второго круга уже шел третьим, уступая лишь стартовавшим с первой линии и лидирующим в «У-1600» Конончуку с Синани! Как говорится – no comment! – даже по меркам «для Апостолюка»!… Но это было только начало борьбы.

  Со второго круга начинается великолепное, причем тройное, противостояние за лидерство в «У-1600». И тут вряд ли нашлись отчаянные, кто «поставил» бы против Апостолюка.
  Фаворит почти сразу обгоняет Синани, а потом и Конончука, тем самым спустя всего пару-тройку кругов при старте с одного из последних мест в классе, выходя в лидеры!...

  В реалии по новым правилам, этот маневр считается не совсем законным и впоследствии соперник попытался напомнить об этом судьям, но об этом позже…

  Пока же Владимир пошел в предсказуемый отрыв, оставив Конончука с Синани делить между собой остальные призовые места…

Действительно до последнего повота!

  Поначалу Апостолюк пошел в отрыв, тогда как Синани смог обогнать Конончука и между ними также возник зазор. Владислав не только смог оторваться от Конончука, но и нагнал Апостолюка, «повиснув» у него на заднем бампере.

  Однако лидер реагирует и вновь начинает отрываться, тогда как самого Синани настигает Конончук и между ними завязывается очередной раунд.
В первом повороте очередного круга атака Чемпиона удается и, несмотря на попытку контратаки со стороны Владислава, Конончук выходит на второе место.

  Более того, вскоре уже Вадим догоняет явно «контролирующего ситуацию» Апостолюка, начиная оказывать прессинг на него. Апогеем всей этой борьбы стал в прямом смысле слова последний круг гонки!
  Из-за дымовой завесы от пожара под капотом «Калины» Ильи Замулы на трассы выходит «сейфети-кар».

  Команда на это подается за два круга до финиша, но реально «Ауди», выполнявшее на этой гонке функцию «сейфети» выезжает на последнем круге. Увы, но не на всех постах маршалы продолжали показывать табличку «SC» и желтые флаги!
  Не увидев никаких запрещающих «знаков» за два поворота до финиша Конончук кидается в последнюю, где-то отчаянную, попытку обгона на лидера.

  Она закончилась столкновением, причем довольно серьезным, однако смены позиции не произошло.
  Таким образом, в этом инциденте можно говорить о том, что «состава преступления не было» - разве что предупреждение от судей… Однако зрителей, которые смогли видеть в прямом эфире это столкновение на экране, расположенном перед трибунами, ждала еще одна почти «банзай-атака», теперь уже прямо перед их трибунами!

  В прямом смысле слова в последнем повороте всей гонки Конончука «понесло» широко наружу и он оставил открытой «калитку».
Ею тут же попытался воспользоваться Синани. В какой-то момент у Вадима, по его собственным словам, появляется «зацеп». Естественно пилот пытается уйти от столкновения со стремительно приближавшейся бетонной стеной, выворачивая руль налево, однако внутри уже находилась красная «восьмерка» Синани!
  Вышло так, как будто Конончук намеренно «бортанул» соперника, однако в реалии речь шла о «рабочем моменте». Но он имел свое продолжение.

  По новой процедуре, как и во всем автоспортивном мире, призовая тройка сразу направила свои автомобили под подиум и после интервью была награждена. Если не считать трековых гонок, подобная практика в украинском спорте никогда раньше не применялась, а награждение всегда проходило после отведенных на подачу протестов 30 минут, которые в этот раз оказались как никогда немаловажны…

  Возглавил подиум Апостолюк, и это при старте с 12-го места в классе, вторым на него поднялся Конончук, а третьим Синани. Однако не успело даже начать сохнуть шампанское на костюме Владислава, как ему сообщили, что судьи «накинули» ему 10 секунд пенализации, которые отодвинули его на четвертое место.
  Как не пытался протестовать это решение представитель новой команды SDrive, судейство осталось непоколебимым.

  Дело в том, что с этого года в нескольких пунктах правил, включая запрещающий обгон под желтыми флагами, «буква» гласит, что «обгоном считается сокращение зазора между автомобилями»… Правило довольно «своеобразное», но оно прописано и по нему 10 секунд пенальти Синани были более чем правомочными…
  Другое дело, что тот же Конончук был недоволен поведением победителя и попытался написать протест на обгон, выполненный Апостолюком в середине гонки.

  Действительно, «дэ юрэ» тот маневр произошел за пределами трассы, а по новым правилам считается, что «поребрик находится за белыми линиями, то есть за пределами трассы»…

https://www.youtube.com/watch?v=IvP6OdAOEHw&feature=youtu.be

  Однако судьи с представителем команды SCS не дали Вадиму написать протест, сославшись на то самое «классическое» правило 30 минут, отведенные после подачи предварительных результатов для подачи протестов участниками и которые уже давно истекли…

  Снова, «по букве закона» судейство то было право, только с одной оговоркой.
С этого года у призеров попросту нет этого времени на протесты и они «заняты», давая обязательные интервью после финиша и участвуя в церемонии награждения…

  Так что тут есть свои моменты «спортивной» справедливости и не стыковок, которые, будем надеяться, будут учтены на будущее…

  А позади тройки лидеров разворачивались свои баталии, причем на нескольких уровнях! О них, равно как об окончательных подсчетах в классе «У-1600», очень интригующей борьбе в командном зачете и, конечно, формулах, где гонка закончилась довольно своеобразно, уже в третьей части…

  Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков
  Фото Игорь Цыбко и автора