Украинский картингист Иван Пеклин сделал свой первый шаг на пути к Формуле-1. Он провел тесты на французской Формуле-4. Нельзя сказать, что они прошли совсем гладко!

  Всем известно, что в жизни, прежде чем побежать, нужно научиться ходить. В автоспорте тоже нужно пройти определенные ступени гоночной иерархии. Большинство современных формулистов проделывают один и тот же путь, прежде чем попасть в «королеву автоспорта» - Формулу-1.

Путь известен…

  За редчайшим исключением, практически все будущие пилоты Ф-1 в детском возрасте, порой даже начиная с 5 лет, начинают свой спортивный путь с картинга. После они пересаживаются на формулы младших классов, добиваясь успеха в низших классах, переходя на ступень выше и выше. Еще совсем недавно вариантов для первого шага в формулах существовало немало.
  Формула-Форд, Формула-Рено, Формула Ауди-Палмер, - вот далеко не все младшие серии, за которыми следовала Формула-3. Но и в случае с «третьей» существовали варианты в виде множества национальных чемпионатов.

  Однако в последние годы ФИА всерьез вязалась за упорядочение пути вчерашнего картингиста к формульной вершине.
  Сначала в 2012-м году был создан единый Чемпионат Европы Ф3 (FIA Formula 3 European Championship), тот самый, который в этом году выиграл сын Михаэля Шумахера – Мик. Правда, у этого чемпионата по-прежнему существует конкурентка в лице так называемой, Euroformula Open Championship, существующая официально с 2009-го года.

  Кстати, в ней в уходящем году дебютировал двоюродный брат Мика – Давид Шумахер, сын Ральфа…
  После Ф-3, пилот «попадает» в Формулу-2, новообразованную в этом году на базе бывшей GP2, а там уже и до самой Формулы-1 рукой подать. Но сегодня, первым шагом в формулы является Ф-4, появившаяся официально в 2014-м году. Именно на таких болидах, оснащенных разными двигателями, но неизменно с регламентируемой мощностью в 160 л.с., проводятся национальные Чемпионаты самых разных стран по всему миру, включая даже американскую Ф-4!

  На таких машинах свои первые шаги после картинга делали и вышеупомянутые братья Шумахеры…
  Помимо равной мощности, одной из основных целей ФИА при создании такой понятной и прозрачной формульной иерархии были бюджеты. В Ф-4 заявляется, что год выступлений пилоту обойдется порядка ста тысяч Евро. Однако в реалии, с учетом тестов и «накладных» расходов на переезды, бюджет вырастает ровно в два раз!...

  Именно на тесты такого болида и отправился украинец Иван Пеклин, тем самым делая первый шаг на пути к Формуле-1.

… и для украинца он пролег через сам Ле Ман!

  Иван Пеклин, которому недавно исполнилось 17 лет, уже имеет за своими плечами успешную карьеру в картинге. После нескольких чемпионских титулов и завоеванных Кубков Украины в младших классах, в 2017-м году Иван стал самым юным Чемпионом Украины на карте класса KZ-2 в истории украинского картинга.

  Более того, он завоевал этот титул сходу в свой дебютный сезон в этом самом мощном зачете для Чемпионата Украины по картингу.
  В сезоне 2018 Иван пробовал свои силы в разных картинговых сериях, включая этап Чемпионата Мира по картингу. Из-за этого он пропустил одну гонку в Украине, по итогам года став третьим в Чемпионате Украины…

  Настало время (во всех смыслах слова, включая возраст) делать следующий карьерный шаг. Ими стали тесты во Французской Формуле-4, которые прошли на легендарной трассе «Ле Ман».
  Естественно речь шла не о 13-километровой конфигурации, частично проложенной по дорогам общего пользования. Тесты проводились там же, где и все остальные гонки помимо самих «24 часов Ле Мана» - стационарном треке, носящем не менее легендарное имя – «Бугатти».

  Нужно оговориться, что хотя Иван выступает в картинге без малого уже почти 10 лет – он никогда в жизни не управлял гоночным автомобилем! Более того, в повседневной жизни он хоть и сидел за рулем, но также никогда не имел дело с ручной КПП и не выжимал сцепление на полноразмерном автомобиле. Картингисты естественно знакомы с этой процедурой, но не с третьей педалью – на карте сцепление выжимается рукой.

  Теперь же вчерашнему картингисту предстояло настоящее боевое знакомство с формульным болидом. И специфика управления им заключалась отнюдь не только в КПП и выжиме сцепления.
  Дело в том, что карт по-своему уникальный вид болида. Главное его отличие буквально от всех остальных автомобилей – отсутствие подвески! Обе оси на карте жестко закреплены к раме, а роль подвески отчасти играет…сама рама!

  Именно поэтому ее стоимость сравнима с… ценой «восьмерки», на которой выступают пилоты в Чемпионате Украины по кольцевым гонкам. Более того, производители картов выпускают специальные рамы под дождевые условия, имеющие меньшее сопротивление на кручение.
  Все это мы говорим к тому, что картингисты не имеют совершенно никакого опыта по настройке не только аэродинамики, но и подвески!... Попросту за неимением оной в карте…

  Это уже не говоря о том, что управление картом, особенно в коробочном классе KZ-2, где Иван Пеклин стал Чемпионом Украины в прошлом году, «несколько» отличается от формулы. Но на тестах украинца ждал еще один «сюрприз».

Уверенное начало…

  Как уже было сказано, для знакомства с формулой семья Пеклин, в лице папы, который занимается гоночной карьерой сына, выбрали один из сильнейших Чемпионатов в Европе на болидах класса Ф-4 – французский. Специфика этой серии заключается в том, что тут не существует как таковых команд!
  Все пилоты во французской Ф-4 выступают «под крылом» Академии FFSA. Это означает главное – совершенно равные условия, так как технику готовят одни и те же инженеры и механики – никакого фаворитизма и тем более технического преимущества…

  Однако для украинца, впервые севшего за руль гоночного болида, сначала речь шла исключительно о постижении азов. При этом тесты длились лишь один день, разбитый на пять 25-минутных сессий.
  Так что можно сказать, что Пеклину предстояли настоящие экспресс курсы! В пору говорить о «спасении утопающих – дело рук самих»… И, вода, упомянута тут неспроста.

  На первой сессии с утра Иван, привыкший к карту, сразу попробовал проходить повороты по-картинговому и как результат – практически сразу оказался в гравийной ловушке! Говорить о сравнении результатов с другими на трассе пока было рано. Тем не менее, первый ориентир был установлен – в конце сессии, лучшему украинец уступал почти 10 секунд! Много? И да, и нет.
  Дело в том, что в тестах приняло участие 8 пилотов, вместе с Иваном.

  При этом шесть из них не являлись новичками! Все они уже проехали по одному году в различных национальных Чемпионатах Ф-4. И лучшим среди них неизменно оказывался пилот, занявший по итогам года 4-е место в датской Ф-4 Вальдемар Эриксен. Помимо Пеклина на трассе находился лишь еще один картингист, также впервые севший за руль формулы.
  После первой сессии началась та работа, которая обычно скрыта от глаз зрителей – с инженером.

  После первой «пробы пера», они начали вводить Ивана в курс дела – работу с подвеской. Объяснять, что в отличие от карта, тут нужно чувствовать изменение баланса, учиться ловить смещение «масс» на торможении и в поворотах. А, соответственно, учиться проходить их совершенно по- новому, а не по-картинговому. Наступило время закрепления полученных знаний.
  В конце второй сессии украинец уступает лучшему уже 6 секунд.

  Еще перерыв и дополнительный инструктаж, изменения в настройке подвески. Новый старт и уже три секунды отставания. На обед Иван уходит с твердым намерением сравняться с быстрейшими в этот день на трассе пилотами. Но, увы!

… и отнюдь не подмоченная репутация!

  Небеса разверзаются и на трассу обрушивается дождь! Однако, как говорится – за тесты уплачено и «матч состоится в любую»… С одной небольшой оговоркой – практически все нужно было начинать сначала!

  Первая послеобеденная сессия уходит на аккуратное знакомство с управлением формулой на мокрой трассе. Однако в этот раз украинец уступает лучшему показателю на трассе менее 6 секунд.
  После дополнительной работы с инженером и изменений в настройках, причем не только подвески, но и в прямом смысле слова «мозгов пилота», он уже в трех секундах от лучшего.

  Иван уже рвался в бой, надеясь нагнать соперников, но, увы! Ушедшему с головой в пилотирование украинцу напомнили, что на дворе вечер и тесты закончились…
  Поначалу Иван был недоволен своими показателями. Однако «разбор полетов» с инструкторами и инженерами FFSA заставили его взглянуть на цифры по-другому! Они напомнили юному пилоту, что он сравнивал свои времена с быстрейшими. Если же взглянуть на ближайших из «соперников» на трассе, то поначалу Иван им уступал пару-тройку секунд, а на третьей сессии, уже ехал сравнимые с ними времена.

  Более того, «по воде», которая, как известно сразу демонстрирует талант пилота, украинец сходу уступал намного меньше лучшему и почти не уступал «середнекам». А ведь все они как минимум проехали по одному боевому сезону за рулем Ф-4 и уже были хорошо знакомы со спецификой их управления, в том числе и по дождю…
  Ну и как последний показатель для сравнения. Во всех сессиях Иван Пеклин оказался несравнимо более быстрым, чем другой картингист-дебютант на трассе.

  Причем «несравнимо» в прямом смысле слова, так как на первой ознакомительной сессии «конкурент» уступал украинцу десять секунд, а в конце по сухому все еще был на 5 секунд медленнее.
  По дождю же Иван опередил его в итоге более чем на 10 красноречивых секунд… Но и это не все!

  Руководитель тестов, через которого прошли даже не сотни, а многие тысяч юных пилотов отозвался исключительно с похвалой о прогрессе украинца. Отметив, что далеко не многим удается за всего-навсего один день так адаптироваться к незнакомому болиду.
  А ведь тут речь шла вообще о первом в жизни знакомстве с Формулой и полноразмерным спортивным автомобилем!

  Более того, Ивана пригласили на следующие тесты, которые пройдут тут же, на трассе «Бугатти», в ближайшее время. Однако тут возникает следующий, куда более сакраментальный вопрос.

PS или все дело в…

  Для продолжения пути к вершине автоспорта – нужны средства. В картинге, как это собственно происходит везде в мире, финансированием гоночной карьеры занимался отец Ивана. Теперь на это нужны куда большие средства, нежели те, что себе может позволить семейный бюджет Пеклиных. Ведь даже первый шаг во «взрослой» формуле, а именно Ф-4, измеряется бюджетом около 200 тысяч Евро…

  Сможет ли сделать перспективный украинский пилот следующие шаги в автоспорте - покажет время.
  Остается надеяться, что Иван найдет поддержку у украинских спонсоров, меценатов, да и простых сограждан, которым небезразлична тема автоспорта. Чтобы на европейских трассах гонялись не только формулы, несущие цвета триколора от SMP-racing – они представлены фактически на всех уровнях, - а, наконец, появился хотя бы один формульный болид, украшенный украинским стягом, и которым будет управлять украинец!...

  Его ждут в Европе, и у него есть скорость, а с ней и перспективы, но, для этого нужен бюджет…

  С уважением пресс-служба Ивана Пеклина
  Фото Александр Пеклин и архив