Украинский картингист Иван Пеклин вернулся уже со своих вторых тестов на Формуле-4. Они стали не только познавательными, но и результативными.

  Напомним, что Иван Пеклин является самым юным в истории Чемпионом Украины в самом «старшем» классе картов KZ-2. За свою цель украинец поставил себе не много ни мало Формулу-1! Но для того, чтобы попасть в «королеву», сначала нужно пройти определенные ступени автоспортивной иерархии. Первой из них на сегодня является Формула-4, на болидах которой проводятся множество национальных чемпионатов по всему миру.

Семья Ивана, поддерживающая его с самого начала в гоночном начинании, выбрала французский чемпионат Ф-4, и, не спроста. 

 

   Тут пилоты выступают не за привычные команды. Все болиды готовятся Академией FFSA, «централизованно» занимающейся как обучением молодежи, так и собственно чемпионатом, максимально сохраняя принципы равноправности. Менее чем месяц назад Пеклин впервые в жизни пересел с карта на формульный болид. Тогда тест продлились всего один день. Настало время для продолжения.

И снова дождь!

  В свой первый визит на трассу «Бугатти» в Ле Мане, где проводились первые тесты, Иван так и не успел по-настоящему раскрыться на совершенно новом для себя автомобиле. (Это не говоря о незнакомой трассе и всему остальному). Тому помешал дождь. Тем не менее, украинец не растерялся и завершил первые в своей жизни тесты на формульном болиде, не допустив ни одного разворота на мокрой трассе!

  Каково же было расстройство Ивана, когда Ле Ман, где вновь проходили тесты, в минувший вторник встретил его дождем, причем теперь с самого утра! Но, как говорится – матч состоится… Тем более, что вторые тесты включали куда более обширную программу.
  Нужно сказать, что в этот раз украинец вновь оказался вовсе не один. Вместе с Пеклиным трассу делило еще пять юных спортсменов. Как выяснилось – все они являются слушателями Академии FFSA. Кто-то из них уже проехал один год в Чемпионате Франции Ф-4, а кто-то активно получал навыки в предшествии дебютного для них сезона.

  Забегая вперед, самым быстрым среди них в оба дня оказался Матис Поулет.
  15-летний француз является протеже самой Академии FFSA. За его плечами успешная карьера в картинге, включая победу в 24-часовой гонке на картах в Ле Мане, после чего он прошел частную формульную школу и теперь, являясь «академиком», усердно тренируется на болиде Формулы-4…
Именно на времена Матиса всем довелось равняться на этих тестах, включая Ивана, севшего за руль формульного болида во второй раз в жизни.

  Первый день состоял из практики. Понятно, что с учетом дождя Ивану довелось снова привыкать к машине и по его собственным признаниям, поначалу он чувствовал себя неуверенно. Первую сессию украинец не смотрел на секундную стрелку, пытаясь освежить в памяти ощущения за рулем формульного болида, тем более, что вновь речь шла о залитой водой трассе.

  Однако уже со второй сессии он начинает то, чем закончил свои первые тесты на Формуле-4.
  Пеклин планомерно наращивает темп, уступая лучшему времени менее двух секунд, при этом опережая половину других тестирующихся. Но тут, после небольшого перерыва без дождя… на трассе и вовсе пошли снег с градом!

  Тем не менее, они не обескуражили Ивана и он продолжил «наматывать» круги. Да, на одном из них украинца все же развернуло. Тем не менее, к концу дня на мокрой трассе он уступал лучшему времени всего полторы секунды, опережая показатели большей части других участников тестов.

Новые знания, новый опыт

  Среда была отведена теории и, как на зло – залитой не водой, а солнцем! Однако программа есть программа. Более того, именно во второй день Иван получил в чем-то не менее полезный опыт, чем само время за рулем болида. Как уже было сказано, созданная в 1993-м году Академия FFSA (Французской Автоспортивной Федерации) занимается обучением пилотов. (Не только их, но и механиков и инженеров). Оно включает полный цикл, начиная с картинга и заканчивая младшими формульными классами. Естественно речь идет о французах. Однако в этот раз Академия немного приоткрыла двери и для украинца.
  Тут главным новым опытом для Ивана Пеклина стала работа на настоящем гоночном симуляторе.

  Он имитирует формульный болид, включая специфическое поведение при торможении и разгоне. И именно эта фаза обучения, как потом стало ясно, стала ключевой.
  Дело в том, что на симуляторе, не боясь разбить машину, Иван начал «открывать газ» куда более широко и не менее агрессивно тормозить. Естественно, говорить о таком прощупывании лимитов машины на «живой», да еще и залитой водой трассе, просто невозможно.

  Тут же, на тренажере, Пеклина не раз разворачивало. Однако после очередной «ошибки» он не просто нажимал на кнопку «Repeat», а как герой известного фильма в исполнении Тома Круза, делал «работу над ошибками» с инструктором.
  Вчерашний картингист провел нескольких «тренировочных» сессий по 10 минут, пробуя разные точки торможения и траектории, после чего ему предстояла 25-минутная сессия «на привыкание», в чем-то имитирующая гонку.

  Кроме этого Ивана ждал тренажерный зал, включая несколько специфических тренажеров, развивающий реакцию.
  По признанию самого Пеклина, если с рефлексами проблем не возникло, то после пары специфических гоночных тренажеров Иван понял, что в его теле имеются некоторые группы мышц, особенно шеи, которые требуют дополнительной работы…

  Однако большинство мыслей украинца все же было на кольце «Бугатти», на которое он вновь должен был выйти с самого утра в четверг. Не трудно догадаться, что как по закону подлости после солнечной среды второй реальный тестовый день начался с дождя!

Быстрее чем на тренажере!

  Ивану ничего не оставалось как вновь, уже в третий свой день за рулем Формулы-4, выехать на мокрую трассу. Нужно понимать, что такое состояние покрытия не дает понимания о реальной скорости, которую позволяют развивать на сухом асфальте спортивные «слики». Вместе с тем, уверенности у украинского пилота добавилось.

  Сходу с утра он начал опережать многих других, в конце первой сессии уступая всего две секунды лучшему. А тут и погода пошла на поправку. Дождь прекратился, а трасса начала сохнуть, что бросило определенный вызов с постоянно изменяющимися условиями покрытия асфальта.
  На сохнущей трассе темп Пеклина начал расти и к концу третьей сессии он уступал лучшему времени чуть более секунды. Более того, Иван оставил остальных участников теста позади.

  А в этот день тестирующих добавилось. К молодежи присоединилась группа более возрастных пилотов из различных кузовных серий, пробовавших свои силы по очереди на отдельно отведенных для них двух болидах Формулы-4.
  К счастью, за время обеда трасса окончательно высохла и в этот день тесты состояли не из пяти, а шести сессий. И вот они и показали окончательно реальную скорость юного украинского пилота. Обув машину в «слик», поначалу Иван начал прощупывать свои пределы, привыкая к совершенно новым условиям на трассе.

  Напомним, что реально развить скорость по-сухому на своих первых тестах Пеклин так и не успел. По заверениям самого Ивана, ключевой тут стала как раз та работа на симуляторе, плюс помощь инструкторов.
  На 4-й сессии (и первой «сухой») украинец уступил лучшему 1,6 секунды. После корректировки точек торможения в одних поворотах, скорости вхождения и траектории в других, на следующей он уже «проигрывал» быстрейшему 0,8 секунды.
Закончил же день Иван Пеклин всего в четырех десятых от лучшего времени Поулета.

  А ведь в отличии от Матиса, проведшего множество дней за рулем Формулы-4 и знающего трассу «Бугатти» лучше своей «пятерни», Пеклин только к третьей сухой сессии впервые начал реально ощущать полноразмерный болид, оснащенный 160-сильным мотором, никогда ранее не пробовав ничего даже близко схожего…
  Тем не менее, впереди украинца в долях секунды оказался только один «академик», тогда как все остальные в итоге показали времена хуже. Более того, в итоге на трассе Иван превзошел свое собственное лучшее время на симуляторе! И это стало не меньшим показателем того, что украинец вполне может ехать на Формуле-4… Так что теперь?

****

  Это самый сакраментальный вопрос. На главный для себя Иван вместе с отцом, до этого спонсировавшим карьеру сына в картинге, получили главный ответ. Пересев на формулу, Иван в состоянии на равных ехать, причем сходу не только с новичками, но и уже имеющими определенный опыт формул пилотами. Это показали времена, как по дождю, так и на не менее коварной подсыхающей трассе и, наконец, когда позволила погода – и на «сликах» посуху.

  Теперь как, в общем-то, обычно, - все упирается в средства.
  Тут Иван и Александр Пеклины хотят высказать свои благодарность и признание тем, кто уже откликнулся в соцсетях на призыв о «краудфандинге». Отчасти именно благодаря ему и стали возможны эти вторые тесты, давшие реальные ответы о скорости Ивана за рулем Формулы-4. Теперь речь идет о поиске спонсоров и финансовой поддержки для украинского пилота, которого готовы принять во Франции.
  Реальный годовой бюджет для выступлений в Формуле-4 составляет порядка 200 тысяч евро, без которых бросить вызов представителям Академии FFSA и другим пилотам со всего мира будет попросту невозможно. Не говоря уже о дальнейшем пути к заветной Формуле-1.

  Продолжится ли путь украинца к вершинам автоспорта – покажет время… Но сам Иван, равно как и его отец, не теряют надежду найти поддержки как у украинского бизнеса, так, возможно, и у обычных украинских болельщиков. У всех, кто хочет, чтобы Украина была представлена сначала в Формуле-4, а там, глядишь, и в «первой»…


  Вячеслав Щербина специально для украинских болельщиков
  Фото Александр Пеклин