Наконец-то официальные результаты Чемпионата Украины по кольцевым гонкам были утверждены и опубликованы на сайте ФАУ. Причем в командном зачете они были откорректированы. Настало время и нам подвести черту под ушедшим кольцевым сезоном.

  Прошедший сезон «кольца» действительно запомнится болельщикам надолго и, без преувеличения, войдет в историю. Впервые в истории этапы Чемпионата Украины по кольцевым гонкам не только вещались в прямом эфире посредством Интернета, но и в телеэфире!

  Более того, повторы гонок, причем в полном объеме, так же транслировались сразу парой телеканалов, включая общенациональный НТН, с покрытием, измеряемым миллионами телезрителей!...

  Это не говоря о трансляции гонки в прямом эфире на большом экране, расположенном на трассе прямо перед главной трибуной, множеством съемочных групп с других каналов, делающих свои сюжеты об украинском «кольце».
  А были еще развлекательные элементы для болельщиков: дрифт-такси, кид-зоны для самых маленьких и более старших будущих болельщиков, выступления украинских силачей, бесплатный трансфер от метро на одном из этапов…

    Нельзя не упомянуть и обновленной, как и весь чемпионат, церемонии награждения, венчавшей каждый этап.
    Новая большая сцена, каждый раз оригинальные кубки, вручаемые обворожительными красотками.

  К ним «в придачу» положенное шампанское, пушки стреляющие конфетти, ценные призы, включая денежные от ставшего в середине года генеральным партнером Чемпионата UTC «Глобус Банка», сертификаты на отдых от «Клуба Яремчанський» и наборы элитной косметики Lierac…

  Но, все же, главное – это то количество борьбы и интриги, которые разворачивались по ходу года на самой трассе!...
  Да, пусть в зачете «У-1600» Вадим Конончук досрочно обеспечил себе второй подряд чемпионский титул. Однако в главном зачете – GT Open2 перед Финалом сразу трое пилотов в равной степени претендовали на чемпионство!

  А в «У-1600» остальные призы по итогам года вполне реально оспаривало сразу семь пилотов! В довершение к этому командный спор, особенно в борьбе за призовые места, оказался не менее интригующим. Освежим в памяти основные моменты года.

Противостояние двух многократных и новичка

  С этого года был серьезно пересмотрен формат этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам. Теперь он состоял не из привычных двух, а всего одной объединенной для всех классов гонки. Как и предполагалось – это повысило градус борьбы на трассе, так как теперь у пилотов не оставалось второго шанса набрать зачетные очки в случае схода в одной из гонок.

  Формула «все или ничего» заставляла рисковать и идти в ва-банк, особенно, если один из этапов заканчивался сходом. Более того, с учетом несколько урезанного формата самого Чемпионата, состоявшего в этот раз из всего четырех этапов, - это еще больше повышало ценность каждого места, каждого заработанного очка…

  Естественно основное внимание, как камер, так и болельщиков, было приковано к участникам более мощного зачета GT Open2, где главной «ударной силой» пилотов стали Ford Fiesta.
  Тут признанному лидеру этого зачета – 4-кратному Чемпиону Украины Игорю Скузу противостоял Андрей Евтушенко, на счету которого было три чемпионских титула.

  Однако в их противостояние довольно неожиданно вмешалась третья сила в виде без всякого преувеличения сенсационного новичка – Владимира Дрогомирецкого.
  Шутка ли, но Владимир пришел в автоспорт в конце сезона-2017, пару раз выйдя на старт за рулем скромной «восьмерки». Однако в 2018-м он решил пересесть на куда более мощную «Фиесту», и это при полном отсутствии спортивных навыков до этого, не говоря о езде на спортивном «слике»…

  А именно Дрогомирецкий после 3-го места на 1-м этапе выигрывает 2-й этап!
  За Скузом остался 1-й этап и второе место на 2-м, но потом из-за предательского отказа техники следует сход на 3-м. В это же время Евтушенко после пары подиумов побеждает в 3-м раунде.

  По сути, у всех троих с учетом отбрасывания худшего результата были практически равные шансы перед Финалом UTC – кто финиширует впереди, тот и Чемпион! 
  Увы, но Дрогомирецкий столкнулся с проблемами мотора еще на 3-м этапе и установка нового 2-литрового мотора не помогла. Второй сход подряд и вовсе отбросили невероятно быстрого новичка на итоговое 5-е место!... Зато болельщики стали свидетелями великолепнейшего чемпионского сражения Евтушенко-Скуз, причем далеко не первого в этом году!

  Нельзя не напомнить, что и тут, практически с самого начала гонки на машине Скуза возникли проблемы с «выпавшей» третьей передачей и его оборона от атакующего соперника была просто-таки эпической.
  Также нельзя не напомнить, что буквально накануне этапа у Андрея буквально взрывается мотор! Чуть ли не за сутки до гонки команда Евтушенко не только находит замену, но и устанавливает ее.

  Однако речь шла о «стоковом» моторе, подготовленном по требованиям старого класса «Туринг-лайт», серьезно уступающего в мощности двигателю его визави… К счастью для болельщиков, в итоге все решила не техника, а сама трасса.
  При очередной попытке атаки на из последних сил удерживающего лидерство Скуза, Евтушенко неудачно пытается «перекрестить траекторию» и буквально налетает на заднее колесо машины соперника! Причем происходит это на выходе из «Зрительского поворота», прямо перед заполненными болельщиками трибунами!

  Увы, но столкновение стало роковым как раз для атакующей стороны - с поврежденной рулевой тягой Евтушенко сходит. Скуз же доводит свой счет побед до двух в году. С учетом нескольких бонусов за поулы и быстрейшие круги он заработал 67,5 очков, а вместе с ними уже пятый титул Чемпиона Украины…

  В активе Евтушенко осталось 50 очков, с которыми он закончил год вторым.
  А вот третьим в зачете GT Open2 довольно неожиданно становится Владислав Феоктистов, выступающий на скромной «видавшей виды» 1,6-литровой Honda CRX. Не в последнюю очередь благодаря сходам фаворитов на двух последних этапах, после 6-го места и схода на 2-м этапе, Владислав дважды занимает второе место!

  Таким образом, Феоктистов собрал 43,5 балла, опередив и Дрогомирецкого и несравнимо более опытного Олега Скуза, на счету которых оказалось по-ровну, по 32 очка…

Фаворит и его свита

  Да, в «У-1600» судьба титула решилась досрочно и спорт не знает сослагательных наклонений. Но все же позволим себе одно – если бы Владимир Апостолюк продолжил стартовать в этом зачете! Ведь после красивого прорыва при старте с одного из последних мест, 1-й этап в «У-1600» остался именно за Апостолюком.

  Конончук же тогда после отчаянного сопротивления финишировал пусть и близко к лидеру, но все же вторым.
  Зато потом, пока конкуренты отбирали очки друг у друга, Вадим уверенно выиграл в двух следующих раундах, тем самым, даже с учетом повышающего коэффициента 1,5 на Финале, уже собрав 59 очков и став недосягаемым для остальных.

  К счастью для Конончука и его команды «Киев-Юг», так как он так и не смог стартовать на Финале – обрыв полуоси перед «прогревочным» кругом! Зато «позади» лидера развернулась невероятная интрига.
  Казалось, что все было в руках Сергею Юнашева, как бы «сменившего» Апостолюка и начавшего стартовать с 2-го этапа, причем тоже на «Калине». Но, увы. В первой же гонке Сергей не успел далеко уехать, пав жертвой атаки со стороны Антона Поляничко.

  На 3-м этапе «Юнга» финиширует вторым и уверенно лидирует на Финале, тем самым, идя к верному вице-чемпионству. Но, увы. Поломка подвески всего за пару кругов до финиша и в итоге только 7-е место в году!
  Зато эстафету Юнашева на Финале подхватывает его напарник по новой команде SDrive Дмитрий Пархоменко.

  Для Дмитрия, выступающего на более скромной «восьмерке», этот сезон стал первым полноценным в его непродолжительной спортивной карьере, которая началась с Кубка два года назад. Первые два этапа соответствовали его статусу новичка – 6-е и 12-е места. Однако затем следует третье и вовсе… победа на Финале!

  С учетом повышающего коэффициента на нем, Пархоменко заработал только на одном заключительном этапе 30 очков, доведя свой актив до 50, которые и принесли ему совершенно неожиданную для всех, наверное, включая его самого, «серебро» зачета «У-1600». А ведь после двух этапов Дмитрий даже не входил в топ-10-ку!... И только позади новичка оказались главные фавориты этого зачета на «призы» по итогам года.

  Уступив Пархоменко в очном противостоянии на Финале и финишировав вторым – с итоговыми 41,5 баллами, «бронзовым» призером в «У-1600» стал Илья Замула. Нельзя не отметить, что по ходу сезона Илью преследовали проблемы с техникой, серьезно сказавшиеся в итоге…
Всего 1,5 очка Замуле уступил Кирилл Ярмола, являющийся дебютантом!

  Однако это не помешало юному спортсмену и воспитаннику Апостолюка с Сергеем Скоком начать год с 3-го места и аналогично закончить его на третьем месте! Только позади представителя новой команды SportCarService расположились два пилота, от которых в начале года большинство ожидало если не борьбу за титул, то за призы так точно.
  Речь идет об Антоне Поляничко, закончившем предыдущий год вторым, и Владиславе Синане.

  Если у Антона был подиум – 3-е место на 2-м этапе, то Синани и вовсе провел совсем невыразительный сезон, , неоднократно сетовав на машину. Владислав так и не поднялся на подиум - его лучшим стало 4-е место на 1-м этапе.
  В итоге оба, «успев» пару раз побороться между собой, причем не без контакта, набрали по 24 очка, став соответственно 5-м и 6-м…

  Нельзя не отметить Алексея Дьяченко. Несмотря на сход и пропуск одного этапа, с 15 очками за 4-е место на Финале он закончил год 8-м, позади Юнашева.

  Всего один балл пилоту «Киев-Юг» уступил Павел Марьяненко, в свою очередь опередив на 1,5 очка Вадима Евтушенко.

  Также хочется отметить и пару дебютантов – Александра Лищука из SCS и Сергея Беляева из SDrive, набравших по 12 очков и закончивших год на границе топ-10-ки – 11-м и 12-м соответственно…

  Аналогичные 12 баллов оказались и в копилке Виталия Телятникова, опередившего еще одного новичка – Софи Голан.

  Причем вчерашняя картингистка из Израиля, начавшая сезон не столь уверенно, вовсе не стала последней по итогам года.
Хотя она заработала всего 3 очка, тем не менее, позади нее в итоге оказались сразу два соперника.

  Всего два балла собрал ветеран украинского «кольца» Руслан Серов, которого весь год преследовали поломки, а на Финале он и вовсе не стартовал. Тогда как замкнул зачетную таблицу с одним единственным балом еще один дебютант – Сергей Россоха, с которым Софи символично боролась почти весь Финал «за право не быть последним»…

Пересчитанный, но не изменившийся командный

  Наконец командный зачет. Несмотря на 1-е и 2-е места в первых двух раундах, «Мастер Карт рейсинг тим» с отказами техники на 3-м этапе перед Финалом имела перевес всего 4 очка над командой-дебютанткой «Киев-Юг». Да и SCS с SDrive шли не так далеко. А ведь тут можно вспомнить, что из-за формальной нестыковки и нежелания соперников «войти в положение», «Киев-Юг» не была официально заявлена на 1-м этапе.

  А речь шла о 29 очках, заработанных усилиями Конончука и Дрогомирецкого в рамках 1-го этапа… Но ведь спорт не знает сослагательных наклонений…
  На Финале «мастера» усилили свои ряды, заменив одного Андрея на другого. Вместо Товбы поехал Скуз (сын Олега и племянник Игоря), и сделал это уверенно.

  Несмотря на «простой» порядка года, Андрей Скуз поднялся на третью ступень подиума Финала, вместе с победой своего дяди, принеся «Мастер Карт рейсинг тим» не только вторую вершину командного подиума. Заработав увесистые 49,5 очков на Финале, команда гоночной династии Скузов стала чемпионкой среди коллективов, в итоге собрав 116,5 очков…

  А вот позади фаворитов, как на Финале, так и по итогам года развернулась просто таки невероятная интрига!
  Ошибка с начислением бонусный очков за быстрейший круг на Финале в зачете «У-1600», о которой мы писали, была все же учтена и пересчитана. Эти 1,5 балла законно отошли от Пархоменко к Юнашеву. Но, несмотря на то, что оба представляют одну и ту же команду SDrive, в реалии это уточнение чуть было не стоило SDrive третьего места по итогам года!

  Дело в том, что командный зачет считается по двум лучшим пилотам на этапе. При 1,5 дополнительных бонусах у Пархоменко SDrive собирала 33 очка на этапе и 81 по итогам года. Это против 30 на Финале у их главных конкурентов из SCS и 82 у них по итогам года. Тут данное «уточнение» не на что не влияло.

  Однако с отходом 1,5 очков к Юнашеву, который показал быстрейшее время и прошел более 60% дистанции, эти очки отнялись у SDrive! Напомним, что другой пилот SDrive Константин Гуцул показал лучшее время в зачете GT Open2, однако он прошел всего пару кругов, и не был классифицирован, соответственно не получив бонусов. Равно как и Андрей Евтушенко, также не прошедший 60% дистанции. В итоге на Финале те 1,5 очка отошли к Игорю Скузу.

  Но если те 1,5 очка «доставшиеся» Скузу в реалии вообще ни на что не влияли, то в «У-1600» пересчет результата уплотнил турнирную таблицу до почти невероятного равенства по итогам года!
  SCS с все теми же 82 очками безоговорочно стала второй по итогам года, тогда как на счету SDrive и «Киев-Юг» оказалось по 79,5 баллов!

  Мы уже касались этого вопроса, но тут вынуждены повториться.
  Во всем цивилизованном автоспортивном мире, и не так давно и в украинском автоспорте, при равенстве очков по итогам года у пилотов или команд дальше сравниваются лучшие места. У кого больше побед, тот и располагается выше по итогам года. Если и тут наступит равенство – сравниваются следующие лучшие места…

  Увы, но в «Общих требованиях к соревнованиям, проводящимся на территории Украины» согласно пункту 12.6 в таком случае в силу вступают совершенно абсурдный алгоритм, где при равенстве сравниваются места, занятые на последнем этапе. Абсурдность заключается в том, что второй пункт гласит «при дальнейшем равенстве»! «Проблема» в том, что на одном этапе равенства мест у быть априори не может, о чем мы подробно писали.
  Но, правила есть правила, и по ним, выше по итогам года расположилась SDrive, ставшая второй на Финале, тогда как «Киев-Юг» при двух победах на этапах стала только четвертой.

  И тут вновь будет уместно вспомнить 29 очков, заработанные пилотами «Киев-Юг» на 1-м этапе. Если учесть их, и это не какое-то инсинуирующее «бы», а вполне реально заработанные баллы, то «южане» в свой дебютный сезон лишь немного уступили бы ставшим чемпионами «мастерам», могли более чем уверенно стать вторыми по итогам года… Ну да – сослагательные наклонения…

P.S.

  Самое интересное, что вместе с опубликованными результатами, в обновленных «Общих требованиях…» эти два уточнения все того же пункта 12.6 так и остались! Более того, перед ними появилась «интригующая» приписка – «если ФАУ не примет другого решения»! Правда, занимательно?!
  Вместо того, чтобы вернуть то, что было четко записано в этих же требованиях на протяжении добрых десяти лет в хорошо известной многим старой-доброй «желтой книге», чиновники прописывают себе хитро закрученную «лазейку»! При этом, не давая никаких объяснений на основании чего же могут быть приняты «другие решения»?!...

  Но вернемся в прошлое, чем уже стал кольцевой сезон-2018.
  Хотя он состоял из всего-навсего четырех проведенных гонок, они подарили зрителям просто невероятное количество борьбы на трассе. Большей частью она была по-спортивному чистой, хотя без контактов и не обошлось…

  При этом за них, хотя временами и должны были следовать наказания, в итоге никаких жестких «санкций» за год не было применено… Но, не будем… Скажем лишь, что хотя уровень нашего судейства по-прежнему временами оставляет желать лучшего, во всем остальном украинское «кольцо» в этом году действительно вышло на совершенно новый качественный уровень!

  За это можно, и даже нужно, выразить благодарность ставшим в этом году промоутерами и новыми организаторами Чемпионата Украины по кольцевым гонкам Молодежной организации «Мастер Карт рейсинг тим». А также отдельная благодарность партнерам и спонсорам, которые поддержали их, включая «Глобус Банк», «Клуб Яремчанский», элитную французскую косметику Lierac и сеть клиники Viva…

  Будем надеяться, что будущий сезон пройдет на том же уровне, а может шагнет и дальше, ведь, как известно – идеалов не существует, но к ним всегда нужно стремиться…

  Вячеслав Щербина специально для украинских «кольцевиков» и их болельщиков

  Фото Игорь Цыбко, Игорь Романов и автора