2-й этап Чемпионата Украины по кольцевым гонкам UTC по своей непредсказуемости превзошел все ожидания! Правда, речь шла не только о борьбе на трассе, которой тоже с лихвой хватало/  Свою роль сыграли не только обгоны, но и столкновения. Да, они как ни что другое вызывает восхищение у большинства зрителей. Однако судейство не раз предупреждало пилотов и их наставников, что будет бороться с контактной борьбой (пардон за тавтологию).

  Более того, на этот сезон как раз в этом контексте были серьезно изменены Таблица пенализаций, а также ужесточены некоторые пункты в «Правилах поведения пилота на трассе». Кто мог подумать, что кара судейская на 2-м этапе Чемпионата Украины по кольцевым гонкам UTC падет как раз на самого организатора! Привычно, обо всем по порядку.

Первые «пристрелки»

  Для начала нужно сказать, что второй раунд украинского «кольца» собрал 28 пилотов. Правда, не все вышли на старт. Более того, сложно припомнить, когда последний раз Техком не допускал бы машины на гонку.

  В данном случае именно это произошло с Русланом Серовым. КПП на «Калине» ветерана не соответствовала требованиями для класса Touring. Ему было предложено выступить в более «старшем» классе, однако Руслан отклонил это предложение.

  Поэтому их осталось 27, тогда как сам Серов серьезно помог остаться в строю другому пилоту, о чем позже…
  Таким образом, «Туринг» насчитал 16 участников, GT Open – 9, а новый Super Touring – пару, где к новичку Борису Каргину, выступающему на 3-литровой BMW, присоединился Евгений Рахмайлов.

  У Евгения был совсем небольшой опыт украинского «кольца», после чего он сконцентрировался на дисциплине тайм-аттак. Именно на своей грозного вида «тайматтаковой» Honda S2000 он и вышел на старт 2-го этапа UTC.

  Однако не пилоты вроде бы более мощных машин нового класса «Супер Туринг» возглавляли пелетон, а как раз пилоты выступающие на несколько более скромных Ford Fiesta, за которыми на этот год «оставили» зачет GT Open.
  Из 9 участников этого зачета на «Фиестах» выступали шестеро, где вполне оправдано ожидалось сражение за «золото» сразу в целом квартете. Хотя борьба вышла, но не все четверо вели ее за вершину подиума, на что, как выяснилось, имелись свои причины.

  К примеру, Валерий Жовтоног после своего уверенного выступления на 1-м этапе был настроен более чем решительно.
  Именно он возглавил первую утреннюю тренировку – 1 мин 28,611 с. Однако остальные явно не форсировали события, что не удивительно, ввиду не самой чистой трассы. Второе время утром осталось за Олегом Скузом, но оно оказалось почти в 2,6 секундах от Жовтонога.

  В то же время Андрей Евтушенко был еще медленнее, а Игорь Скуз и вовсе не выезжал. Но уже на второй тренировке все изменилось.
  Да, в целом ее возглавил Борис Каргин на «БМВ», показав 1 мин 29,294 с. Но позади него все оказалось более чем плотно.

  Среди «фиестофилов» Жовтоног снова оказался быстрейшим – 1 мин 30,184 с. Менее чем в 0,2 секундах от него в этот раз расположился Игорь Скуз, опередив всего на 0,02 секунды Евтушенко.

  Но и Олег Скуз вместе с Владиславом Феоктистовым оказались совсем близко – в реалии в 0,4 секундах уместились сразу пять пилотов GT Open-а!
  Лишь Владимир Дрогомирецкий «прогуливал», буквально подпирая «боксы» пит-лейна.

  Как выяснилось, несмотря на почти летнюю жару, ему не удавалось…прогреть двигатель! Более того, пилот «Киев-Юг» указал на залепленную скотчем прямо как в «НАСКАРЕ»радиаторную решетку, посетовав на некоторые проблемы с машиной… Собственно «траблы» для этого пилота продолжились и дальше…

Борьба за секунды…

  В квалификации повел Игорь Скуз, показав в самом начале 1 мин 27,030 с. Однако 10 минут спустя (а на «засечку» были отведены увесистые пол часа) Евтушенко опережает его – 1 мин 26,746 с. Игорь отвечает, но улучшает свое собственное время лишь на мизерные доли секунды – 1 мин 27,013 с.

  А вот Евтушенко под занавес квалификации ускоряется – 1 мин 26,627 с.
  Видя, что улучшения нет, а резина начинает «плыть» на уже раскаленном от солнце асфальте, соперник предпочел больше не выезжать. Тем самым фаворит «отдал» бонусный балл за поул-позишн Евтушенко.

  «Позади» пары пока только виртуальных дуэлянтов с каждым кругом пытался ускориться и Валерий Жовтоног.
  Начав с 1 мин 27,978 с, к концу квалификации он опустил свою планку до 1 мин 27,324 с - до поула ему не хватило более чем пол секунды.

  Остальные же уступили лучшему времени еще больше.
  Владимир Дрогомирецкий показал 4-е время, но в 1,4 секунде от поула. Только за ним расположились два пилота из класса «Супер Туринг», показав времена почти в двух секундах от самой быстрой «Фиесты».

  Владислав Феоктистов и дебютант Николай Сушко, выступающий на новой «Фиесте», стали соответственно 5-м и 6-м в своем зачете GT Open, опередив Олега Скуза, уступившего лучшему времени более 6 секунд.

  Замкнули ряды этого класса Святослав Денисов и Вадим Кушнир, выступающие на куда более скромной «копейке» и «восьмерке», соответственно.

  И уже с первых метров гонки квалификационный «расклад» полностью подтвердился соответствующими теперь уже очным сражениями на трассе.
  Для начала Феоктистову удался хороший старт, однако пилот второй «японки» явно его не заметил!

  Между ними происходит контакт и Владислав лишь чудом удерживает свою «Хонду», «выпихнутую» соперником на обочину!
  К счастью более серьезного инцидента не произошло, однако на S2000 Рахмайлова в результате этого стартового контакта пробивается задняя покрышка.

  Это приводит к его развороту во втором повороте и тут вновь, лишь чудо, а также мастерство украинских кольцевиков, позволили избежать серьезной аварии!
  Ведь машина Рахмайлова пусть и непродолжительное время, стояла буквально поперек трассы! Тем не менее, более полтора десятков других участников смогли безопасно объехать неожиданно возникшее препятствие…

  https://www.youtube.com/watch?v=Gyl5WOIctOU&feature=youtu.be

  Еще раз «крутанувшись» на «голом» диске перед въездом на пит-лейн, Рахмайлов в итоге сходит.

  Второй же пилот «Супер Туринга» Борис Каргин провел уверенную гонку. Он вновь не стал вмешиваться в принципиальную борьбу лидеров GT Open, закончив ее 6-м в «общем зачете»…

  В голове же пелотона зрители, коих к трем часам на Автодроме «Чайка» вновь собралось немало, стали свидетелями великолепной гонки с множеством напряженных спортивных сражений.

… очная на трассе…

  Уже на стартовой прямой Игорь Скуз пытается атаковать Евтушенко, однако Андрею удается удержать лидирующую позицию.

  Оба обгоняют «БМВ» вырвавшегося было на старте во главу пелетона Каргина, после чего между ними развернулась напряженнейшая дуэль. И длилась она без малого почти все 20 кругов гонки!

  Вскоре прессинг 5-кратного Чемпиона Украины венчается успехом и прямо перед главной трибуной на торможении в последнем повороте трассы Игорь Скуз выходит в лидеры. Однако соперник не сдался.

  Теперь уже Евтушенко на протяжении нескольких кругов «греет» задний бампер машины фаворита и в итоге бросается в атаку на него в том же месте, на радость зрителей прямо перед заполненными трибунами. Между дуэлянтами происходит контакт и они вместе выходят из поворота!
https://www.youtube.com/watch?v=8ZGmbbnS2FY&feature=youtu.be
  Однако Скуз не сдается и на разгоне всю стартовую прямую две «Фиесты» идут буквально бок-о-бок!

  У Евтушенко оказывается более выгодная внутренняя траектория в первом повороте, чем он и пользуется. Но и Скуз не собирался на этом сдаваться!

  Игорь не только не отстал, но и идет в контратаку, вновь, все там же - прямо перед трибунами.
  На радость многих зрителей между двумя лидерами вновь происходит контакт, теперь со стороны Скуза. Его хватило, чтобы Евтушенко «переставило» и он не только уступил первую позицию сопернику, но и на этом серьезно отстал от него.
https://www.youtube.com/watch?v=tpCsp9MMpIU&feature=youtu.be

  Их спортивная дуэль на этом закончилась, а спустя всего пару кругов и сама гонка… Однако это были не все «близкие контакты» в этот день.

  Вопреки ожиданиям, идущий третьим Жовтоног не мог и близко приблизиться к двум лидерам. Как выяснилось, уже после третьего круга на оранжевой «Фиесте» начал «капризничать» бензонасос.

  Из-за постоянных «отливаний» топлива для Валерия скорее стоял вопрос просто добраться до финиша и к концу гонки его темп совсем упал. Позади же Жовтонога развернулась сражение Феоктистов-Дрогомирецкий.
  По ходу первого круга Владиславу удается опередить соперника.

  После этого между ними начинается довольно напряженная спортивная дуэль, длившаяся несколько кругов.
  С учетом того, что соперник довольно умело закрывал «все калитки» внутри поворотов, в итоге Дрогомирецкому удается просто невероятный обгон с маневром по наружному во втором повороте трассы.

  При этом по ходу их борьбы все же происходит минимальное касание, в результате которого на «Фиесте» Дрогомирецкого оказался оторван задний бампер справа. После этого Владимир кидается в погоню за идущим третьим и уже было оторвавшемся Жовтоногом.

  Ближе к финишу Дрогомирецкий настигает соперника и теперь между ними начинается сражение. С учетом проблем на машине Жовтонога, оно оказалось непродолжительным, но ярким.
  Аналогично несравнимо более опытный Валерий не оставлял шанса сопернику для обгона внутри поворота.

  Однако Дрогомирецкому почти удается еще одна атака по наружному!
  Он более удачно выходит из 90-градусного поворота, однако к «Картинговому» Дрогомирецкий вновь оказывается снаружи. Тем не менее, оба не стали уступать! Естественное, в середине поворота между ними происходит контакт, характерный для этого «тягуна»…

  К счастью, столкновение не привело к серьезным последствиям и Дрогомирецкий смог удержать машину.
  Жовтоног сохранил свою третью позицию, а вот у его соперника проблем добавилось.

  В результате контакта теперь в заднее левое колесо «Фиеста» Дрогомирецкого получает более серьезны повреждения.
  Они приводят к сходу Владимира за несколько кругов до финиша…

  Позади лидеров тоже была своя интрига.

… и ее неожиданные итоги

  Четвертым заезд заканчивает Феоктистов, причем до третьего места Жовтонога ему не хватило лишь пары секунд. Однако на последних кругах успев передохнуть от борьбы с Дрогомирецким, Владиславу вновь скорее пришлось думать об обороне, а не атаках.

  Из-за стартового замеса Олег Скуз серьезно потерял и почти всю гонку провел «в погоне за лидерами».
Прорываясь через ряды «младшеклассников», он лишь на последних кругах вышел на дистанцию атаки за 4-е место.

  Однако ветерану украинского «кольца» не хватило времени, и, несмотря на первые попытки атаки, Олега «опередил» клетчатый флаг. При этом с Феоктистовым их разделили лишь 0,3 секунды. И, как потом оказалось, они стали ключевыми.

  Ввиду взятого по примеру мировых стандартов, церемония награждения и в украинском кольце теперь проводится буквально спустя несколько минут после финиша.

  Это делает ее еще более эмоциональной и, главное, «доступной» болельщикам, которым не доводится ждать всегда эмоционального душа из шампанского часами, как это было раньше на протяжении многих лет.

  Раньше в украинском кольце награждение проводилось только по истечению отведенных полу часа на право подать протесты и это только после официальной публикации результатов, что тоже занимало время.

  А в случае официальных протестов, задержка могла растягиваться и на часы, прежде чем наконец происходило награждение, но теперь только на глазах механиков команд и единиц самых-самых стойких фанатов автоспорта.

  Сегодня же душ из шампанского видят сотни зрителей, однако у такого формата есть обратная сторона.
  Да, Игорь Скуз, Андрей Евтушенко и Валерий Жовтоног насладились шампанским.

  Однако уже тогда было видно, что у всех троих призеров настроение на подиуме было совсем не праздничное.
  Кто-то был недоволен результатом, а кто-то понимал ситуацию с «горящей шапкой»… И так оно и произошло.

  Соперникам даже не понадобилось писать официальные протесты, хотя в устной форме «пострадавшие стороны» естественно выражали свое недовольство. Судьи и так уже занимались этими вопросами.

  В итоге с учетом того, что после контактов произошла смена позиций или они и вовсе привели к сходу соперника, согласно пунктам 5.2 и 5.5 таблицы пенализации ввиду нарушения пунктов 4.11 и 4.12 результаты и победителя и бронзового призера зачета GT Open вскоре были аннулированы!

  Таким образом, победителем 2-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам UTC в классе GT Open стал Андрей Евтушенко, тогда как 2-м и 3-м «оказались» Владислав Феоктистов с Олегом Скузом, тех самых, кого на финише разделили лишь три «десятки» секунды…

  Всего в шаге от подиума оказался дебютант Николай Сушко.
  Да, он уступил лидерам круг, однако нельзя не отметить, что в гонке Николай прибавил, вплотную приблизившись по скорости к показателям несравнимо более опытного Олега Скуза и Феоктистова.

  А ведь для Сушко эта гонка стала всего второй в жизни, причем буквально абсолютно – ранее Николай не имел вообще никакого автоспортивного опыта в жизни!...
  Последним, 7-м финишировавшим в GT Open стал еще один дебютант - Вадим Кушнир. Он выступает на скромной «восьмерке», естественно не имея технической возможности бороться с «реальными» участниками этого зачета…

  Пенализация же двух лидеров поняла Вадима до 5-го места.
  Благодаря пройденным более чем 60% дистанции, позади новичков был квалифицирован и сошедший из-за полученных «травм» при столкновении с Жовтоногом Дрогомирецкий.
  Аналогично хотя он не увидел финишной отмашки, классифицирован был и Святослав Денисов.

  При этом его «копейка» буквально повисла на поребрике в первом повороте трассы! Нельзя не сказать, что она там оказалась вовсе не из-за ошибки пилота!
  Его «отправил» туда контакт с одним из пилотов зачета Touring – Кириллом Ярмолы. Заднее левое крыло привлекавшей внимание многих зрителей «копейки» красноречиво говорило о характере контакта.

  Однако с учетом того, что они не были прямыми соперниками, и, главное – судьи не могли физически видеть это столкновение, а маршалы с трассы не подали рапорта, «младшекласснику» в прямом смысле слова повезло. В отличие от двух лидеров зачета GT Open, равно как и еще одного пилота «Туринга», Кирилл остался при своих очках…

PS - о слепости спортивной фемиды

  Да, такой строгости судейства, да еще и «массовой», не припомнят и старожилы. Более того, с учетом того, что наказание настигло фаворита и по совместительству Организатора Чемпионата Украины по кольцевым гонкам, мало кто теперь сможет усомниться в слепости фемиды, в данном случае спортивной…

  А также о том, что вопреки бытующему мнению, судейство на «кольце» не подвержено влиянию «из вне», вернее «изнутри»…
  Что же до строгости самих пенализаций, то именно так на сегодня гласит «буква закона» украинского «кольца». Никаких других вариантов вроде привычных 20-секундных пенальти у КСК попросту не было!

  Да, аннулирование результата довольно радикальная кара как для таких «близких контактов». Но она и только она прописана для таких случаев в нынешних Регламенте и Правилах проведения ЧУ по кольцевым гонкам…
  Пусть в мировом кузовном мире, где столкновения неизбежны и «практикуются» повсеместно, наказания за них куда более либеральны, а порой и вовсе они остаются безнаказанными.

  Однако с учетом того, что на кону стоит не только спортивный результат, а и безопасность, наверное, именно так и стоит бороться с контактной борьбой на трассе…
  А между тем, все эти пенализации серьезно повлияли на исход командной борьбы. Ее результаты оказались не менее непредсказуемыми, как и сами события на трассе.

  Однако об этом, равно как и о немалом количестве противостояний в зачете «Туринг», речь пойдет во второй части нашего рассказа о 2-м этапе Чемпионата Украины по кольцевым UTC.


  Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков
 Фото Евгений Сокур, Денис Сергиенко и автора