Приближение окончания сезона выразилось в невероятно напряженные и насыщенные гонки 5-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам и серии Grand Classic Cup, доставившие болельщикам немало эмоций. Несмотря на то, что формул вновь не было, равно как на старт в «кузовах» не вышли сразу несколько пилотов, включая победившего на 4-м этапе в классе У-1600 Владимира Апостолюка, список допущенных 5-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам и серии Grand Classic Cup вновь перевалил за 20 участников. Не обошлось и без дебютов.

 Так команда Школы Автодрома «Чайка» дала шанс еще одному своему воспитаннику Евгению Кошаруку, стартовавшему в гонках впервые в жизни.

 В зачете GT Open этап вновь пропускал Святослав Денисов, зато дебютировавший на прошлой гонке Владислав Феоктистов сменил технику, пересев с Honda CRX, на которой он ранее выступал в дисциплине «Тайм-аттак», на стильную кольцевую Civic, хорошо знакомую болельщикам украинского «кольца»…

 Нельзя не отметить и отрадный факт прихода в Чемпионат Украины по кольцевым гонкам яркого спонсора в лице производителя спортивного топлива с красноречивым названием LiquiDevil и не менее ярким «слоганом» - wild fuel. Более того, компания не только спонсирует команду Школы Автодрома «Чайка», но и в целом стала топливным партнером украинского «кольца»!

 Помимо двух стильно разукрашенных в фирменные «дьявольские» цвета машин Валерия Шевелева и Сергея Юнашева, а также рекламных баннеров и флагов компании, мужскую часть паддока наверняка порадовало в нем появление эффектных промо-герлс от LiquiDevil…

 Но все же, перенесемся на трассу.

Для яркой гонки достаточно и двоих!

  В свое время, более пяти лет назад, когда украинская формула уже переживала не самые радужные времена, многие гонки, даже при всего четырех стартующих, превращались в настоящий спортивный триллер. Тогда, Алексей Варавин вместе с юными Антоном Андрущенко и Андреем Франковским, а также гостем из Беларуси Юрием Кондратюком, или сменившего его потом Александра Левинского, демонстрировали невероятно плотную и захватывающую борьбу «колесо в колесо», и это на формулах!

  В этот же раз и вовсе всего двух бойцов на трассе хватило, чтобы подарить болельщикам красивейшую спортивную дуэль с многочисленными обгонами!
  Нет, в классе GT Open также стартовали упомянутые выше Юнашев и Феоктистов, однако их «восьмерка» и Honda Civic все-таки серьезно уступали с технической точки зрения кольцевым Ford Fiesta Андрея Евтушенко и Валерия Жовтонога, ставшими главными героями 5-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам.

  Уже на утренней тренировке лучшее время, причем с перевесом в полторы секунды, показывает Жовтоног, тогда как Евтушенко и вовсе уступил ему почти две секунды. В квалификации Валерий полностью подтверждает свою скорость – 1 мин 28,081 с, опередив почти на 0,4 секунды Андрея.

  То, что затем устроила эта пара в первой из двух гонок, заставило поволноваться болельщиков, особенно группу поддержки братьев Евтушенко, уже несколько лет посещающих украинское «кольцо»…
На старте Андрей смог опередить своего соперника, однако Валерий буквально повис у него «на хвосте».

  Вскоре на радость зрителей прямо перед трибунами на торможении Жовтоног опережает Евтушенко, выходя в лидеры. Однако это было только начало их противостояния, которое без всякого преувеличения продолжалось всю гонку!
  На разгоне Евтушенко возвращает себе первую позицию, но Валерий тут же контратакует в первом повороте. После этого Жовтоногу удалось немного оторваться, но не надолго. Евтушенко еще несколько раз пробует атаковать своего визави на торможении после длинной стартовой прямой, однако каждый раз Валерий грамотно «закрывается», отсекая путь сопернику.

  Эта пара несколько раз проходила бок-о-бок почти всю стартовую прямую, причем Евтушенко, находясь внутри, своими левыми колесами зрелищно поднимал шлейф пыли, идя практически по обочине! (Благо, отбойники в этом месте перед началом этого сезона демонтировали и была отсыпана зона безопасности). В итоге свою роль сыграли «круговые» из класса У-1600.
  В какой-то момент перед двумя дуэлянтами оказались Сергей Бабак с Антоном Поляничко, борющиеся между собой. Евтушенко улучил момент и смог пройти сразу три машины снаружи, тогда как Жовтоног немного замешкался в «младшеклассниках». Однако Валерий тут же бросился в очередную контратаку, опередив Андрея во втором левом повороте, где обгоны происходят крайне редко.
Тем не менее, уже на следующем круге Евтушенко вновь обгоняет Жовтонога на прямой, где его мотор имел пусть и небольшое, но явное преимущество…

  Но и тут Валерий не сдался, напористым маневром обгоняя соперника в «Картинговом повороте», где обычно попытки обгона заканчиваются столкновением… Андрей вновь отвечает на следующем круге на прямой, опережая соперника, вновь, идя почти по обочине трассы!
Этот «удар» оказался решающим, так как «на дворе» был последний круг. Однако свою роль в исходе этой борьбы сыграло то, что именно в этот момент в баке Жовтонога начал заканчиваться бензин, выразившись в «отлив». Последний круг Валерий прошел на 6 секунд медленнее, в итоге довольствовавшись вторым результатом, и это после как минимум восьми смен позиций в этой паре!

  Болельщики предвкушали, так как впереди была вторая гонка. Увы, но в данном случае на продолжившуюся было борьбу повлияли электрические «гремлины» на машине Евтушенко.
  На старте Андрей сохранил лидерство, однако вскоре, вновь в картинговом повороте, Жовтоног опережает его. А уже после всего пары кругов Fiesta Евтушенко начинает периодически «троить» и он отстает от соперника.

  Однако на середине дистанции все чуть было не изменилось, когда уверенно лидирующего Валерия неожиданно разворачивает в первом повороте!
Как потом выяснилось, это была вовсе не ошибка пилота - он поскользнулся на масле, которое крайне медленно (и совершенно незаметно никому) выливалось из пробитого картера «восьмерки» … брата Андрея Евтушенко – Вадима, о чем ниже. Тем не менее, к этому моменту отрыв Валерия был настолько велик, что позволил ему не только остаться лидером, но и вновь оторваться от «хромающего» соперника, после чего настало время спортивной арифметики.

Первые подсчеты

  В первой гонке бонусное очко за быстрейший круг – 1 мин 27,853 с – забрал Евтушенко. При этом Жовтоног уступил ему по этому показателю довольно весомые 0,4 секунды. Однако во второй с проблемами у Андрея именно Валерий оказался быстрейшим – 1 мин 28,451 с, правда, опередив Евтушенко всего на 0,089 секунды.
  Таким образом, именно бонусные очки и сыграли решающую роль. С учетом поула Жовтоног собрал 24 очка против 23 у своего визави, впервые в этом году возглавив подиум.

  Однако с точки зрения собственно Чемпионата Украины, по сути Евтушенко обеспечил себе очередной титул. С тремя победами и двумя подиумами он собрал 117 очков против 80 у Валерия. С учетом повышающего коэффициента 1,5 на Финале можно будет заработать 40,5 очков, тогда как разница между ними уже составляет 37 баллов…

  Позади этой пары событий было немного. В квалификации Юнашев уступил поулу лишь немногим более секунды, и это выступая на куда более скромной «восьмерке». В первой гонке «Юнга» уверенно шел третьим, не сильно уступая лидерам по скорости.

  Его быстрейшее время в итоге уступило лучшему кругу всего одну секунду и 0,6 Жовтоногу. Однако, начиная с середины дистанции, на моторе Сергея началось «масляное голодание» и он сбросился.
  Тем не менее, Юнашев финишировал третьим, серьезно опередив Владислава Феоктистова, который в этом заезде, как и на квалификации, скорее больше боролся со своим новым и довольно «сырым» автомобилем, периодически буквально отказывающимся ехать…

  Однако во второй гонке ситуация изменилась. Поначалу Юнашев вновь почти не отставал от двух лидеров, но спустя несколько кругов у него ломается «кулиса» КПП, в которой из-за этого «остается» одна третья передача.
  Таким образом, Сергей уступает третье место Владиславу, который в этой гонке значительно «прибавил», пусть и не без борьбы, опередив всех «малдшекассников», за исключением победителя зачета У-1600.

  При равенстве очков, - по 15 - с учетом его более высокого финиша в решающей второй гонке, именно Феоктистов замкнул подиум зачета GT Open. А ведь если не считать пары стартов в «Тайм-аттак», была всего вторая гонка в жизни Владислава…

  Не удивительно, что он был доволен, однако самокритично отметил, что скорости ему еще не достает, равно как не хватает мощности стоковому мотору его новой Civic. (В реалии эта машина «видала виды» за почти 10-летнюю кольцевую карьеру, и это не считая многие «гражданские» годы до этого…)
  Но, и Юнашев не был особо расстроен, ведь он заработал столь важные очки в общий зачет.

  Шутка ли, но пропустив почти половину сезона, стартовав в трех из пяти прошедших этапов, Сергей уже собрал 48 очков, опередив вновь не стартовавшего Владислава Гордова (45 баллов), тем самым выйдя на третье место в классе GT Open!...
  Не менее, а точнее куда более весомые изменения произошли в зачете У-1600, участники которого традиционно делили трассу со «старшеклассниками» в двух гонках в рамках 5-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам.

Непредсказуемое развитие событий…

  Напомним, что не победив ни разу, зато четырежды подымаясь на подиум, причем трижды на вторую ступень, класс У-1600 довольно уверенно возглавлял Руслан Серов. На утренней тренировке Руслан уступил лишь Вадиму Евтушенко, тогда как в квалификации опытный пилот показывает 1 мин 33,721 с, впервые в этом году забирая поул-позишн.

  Увы, но вместе с этим на «Калине» Руслана отказывает мотор, и кроме этого бонусного балла в этот день он больше не заработал ни одного очка, дав тот самый шанс своей оппозиции. И она воспользовалась им сполна, особенно Валерий Шевелев, который вновь был неудержим.
В квалификации Валерий показывает второе время, уступив Серову менее 0,2 секунды, после чего в уверенной манере он побеждает в обоих гонках.

  Попутно яркая «восьмерка», сменившая традиционно красные цвета команды Школы Автодрома «Чайка» на агрессивную раскраску LiquiDevil, заработала и два бонусных очка за лучшие круги в гонках. В первой Валерий показал 1 мин 33,803 с, тогда как во второй, имея значительное преимущество над всеми одноклассниками, он позволил себе немного сбросится, все равно оставшись быстрейшим - 1 мин 34,283 с.
Благодаря второму урожайному этапу (Валерий также доминировал на 2-м этапе), Шевелев разом поднялся с седьмой строки протоколов на четвертую.

  На его счету 60 очков и он уступает всего 5 баллов идущему вторым сопернику, да и Серов с 77 очками не так далеко, особенно с учетом 1,5 коэффициента на Финале. При этом нельзя забывать, что Шевелев не стартовал на открывающем этапе сезона, тогда как на 4-м он сошел из-за отказа мотора уже в первой гонке…
  Валерий стал не единственным, кто воспользовался поломкой Серова. Более того, позади Шевелева в обоих гонках хватало борьбы и своей интриги. Так третье время в квалификации, причем всего в 0,4 секунды от поула, показывает Вадим Евтушенко. Он выступает всего второй год, и после своей зрелищной аварии на 1-м этапе, явно прогрессирует с каждой гонкой.

  В течение первых кругов старший из братьев Евтушенко отбил атаки стартовавшего позади него Вадима Конончука и, как говорится, и был таков. Правда, Евтушенко заставил поволноваться «группу поддержки» этой гоночной семьи, чуть было не вылетев на прогревочном круге второй гонки прямо перед их взорами во втором правом повороте!
  Как выяснилось, Вадим пытался прогреть новую пару колес, установленную на заднюю ось, и чуть переборщил, зацепив внутренний поребрик. Евтушенко вновь уверенно финишировал вторым в классе, попутно отчаянно оборонявшись от Феоктистова в конце гонки, все же выпустив его вперед.

  Более того, в обоих гонках именно за Вадимом остались вторые лучшие времена в обоих гонках, где по этому показателю он уступил Шевелеву лишь 0,19 и вовсе 0,096 секунд соответственно. При этом, только эта пара в первом заезде вышла из 1 мин 34 секунд.
  Но, главное, уже когда машины забирали из «Закрытого парка», механики обнаружили лужу масла под машиной Вадима! Как выяснилось, тогда на прогревочном круге, он пробил картер двигателя! Благо трещина оказалась не большой, и окончательно масло вытекло только после финиша, позволив Вадиму заработать «серебро»…

  А тем временем, благодаря собранным 20 очкам за два вторых места, после трех подиумов подряд в активе вышедшего на третье место Вадима уже 64 очка, против 77 у лидирующего Серова, однако тут все очень плотно.

… и невероятная плотность

  Всего на один балл Вадима Евтушенко опережает Сергей Бабак, для которого, как и для его наставника и одновременно напарника по команде Руслана Серова, этот этап стал чуть ли не роковым. Так уже на тренировке на «восьмерке» Сергея «летит» КПП!

  Благо на выручку пришел Владимир Апостолюк, одолжив «коробку». Стараниями команды, узел был заменен менее чем за два часа и Бабак смог выйти на старт. Однако большого прогресса в гонках Сергей не достиг, посетовав еще и на откровенно «не тянувший» двигатель.

  Тем не менее, его сражение с Антоном Поляничко, стало отличным украшением первой гонки, пусть и происходило оно всего за 6-е место. Шутка ли, но почти всю гонку Антон, провалившийся на старте с 4-го на 7-е место, просто таки неистово атаковал соперника, причем до последних кругов, однако смены позиции так и не произошло.

  Во второй гонке Бабак уверенно финишировал четвертым, с 12 очками став первым вне подиума по итогам этапа. Но, главное для Бабака, что он позволил Евтушенко отыграть у себя 8 очков, что позволило Вадиму приблизиться вплотную к все еще занимаемому Сергеем второму месту…
В первой гонке третьим и четвертым соответственно уверенно финишировали выступающие на «Калинах» Вадим Конончук и Николай Понедельник.

  Увы, но во второй гонке на машине Конончука практически со старта возникли проблемы с двигателем, и он финишировал с отставанием два круга последним, став 6-м по итогам этапа.
  А вот для Николая день выдался боевым. Для начала, добираясь из другого города, он опоздал, не только не потренировавшись, но и не квалифицировавшись, уходя «в бой» последним 8-м. На старте Понедельник смог опередить Павла Марьяненко, после чего ему пала оборона Антона Поляничко.

  Вскоре Понедельник не только нагнал, но после плотной дуэли смог опередить и Максима Волынца, которого он вынуди ошибиться в «Зрительском повороте», где яркая «восьмерка» Максима на торможении «уперлась», благо только в слой отработанных покрышек.
  Тем самым, стартовав последним, Понедельник вышел на четвертое место, где он и финишировал. Увы, но уже со старта второй гонки на «Калине» Николая, как и у Юнашева, начинает «заедать» «кулису» КПП и сначала он опускается с 4-й на 6-ю позицию, а потом, оставшись с одной пятой передачей, финиширует только седьмым, став 5-м по итогам этапа…

  А вот финишировавший в первой гонке пятым Волынец, во второй разом выходит на третью позицию, на которой он уверенно закончил гонку. Таким образом, именно Максим замкнул подиум класса У-1600.
  Однако Волынец, впервые стартовавший в этом году после длительного перерыва только на 4-м этапе, не претендует на высокие места по итогам года.

  Этого не скажешь о Понедельнике с Поляничко. Оба хоть и выпустили вперед Вадима Евтушенко, опустившись соответственно на 5-ю и 6-ю строки, тем не менее, с 53 и 51 очками соответственно, идут не так далеко от занимающего вторую строку Бабака…
  Иными словами, перед финалом в У-1600 сложилась невероятно плотная картина. Руслан Серов с 77 очками все еще возглавляет этот зачет. При этом идущего вторым Бабака с его 65 баллами от занимающего пятое место Поляничко отделяют всего 14 очков.

  При этом Антону, машина которого в этот день явно «не тянула», после его борьбы с Бабаком за 6-е место в первой гонке, довелось посражаться и во второй, в этот раз с Марьяненко за пятую позицию.
  На старте Поляничко опустился было на последнее 8-е место, однако с проблемами у других, поднялся на шестое, после чего нагнал Павла, с которым в конце второго заезда они устроили настоящую «зарубу».

  Пятое место переходило из рук в руки как минимум пять раз, причем в один момент на расстоянии трех поворотов они обгоняли друг друга четыре раза!
  В итоге верх одержал все же Поляничко, заставив ошибиться Павла, как и в предыдущей гонке Волынец, упершегося в покрышки в «Зрительском повороте».

  Антон финишировал 5-м, однако по итогам этапа вместе с Марьяненко, набрав соответственно 10 и 8 очков, они стали лишь 7-м и 8-м соответственно, опередив лишь Серова… Тем не менее, Поляничко остается на реальном расстоянии удара, даже от «серебра» по итогам года…

И снова Замула, Зосим и Карнаков!

  Гонка Grand Classic Cup в этот раз не была переполнена обгонами и, к счастью, столкновений в ней также не было отмечено. Однако это не означает, что она выдалась пресной! Напротив, не в последнюю очередь снова благодаря Виктории Зосим, напряжение сохранялось практически весь заезд!
  При этом нельзя не сказать, что утром Брифинг для пилотов начался с вступительной речи Директора гонки и «по совместительству» Организатора Леонида Протасова с того, что он поратовал за корректную езду.

  Более того, именитый кольцевик, не без успеха выступавший еще во времена «Союза», а затем и в 90-е, назидал юным пилотам GCC, говоря о том, что их репутация, которая потом будет сопутствовать им всю карьеру, закладывается именно сейчас и изменить ее впоследствии уже не так просто. Не обошлось и без шуток, что джентльмены не должны «обижать» на трассе барышень, вместе с тем должны относится к ним как к равным…

  А вот новый Глава Коллегии Спортивных Комиссаров Алексей Беседин, также в свое время выступавший и в кроссе, и в кольце, и в треке, взяв заключительное слово, оказался еще более конкретен.
  Харьковчанин сказал, что возглавляй он КСК на прошлом этапе, результат Ильи Замулы за его «маневр» по отношению к Зосим был бы полностью аннулирован!

  Правда, Алексей добавил, что и с Викторией он бы провел «разъяснительную работу» за контактную борьбу с ее стороны по отношению к Александру Карнакову… Мало кого удивило, что именно эти три пилота стали главными действующими лицами и на этот раз.
  Если в тренировке Зосим была только третьей, уступив показавшему лучшее время Илье Замуле (1 мин 35,667 с) 0,7 секунды, то в квалификации второй этап подряд именно пилотесса забирает поул!

  Воспитанница Школы Автодрома «Чайка» показывает 1 мин 35,248 с, вновь, как и на прошлой гонке, опережая Замулу на довольно весомые 0,295 секунды. При этом следующий соперник, кем стал второй ее «спарринг-партнер» Александр Карнаков, уступил поулу 0,7 секунды, тогда как уже показавший четвертое время Максим Фролов оказался более чем в полутора секундах «позади».

  Примечательно, что пятое время в квалификации осталось за напарником Виктории по команде Школы Автодрома «Чайка» Евгением Кошаруком, уступившему четвертому показателю призрачные 0,033 секунды. При этом позади дебютанта, причем не только кольцевых гонок, но и автоспорта в целом, остались борющиеся с Зосим на «серебро» по итогам года Руслан Холявко и Андрей Гайдамаченко.

  Руслан уступил Евгению всего 0,068 секунды, в свою очередь опередив Гайдамаченко почти ровно на столько же – 0,063 секунды.
Илье удался старт и он смог выйти в лидеры. Поначалу Виктория буквально повисла на заднем бампере у соперника, однако как она не пыталась найти ключ к обороне опытного картингиста, сделать этого так и не смогла.

  Виктория не отставала от Замулы, однако аккурат на середине дистанции, на 8-м круге, подъехав к самой большой точке торможения на трассе, в «Зрительском повороте», пилотесса обнаруживает «провалившуюся» тормозную педаль!
К счастью столкновение с покрышками было не сильным, однако мимо Зосим успел проехать…все тот же Карнаков.

  Быстро вернувшись в гонку и приноровившись к «мягкой» тормозной педали, Зосим бросилась в погоню, временами откровенно рискуя. К концу гонки, она смогла настичь Александра, но было поздно. На финише их разделили менее одной секунды!

  Лучший круг в гонке остался за Замулой – 1 мин 35,030 с. По этому показателю Зосим вновь оказалась предельно близко к фавориту, уступив всего 0,2 секунды. В тоже время, быстрейший круг поднявшегося в этот раз на вторую ступень Карнакова оказался на 0,7 секунды хуже лучшего…
Все остальные участники класса «ВАЗ 2108» оказались еще медленнее, соответственно финишировав позади. Борьбы среди них в этот раз практически не было, и почти все решилось на первых кругах.

  Первым вне подиума уверенно финишировал Андрей Гайдамаченко, прорвавшийся еще на старте с 7-го на 4-е место. Позади него на старте Кошарук сохранил было свою пятую позицию, однако дебютант ошибается в начале второго круга, финишировав седьмым и последним.
По сути, единственным «очагом» в этом заезде стала противостояние за пятое место Максима Фролова, догнавшего ближе к финишу Руслана Холявко.

  Увы, но до как таковой борьбы дело не дошло и диспозиция в этой паре так и не изменилась.

P.S. или будет интересно!

  Традиционно, для юниоров было проведено отдельное награждение, где компанию 14-летнему Илье Замуле и 15-летнему Александру Карнакову составил его ровесник Руслан Холявко.

  Победив в пятый раз, Илья Замула досрочно победил в Grand Classic Cup! Без двух очков за два поула, которые у него отобрала Зосим, 14-летний пилот заработал остальные возможные 108 баллов! Уже традиционно положительные эмоции Илья выразил в задорном душе из шампанского для своих соперников…

  А вот позади лидера ситуация складывается более чем интригующей.
С 66 баллами Зосим упрочила свое второе место, опережая стабильного Гайдамаченко на 14 очков. Совсем близко к 52 баллам Андрея с 49 и 48 соответственно идут Холявко с Карнаковым.

  С учетом коэффициента 1,5 на Финале и того, что в GCC за победу начисляется не 12 баллов, как в рамках ЧУ, а 20, развитие борьбы за призовые места непредсказуемо…
  Позади участников класса «ВАЗ 2108» в этот раз было немногочисленно и не оживленно. Среди классических автомобилей «Лада-1600» у Дмитрия Иванько оказался лишь один соперник в лице Сергея Верланова.

  Однако как утром, когда он к тому же ошибся, к счастью, без особых последствий для техники, так и потом в гонке, львовянин не смог ничего противопоставить Дмитрию.
  Иванько записал в свой актив еще одну победу, попутно все ближе приближаясь по скорости к «восьмеркам», что при прочих равных (включая резину) почти невозможно…

  Жаль только, что этот класс вновь не состоялся, а Иванько пришлось довольствоваться только Дипломом. Тем не менее, являясь настоящим энтузиастом автоспорта и одним из инициаторов возрождения «классики», он не был расстроен…

  Но главное, хочется отметить, что, несмотря на немалое количество борьбы, включая великолепную дуэль Евтушенко-Жовтоног, да и немало других противостояний, в этот день не было отмечено ни одного столкновения! При этом заезды во многом были весьма напряженными… Судя по всему, «работа» судейства с пилотами на брифинге возымела свое действие…

  Будем надеяться, что так же пройдет и Финал Чемпионата Украины по кольцевым гонкам и Grand Classic Cup, который состоится на Автодроме «Чайка» в субботу, 8 октября…


Вячеслав Щербина
Фото автора