Судьба титула Чемпиона Украины по кольцевым гонкам в зачете GT Open, равно как и призов по итогам года, решилась совершенно неожиданным образом, продемонстрировав не только соревновательную, а и человеческую сторону спорта.

   Как известно, спорт в целом, и автоспорт в частности, выявляет диаметрально противоположные стороны человеческого естества. Если говорить коротко, - без философии и глубокого психоанализа - на трассе друзей не бывает, а вот в паддоке…

  Финал Чемпионата Украины по кольцевым гонкам UTC стал великолепной наглядной демонстрацией этого спортивного постулата. На трассе оба дня велись бескомпромиссные сражения, тогда как вне ее можно было наблюдать настоящее товарищество и взаимовыручку. Как обычно, обо всем по порядку.

Завязка на Финал

  Напомним, что накануне на 4-м этапе после схода Игоря Скуза, которого вновь предательски подвела техника, на трассе развернулась тройная борьба – сначала между Владимиром Дрогомирецким и Валерием Жовтоногом, а потом между Владимиром и Андреем Евтушенко.

  Обе дуэли оказались крайне напряженными, а в первой была отмечена пусть и не большая, но контактная борьба.
  Несмотря на невероятный, при этом совершенно по-спортивному чистый и честный прессинг со стороны Дрогомирецкого, в субботу Евтушенко устоял. Тем самым Андрей полностью перехватил лидерство в зачете GT Open у Дрогомирецкого.

  При этом нельзя не отметить нюанс с бонусным баллом за быстрейший круг в гонке, который по идее должен был заработать Владимир.
«Абсолютно» лучшее время в субботней гонке осталось за Игорем Скузом. Однако он сошел в самом начале и не прошел необходимых 60% дистанции для того, чтобы быть классифицированным.

  С этого года в правилах была четко прописана подобная ситуация и если в прошлом бонусный балл при сходе пилота оставался в его активе, теперь этого не происходит.
  Это вполне логично – ведь пилот не классифицируется в протоколах как закончивший гонку и не получает зачетных очков. (В случае прохождения 60% от дистанции пройденной победителем, даже при сходе пилот получает место и соответственно очки за него). По идее, логичным был бы «переход» бонуса к следующему лучшему кругу среди тех, кто был классифицирован.

  Однако данное обстоятельство на сегодня никак не прописано в правилах! Судейство же посчитало несправедливым и нелогичным подобный «переход» бонуса. Мы не будем обсуждать правомочность такой спортивной логики – как и у всего в жизни, у нее имеются свои «за и против»…
  Подобное уже происходило однажды с Андреем Евтушенко. Теперь же бонусный балл не был начислен Дрогомирецкому, как было описано в нашем рассказе о 4-м этапе.

  Таким образом, актив Евтушенко перед Финалом UTC составлял 57 очков, причем с учетом одного «нуля» они все шли в его зачет. А вот у Дрогомирецкого сумма составляла 55 баллов, но с учетом отбрасывания одного худшего показателя, в реалии его «актив» составлял 49 очков. Разрыв в 8 пунктов вроде бы небольшой, особенно с учетом того, что на финале заработанные пилотами очки перемножались на повышающий коэффициент 1,5.

  С учетом этого коэффициента за победу на Финале UTC начислялось 30 очков и 22,5 за второе место. Иными словами, даже в случае победы Дрогомирецкого, Евтушенко было достаточно финишировать вторым, чтобы стать Чемпионом Украины с минимально возможным перевесом в пол очка. Один раз Андрей уже был в такой ситуации, тогда, правда, уступив титул в зачете GT Open Юрию Дрифтовскому, перед этим допустившего столкновением со своим визави…
  Правда, это если не учитывать потенциальных трех бонусных очков – они также перемножаются на повышающий коэффициент.

  Нельзя было забывать и о «факторе» Игоря Скуза – его победа, равно как и «отобранные» бонусные баллы играли бы на руку Евтушенко, так как дальше разницы между призовыми местами были еще меньше… При этом сам Игорь, на счету которого было 22 балла, даже возьми он возможный максимум в 33 очка, уже не мог обогнать Евтушенко…

  Но в итоге вся эта арифметика не понадобилась, по крайней мере, в споре за чемпионский титул, который во многом решился еще до старта собственно гонки. Правда, не без еще большего закручивания «сюжетной линии» Финала UTC.

Еще больше интриги!

  К воскресенью «Фиеста» Игоря Скуза снова была в строю и второй день подряд в квалификации 5-кратный Чемпион Украины делает серьезную заявку – 1 мин 25,917 с. И вновь, как его соперники не старались, ни один из них не смог даже приблизиться к показателю Скуза.

  Дрогомирецкий несколько раз выезжал на трассу, и именно его время стало самым близким к поулу, тем не менее, оно было почти на 0,4 секунды медленнее. Другие же оказались и того дальше.

  Третий показатель в 0,673 секундах от лучшего остался за Валерием Жовтоногом, тогда как Андрей Евтушенко и вовсе показал только 4-е время почти на 0,8 секунды хуже поула.
  При этом уже традиционно для него, Евтушенко попробовал улучшиться «под занавес» квалификации, однако он лишь смог приблизиться к своему же лучшем времени на «джеймсбондовские» 0,007 секунды…

  Николай Сушко стал 5-м, уступив поулу всего полторы секунды – и это в свой дебютный сезон!
  К примеру, новичок оставил позади несравнимо более опытного Олег Скуза, в свою очередь уступившему Николаю секунду.

  А вот Владислав Феоктистов из-за отказа его «Хонды» так и не вышел на старт в воскресенье… Но, как выяснилось, настоящая квалификационная драма только начиналась!
  Для начала «Фиеста» Дрогомирецкого замерла на трассе уже после окончания квалификации на круге-возвращении и вернулась в падок на эвакуаторе.

  Вердикт был не утешительным – КПП, в которой пропали все высшие передачи.
  Время на замену узла у команды то было, тем более что на заключительном этапе именно на случай подобной ситуации было решено отодвинуть старт гонки на пол часа, дабы механики команд имели возможность подготовить технику.

  Увы, но у Владимира не оказалось запасного агрегата, чтобы сменить этот! По сути, судьба титула на этом была решена! Но.
  У стоящего прямо напротив своего соперника на титул Евтушенко механики также лихорадочно начинают «капашиться» под капотом!

  После квалификации Андрей посетовал, что происходит что-то неладное с электрикой и машина периодически «дергается»! Первое подозрение – генератор.
  «Вскрытие» подтвердило это версию. Более того – под корень отломался кронштейн крепления, являющийся частью собственно корпуса генератора!

  И в данном случае у Евтушенко тоже не оказалось запасного агрегата!
  А при нестарте Андрея, с учетом 31,5 очков на кону (полтора за «квалу» уже отошли к Игорю Скузу), и Жовтоног, и Олег Скуз, и даже Николай Сушко, в «активах» которых было 33 и по 30 очков, соответственно, вполне могли бы опередить Евтушенко в борьбе за титул!

  Удивление многих, включая скромного автора этих строк, вызвало дальнейшее развитие событий!
  Когда стало окончательно понятно (а это произошло довольно быстро), что КПП на «Фиесте» Дрогомирецкого не оживить, Владимир …. отдает свой генератор не просто сопернику, а главному претенденту на титул!!!

  Что тут можно сказать? Наверное, это тот поступок, который заслуживает безграничного уважения! И это после того, как менее чем 24 часа назад эта пара пилотов неистово сражалась на трассе за победу и титул!... Но и это не все.
  С его нестартом, Дрогомирецкий мог не только попрощаться с чемпионским титулом, но и с учетом повышающего коэффициента, оказаться вообще без приза по итогам года!

  Поэтому механики обоих команд после установки исправного генератора на машину Евтушенко, каким-то чудом ставят «отломанный» узел на машину Дрогомирецкого. Владимир до последнего надеялся проехать необходимые 60% дистанции хотя бы на оставшейся второй передаче, дабы заработать хоть что-то и остаться вторым по итогам года. И эта его дальновидность оказалась более чем оправданной!

Дуэль достойная всего сезона!...

  Картина в дебюте гонки для зачета GT Open как под копирку повторила вчерашний сценарий. Игорь Скуз со старта ушел в отрыв. Более того, уже на третьем круге он вновь ставит рекордное время – 1 мин 26,729 с. В этот раз «Фиеста» 5-кратного Чемпиона Украины проехала 7 кругов…

  В пору было говорить о настоящем «дежавю» - снова полуось, сход и «ушедшие в никуда» теперь полтора бонусных балла за быстрейший круг в гонке. Следующий лучший круг остался за Евтушенко – 1 мин 27,169 с, но они уже ничего бы и не решили, о чем ниже.
  И вновь сход Игоря стал эдаким «подарком судьбы». Зрители вновь стали свидетелями, пожалуй, самой напряженной и уж точно самой продолжительной дуэли, возможно, всего нынешнего сезона!

  На старте Евтушенко смог опередить Жовтонога, и выйти на второе место, однако в конце первого круга, в последнем повороте, прямо перед еще более заполненными в этот день трибунами, Валерий на торможении проходит Андрея. Это и стало началом противостояния, продлившегося большую часть гонки!

  С учетом того, что Дрогомирецкий проехал только прогревочный круг и с оставшейся одной лишь первой передачей свернул на пит-лейн, Евтушенко было достаточно спокойно доехать до финиша, дабы не оставить шансов никому из других соперников в случае его схода.
  Поначалу после не самой смелой попытки атаки на Жовтонога, Андрей так и поступил, несколько «опустив» соперника.

  Однако ближе к середине дистанции вместе со сходом Игоря Скуза, а потом и Николая Сушко, по его собственным заверениям, Евтушенко осознал, что даже при своем сходе, он все равно получил бы очки за итоговое 4-е и последнее место в этой гонке. Так что теперь у него появилось право на риск!
  Более того, речь стояла не о втором месте, а о победе на этапе, и как он сказал потом – «Хотелось закончить год красиво!»

  Евтушенко тут же настигает Жовтонога и, не откладывая «на потом», приступает к атакам. Однако Валерий в этот день был явно настроен решительно.

https://www.youtube.com/watch?v=DHe0lyFsnEA&feature=youtu.be

  Как и днем ранее делал сам Андрей в своем противостоянии с Дрогомирецким, Жовтоног наглухо закрывал внутренний радиус, не оставляя других возможностей, как попытки атаки по наружному радиусу.
  Евтушенко ничего не оставалось, как начать пробовать это делать.

https://www.youtube.com/watch?v=Vy2RKY88Y1s&feature=youtu.be

  Однако при прочих равных, такой маневр противоречит законам физики и шансов на его успех было крайне мало.

  Более того, Андрей даже попробовал аналогичный маневр в третьем повороте (втором «ухе») – естественно, тоже безуспешно. Законов физики в этот день отменять никто не собирался…

https://www.youtube.com/watch?v=CKyJ8z56Ve8&feature=youtu.be

  На какой-то момент Валерию не удался выход из последнего поворота и Евтушенко уже было почти прошел его на прямой снаружи, однако там стояла машина сошедшего из-за отказа КПП Сушко.

  Если ранее прямо за ней на посту маршалов показывался зеленый флаг, отменявший желтый постом ранее, то позже он «таинственным образом» исчез.
  Как потом рассказал сам Евтушенко, осознавая, что закончи он маневр, его могут наказать, Андрей благоразумно перестраховался и поднял ногу с педали газа!

  После этого он пробует еще раз оборону соперника в первом повороте по наружному и ему это почти удается! Однако, как известно, «почти» не считается!...

https://www.youtube.com/watch?v=_wsGwG6bDfs&feature=youtu.be

  Не упрощали ситуации и «круговые» - кто-то из них сразу уступал дорогу двум дуэлянтам, а кто-то «попадался под колеса» в самый неподходящий момент…

  Как выяснилось позже, Евтушенко мастерски «дрессировал» соперника, и на предпоследнем круге в том же месте все же ныряет внутрь! В поворот две «Фиесты» вошли бок-о-бок, однако Валерий не захотел уступать.
  Он отжимает соперника внутрь и лишь каким-то чудом с блокировкой колес и левой стороной на грязной обочине, Евтушенко избегает серьезного столкновения, но все еще остается внутри, фактически «облокотившись» на машины соперника! Однако в середине поворота Жовтоног окончательно «додавливает» соперника, и в этот раз «Фиеста» Андрея уже пропахивает по обочине! Собственно, это все проще увидеть:

https://www.youtube.com/watch?v=FmSFq6Rp7VI

  Евтушенко смог вернуться на трассу, и, казалось, на этом их борьба закончилась.

… и ее не менее драматичная развязка

  Из-за ухабов на не совсем «полосе безопасности», на «Фиесте» Андрея погнуло рулевую тягу и руль «встал под углом». Тем не менее, буквально перед последним поворотом последнего круга Евтушенко на торможении «расшатывает» соперника а-ля знаменитая атака Найджела Мэнселла на Нэльсона Пике в «Брэндс Хэтче».
  Андрей сначала «продает» сопернику атаку внутри, потом смещается наружу и когда соперник реагирует, все же во второй раз резко меняет траекторию, ныряя внутрь! У Жовтонога уже попросту не оставалось шанса нормально затормозить и он «проваливает» поворот.

  Победив во второй раз за два дня и в третий за сезон, Евтушенко действительно ставит жирную точку. По мнению некоторых болельщиков «со стажем», этот обгон стал настоящим украшением всего сезона!

  Хотя особых претензий после гонки никто из пилотов друг другу не предъявлял, «холодок» на подиуме и особенно после него между двумя дуэлянтами все же чувствовался.

  И тут нельзя не отметить, что то самое касание кругом ранее, оставило «пончик» на водительской двери «Фиесты» Жовтонога.
  А по «старым» правилам, это означает, что в подобном инциденте, когда удар приходится перед средней стойкой атакуемого автомобиля, ответственность за столкновение несет как раз обороняющаяся, а не атакующая сторона…

  Но, с учетом того, что ни официальных протестов, ни вопросов к пилотам со стороны судейства не возникло, оставим это как некую ремарку… Главное, это «последствия» этой гонки.

  Заработав 30 баллов за эту «викторию», Евтушенко в итоге собрал увесистые 87 очков, оторвавшись далеко вперед от всей оппозиции.

  Для Андрея это чемпионство стало вторым в зачете GT Open и четвертым по счету вместе с титулами сначала в «У-1600», а потом и «Туринг-лайте».   Но, самое интересное «развернулось» позади него.

  С учетом повышающего коэффициента, второе место принесло Жовтоногу 22,5 очков и сумму в 55,5.
  А это означало перевес в пол очка, над 55, которые остались на счету Дрогомирецкого.

  Тем самым, с минимально возможным перевесом всего в пол балла, именно Валерий стал вице-Чемпионом - а ведь после трех этапов формально он шел только четвертым!

  И вот тут как раз можно вспомнить то самое трактование судьями правил, когда лучший круг в гонке не «переходит по наследству» – вернее один бонусный балл за него…
  Третьим гонку закончил Олег Скуз, для которого эта гонка тоже выдалась не из простых!

  Для начала старшему из братьев Скузов довелось побороться с пилотами, выступающими на «БМВ» в зачете Super Touring - Борисом Каргиным и дебютантом Олегом Сокирбой.
  Они оба опередили Олега в квалификации и потом на старте гонки. Хотя мощность его «Фиесты» несравнимо меньше, чем у «баварцев» соперников, Олег, что называется, взял их мастерством.

  Обогнав обоих «старшеклассников», Олег сошелся в противостоянии уже со своим прямым соперником по GT Open Николаем Сушко. Скуз и тут одержал верх.
  На тот момент речь шла только о 4-м месте, однако вскоре со сходом его младшего брата, оно превратилось в третье.

  18 очков за него подняли в итоге Олега Скуза с 6-го места на 4-е, причем до «бронзы» ему не хватило не так уж и много – всего 7 очков…

  Сошедший из-за отказа КПП Николай Сушко с 36 очками стал по итогам года 5-м, а Владислав Феоктистов из-за отказа машины накануне и с нестартом на Финале UTC и вовсе опустился за эти два этапа с третье строки на итоговую шестую…

В качестве P.S.

  Увы для его многочисленных болельщиков и самого Игоря Скуза, которого постигли сходы из-за отказа техники на трех из пяти этапов, включая столь ценный Финал UTC, он закончил год по сути на последнем 8-м месте зачета GT Open.

  В его активе оказалось только 23,5 очка, и тем самым, главный фаворит перед началом сезона пропустил вперед даже дебютанта Вадима Кушнира, до этого выступавшего на скромной 1,5-литровой «восьмерке»…
  Однако, это технические виды спорта и в них очень часто техника, и не всегда ее мощность и скорость, а скорее надежность решает если не все, то очень многое.

  Да, именно техника во многом решила и тут судьбу титула – несколько сходов главного фаворита, в чем-то еще более обидный отказ КПП у Дрогомирецкого в самый решающий момент. Однако то, с какой честью вышли после этих спортивных неудач тот же Скуз и особенно Владимир заслуживает как минимум уважения.

  Дрогомирецкий своим спортивным поступком, отдав генератор своему главному сопернику на титул, а Игорь тем, что, несмотря на катастрофически провальный сезон, вышел на подиум после награждения.

  И первым кого он поблагодарил, были не спонсоры и партнеры, а зрители и болельщики!... А именно Игорю Скузу, как бы противоречиво к нему не относились многие, все они-мы обязаны уже двумя кольцевыми сезонами.

  Они были проведены местами на самом высоком уровне за всю историю Чемпионата Украины по кольцевым гонкам. Как минимум, свидетельством тому были заполненные паркинг и трибуны на Финале UTC…

  Кстати, за места на оных, равно как и за вход на Автодром «Чайка», в отличие от других, куда менее профессиональных видов автоспорта, в этом году платить не нужно было ни копейки…
  Но это далеко не конец рассказа о Финале UTC. На нем не менее интригующе и напряженно решилась судьба титулов и призов еще в трех зачетах, о чем в продолжении…

  Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков
  Фото Денис Сергиенко и автора

Анонсы

13 октября - Автодром «Чайка». 2й этап  «Кубок Чайки». 

Видео 1

Видео 2

Видео 3

 Видео 4

 Видео 5

 Видео 6

 Видео 7

 Видео 8

 Видео 9

 Видео 10