Начинающий украинский пилот Игорь Романов решил на своей «шкуре» проверить – возможно ли попасть в NASCAR. Как оказалось, это не только вполне реально, а еще и довольно бюджетно!

 Действительно, на прошлой неделе Игорь Романов принял участие в тестах, причем не просто «в частном порядке», а в так называемых рекрутинговых заездах, которые открыли ему путь в мир NASCAR, правда, пока только европейского.

  Нужно сразу оговориться, что за плечами Романова не столь большой гоночный опыт. Будучи с юности огромным фанатом американских овальных гонок «НАСКАР», Игорь к тому же родился и вырос в Ровно. Именно этот город является столицей украинской версии овальных гонок - «Автоспидвея».

  Именно на ровненском треке Романов впервые соприкоснулся вживую с миром автоспорта, но на тот момент как … журналист и оператор.
  С тех пор прошло немало лет, и уже живя в Киеве и работая профессиональным телевизионным оператором, Игорь все же осуществил свою первую мечту. Пару лет назад он дебютировал в том самом «Автоспидвее» в своем родном Ровно, параллельно делая первые шаги и в кольцевых гонках, причем не только в дисциплине тайм-аттак, но и на «большом» украинском «кольце».

Следующей целью для украинца стал заветный «НАСКАР».

Мечта?...

  По понятным причинам, попасть в тот самый американский NASCAR| практически невозможно по множеству причин. Начиная от географических и «заканчивая» отсутствием надлежащего опыта у Игоря, не говоря уже о бюджете… Однако с 2008-го года в Европе, вернее сначала во Франции, появился свой собственный EuroNASCAR, который довольно быстро разросся до европейских масштабов.

  Более того, с 2012-го года «ЕвроНАСКАР» был признан самими американцами! Хозяева NASCAR официально «благословили» европейскую серию, взяв ее и аналогичные канадскую с мексиканской версиями «НАСКАР» под свое «крыло».
  Тут нужно оговориться, что в отличие от большинства европейских и мировых гоночных серий, NASCAR, которому отроду на два года больше, чем «Формуле-1», является и по сей день исключительно частным «предприятием». Все права и даже немалая часть огромных автодромов, собирающих периодически на своих трибунах свыше ста тысяч зрителей – все это до сих пор принадлежит семье основавшего в 1948-м году «НАСКАР» Билла Франца.

  Таким образом, на сегодня официально именуемая «с учетом» титульного спонсора как NASCAR Whelen Euro Series (NWES), является уникальной в своем роде серией. Ее соревнования санкционированы как Международной Автомобильной Федерацией FIA, так и полностью частным «НАСКАРом». При этом сама «ФИА» не имеет совершенно никакой власти в американских сериях.
  Естественно, ввиду практически полного отсутствия в Европе овальных трасс, за исключением всего пары «эвентов», большинство гонок «ЕвроНАСКАРа» проводятся на привычных всем нам дорожных трассах. При этом речь идет о таких известных автодромах как «Хокенхайм», «Брендс Хэтч», «Валенсия», «Зольдер»…

  Ввиду этой специфики европейские наскаровские автомобили, которые строятся специализированной фирмой во Франции, несколько отличаются от заокеанских овальных «монстров». Последние и вовсе изначально строятся ассиметричными, настроенными исключительно для поворотов налево. Тем не менее, болиды «ЕвроНаскара» полностью сохранили неповторимый дух современного NASCAR.
  Это пространственная стальная «рама», классическая V8 на такие же классические для тех широт 350 «кубиков», которые на европейские «деньги» составляют 5,7 литров. Плюс это почти тракторная 4-ступенчатая КПП – все как в настоящем американском «НАСКАРе».

  Главное – в этих машинах напрочь отсутствует электроника! Мало того, что двигатели карбюраторные, так любой «драйвер ассистанс» тут полностью исключен. И, забегая вперед, украинец полностью ощутил на себе эту специфику «ЕвроНАСКАРа».
  Тем не менее, при весе чуть больше тонны, а это полностью сопоставимо с привычными для Чемпионата Украины по кольцевым гонкам Ford Fiesta, даже европейская наскаровская машина выдает свыше 400 «лошадок» и, естественно – она заднеприводная!

  Кстати, именно эти машины уже несколько лет не только «применяются», а и с их неповторимым «рыком» и фирменной «неуклюжестью» на узкой извилистой трассе, являются главными любимцами на «Гонке Чемпионов».
  О формате этапов NWES сильно расписывать не будем. Скажем лишь, что, как и за океаном, «ЕвроНАСКАР» разбит на несколько «дивизионов», правда, со своими нюансами. За гоночный уик-энд тут проводится сразу четыре гонки в двух дивизионах – по паре для «профессионалов» и для «аматеров».

  Но, главное – все этапы «ЕвроНАСКАР» как и гонки в «штатах» являются еще и настоящим гоночным experience для самих болельщиков.
  Паддок NWES по-американскому открыт, доступ к пилотам и машинам имеет любой желающий и обычно этапы европейского «НАСКАРа» сопровождаются настоящим фестивалем – естественно с уклоном в строну «янки»… вернее скорее «дикси»-культуры.

  Все же NASCAR вполне официально своими корнями уходит к контрабандистам-самогонщикам и несколько десятилетий являлся в основном «южным» видом спорта, но это тема для отдельного рассказа…

… или реальность?!

  Съездив в качестве фотографа на пару этапов «ЕвроНАСКАР», Игорь Романов понял, что обязан попробовать приблизиться к своей мечте, и главное, что это доступно! Он выяснил, что NWES в конце года проводит официальные отборочные тесты, именуемые как рекрутинговые.

  Примечательно, что в свое время их проходил небезызвестный Даниил Квят и совсем недавно куда более известный пилот «Формулы-1» - Жак Вильнев!
  Да, да. Прежде чем выйти на старт «ЕвроНАСКАР», будь ты в прошлом победителем самой «Инди-500» да еще и «в придачу» Чемпионом Мира в «Ф-1» - ты все равно должен пройти такие тесты! Причем по классической для американских гонок схеме, специальная «панель» (консилиум) экспертов определяет, где именно, вернее на каком уровне в итоге будет стартовать пилот.

  Кстати, Жак действительно весь нынешний сезон полноценно участвовал в NWES и после пары подиумов закончил год 8-м. Более того, помимо Вильнева в этом году на старт в «ЕвроНАСКАР» регулярно выходила Эллен Лор – единственная женщина, которая в свое время смогла победить в гонке самой популярной и престижной европейской кузовной серии DTM.
  Также в «ЕвроНАСКАР» стартуют бывший пилот «Ф-1» Алекс Каффи, являющийся еще и хозяином собственной команды в этой серии. На гостевой основе в нескольких этапах стартовал даже Чемпион 2000-го года того самого NASCAR (а также кумир Игоря Романова) Бобби Лябонте.

  Тут также выступают многие известные европейские пилоты, как, к примеру, Энтони Кумпэн (дважды ставший Чемпионом «ЕвроНАСКАР») и Марк Гуссенс. Совсем недавно тут регулярно выступали Никола Ларини, Матиас Лауда, Марк Дуэз и Эрик Хелари, также ставший Чемпионом европейского «НАСКАРа» в 2011-м году. Всего же на старт каждой гонки в этом году выходило порядка 30 пилотов, представляющих широчайшую географию из порядка 20 стран.

  Но вернемся к рекрутскому отбору NWES-2020 в котором принял участие украинец.
  Игорь и в прошлом году подавал свое гоночное резюме на эти тесты, однако ввиду его крайне ограниченного на тот момент гоночного опыта оно было отклонено. В этом же году Романов получил «зеленый свет» от «ЕвроНАСКАР». Помимо него в этот день отборочные тесты проходило еще 10 человек. И тут тоже не обошлось без сюрпризов.

  Среди «рекрутов» было несколько вчерашних картингистов из так называемой «Академии Жака Вильнева» и пара начинающих «формулистов». С ними трассу и машины делил уже побеждавший в категории GT4 Алекс Ламбертц, на счету которого среди прочего виктория в своем классе на легендарных «24 часах Нюрбургринга», а также 52-летний ветеран Фабио Спатафора, выступавший в прошлом и в «Ф-3» и в «Ф-3000», а несколько лет назад уже стартовавший и в «ЕвроНАСКАР».

  Но, главным сюрпризом, стало участие в этих рекрутинговых тестах Джулии Ландауэр - «еще вчера» Игорь смотрел «по телевизору» ее выступления за океаном!
Американская пилотесса пару лет назад после нескольких подиумов закончила сезон 4-й в младшем «дивизионе» американского NASCAR – K&N Pro Series West, что на тот момент являлось наивысшим достижением для женщины-пилота в «НАСКАРе». В этом году Джулия выступала в канадской серии, именуемой NASCAR Pinty’s Series, а на 20-й год она нацелилась именно на «ЕвроНАСКАР», желая получить как можно больше опыта на трассах «европейского типа».

  Но на самих тестах не было времени обращать внимание на «оппозицию».

И все же реальность!

  Несмотря на то, что проходили они на юге Франции, причем на частной исключительно тестовой трассе самого «ЕвроНАСКАРа» - Fontenay le Compte, накануне и утром шел настоящий ливень. К самим тестам осадки прекратились, однако до конца дня трасса оставалась мокрой. Мягко говоря, - далекие от идеальных условий для тестов 400+-сильного заднеприводного «монстра», на котором «напрочь» отсутствуют «трекшн контроль» или «АБС», который и посуху то не так просто удержать от заноса.

  Но, «ЕвроНАСКАР» это вам не американский NASCAR, где по овалам даже в небольшой дождь никто не ездит – обули дождевые покрышки и вперед! Справедливости ради нужно сказать, что из 36 этапов регулярного сезона NASCAR, три все же проводятся на «дорожных» трассах, включая знаменитый «Воткинс Гленн», и там также применяются дождевые покрышки и даже «дворники» в случае необходимости.
  Но, самое интересное, что проводивший рекрутинговые тесты инструктор сразу предупредил их участников о том, что самым сложным для них станет… залезть и потом выбраться из машины!

  Оно и не удивительно – ведь как и в американских, в машинах «ЕвроНАСКАР» отсутствуют как явление двери. Более того, ввиду специфики французских машин, их «оконный проем» даже меньше, чем у американских!
  Тем не менее, будучи не самым миниатюрным и гуттаперчевым, Игорь, как и все остальные, справился с этой задачей)))

  Собственно тестовый день для каждого из рекрутов представлял из себя три 10-минутные сессии, так что времени «на раскачку» особо не было. При этом еще один интересный момент касался именно времени.
  С учетом сжатого графика тестов при наличии всего трех машин на 11 участников, одну из которых сразу повредили, у рекрутов не было доступа к хронометражу.

  Это делалось во избежание лишнего психологического прессинга на них и желания «быть лучше». После каждого заезда инструкторы лишь говорили «… нормально, но можно немного ускориться».
  Мало того, что у Игоря не так уж много гоночного опыта «за плечами», он никогда в жизни не выступал на заднеприводном автомобиле. А тут еще и такой мощный, и к тому же в дождь!

  Не удивительно, что уже на третьем круге украинца «крутануло», однако все обошлось. После наставлений «успокоиться», у Романова, что называется - «пошло».
  По его собственным словам, Игорь понял специфику управление и уверенность пришла. Что больше всего его поразило, так это «держак» дождевой резины, которая позволяла на прямой, а она на этой 2,4-километровой трассе составляет внушительные 800 метров, - идти буквально «в пол»!

  В поворотах машина также уверенно вела себя, как сказал сам Игорь – «… главное было не делать резких движений рулем…». В итоге по окончании третьей серии, инструкторы поведали украинскому пилоту что он «окей», и…. предложили место в одной из команд! Правда, с несколькими «нюансами».
  Помимо собственно четырех гонок «ЕвроНАСКАР», в качестве поддержки к ним на четырех этапах проводится так называемая серия Elite Club. Ее участники соревнуются буквально на тех же самых автомобилях, но в формате тайм-аттак, где исключена очная (читаем – контактная) борьба.

  Это очень грамотный первый шаг для начинающего пилота дабы потом прийти в «большие» гонки - сначала по-настоящему привыкнув к машине, на тех же самых европейских трассах. А этапы Elite Club проводятся на «Валенсии», «Хокенхайме» и «Зольдере».

Так все же – «сколько»?!

  Скептик тут заметит – так место же наверное предложили не «за бесплатно»?! Ответ будет – естественно нет! НО. Стандартное участие в одном этапе Elite Club, а это три получасовых заезда, стоит 3,5 тысячи Евро, о чем Игорь знал заранее. Тем не менее, после рекрутских тестов ему предложили «скидку», причем довольно существенную, почти в 50% off.

  При этом мы говорим о «гонках под ключ», где от пилота требуется только гоночная лицензия, экипировка и больше ничего.
  Для сравнения, бюджет аналогичного (полностью «прокатного») выступления в Чемпионате Украины по кольцевым гонкам даже на «восьмерке» стоит около 2 тысяч USD. Понятно, что на «Фиесте» где только один комплект «сликов» будет «тянуть» минимум на тысячу Евро, стоит несколько выше…

  Таким образом, сезон «ЕвроНАСКАР», пусть и в режиме тайм-аттак, полностью соизмерим финансово с украинским «кольцом»! При этом речь идет далеко не о знакомой лучше своей «пятерни» «Чайке», а трассах мирового уровня…
  Выступление собственно в гонках «ЕвроНАСКАР», где full contact это почти норма, стоит также не таких заоблачных как по автоспортивным меркам средств – около 50 тысяч на сезон из семи этапов.

  Снова, для сравнения. Еще недавно выступление на «Фиесте» в Кузовном Кубке Европы ЕТСС только на одном этапе требовало прядка 10, а то и 15 тысяч Евро в зависимости от запросов команды-«арендодателя» автомобиля. Кстати, сами рекрутинговые тесты стоили всего 700 Евро.

  Чтобы попробовать свои силы в частном порядке даже за рулем самых младших из формул придется «выложить» в несколько раз больше. Более того, бюджет «ЕвроНАСКАРа» на пару порядков меньше даже самой низшей сингл-ситерной «Формулы-4», где на сезон даже на национальном уровне требуется в несколько раз больший бюджет...

  Понятно, что если говорить о том самом NASCAR, то это уже совсем маловероятно сбыточная мечта. Тем не менее!
  Чемпионы «ЕвроНАСКАР» уже несколько лет не только приглашаются на галла банкет-награждение «Ночь Чемпионов» NASCAR, но и получают в качестве бонусов возможность выступления в серии xfinity – втором «дивизионе» американского NASCAR.

  Более того, даже не став Чемпионом «ЕвроНАСКАР», пилот этой серии благодаря ее официальным связям и при наличии бюджета при полном содействии, как самих европейских организаторов, так и их заокеанских коллег, имеет возможность попробовать свои силы уже и на заветных овалах и это более чем реально! Но, это все уже скорее мечта №4 или даже 5 для Игоря Романова. Хотя как минимум пару из оных он уже осуществил! А кто-то говорит, что «мечтать не вредно?!»…

  Вячеслав Щербина
  Фото Игорь Романов, Елена Кудрина и NWES