21 апреля инсульт неожиданно оборвал жизнь без всякого преувеличения выдающегося, по крайней мере, в рамках украинского автоспорта, человека – Сергея Григорьевича Пелешка. Это не некролог, а сугубо личное субъективное видение и воспоминания автора о его деятельности.

  Возможно, этот материал напомнит о нескольких вехах жизни Сергея Григорьевича, особенно как организатора. Тем более, что под таким углом взгляда они никогда не отразятся в «официальных анналах», да и в каких-либо еще тоже вряд ли. А ведь путь этого человека, по крайней мере на организаторском поприще, не всегда был столь гладким и однозначным. Также, возможно, он приоткроет пару черт характера этого неординарного человека, сделавшего очень, очень много для украинского автоспорта.

  После довольно успешной карьеры пилота, с подиумами, победами и титулами сразу в нескольких дисциплинах – начиная от скоростного маневрирования, и заканчивая кольцевыми гонками, с возрастом Сергей Григорьевич начал «переходить» по другую сторону руля, становясь организатором соревнований. Именно на этот «поприще» он оставил куда более значимый след, нежели «просто гонщика».

  При этом, уже проводя соревнования, Пелешок еще много лет продолжал выступать и сам, показывая пример на трассе следующим поколениям украинских пилотов.
  Но, главное, Сергей Григорьевич не только возглавил один из первых украинских автомобильных клубов, получивший название «МИР», но и стал настоящим идейным вдохновителем и отцом-основателем целой автоспортивной дисциплины!

  Речь идет о летнем треке, который со временем получил свое собственное уникальное название – «Автоспидвей». Причем данный термин, как, по сути, и вся дисциплина, являлся официальным трейд-марком Пелешка! Именно Сергей Григорьевич, с которым автор познакомился как с пилотом на «кольце» в самом  начале 2000-х, в прямом смысле слова открыл мне мир трековых гонок.

  После этого, в период с 2003-го по 2010-й годы я не пропустил практически ни одной трековой гонки, по крайней мере, из проводившихся в Ровно.

«Автоспидвей» родился только благодаря ему!

  Да, зимний трек, более известный как ипподромные гонки, был хорошо известен и популярен еще во времена СССР. Сергей Григорьевич же решил «скрестить» крайне популярный, особенно в Ровно, классический (мотоциклетный) спидвей с автомобильными гонками. И у него это вышло! Дело в том, что при длине классического ипподрома порядка 1,5 километров, обычно стартующие на нем 4 машины практически сразу растягиваются по трассе - зрелищности этих соревнований обычно способствует только специфическое пилотирование на скользкой зимней поверхности ну и, понятно, - спортивные дуэли. У Пелешка была уникальная возможность.
  Именно в его родном Ровно находится спидвейный стадион, в свое время считавшийся одним из лучших в Европе (и по некоторым данным – вторым по вместимости трибун!).

  В 1999-м году Сергей Григорьевич впервые «выпустил» спортивные автомобили на короткую 400-метровую спидвейную дорожку. Результатом этого стали самые зрелищные и динамичные автомобильные гонки, с которыми не может сравниться ни одна из других автомобильных дисциплин! Пилотирование на гаревой дорожке почти такое же зрелищное, с заносом, как и на заснеженном покрытии. Но это только вершина айсберга зрелищности этих гонок.
  Ни классический ипподром, ни тем более кольцевые или кроссовые гонки не могут предложить такого спортивного шоу и накала борьбы, как летний трек, получивший потом и свое собственное имя - «Автоспидвей». Продолжительность каждого заезда осталась классической – всего 4 круга, то есть 1,6 километра. На такой дистанции 4 автомобиля не так часто успевают растянуться по трассе, обычно даря зрителям немало борьбы не только за первое место, а и за «право не быть последним».

  При этом один такой заезд очень динамичный и длиться всего пару минут. А таковых за день, а точнее за пару часов, в зависимости от количества стартующих, обычно проводилось два десятка!
  Таким образом, болельщик, которому с трибун всегда видна абсолютно вся трасса в прямом смысле слова «как на ладони», получал незабываемое зрелище. Неспроста стадион в Ровно даже в промозглую осеннюю погоду собирал многие тысячи зрителей! Но главное даже не это!

  Если не считать гонок «на выживание», трек является единственной дисциплиной профессионального автоспорта (к коим в реалии нельзя отнести «выживалки»), где в прямом смысле слова узаконена и четко прописана правилами контактная борьба! Во всем остальном автоспорте, не считая американского NASCAR, контакт автомобилей официально запрещен. Кстати упоминание о заокеанских гонках тут более чем уместно.
  Летний трек - это самое близкое к чисто американским гонкам, что есть в Украине, да, по сути, и во всей Европе, где гонки европейского «НАСКАРа» на сегодня проводятся только на трассах классического «дорожного» типа.

  В этой связи можно отметить интересный случай о котором и вовсе знает всего несколько человек.
  Пару лет назад в Украину, дабы посетить кольцевую гонку на «Чайке», приезжал американский энтузиаст автоспорта. К этому моменту он уже объездил немалую часть земного шара (Украина стала для него 76-й страной!) «коллекционируя»… кольцевые трассы, при условии посещения их исключительно в момент проведения гонки. Благо в тот уик-энд «кольцо» проводилось в субботу, а трек в воскресенье, о чем американцу и поведал автор.
  Естественно истинный «коллекционер» не мог упустить уникальный шанс посетить сразу две гонки, проводившихся на совершенно разных трассах в одной стране!

  От трековой гонки в Ровно гость остался в неописуемом восторге, совершенно не ожидая в Украине овальных гонок! Еще больший шок для него вызвало то, что они прошли под дожем, что и вовсе неслыханно для «штатов»… Однако организаторская деятельность Сергея Григорьевича не ограничивалась исключительно трековыми гонками.

Не только организатор трека

  Как и в его карьере пилота, в роли организатора Пелешок был многогранен. Чего только «стоили» проведенные им кольцевые гонки на аэродроме все в том же родном Ровно! Первая из них прошла в 1997-м году, а потом в 2005-м.

  Вторая стала по-своему знаковой для того десятилетия и точно незабываемым зрелищем, в первую очередь «направленным» на болельщика. Особенно если сравнивать ее с проводимыми в тот период кольцевыми гонками на НСК «Олимпийский» и СК «Чайка». (В 90-е аэродромные гонки также проводились и в Ивано-Франковске, в которых Пелешок и сам стартовал).

  Короткая трасса, немалая часть которой была видна зрителям, а их тогда собралось несколько тысяч, непривычно большое количество кругов из-за его краткости, что вылилось в еще большее количество борьбы и «круговых», равно как сам вид проносящихся мимо припаркованных самолетов спортивных болидов – все это наверняка оставило тогда немалый след в памяти болельщиков…

  Последние годы, пытаясь реанимировать свое «детище», о чем позже, Сергей Григорьевич также активно организовывал слаломные гонки, те самые с которых в свое время он и сам начинал.
  И тут без преувеличения можно сказать, что благодаря его трековым гонкам в Украине появилось сразу несколько даже поколений пилотов!

  Особенно из западного региона страны, где ввиду наличия спидвейных трасс (Ровно, Львов и Червоноград) обычно и проводился летний трек.
  И тут нужно отметить, что усилиями всего одного этого человека (и вовсе не классических спидвеистов) в итоге был реанимирован простоявший много лет без дела спидвейный стадион в «Вознсенске». Он и сегодня принимает трековые гонки...

  Более того, после многих лет «попыток», пару лет назад Сергей Григорьевич даже попытался реанимировать трек на Автодроме «Чайка»! Его мечта осуществилась и трековые гонки все же пришли в столицу Украины.
  Увы, но к этому моменту киевская «дорожка» оказалась, по сути, «убита», превратив трековые гонки почти в кроссовые, так что дальше пары этапов на «Чайке» «дело» не пошло…

  А в планах Сергея Григорьевича в свое время была и реанимация трека в Донецке…
  В последние годы Пелешок нашел новых соратников и трековые гонки пришли на так называемые временные трассы в Черновцы и Черкассы. Однако помимо развития этого вида автоспорта в самой Украине, он немало сделал для трековиков и за пределами нашей страны! Так усилиями как раз Сергея Григорьевича стали возможны настоящие командные встречи прибалтийских команд, в частности из Латвии, с украинской. Причем в 2003-м году такая командная встреча стала двойной!

  В пятницу вечером (трековые гонки обычно проходили или после обеда, а летом и вовсе стартовали около 5 вечера) ареной борьбы трековиков двух стран стал мототрек Львова, а в воскресенье – Ровно.
  Вскоре к этим двум командам присоединились и белорусы, у которых также по прообразу украинского «Автоспидвея» появились и свои летние трековые гонки…

  При этом Пелешок не только организовывал приезд дружественных команд в Украину, но и проделывал, причем обычно практически в одиночку, немалую работу, чтобы и украинская команда также выезжала за рубеж.
  Сергей Григорьевич являлся настоящим капитаном украинской сборной в этом виде спорта.

  Собственно, в других дисциплинах автоспорта со времен «союза» подобного национального командного формата давным-давно не существует…
  В уже далеком 2006-м году визит украинской команды на мототрек в белорусском Пинске освещал и автор этих строк. И тут нужно сказать, что я воочию увидел настоящее уважение к Сергею Григорьевичу, как к организатору и капитану украинской команды, которое временами было даже большим, нежели у него дома!...

  К мнению Пелешка прислушивались иностранные официальные лица, вынося не всегда простые вердикты в спорных моментах. А ведь, там где есть контактная борьба, очень часто необходимо и вмешательство судей…
  А и в этой роли Пелешку также приходилось выступать во многих проводимых им гонках. Зачатую он скорее являлся своего рода «третейским» судьей, нежели официальным «по протоколу». И это было правильно – ведь именно благодаря этому человеку в Украине родился «Автоспидвей».

  Но, там где есть рождение и развитие, причем целой автоспортивной дисциплины, всегда будут противоречия и борьба несколько другого рода.

Борьба не только на трассе...

  Пройдя немалый и довольно успешный путь автоспортсмена, ему было не привыкать к борьбе. Однако если на трассе, не считая отдельных и крайне редких случаев, она обычно хоть и бескомпромиссная, но честная, то вот за ее пределами это далеко не всегда так.

  И вот тут мне хочется, по крайней мере попытаться раскрыть ту часть деятельности Сергея Григорьевича как организатора и настоящего активиста от автоспорта (и болельщика в душе), которая известна довольно узкому кругу людей.
  Да, благодаря «Автоспидвею» болельщики и просто зрители получили незабываемое трековое зрелище на много лет – а период проведения Пелешком летнего трека охватывает почти два десятилетия!

  Да, благодаря этому в Украине появилось огромное количество новых пилотов. При этом многие из них начали буквально «с нуля» не в последнюю очередь благодаря относительной дешевизне трека. (К примеру, одного комплекта резины там хватило бы даже не на один сезон!).
  Да, вместе с пилотами появлялись и новые маршалы, судьи, и даже журналисты, многих из которых Сергей Григорьевич буквально воспитал или привел в автоспорт.

  Естественно у него были однодумцы и соратники, включая главного из них – родного брата Николая, которому, как и всей его семье, мы все приносим наши глубочайшие соболезнования…
  Однако вместе с этим всем, Пелешку-организатору приходилось сталкиваться, причем почти каждый день, с куда большим «сопротивлением», чем на трассе. И, порой, там было все, и предательство и даже месть! И это не голословные заявления.

  По понятным причинам я не смогу написать многие фамилии этих людей, но могу намекнуть! Делая это как минимум, чтобы попытаться добавить пару штрихов к портрету Сергея Григорьевича.
  То, что ему приходилось на протяжении многих лет отстаивать само право на существование «Автоспидвея» - это не сказать ничего!

  Начнем с того, что представители самого спидвея, считая, что автомобили наносят урон их стадионам, на протяжении многих лет всячески препятствовали проведению «Автоспилвея» в самом Ровно!
  Сложно себе представить, сколько нервов и усилий было потрачено Сергеем Григорьевичем только для того, чтобы на протяжении многих лет порой буквально выбивать разрешение на проведение трека у себя дома! Да что там говорить, ведь собственно само название «Автоспидвей» появилось на свет как результат борьбы за само право существования этой дисциплины, которую на определенный момент методично притесняли, если не сказать уничтожали!

  Именно тогда, в середине «нулевых», Пелешок зарегистрировал это название, дабы попытаться проводить соревнования отдельно от официальных автомобильных «чинов». А причина тому была… месть!

… включая предательство и даже месть!

  В свое время, когда в одной небеизвестной всем автоспортсменам общественной организации происходили очередные выборы, а в тот раз правильнее сказать – перевыборы. И Пелешок стал ЕДИНСТВЕННЫМ из делегатов того съезда (а автор этих строк хоть и не являлся таковым, все же был тому живым свидетелем), кто открыто выступил против «главного» кандидата!

  Сергей Григорьевич стал в самом прямом смысле слова единственным, кто не побоялся встать и задавать провокационные вопросы «кандидату», которые в реалии были на умах многих… Однако остальные банально струсили, а озвучил их лишь один ОН! Нужно ли еще что-то добавлять в этом месте о характере этого человека? Думаю – нет!...
  Не удивительно, что последующие несколько лет люди, причем официальные, по «вказивке» (что, естественно, невозможно доказать, но о чем знали многие) всяческими бюрократическими методами откровенно, не побоюсь употребить это слово (!), - травили как самого Сергея Григорьевича, так и его клуб и в целом всю дисциплину!

  Они потихоньку, но методично мстили за ту его дерзость на выборах!... Там было все, в том числе и лишение лицензий и т.д. и т.п…
Нужно ли объяснять – сколько седых волос добавилось ему в тот период жизни? И, к огромному сожалению, на какой-то момент все это, равно как и почти предательство некоторых вчерашних соратников, сказалось. И Сергей Григорьевич сдался, по крайне мере, на какое-то время.
  Вместе с тем, нельзя не отметить, что несмотря на порой самые непростые обстоятельства, ему почти всегда удавалось оставаться оптимистично настроенным, максимально открытым и дружелюбным человеком…

  Правда, может и не для всех… Когда нужно было, как уже было отмечено на более чем красноречивом примере, Сергей Григорьевич проявлял самые волевые черты мужского характера… И вот тут нужно уточнить один немаловажный «нюанс».
  На сегодня, да собственно с самого начала времен Независимости, большинство организаторов проводит свои соревнования вовсе не из альтруистических или патриотических соображений.

  Нет, большинство (но не все) зарабатывает на этом, ну или, по крайней мере, - пытаются. Пелешок относился к тому немногочисленному числу организаторов соревнований, кто делал это по-настоящему как энтузиаст, в повседневной жизни имея другую работу. Он никогда не рассматривал автоспорт как средство заработка!
  Однако, когда Сергей Григорьевич отошел от автоспорта, это место попросту никто не занял и летние трековые гонки несколько лет в Украине не проводились. Тут можно воскликнуть что-то вроде: «Что, дураков нэма?» или «На шару проводить очередь не велика?!»… Но оставим эмоции…

  Справедливости ради тут нужно отметить, что одна попытка проведения подобных, но несколько видоизмененных трековых гонок все же была. В данном случае в Луцке. Но «прожили» они совсем недолго – около двух лет, когда последние из них и вовсе носили полностью неофициальный характер. Оно и понятно - «общаться» с чиновниками от автоспорта – это еще тот «кусок нервов»… И в этой связи хочется вспомнить другой немаловажный момент.
  Именно благодаря Пелешку автоспорт пришел в вышеупомянутый соседний с Ровно город. Пришел и развился! В Луцке появилось сразу несколько, причем довольно сильных пилотов и командные встречи Ровно против Луцка в один момент стали традиционными…

  Более того, в карьере на окраине Луцка появился и временный трек.
  После перерыва в несколько лет, во второй половине 10-х, Сергей Григорьевич попытался реанимировать «Автоспидвей», который вновь заручился официальной поддержкой (по крайней мере, на бумаге) и даже получил статус Чемпионата Украины по трековым гонкам! Однако по тем или иным причинам (в реалии они известны и довольно мелочны, если не сказать - абсурдны) вчерашние товарищи не захотели его поддержать.

  Пилоты из Луцка так и не вернулись в возрожденный трек, гонки в котором уже проводились на протяжении несколько лет, хотя имели для этого технику… Наверное, этому нельзя дать столь крепкое определение как «предательство», но для меня лично, это было именно таковым… Благо у Пелешка нашлись новые однодумцы, в частности из Черкасс, Киева и Черновцов, кто поддержал его в этот раз…

***

  Что же, остается надеяться, что благодаря им, а, возможно, и вышеупомянутым старым «соратникам», «Автоспидвей» продолжит свое существование. Ибо пока летний трек будет проводиться в Украине, как минимум по этой причине, память о его идейном вдохновителе будет жива!… Сергею Григорьевичу было всего 62 года… Светлая память этому по-настоящему выдающемуся Человеку от автоспорта!

  Вячеслав Щербина
  Фото Игорь Цыбко, автора и из личного архива Василия Ростоцкого