Как и положено канонам драматургии, мы намеренно остановились в нашем рассказе о заключительных этапах Чемпионата Украины по кольцевым гонкам UTC на самом «апексе». Тем более, что после него действия, как на трассе, так и за ее пределами принимали совершенно невообразимый оборот.
Старт 3-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам UTC оказался в чем-то нокаутирующим, по крайней мере, для одного из трех основных претендентов на чемпионский титул в зачете GT Open.
Естественно, после финиша между «спарринг-партнерами» возникла словесная перепалка. Также полярно разделились и мнения пилотов-кольцевиков на этот инцидент. Кто-то из них на 100% возлагает вину на Игоря, а другие с точностью до наоборот – на Владимира. И ситуация действительно неоднозначная.
Столкновение года?!
С одной стороны по НЕписанным законам, которые существовали на протяжении десятилетий в автоспорте, вся ответственность за любой контакт ложилась на пилота, который пытался опередить соперника по наружной траектории. То есть, в данном случае на Дрогомирецкого.
https://www.youtube.com/watch?v=Fx_WE7ZqfqU&feature=youtu.be
Однако мы живем на пороге третьего десятилетия 21-го века и «правила боя», будь то «Формула-1» или украинское «кольцо», были серьезно усовершенствованы. Пусть некоторым «пуристам» это и не нравится, но они существуют и должны распространяться на всех.
Так, согласно «Правил поведения пилота на трассе», обгоняемый пилот обязан оставлять обгоняющему место на ширину автомобиля, при этом ему запрещено менять траекторию и он обязан двигаться параллельным курсом, пока обгон не будет завершен.
Дальше. Если контакт происходит с задней частью машины обгоняемого, вся вина ложится на атакующую сторону. И наоборот. Если контакт происходит «в базе» за средней стойкой атакуемого автомобиля, то вина уже «перекладывается» на самого обороняющегося. Иными словами - он менял траекторию. Но, все эти слова просты и ясны на бумаге, а она, как известно – стерпит все. В реальной же жизни, как говорят все в той же Одессе – «Возможны варианты!»
Поначалу видно, что Скуз однозначно оставляет место сопернику снаружи. Более того, на какой-то момент фронт «Фиесты» Дрогомирецкого уже начал выходить вперед! Однако в дальнейшем Игорь все же начинает смещаться в его сторону.
Дальше между ними происходит первое касание и оно припадает на пассажирскую дверь машины Игоря, то есть - в базе.
По правилам это означает, что вина должна была бы возлечь как раз на обороняющуюся сторону - Скуза.
Насколько он «вытеснял» соперника в этот момент – решать может сам любой по «скринам» и двум видео, особенно он-боарду с машины идущего «по пятам» за дуэлянтами Евтушенко.
https://www.youtube.com/watch?v=gtf0C3_-Dec&feature=youtu.be
После этого первого контакта машину Игоря начинает «ставить», он отлавливает ее, но при этом происходит еще один контакт, где повреждается задний правый колесный диск и подвеска машины Игоря.
Однако в «сухом остатке» в проигрыше остается Дрогомирецкий, чья передняя левая подвеска получает куда более серьезные повреждения, которые приводят к его сходу.
В общем-то, все это могло закончиться очень плачевно как для одного, так и для другого, да и для Евтушенко, который чудом смог избежать контакта с уже неконтролируемой машиной Дрогомирецкого… Но, к счастью, дуэлянты разъехались, вернее - Владимир сошел, тогда как Скуз продолжил гонку.
Комментарии одних участников на этот инцидент звучат категорично – «Игорь выбил соперника», или более мягко - «Выдавливал его». Другие с удивлением восклицают - «Что там вообще делал Дрогомирецкий?» И тут можно взглянуть шире.
Имеется другой логичный вопрос о таких маневрах с попыткой обгона по наружному, которым в последние годы задаются и фанаты, и комментаторы, и эксперты, и сами пилоты по всему автоспортивному миру. Это в том случае, если они не удались!
Если маневр оказывается успешным, то, естественно – вопросов не возникает – только восхищение смелостью атакующего пилота.
Если не считать овалы, раньше обгоны по наружному радиусу случались, но чуть ли не раз в декаду. Сегодня же они стали если не нормой, то частым явлением. И вопрос в этой связи совершено прост и банален – «Пробовал бы атаковать пилот по наружной, будь на выходе из поворота бетонная стена или хотя бы металлический отбойник?!» Скорее всего, он перестраховался бы, «отпустил» соперника и попробовал бы в следующем повороте.
Однако на современных трассах, равно как и в данном случае на временной под Одессой, отбойников нет…
И таких случаев в современном автоспорте происходит почти каждый день, не нужно «далеко ходить» и можно вспомнить сразу два совершенно идентичных (в том числе и этому) инцидента Люис Хамильтон-Александр Альбон.
https://www.youtube.com/watch?v=EHBgQw5OecA
и
https://www.youtube.com/watch?v=rlJBNZGmmrk
Более того, по какой-то иронии, в этот же уик-энд, когда проходили гонки в Одессе, на «Гран-При России» в гонке «поддержки» «Формулы-2» произошла по сути точно такая же авария!
В ней точно также один пилот пытался опередить другого по наружному радиусу и, самое поразительное - практически в таком же затяжном левом повороте!
Но там речь шла об «открытых колесах», что чревато куда более плачевными последствиями.
К счастью колеса болидов соперников сцепились не настолько, чтобы в прямом смысле слова взлететь, однако обе «формулы» все же вылетели с трассы, зарывшись в пластиковых барьерах, после чего одна из них загорелась!
«Хэйло» сделало свое дело, пилоты совершенно не пострадали и … главное для нас - никто не был наказан! Вердикт судей гоночный инцидент.
Финиш и не только этого года!
Точно также произошло и в Одессе, где у судейства не возникло вопросов ни к одному из пилотов. И хотя у «пострадавшей стороны» было немало претензий, в итоге по тем или иным причинам никаких протестов со стороны команды Владимира Дрогомирецкого написано не было.
Самое интересное, что, несмотря на все же полученные повреждения задней подвески, Игорь Скуз не просто продолжает гонку, но и умудряется показать лучшее время в ней – 1 мин 47,501 с!
Он спокойно уходит в отрыв от Андрея Евтушенко, который в итоге по этому показателю уступил лидеру почти 0,4 секунды.
Андрей тоже провел всю гонку в «гордом одиночестве», так как идущий третьим Олег Скуз не мог приблизиться к нему.
Казалось, что все так и закончится, но менее чем за два круга до финиша за «Фиестой» Игоря начинает появляться характерный предательский сизый дым!
Пилот сбрасывает скорость, идя на трех цилиндрах.
Понятно, что его скорость упала, чем не преминул воспользоваться Евтушенко, однако Игорь все еще остается вторым.
Но на выходе из в самом прямом смысле слова последнего поворота всей гонки двигатель Скуза окончательно замирает!
Тем не менее, пилот успевает перейти на нейтральную передачу и начинает толкать собственноручно автомобиль к финишной черте!
По понятным причинам Олег Скуз останавливается и ждет, пока его младший брат совершит этот настоящий спортивный подвиг.
История мирового автоспорта знает подобные случаи пересечения финишной черты, но они единичны и уникальны!
https://www.youtube.com/watch?v=1UIeQSP27tU
Кадры Найджела Мэнселла 1984-го года в Далласе или Алана Проста в Германии 86-го являются жемчужинами истории «Фломулы-1».
https://www.youtube.com/watch?v=tGHZDN-qHfM
Более того, после таких случаев во многих сериях прописано, что машина должна пересекать финишную черту исключительно приводимая в движение исключительно своим собственным двигателем, дабы не подвергать плотов таким испытаниям!...
При этом нельзя не отметить грамотность ветерана в лице Олега Скуза.
К примеру, кто-то спросит – ведь он мог помочь родному брату и подтолкнуть его машину в задний бампер?! Мог, однако, такое действие классифицировалось бы как сторонняя помощь и тогда по правилам Игорь лишился бы всех заработанных балов!
А так он финишировал вторым, заработав 16 очков (включая один бонусный за быстрейший круг в гонке) все еще сохраняя шансы на чемпионский титул.
Таким образом, вместе с его неожиданной победой, после 3-го этапа на счету Евтушенко накопилось 55 очков, против 37 у Олега Скуза, 36 у Дрогомирецкого и 29 у Игоря.
Однако на кону оставались еще 33 балла Финала UТС и фактор формулы «4-1». А как раз согласно ей турнирная ситуация складывалась несколько иной.
В реалии «актив» Евтушенко, у которого худшим из трех этапов являлось второе место, составлял всего 40 очков, против 35 у Дрогомирецкого, 27 у Олега Скуза и 28 у Игоря.
Иными словами совершенно ничего не было решено, скорее наоборот! Но, увы, для Игоря.
Пока он наслаждался более чем заслуженным шампанским на подиуме, механиками «Мастер Карт рейсинг тим» был установлен не утешительный вердикт – двигатель не подлежит восстановлению!
Да, по идее Игорь мог и имел полные формальные права заявиться на 4-й этап на автомобиле своего брата и попытаться побороться за столь желанный им шестой чемпионский титул. Однако как он сам сказал вечером после той гонки: «Это не наш метод, и так будет совершенно не этично!» Но даже не это было главным!
Завязка №2
После того как они с Дрогомирецким чуть было не дошли до рукоприкладства, «выпустив пар», Скуз сам подошел к сопернику и подал ему руку, предложив хотя и остаться при своих мнениях, но оставить события на трассе позади. После чего спросил соперника … что ему нужно из запчастей! И не просто поинтересовался из любопытства.
Игорь предоставил Владимиру передний амортизатор и еще один элемент подвески, без которых попытка Дрогомирецкого завоевать первый для себя титул стояла бы под сомнением.
И тут нельзя не напомнить, что на 2-м этапе, когда после квалификации на «Фиесте» Евтушенко «полетела» рулевая тяга, именно Игорь одолжил своему на тот момент главному сопернику деталь.
За что Андрей «отблагодарил» его борьбой, продолжавшейся большую часть гонки, которая в итоге закончилась как раз в пользу Евтушенко…
Наверное, тут не нужны комментарии. Разве что позволим себе один.
Будучи не только пилотом и «капитаном» своей команды, но и Промоутером Чемпионата Украины по кольцевым гонкам UTC, Игорь Скуз действительно обеспечил всеми возможными ему способами, чтобы судьба титула, за который он так неистово боролся последние два года, решилась исключительно на трассе … между двумя его соперниками!
Да, сам Игорь выбыл из борьбы за заветный титул. Причем второй год подряд и снова из-за сплошных отказов техники и снова, как и в большинстве других случаев, уверено лидируя в гонке!... Однако интрига перед Финалом UTC от этого меньше не стала!
И тут в силу вступила та самая хитрая автоспортивная арифметика с повышающим коэффициентом 1,5 на заключительном этапе «перемноженная» на формулу «4-1».
Как уже было сказано, если отбросить по одному худшему показателю из прошедших трех этапов счет Дрогомирецкий-Евтушенко составлял 40-35. Плюс с 27 очками при стоящих «на кону» 33, пусть и только математические, но шансы на титул сохранял и Олег Скуз. В реалии вариантов тут было немало.
К примеру, победи на Финале UTC кто-то третий, при финише Дрогомирецкого вторым и Евтушенко третьим, именно Андрей становился бы Чемпионом с перевесом всего пол очка!
В случае победы самого Владимира, второго места Евтушенко, приносившего на Финале UTC 22,5 очка было бы недостаточно. В таком случае их счет выходил бы 62,5 против 65. НО.
Собери при этом Андрей бонусные баллы за «поул» и быстрейший круг в гонке, которые также перемножались на повышающий коэффициент 1,5, то при победе Дрогомирецкого и втором месте Евтушенко тоже с перевесом всего в пол очка Чемпионом Украины в пятый раз становился бы как раз Андрей.
Но, судя по всему, его соперник все же был настроен более решительно.
Кто впереди…
Уже на тренировке Владимир не просто становится быстрейшим. Показывая 1 мин 47,783 с, он превосходит время своего же «поула» накануне, причем на пол секунды, лишь немного не дотягивая до лучшего круга Игоря Скуза в субботней гонке. Олег Скуз с Евтушенко поутру явно «никуда не спешили», отстав от Дрогомирецкого на 5 и 7 секунд соответственно. Однако в квалификации все они, включая и самого Владимира, предсказуемо мобилизируются.
На своей первой же серии «быстрых кругов» Дрогомирецкий еще больше ускоряется, сбрасывая секунду со своего «поула» накануне! Он показывает 1 мин 47,301 с, при этом пытается еще больше ускориться. Однако это у Владимира не получается, равно как и у Евтушенко.
Андрей в самом начале показывает 1 мин 47748 с, и под занавес квалификации едет еще на одну попытку, но уступает самому себе, причем лишь 0,003 секунды!
Евтушенко остается вторым, причем в 0,447 секундах от лучшего времени, тогда как Олег Скуз третий, но уже на три секунды медленнее «поула». Главное тут было другое.
Забрав «поул», с ним Дрогомирецкий зарабатывает те самые 1,5 очка, тем самым, лишая Евтушенко шанса на титул при его финише на 2-м месте.
Теперь все было более чем просто – кто победит, тот и становится Чемпионом Украины.
В этот раз Дрогомирецкий уверенно берет старт, тогда как Евтушенко наоборот замешкался и его смог опередить Олег Скуз.
https://www.youtube.com/watch?v=CJFnR5ZyZdc
Тем не менее, как потом после финиша сказал сам Олег, осознавая, что он не сможет поддерживать скорость двух лидеров, он не стал сдерживать Евтушенко, практически сразу, спустя пару поворотов, пропустив Андрея вперед.
Тем самым, Олег, как и его младший брат, по-джентльменски решил, что титул должен решаться только в честной борьбе! Правда, не будем греха таить, не все так поступили.
На середине гонки будучи «круговым» один из пилотов «Туринга», пусть и недолго, но, что называется, «придержал» Евтушенко, тем самым, помогая лидеру…
А достаточно взглянуть на «покруговку» гонки, чтобы понять, насколько «на пределе» она была, особенно для Евтушенко. Если отбросить первый и последний из 17 кругов, из оставшихся 15 – 11 Андрей прошел неизменно в ритме 1 мин 47 секунд!
Да, как таковой прямой борьбы за победу с обгонами в этот день не произошло, однако противостояние двух претендентов на титул превратилось в не менее напряженную дуэль нервов, где оба шли почти всю гонку на пределе.
В итоге Владимиру все же удается несколько оторваться от соперника, опередив его на финише на 5 секунд. При этом с точки зрения лучшего круга в гонке разница между ними составила лишь 0,094 секунды, но быстрейшим все же остался за Дрогомирецким – 1 мин 47,044 с, которые стали лучшими за весь этот уик-энд!
… тот и Чемпион!
С этим победным финишем Дрогомирецкий завоевывает и титул, который становится его первым за три полных года выступлений не только в кольцевых гонках, но и в автоспорте в целом. При этом «поверженными» им оказались два многократных Чемпиона Украины: один из самых опытных на сегодня в «кольце» пилотов 5-кратный Игорь Скуз и 4-кратный Андрей Евтушенко, который, как и Владимир, пришел в «кольцо» не имея совершенно никакого автоспортивного опыта в самом конце 2010-го года…
Победить по итогам года не при одном реальном сопернике, а сразу при двух, да еще и многократных Чемпионов Украины, действительно «дорогого стоит»!
Поэтому радость Владимира после финиша воскресной гонки, как говорится, не знала предела. И это было более чем оправдано и заслужено.
Нельзя не отметить и то, что вместе с двумя претендентами на титул, третьим в воскресенье на подиум GT Open поднялся Максим Баклушин, которого тоже наверняка переполняли немалые эмоции.
Ведь для пилота из Хмельницкого, ранее также не имевшего никакого автоспортивного опыта, этот подиум стал первым в жизни и это всего на его третий старт!
Справедливости ради тут нужно отметить, что данный подиум новичка стал возможен благодаря неудаче шедшего до этого третьим Олега Скуза.
После пары кругов он не смог «разминуться» с крайне коварным ретардером и повредил фронт своей «Фиесты».
После полевого ремонта на пит-стопе Олег смог вернуться на трассу и закончить еще несколько кругов, чтобы быть классифицированным в гонке. Это означало 4-е место и, с учетом повышающего коэффициента 1,5 – 15 баллов.
А именно этот фактор, равно как и та самая пресловутая формула с вычитанием худшего результата сыграли немалую роль в итоговых подсчетах.
Дрогомирецкий, который к этому моменту явно уже успел «забыть все обиды», благодарил со сцены всех, кто ему помогал на этом спортивном пути, включая и самого Игоря Скуза, заработал на Финале UTC возможный максимум в 33 очка.
Тем самым итоговая сумма Владимира составила 69 баллов против … 77,5 у Евтушенко. Однако за вычетом одного худшего результата, которым для Андрея так и осталось второе место, их «итоговые результаты» составили 68 против 62,5.
Тут можно бесконечно спорить, какая из систем определения итоговых результатов более справедлива. Можно вспоминать о том, что от «результатов» в той же «Формуле-1» отказались несколько десятков лет назад, равно как и она исчезла и во всех остальных топовых видах гонок.
Тем не менее, на региональных уровнях и совсем недавно в том же Чемпионате Европы по ралли, она оставалась, а где-то остается и поныне. Главное тут одно – «спорт не знает сослагательных наклонений», равно как «правила для всех одинаковы», уж в автоспорте так точно…
С его очередным отказом техники Игорь Скуз закончил год только пятым, «пропустив» вперед родного брата и Максима Баклушина, который смог закончить свой дебютный сезон в шаге от итогового подиума GT Open.
На счету Игоря оказалось 29 очков, против 34 у Максима и 42 у Олега, причем в случае со старшим из братьев Скузов, который стабильно финишировал на всех четырех этапах, его итоговая сумма в реалии составила 52 очка…
***
Вот такой, совершенно невероятной вышла развязка в судьбе, так сказать, самого главного титула. Однако в Одессе определялись еще два чемпионства. Плюс эти две гонки довольно своеобразно повлияли на итоговую расстановку сил в зачете «Супер Туринг». Но об этом в следующей части нашего развернутого рассказа об одесском вояже украинских кольцевиков.
Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков и их болельщиков
Фото Юлия Кондратенко