Прошедший на Автодроме «Чайка» Кубок Украины «ОСОУ – День Автомобилиста» оказался полон сюрпризов не только со стороны погоды, но и с точки зрения собственно гонок. Вопреки угрожающим прогнозам, включая штормовое предупреждение по Киеву, субботние тренировки и квалификации Кубка Украины «ОСОУ – День Автомобилиста» прошли на полностью сухой трассе! Более того,

периодически выглядывало приветливое солнце, внушавшее оптимизм и на воскресенье.

  Однако на День Автомобилиста погода решила взять реванш. И хотя солнце несколько раз пробивалось сквозь тучи, в том числе и во время первой из гонок, в итоге именно дождь, а точнее настоящий ливень сыграл немалую роль в исходе борьбы.

  Более того, организаторам даже пришлось досрочно остановить последний заезд, так как в этот момент трассу начало буквально заливать. Как обычно, обо всем по порядку.

Новый фаворит?...

  Напомним, что в отличие от регулярных этапов Чемпионата Украины по кольцевым гонкам, на Кубке Украины «ОСОУ – День Автомобилиста» кузовные заезды длились 40 минут и были разбиты обязательным пит-стопом продолжительностью одну минуту. Это давало возможность пилотам выступать парами, однако таковых нашлось не так много. В классе «ВАЗ 2108» заявилось два экипажа в лице абсолютных дебютантов Андрея Бондаря и Игоря Романова, а также двоюродных братьев Андрея и Дмитрия Гайдамаченко.

  Андрей выступает второй год, тогда как за плечами Дмитрия внушительная картинговая карьера и немало стартов на формульном болиде. С учетом того, что все до единого в пелетоне «ВАЗ 2108» являлись новичками, а трое и вовсе дебютировали на этой гонке, а также нестарта на Кубке Украины «ОСОУ – День Автомобилиста» двух лидеров этого зачета Ильи Замулы и Виктории Зосим, именно Гайдамаченки считались фаворитами.

 Однако уже с субботних тренировок довольно неожиданно пальму первенства захватывает 15-летний Александр Карнаков.
Сначала выступающий первый год юный пилот показывает 1 мин 36,584 с, опережая ближайшего почти на секунду. Примечательно, что второе время показал Дмитрий Пархоменко, для которого Кубок Украины «ОСОУ – День Автомобилиста» стал первой гонкой в жизни.

  Остальные участники были позади, однако времена на тренировках обычно мало о чем говорят.
  Спустя пару часов, уже в квалификации, Карнаков еще больше прибавляет в скорости, вновь показывая лучшее время – 1 мин 35,774 с. И вновь, его преимущество над ближайшим соперником оказалось довольно внушительным – пол секунды.

  При этом нельзя не отметить, что поул Александра не был «случайным» - еще трижды он показывал почти такое же время, уступив на двух кругах самому себе 0,093 и 0,026 секунды!...
Самое интересное, что второе время вновь остается за дебютантом, однако в этот раз его показал Андрей Бондарь, возглавляющий Школу Автодрома «Чайка», впервые отстаивая честь ее команды на трассе.

  Как не пытался Андрей Гайдамаченко, он так и не смог опередить дебютанта, при этом от первого стартового ряда его отделили призрачные 0,032 секунды...
Четвертое время показал еще один юниор – Руслан Холявко.

  Второй 15-летний пилот, для которого, как и для Карнакова, этот сезон стал абсолютно первым в автоспорте, уступил поулу почти 1,3 секунды. Он опередил почти на столько же Евгения Кошарука, для которого этот старт стал вторым в жизни.

  Пархоменко же на квалификации стал последним в классе, тогда как на машине еще одного новичка – Алексея Дьяченко, - уже на тренировке отказал мотор. И именно Алексей, выступающий на старой машине Сергея Бородина, сыграл одну из главных ролей, в этом классе.

… подтверждает свои амбиции!

  В отличие от этапов Чемпионата Украины, на Кубке Украины «ОСОУ – День Автомобилиста» старт давался с места. Старт сходу более безопасен и пилоты успевают растянуться после прохождения последнего поворота трассы, тогда как старт с места куда более острый и зрелищный. Бесспорно, это порадовало тех немногочисленных болельщиков, кто все же приехал на Автодром «Чайка» в этот день, но вместе с тем без «жертв» не обошлось.
  Вновь показавший лучшее время на утреннем «ворм-апе» Карнаков замешкался на старте, оказавшись посередине, и соперники чуть было не «съели» его. Шутка ли, но со светофора бок-о-бок шли четыре машины!

  Лучше всех старт удался Руслану Холявко, по совету его опытного отца Виктора тактично поставившему свою «восьмерку» под выгодным углом на стартовой решетке. Вместе с отменной реакцией на погасшие огни светофора это возымело свои плоды и Руслан разом вышел с четвертого места в лидеры! Позади же развернулась настоящая спортивная драма.
Андрей Гайдамаченко также смог пройти Карнакова, выйдя на второе место, однако Александр опережает его в первом повороте.

 youtube.com/watch?v=T4H4qlvHMYI

  При этом с последнего 7-го на 4-е вырывается Дьяченко. Увы, но уже во втором повороте Алексей серьезно ошибается на торможении и бьет машину Гайдамаченко.
Однако, если Андрей смог продолжить гонку, главной жертвой этого настоящего стартового завала стал Евгений Кошарук, которому попросту не было куда деваться и он «въезжает» в главного зачинщика этого «замеса».

 youtube.com/watch?v=MW_3dkPV7SU

  Машина Евгения оказалась сильно повреждена и он, как и сам Дьяченко, на этом прекращают борьбу за Кубок Украины «ОСОУ – День Автомобилиста».

  Впереди же развернулась красивейшая дуэль, причем за победу!
  Руслан Холявко повел, однако Карнаков буквально повис «на его хвосте» и не думая сдаваться.

  Несколько раз Александр атаковал соперника на торможении в последнем повороте.
  Уже в начале третьего круга, на прямой, он опережает Руслана и тут для них обоих гонка чуть было не закончилась!

  Холявко бросился в контратаку на торможении перед первым поворотом, однако Александр в духе всколыхнувшего Ф-1 «Безумного Макса» блокирует его! Руслану не оставалось ничего, как или бить соперника, или вытормаживаться. Он выбирает последнее и хотя минимальный контакт между ними все же произошел, Карнаков остался лидером, тогда как Холявко разворачивает, после чего его автомобиль еще и глохнет!
  Этим воспользовался Пархоменко, который смог объехать стартовый завал, тем самым выйдя с 6-го на третье место!

  Увы, но практически тут же вышедшего было на второе место дебютанта подводит техника и Дмитрий сходит. Собственно на этом борьба за победу и закончилась.
Нет, два лидера и после обязательных пит-стопов до самого финиша не сбавляли темп.

  Об этом красноречиво говорит тот факт, что рекордное время в гонке, оставшееся все за тем же Карнаковым, он показал на 21-м круге из 26 пройденных – 1 мин 35,710 с. Как не пытался Холявко, на том развороте он потерял слишком много, в итоге став вторым. При этом его лучшее время в гонке стало только третьим, на 0,7 секунды хуже рекордного.

  Позади же двух лидеров событий хватало. Стартовая авария испортила гонку братьям Гайдамаченко.

  Тем не менее, очевидно движимый спортивной злостью, оказавшись последним, Андрей смог довольно быстро опередить дебютировавшего на этой гонке Игоря Романова, а также участников классического зачета «Лада-1600», тем самым…выйдя на третье место в своем классе!

  Дмитрий Гайдамаченко сменил в руле брата, тогда как Романов уступил место более быстрому Бондарю, бросившемуся в погоню.

  Почти все свои круги Бондарь прошел в ритме 1 мин 36 сек, как и лидер, установив лучшее для себя время на 21-м круге. При этом оно оказалось медленнее рекордного в гонке всего на 0,3 секунды…

  Андрей смог опередить участников, выступавших на «классике», отыгрывая в среднем по секунде-полторы на круге у Дмитрия Гайдамаченко, однако он так и не успел догнать соперника – от заветного подиума двух дебютантов, выступавших за команду Школы Автодрома «Чайка» отделили лишь 8 секунд…

Переменчивость погода и отказы техники

  Таким образом, собрав возможный максимум, включая два бонусных очка за поул и быстрейший круг в гонке, подиум Кубка Украины «ОСОУ – День Автомобилиста» в классе «ВАЗ 2108» возглавил Александр Карнаков.

  Компанию ему составили Руслан Холявко и Андрей с Дмитрием Гайдамаченко, несмотря на ту аварию, все-таки поднявшиеся на третью ступень подиума.

  При этом, если в начале этого заезда вышло было яркое и приветливое солнце, заканчивался он под накрапывающим дождем, тогда как церемонию награждения изрядно подпортил вновь зарядивший дождь.

  Вопреки ожиданиям, в классическом зачете «Лада-1600» собралось всего два участника в лице Дмитрия Иванько и Сергея Ткаченко.

  Именно эти два молодых пилота являются главной движущей силой продвижения «классики» в украинском кольце и их «пятерка» с «копейкой» явно порадовали глаз не только болельщиков со стажем, но и ветеранов, традиционно приглашенных на День Автомобилиста…

  В субботу лучшее время – 1 мин 39,211 с, - в этой паре показал Иванько, тогда как Сергею пришлось скорее бороться с винтажной техникой. Однако к воскресенью старенький «ВАЗ» был готов к бою!

  Ткаченко не отставал от Иванько, находясь на первых кругах на дистанции атаки от лидера своего зачета. Увы, но исход борьбы тут решила техника.

  Уже через пару кругов после прохождения Иванько начал чувствоваться характерный запах, а вскоре он превратился в предательский шлейф дыма.

  В итоге масло в редукторе «пятерки» окончательно испарилось и Дмитрий был вынужден сойти. Скорее всего, редуктор был поврежден когда, уклоняясь от стартового завала, Дмитрию пришлось проехать по поребрику внутри второго поворота...
В это же время, пусть и оставшись один в классе, Ткаченко не сбавлял темпа, пока было сухо поборовшись с «восьмерками»…

  При этом, именно за Сергеем осталось лучшее время в классе – 1 мин 39,037 с. Иными словами в гонке он превзошел время поула Иванько…

  Лучшее же время Дмитрия в гонке оказалось на пол секунды хуже, но, главное, он прошел достаточно кругов, чтобы быть классифицированным, чтобы законно подняться на подиум.

 

  Эта пара награждалась под второй раз обрушившемся на Автодром «Чайка» проливным дождем. Однако он не шел ни в какое сравнение с ливнем, начавшемся во время второй кузовной гонки, о которой ниже.

  А между тем ей предшествовал еще один, пусть скорее и символический, но все-таки формульный заезд.
  К сожалению, как и в «Лада-1600», формул оказалось лишь две.

  Теми, кто вновь порадовал скорее слух болельщиков, равно как и ветеранов, стали два бывших картингиста Александр Лучинский и Сергей Подтергер.
  По свидетельствам болельщиков, характерный звук сильно форсированных вазовских моторов в субботу был слышен за много километров от «Чайки», причем не только на Софиевской Борщаговке.

  На субботней тренировке Подтергер был пусть и немного, на 0,6 секунды, но быстрее Лучинского. Однако в квалификации, показав 1 мин 31,088 с, Александр опережает своего соперника-напарника. (В реалии старенькая «Эстония» поддерживается на ходу именно благодаря энтузиазму и стараниям Лучинского).

  При этом Сергей уступает ему почти 2,5 секунды. В гонке же сказались капризы и погоды и техники.
Формулисты уже было собирались стартовать на «сликах», однако тут начинается дождь.

  Прямо в «накопителе» общими усилиями они успевают сменить их на дождевую резину… чтобы прямо перед стартом их заезда вышло солнце!

  Естественно, о езде по влажной трассе на «сликах» не могло быть и речи. Увы, но и тут борьбы не вышло, и вновь свое слово сказала отнюдь не молодая техника.

  На старте на «Эстонии-25» Лучинского «подгорает» сцепление, после чего он еще и посещает пит-лейн, где механики помогли ему тронуться с места…

  С учетом всего двух болидов, их гонка была сокращена с 25 минут до всего 10, которые машина Александра пусть и в «аварийном режиме», но все же преодолела.

  Первым соответственно стал Подтергер, на влажной трассе показав лучшее время 1 мин 39,539 с.

  Вполне заслуженно подиум формулистов, как и пилотов «Лада-1600», за их энтузиазм к автоспорту сопровождался аплодисментами тех, кто, как и они, не испугался капризной непогоды и налетевшего дождя…

  А именно капризы погоды и техники сыграли основную роль и в зачете GT Open, превратив борьбу в этом классе в настоящую лотерею, о которой, как и интриге в «У-1600» во второй части материала…

Вячеслав Щербина
Фото Игорь Цыбко, Александр Василюк и автора