Наш развернутый рассказ о 3-м этапе Кубка Украины по кольцевым гонкам мы не можем не завершить традиционным альбомом «взгляд в закулисье» кольцевого паддока. Тем более, что в нем всегда есть на что (и кого) посмотреть.

  В паддоке всегда найдется что-то новое или что-то уже хорошо знакомое, но увиденное под новым углом. Естественно, то там, то сям можно найти даже и что-то в чем-то комичное)  К примеру, когда машина полностью готова «к бою», как Honda S2000 Константина Гуцула, то не только сам пилот и его гости, но и механики поутру могут расслаблено отдыхать, тем самым придавая кольцевому паддоку чуть ли не курортной атмосферы)))  А на BMW другого пилота «Супер Туринга» Олега Сокырбы появилась наклейка, совершенно неожиданная не только как для украинского «кольца», но и в целом для автоспорта!

  Но думается, что как бы многим из нас не хотелось, несмотря на то, что родилась она и росла в Киеве на Лукьяновке, Мила Йовович, исполнившая главную роль во франшизе «Обитель зла», вряд ли когда-то посетит Автодром «Чайка».  К куда более серьезным премьерам 3-го этапа Кубка Украины по кольцевым гонкам можно отнести старт целой автокроссовой команды, за которую выступают в прошлом кольцевик и вице-Чемпион Украины в этой дисциплине Александр Карнаков и Олег Пантелей, для которого этот старт на «кольце» стал дебютным.

  Этот выезд кроссовиков стал возможен благодаря тому, что после «кольца» класс «8С» появился и в их дисциплине. Правда, наблюдательный болельщик не мог не заметить, насколько «серьезнее» и «грознее» звучали кроссовые «восьмерки» в сравнении с их кольцевыми сестрами. А секрет этот раскрывается на втором фото.

  В автокроссе к выхлопной системе требования несколько либеральнее, чем в «кольце», а труба и вовсе выведена на бок. Строго говоря, такой «выхлоп», равно как и некоторые другие мелочи, в реалии не попадали под кольцевые Технические требования для данного класса. Тем не менее, обычно строгий техком сделал исключение и допустил эти машины к старту. И это было более чем оправдано.

  Во-первых, с учетом разового участия этих пилотов, оно никак не влияло на общую турнирную таблицу Кубка Украины по кольцевым гонкам. Во-вторых, не выйди на старт эта пара кроссовиков, этот класс насчитал бы всего трех участников и тогда заработанные очки его «завсегдатаями» перемножались бы на понижающий коэффициент 0,6! Так что те же Андрей Скок с Романом Маркивым, боровшиеся за победу практически всю гонку, только выиграли от участия «чужаков».  Эти фото дают небольшое, но довольно наглядное сравнение двух двигателей, допускаемых в классе «8С». Даже невооруженным глазом видна архаичность 8-клапанного 1,6-литрового мотора «восьмерки» в сравнении с куда более современным 16-клапанным, но 1,4-литровым «Калин», которые были допущены в данный зачет только в этом году.  А вот так выглядит самый «взрослый» из применяемых в украинском «кольце» вазовский двигатель, а именно, 16-клапанный 1,6-литровый с определенной форсировкой, разрешенной в классе «Туринг». В данном случае под капотом «Калины» Александра Кузьменко.

  Правда, снятая в целях дополнительного охлаждения крышка привода ГРМ вызывает некоторые скепсис и опасения, так как теоретически с полотна трассы сюда может попасть инородный предмет и натворить «беды».   Если же было как следует присмотреться к моторному отсеку «Калины» Андрея Скока, то можно было увидеть довольно оригинальную «памаятку» о последней дате смены масла и его вязкости.

  Пожалуй, такое решение о напоминании последнего ТО «Чайка» еще не видела! Судя по всему, этот неказистый, но весьма меткий «лайфхак» принадлежит механикам команды SportCarService, полностью заведующих техническими вопросами в официально заявленной «по бумагам» Smart Racing.  На этой гонке в качестве зрителей присутствовало два довольно редких как для «кольца» последних лет гостя. На первом фото в маске никто иной, как Владимир Тесленко – тот самый первый организатор знаменитого «Ралли Ялта», которое изначально носило название «Ралли Аттика», в том числе и в 2002-м году, единственном в истории, когда была реальная попытка провести настоящие ночные «допы» на Ай-Петри!

  Увы, но тогда аварии на первом же из них прервала и по сути «похоронила» эту уникальную затею. Тем не менее, двумя днями ранее те немногочисленнее экипажи, а тогда на гонке их собралось порядка дюжины, пусть и только в режиме «шейкдауна», но успели пройти «на фарах» небольшой отрезок «допа».

  Сори за это раллийное отступление, однако не лишним будет напомнить, что именно этот человек является автором «Ралли Ялта», позже форменно «отжатым» у него одной личностью, присвоившей себе эту гонку. Ну а фанаты «кольца» могут помнить Тесленко как административного директора команды Tsunami, пилоты которой, включая россиянина Алексея Басова, в конце 00-х не без успеха выступали в Чемпионате Украины по кольцевым гонкам.

  Человека на втором фото еще недавно представлять любителям не только кольца, но и украинского автоспорта в целом, нужды не было. Сергей Малик является «автором» другого знакового ралли для Украины – «Столица». Возможно, кому-то он запомнился как человек, в 2004-м году поднявшийся на тот же Ай-Петри на формульном болиде. Ну а болельщики «кольца» знают его как фактически как прародителя этой дисциплины во времена Независимости.

  Именно Малик организовывал в конце 90-х памятные многим последние в истории гонки, прошедшие по большому кольцу «Чайки». Перед этим именно этот человек стал автором и организатором гонки, прошедшей в 1996-м году на транспортной развязке в Харьковском районе, а потом несколько сезонов проводил не менее памятное «кольцо» вокруг «чашки» стадиона НСК «Олимпийский». Сегодня же, так сказать на пенсии, он регулярно устанавливает рекорды скорости на электрическом байке не где-нибудь, а на американском озере Бонневиль и все же собирается осуществить свою давнишнюю мечту и выступить на «Дакаре»!  Как может обойтись очередной альбом из кольцевого паддока без пары фото «чепчиков» гонщиков?! Мы уже не раз писали, что применение системы HANS в украинском «кольце» является обязательным, а вот в выборе шлема имеется определенная свобода – главное это омологация.

  Не запрещено выступать даже в раллийном «open face», который будет навеивать стойкие аналогии с классическим NASCAR-ом. Именно в таком шлеме едет Святослав Денисов, тогда как Олег Сокырба все же предпочитает полностью закрытый шлем.  Естественно, если в гонке выступает Сокырба, то рядом будет, пожалуй, его болельщица №1 – сестра Екатерина. Она не пропускает ни одной гонки, когда выступает ее брат, при этом совершенно равнодушна к ним, если на старте нет BMW Олега.

  И хотя Катя также является и фанаткой баварской марки, однако это не значит, что она будет болеть за другого пилота, пусть он и выступает на «БМВ»))) Ну и как персональная «записка» - наконец-то, на третий год, она перестала прятать свою очаровательную улыбку от объектива камеры))))  Экипировка Руслана Серова довольно скромна и никаких изысков – просто белый шлем и по-настоящему «рабочие» перчатки, видевшие уже не только не одну гонку, но и не один сезон.

  Уже традиционно по-чайкински проветривающаяся на наружном зеркале балаклава тоже, как и шлем, и HANS, проходит строгую и регулярную проверку на срок омологации. Вся необходимая для техкома информация нанесена на бирке рядом с маркой производителя и … инструкциями по стирке.  Дабы не потерять так называемый «бегунок», без которого пилота с его машиной не выпустят на трассу, в команде SDrive решили оставить его на самом видном месте - под «дворником» BMW Z4 Константина Дяденко.  В этот раз подобное крепление транспондера электронной системы хронометража на Honda S2000 Константина Гуцула чуть было не пригодилось! Мы не раз говорили, что его монтаж на максимально возможной передней части автомобиля в реалии не более чем психологическая прихоть участников.

  Более того, по регламенту его рекомендуется устанавливать по центру в салоне, где шансы повреждения сводятся к минимуму. Такое же расположение подвергает излишнему риску данный прибор, а со спортивной точки зрения может быть оправдано только самым настоящим фото-финишем. Но таковые на обычных дорожных трассах практически никогда не случаются…

Тем не менее, в этот раз борьба между двумя Константинами, не раз сменявшими друг друга на позиции лидера, предвещала если не такой финиш, то очень близкий! Увы, но после его успешной атаки на Гуцула, Дяденко развернуло, так что итогового разрыва в доли секунды не вышло, а жаль!  Сергей Холодило, которому отдельная благодарность за великолепные фото, собственной персоной) Причем уже в полной боевой фото-экипировке, но все еще «расчехляющийся» с дежурной чашечкой кофе и сигареткой. А как же утром то без них!))))  Не обошлось на 3-м этапе Кубка Украины по кольцевым гонкам и без очередного дебюта. Причем для Александра Пухальского эта гонка стала первой в жизни в самом прямом смысле слова – ранее он выступал только в рамках «тайм-аттака».

  Судя по всему, его имя, которое в обязательном порядке должно быть нанесено согласно техническими требованиям, было начертано в последний момент и довольно оригинальным способом)

  Особенно оно контрастировало, к примеру, с аналогичной надписью на Citroen Saxo Святослава Денисова, где помимо имени нанесенного аккуратным шрифтом предписанного размера и обязательного национального флага, имеется еще и Герб Украины.  Заглянув внутрь довольно скоромного «цитрамончика» - особенно в сравнении с машинами других участников зачета «Супер Туринг» - можно обнаружить спортивные педали с логотипом MOMO. Для многих фанатов автоспорта он является своего рода гоночным гербом, узнаваемым практически в любом уголке мира, хоть как-то связанном с автоспортом.  Мы не раз не только говорили, но и демонстрировали наглядно, что, несмотря на то, что он является основателем и Директором команды SDrive, в свою очередь представляющей одноименный Центр по подготовке водителей, Андрей Бондарь никогда не гнушается запачкать руки.

  В тот момент, помогая готовить Lotus Владислава Синани к утренней тренировке, Андрей, равно как и никто другой, еще не догадывался, что в этот день ему не только предстоит самому выйти на старт, но еще и посражаться в свершено другом смысле! А именно наверху в ЦУГ-е, причем вовсе не с судейством, которое как раз было на стороне двух других команд, а с Представителем Smart Racing в лице Дмитрия Франчука, ветировавшего заявку команды AWT Racing на гонку. Но не будем о плохом, тем более что мы уже подробно об этом рассказали.  А спустя менее чем через час, после первой тренировки задний спойлер этого стильного купэ, отвечающего духу того самого «гранд туризмо», был демонтирован и находился на земле…… иначе механику попросту невозможно добраться до моторного отсека «Лотуса», имеющего центральное расположение двигателя. А именно он требовал внимание механиков команды SDrive.

  Увы, но как потом показало «вскрытие», двигатель Honda, который сменил на этом месте родной для этого британо-малайзийского (на момент его производства) спорткара Toyota, потребует серьезного ремонта или и вовсе, новой имплантации другого агрегата... … в этой связи Синани пересел на «восьмерку», которая также была готова «к бою» и даже заявлена заранее, так как Владислав изначально планировал выступать на двух автомобилях в двух классах. Ну а этот набор новехоньких «сликов» остался в этот раз не востребованным.  Благо, на машине другого пилота SDrive, если не считать небольшого «глюка» в системе «лаунч-контрля» на старте, не возникло и Константин Дяденко вместе с тезкой подарили болельщикам немало эмоций от их борьбы на трассе. В паддоке же его BMW Z4 требовала лишь стандартные манипуляции вроде «прикрутить колеса» и померить в них давление, чем и занимается механик SDrive.  Поутру Вадим Конончук размещает свои водительские перчатки в весьма оригинальном, если не сказать «комэдным» способом. Однако когда дело доходит до заездов, то между ними пилоту уже не до таких «приколов» и они кидаются на первую подходящую для этого поверхность.

  Также на первом фото можно обратить внимание как тут дабы не потеряться размещен «бегунок» на другом видном месте) Равно как и подшлемник, который еще не нуждается в проветривании, просто висит прямо на рычаге КПП.  В качестве зрителей на 3-м этапе Кубка Украины по кольцевым гонкам были «замечены» сразу два Чемпиона Украины по кольцевым гонкам. Напомним, что Вадим Евтушенко в 2019-м году завоевал последний в истории чемпионский титул для зачета «У-1600», одновременно уступив лишь своему тезке, став и вице-Чемпионом в «основном» классе «Туринг», который стал продолжением и развитием столь популярного ранее «У-1600».

  Вадим привычно приехал на «кольцо» и наблюдал за гонкой вместе со своим отцом Дмитрием, который и привел в автоспорт обоих своих сыновей, младший из которых – Андрей, стал многократным Чемпионом Украины сразу в нескольких зачетах.

  Также на «Чайку» пока только в качестве «моральной поддержки» Вадиму Конончуку приехал и Владимир Дрогомирецкий. Именно он в прошлом году после невероятного по своей напряженности и интриге противостоянии с многократным Чемпионом Украины Игорем Скузом вырвал чемпионский титул в GT Open. Причем, судя по всему, и он станет последним Чемпионом для данного зачета, так как выступавшие в нем Ford Fiesta довольно неожиданно вымерли как класс и уже вряд ли возродятся...… но, не стоит отчаиваться по этому поводу! Пока что Владимир приезжает на гонки на этом стильном купе Audi ТТ, но это только пока! В «недрах» «Audi Центр Киев Юг» уже подготовлена ее кольцевая сестра, и по некоторым сведениям – НЕ одна!

  Так что фанаты украинского кольца хотя и лишились голубого овала, могут предвкушать появления в пелотоне сразу нескольких несравнимо более ярких Audi ТТ, причем полноприводных! Можно сказать – класс «Супер Туринг» - держись!  Были в этот день на «Чайке» автомобили гостей может и менее яркие, чем ТТ-шка директора «Audi Центр Киев Юг», зато с куда более оригинальными индивидуальными номерными знаками)))  Глаз любителей другой автомобильной эстетики, ближе к итальянской, наверняка радовала эта Alfa Romeo GTV. Всех их в альбоме затмил бы Corvette, да еще и кабриолет. Однако его хозяин, приехавший утром в паддок, явно не оставался посмотреть гонку, так что американский «дрим-кар» не успел попасть в кадр)  Зато вышел вот такой довольно своеобразный кадр, где встретились сразу два поколения баварской Z4! Представительница ее первого поколения, сменившего в середине 00-х году Z3, была избрана Константином Дяденко для трансформации в кольцевую машину, тогда как его гость приехал на более «свежей» модели второго поколения Z4, выпускавшегося до середины 10-х годов.

  Интересно, что именно это поколение «зэтки» стало первым, оснащенным складной металлической крышей, а также то, что первые Z4 по сути являются «американками», выпускавшимися исключительно на заводе в США, тогда как вторая вновь стала настоящей немкой!  Андрей Бондарь в этот день был востребован всеми! Своей собственной командой SDrive, в качестве пилота для конкурирующей AWT Racing, и, судя по этому фото, - и противоположным полом, особенно блондинками)))  Как ни странно может прозвучать, но главный инструмент техкома, причем не только в украинском «кольце», являются весы! Все до единого финишировавшие участники обязаны подать на взвешивание свои автомобили, а также после квалификации. В противном случае их результаты будут аннулированы!

  После тренировок процедура взвешивания добровольная, но большинство делают это для самоконтроля. Так что у технических комиссаров и их помощников работы хватает на протяжении всего соревновательного дня.  Руководят практически каждой кольцевой гонкой, проводимой на Автодроме «Чайка», одни и те же лица. Правда, порой они меняются между собой ролями. Что и кто остается своего рода константой, так это должность Директора гонки, которую практически неизменно уже несколько лет исполняет Леонид Леонов. (На фото слева).

  Александр Кулаков раньше также не раз исполнял эту обязанность, однако последнее время либо является Начальником безопасности либо, как в этот раз - одним из Спортивных комиссаров. Главой же КСК в этот раз был назначен Алексей Беседин, специально для выполнения этой роли приехавший из родного для него Харькова в Киев. (На втором фото справа). По центру же на обоих фото никто иной, как Леонид Протасов.

  В прошлом на протяжении нескольких лет и он исполнял роль Директора гонки. Однако после того, как его «сместили» с позиции Директора Автодрома «Чайка», Леонида «подвинули» и в организационном процессе гонок. Однако «хорошего человека» не остановить и в этом году уж не первый раз Протасов выполняет одну из самых важных функций – Начальника безопасности. Отсюда и его как всегда красноречивые и оживленные речи, обращенные к пилотам на Брифинге.  Нет, в кольцевом паддоке не встречают по «обувке») Тем не менее, если присмотреться, то всегда можно определить, ну или, по крайней мере, предположить - кто относится к ней исключительно как к рабочей, а кто-то чуток больше)))    Конечно, паддок Автодрома «Чайка» ну очень далек от заокеанского NASCAR-а или даже европейских трасс. Тем не менее, и тут многие пилоты имеют в своем распоряжении радио-связь со своими инженерами и профессиональных механиков.

  Это относится и к Константину Гуцулу, в данном случае вместе с членами своей команды ожидающего разрешения для выезда на трассу перед квалификацией в так называемом «накопителе»… … традиционно за этот выпуск отвечала Валерия Несик, уже не первый год исполняющая эту роль. Судя по всему, ее помощник приобщился к автоспорту в совсем юном возрасте, собственно как и многие маршалы на трассе, являющиеся студентами, тогда как в том же картинге последними и вовсе является детвора.  В этот раз Валерии довелось довольно своеобразно расширить свои обязанности. После того, как с «Калины» Руслана Серова во время квалификации на трассу пролилось масло, она заблаговременно предупредила об этом каждого из пилотов «Супер Туринга», включая Олега Сокырбу, чья «засечка» следовала спустя мгновения после «младшеклассников».  На удивление, руководство гонки все же «решилось» устранить масляные следы, причем оставленные практически по всей трассе, только после окончания квалификации и это мощного заднего привода!

  Тем не менее, в итоге к этому вопросу маршалы подошли с небывалыми ревностью и усердием – возможно, благодаря четкому руководству все того же Протасова?!  Интересно, что помимо привычных и архаичных щеток, дабы куда более тщательнее убрать цементную пыль, традиционно используемую в качестве абсорбента в таких случаях, был применен куда более эффективный, чем метла «блоуэр»!

  На нашей памяти это первый случай использования такого хай-тек «дивайса» из 21-го века для Автодрома «Чайка» - по крайней мере, для кольцевых гонок. А управлялся с ним ни кто иной, как Дмитрий Фальчук. Именно он уже несколько лет буквально бессменно является Начальником дистанции, отвечая за всю работу маршалов.  Благо для последних, на уборку масляных «следов улитки» у них оказалось больше запланированного времени, так как после квалификаций сразу несколько участников попросили дополнительное время на устранение технических неисправностей. Тут нужно пояснить.

  С мыслью о болельщиках, последнее время расписание «кольца» делается максимально компактным, даже вопреки регламентирующим документам, предписывающим между окончанием квалификации и стартом гонки минимальный перерыв в один час. Тем не менее, в случае поломок руководство гонки дает отсрочку старта, что и произошло в этот раз.

  А она особенно понадобилась механикам SportCarService, так как сразу на нескольких подопечных ей автомобилях возникли проблемы, включая с «гранатой» на «Калине» новичка Александра Пухальского. Команда профессионалов привычно для нее с честью вышла из сложившейся ситуации и все машины, несущие логотипы SCS, стояли на старте.

  Ну а пока механики работали, а старт был отложен, зрителям ничего не оставалось, как принимать солнечные ванны. Некоторые делали это в прямом смысле этого слова, да еще и с нанесение трафаретов для загара)))

  Собственно, с учетом того, что со следующей недели наступило резкое похолодание, то приезд на «Чайку» в этот день для многих действительно стал последним по-настоящему летним днем отдыха!  Роль сейфети-кара на 3-м этапе Кубка Украины по кольцевым гонкам выполнял совершенно непривычный, как для этой дисциплины пик-ап VW. Хотя какая разница, тем более, если управлял им ветеран еще советского, а потом и украинского автоспорта Леонид Протасов?!  Как уже было сказано, после гонки все финишировавшие автомобили должны пройти процедуру взвешивания, на которую чтобы не повредить чуткие и не дешевые сенсоры весов их закатывают вручную.

  В случае с «Калиной» победителя зачета «Туринг» это делал не только его механик, но и сам Владимир Дрогомирецкий - основатель команды «Киев-Юг», в этом году довольно оригинально переименованной в Red Point Racing. Пока что она не заявляется официально, находясь, так сказать, в ожидании появления на трассе вышеупомянутых Audi TT. Не исключено, что на одну из них пересядет и сам Вадим!  После финиша буквально на всех автомобилях официально заявленных пилотов команды Smart Racing можно было обнаружить следы контактной борьбы! Причем в случае с «Калинами» Никиты Анпилогова и Романа Маркива это касалось передних бамперов, что наглядно свидетельствовало об их роли «агрессоров».  Более того, Роман «умудрился» столкнуться с третьим пилотом их команды – Андреем Скоком, о чем мы уже подробно рассказали. К счастью, в реалии, в обоих случаях контакты оказались минимальными.

А   в случае не совсем удачной атаки Анпилогова на Сергея Юнашева не произошло и смены позиции, а само касание действительно было не заметно даже воочию! Судя по этому фото со следом на машине «Юнги» от «удара» его соперника, передок «Калин» в разы более хрупок, нежели их филейная часть)  Пока автомобили взвешивались, а пилоты утоляли жажду и делились эмоциями от жаркой во всех смыслах гонки, наверху их уже ожидали завоеванные, причем в этот раз для большинства в прямом смысле этого слова, кубки и аккомпонимирующее им шампанское.  А заведовала ими, как и еще много чем в ЦУГ-е, Ольга Макаренко, также помогая и награждать самих пилотов.  Традиционную We are the Champions, буквально «зазывающую» пилотов на награждение, можно воспроизвести и с «мобилки» прямо на микрофон – эффективно и дешево! И зачем нанимать ди-джея с его пультами и аппаратурой?!

  Что там гласит поговорка про «голь»?))) Шутки шутками, но если бы не это фото из самого реального закулисья, вряд ли кто-то узнал бы, как именно воспроизводилась музыка, так как через систему громкоговорителей в реалии разницы никакой!   Несмотря на некоторую проволочку и задержку церемонии награждения в этот раз, ее дождалось не так уж мало болельщиков. И они явно не пожалели, так как душ из шампанского на подиуме в этот раз оказался особенно эмоциональным, что было наглядно продемонстрировано в нашем предыдущем альбоме с 3-го этапа Кубка Украины по кольцевым гонкам.

 ***

   А менее чем через неделю –3 октября, в воскресенье - Автодром «Чайка» примет Финал Кубка Украины по кольцевым гонкам. Он обещает стать не менее захватывающим и интригующим! Но об этом буквально завтра-послезавтра в нашем анонсе.

Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков и их болельщиков

Фото автора