В ближайшее воскресенье, 3 октября, Автодром «Чайка» примет 4-й этап Кубка Украины по кольцевым гонкам. Он станет финальным и, с учетом сложившейся турнирной таблицы, рискует стать просто таки эпическим. Сразу в двух зачетах еще ничего не определено, а в Touring-е на итоговую победу в равной степени и вовсе претендуют сразу трое!
Напомним, что в этом году по совокупности факторов впервые за полтора десятка лет не проводится Чемпионат Украины по кольцевым гонкам. Увы. В этой связи Кубок Украины по кольцевым гонкам как бы становится главной кольцевой «короной» на сегодня! К счастью, вот уже несколько лет он является полноценным многоэтапным соревнованием, а не отдельно стоящей гонкой, обычно венчавшей сезон, как это происходило в не столь отдаленном прошлом. Более того, в нынешнем сезоне в Кубке Украины выступают большинство кольцевиков-завсегдатаев, по крайней мере, из тех, кто в принципе собирался ехать. К примеру, в прошлом году часть из пилотов ехало исключительно в Чемпионате Украины, но не выступали в Кубке Украины, а были и таковые кто, наоборот, - игнорировали «чемпионские» гонки. Так что нынешний Кубок Украины по кольцевым гонкам мы по праву можем называть топовой кольцевой серией во все смыслах! Пусть «на бумаге» чемпионский титул ценится больше, нежели звание Обладателя Кубка Украины. Де-факто в этом сезоне они будут практически равны, ну а за неимением первого… Ну а борьба за «право Обладать» на Финале Кубка Украины по кольцевым гонкам действительно обещает стать невероятно зрелищной, интригующей и непредсказуемой! Как обычно – обо всем по порядку.
Как будем считать?!
Для начала, нужно объяснить довольно нетривиальную систему подсчета очков, которая и будет определять итоги года в Кубке Украины по кольцевым гонкам. Его регулярный этап приносит за победу в классе 20 очков, за второе место начисляются – 15, за третье -12, за четвертое – 10, за пятое – 8, за шестое - 6 и т.д. При этом, если на этапе было допущено менее пяти участников в классе (а ранее это должны были быть именно принявших старт в гонке), то эти очки перемножаются на понижающий коэффициент. 0,8 в случае с 4 машинами, на 0,6 в случае трех и 0,4 – при всего двух. К счастью, на Финале такое малое количество участников вряд ли «произойдет» в каком-либо из классов. Зато на все заработанные очки на нем вне зависимости от количества стартовавших, будут перемножаться на повышающий коэффициент 1,5. Иными словами, теперь победа будет «стоить» 30 баллов, второе место – 22,5, третье – 18, четвертое – 15, пятое – 12, а шестое – 9. И такие щедрые «призовые» Финала могут серьезно изменить турнирную таблицу! На этот же коэффициент увеличатся и бонусные баллы, приносимые «поулом» и рекордным кругом в гонке для каждого из классов. То есть, теперь они добавят по полтора очка. Но это не все! Подведение итогов Кубка Украины по кольцевым гонкам подчиняются еще нескольким условиям и требованиям. Так, в украинском «кольце», как и большинстве других дисциплин, но, к примеру, не в треке, отбрасывается один худший результата по ходу сезона для каждого из пилотов.
Мы не станем тут философствовать хорошо это или плохо – просто примем как факт. Таким образом, в реалии итог будет определять не сумма заработанных очков, а так называемый «результат».При четырех фактически проведенных этапах он будет высчитываться по нехитрой формуле «4 минус 1». Но и тут есть один нюанс.
Раньше, по общим требованиям, дабы быть классифицированным по итогам года, причем не важно в чем – Чемпионате, Кубке или просто Серии, нужно было стартовать хотя бы в двух этапах. Теперь же оно трактуется как «более чем в двух». Иными словами, если пилот стартовал только в двух из четырех этапов Кубка Украины по кольцевым гонкам, официально он не войдет в его зачет и расположиться в итоговой таблице только «виртуально» позади тех, кто стартовал хотя бы три раза, пусть на его счету и будет больше очков, чем у них! Да, бывают и вот такие «подводные камни» в автоспорте и тут снова, мы не станем рассуждать «что хорошо, а что плохо». Правда, забегая вперед, отметим, что в «Кубке Чайки» будет всего три этапа. И в нем выходит, что при старте «всего» в двух этапах согласно Общих требований пилот не должен быть классифицирован по ее итогам!... Равно как существует требование в принципе минимума из четырех этапов для любой из серий… Но сегодня мы говорим о Кубке Украины по кольцевым гонкам.
Во многом эти ограничения предназначены, дабы нивелировать возможный эффект того самого повышающего коэффициента, применяемого на Финале.И, откровенно говоря, без него, равно как со «старым» требованием двух стартов по ходу года, было бы намного проще, да и справедливо. Но, как говориться – «маемо що маемо».
Более того, к счастью, окунув нашего читателя во всю эту весьма путанную автоспортивную арифметику, теперь мы облечено можем сказать, что тот же повышающий коэффициент в этот раз не будет влиять на определение Обладателей Кубка Украины по кольцевым гонкам! Вернее будет, но однозначно не станет определяющим. Напомним, что официально победитель Кубка Украины в любой из дисциплин, будет носить титул его Обладателя, а не Чемпиона. И при сложившейся на сегодня турнирной ситуации, сразу в двух из трех классов в реалии все очень просто – кто из пилотов победит на решающем этапе, тот и станет в итоге Обладателем Кубка Украины по кольцевым гонкам! Начнем с самого мощного из проводящихся на сегодня классов – Super Touring.
Кто выше, тот и Обладатель!
Несколько последних сезонов его неоспоримым лидером является Константин Гуцул, неизменно выступающий на Honda S2000. Однако в этом году его выступление нельзя назвать удачными, плюс тут появился серьезный конкурент в лице другого Константина – Дяденко, выступающего на стильной и где-то более мощной BMW Z4.Чего только стоила их великолепная дуэль на последнем на сегодня этапе Кубка Украины по кольцевым гонкам!
Тогда верх одержал как раз Гуцул и для него та победа стала второй в году в рамках Кубка Украины. Однако с учетом его неудачи на 1-м этапе, в активе Константина-1 на сегодня только 38 очков. Тогда как Дяденко подымался на подиум все три раза, включая победу на 1-м тапе, тем самым уже заработав 51 очко. Тем не менее, если отбросить один худший на сегодня результат, а для Константина-2 это второе место на этапе (!), в его активе выходит … 37 балл! (22 он заработал за победу на 1-м этапе и 15 за второе место на 2-м). И теперь самое «хитрое».
Будь повышающий коэффициент или нет, с учетом отбрасывания этого худшего показателя, Дяденко не достаточно второго места на Финале! Иными словами, кто из этой пары Константинов победит на нем, тот и станет Обладателем Кубка Украины по кольцевым гонкам. Объясним для понимания. В случае его победы, без учета возможных бонусных баллов, Гуцул соберет в итоге 68 очков, так как у него в любом случае «отбрасывается» ноль на 1-м этапе. При втором месте на Финале у Дяденко окажется сумма в 73,5 баллов. Однако, за вычетом того самого худшего – а именно 14 очков за второе место на 3-м этапе, где при четырех стартующих был применен понижающий коэффициент 0,8 – у него останутся только 59,5.
Даже забери Константин-2 «поул» и рекордный круг в гонке, что прибавит ему еще три балла – их окажется недостаточно! Так что болельщики вправе ожидать еще одной спортивной дуэли в этой паре Константинов, на кону которой будет буквально стоять главная кольцевая «корона» этого года в зачете «Супер Туринг»!
В борьбу за титул Обладателя Кубка Украины по кольцевым гонкам никто другой тут не сможет вмешаться, однако ситуация с итоговой «бронзой» этого зачета не менее интригующая. После двух третьих мест и одного второго с активом в 36,5 очков на сегодня третью строку турнирной таблицы «Супер Туринга» занимает Олег Сокырба. Однако, с учетом отбрасывания одного худшего, его промежуточный «результат» составляет 27 баллов.
Позади с 22 очками, все из которых идут в его актив из-за нестарта на 3-м этапе, идет Владислав Синани, которого в тот раз подвел его колоритный Lotus. И вот в нем и кроется главный вопрос. Напомним, что именно отказ двигателя не позволил пилоту SDrive выступить в последнем на сегодня этапе Кубка Украины в данном зачете. Если команда успеет восстановить его или заменить, то при счете 22-27 и в этой паре кто финиширует впереди, тот и станет третьим по итогам года…
Увы, но идущему следующим Святославу Денисову даже при неудачах или не старте обоих этих пилотов и его собственного второго места в решающей гонке не хватит, дабы стать третьим. Займи Святослав второе место на Финале и заработай за него 22,5 очка, его «результат» тогда составит 36,5 балла. При этом, даже при нуле на заключительной гонке, у Сокырбы «вернутся» его 36,6 очков и тут определяющими станут невероятные как для «кольца» одна десятая, но не секунды, а балла! Понятно, что такой сценарий практически невероятен, так как Citroen Saxo Денисова не может и близко составить по мощности конкуренцию «заряженным монстрам» других участников «Супер Туринга», но, согласитесь – порой арифметика бывает занимательной!…
Еще более непредсказуемо и интригующе!
Вторым по мощности в нынешнем сезоне является класс «Туринг». Одновременно он и самый массовый и для многих болельщиков наиболее престижный в украинском «кольце». И вот именно «Туринг» дарит нам еще большую интригу и, главное – непредсказуемость! Ибо тут, все из-за того же отбрасывания одного худшего показателя на звание Обладателя Кубка Украины по кольцевым гонкам в совершенно равной степени претендуют сразу три пилота! Да, да – именно три! И такого, пожалуй, на нашей памяти последние годы в украинском «кольце» не было! Как ни странно, возможно, для кого-то прозвучит, но де-факто лидером этого зачета на сегодня являются вовсе не его главные фавориты Вадим Конончук и Сергей Юнашев, а Никита Анпилогов, серьезно прибавивший в скорости с конца прошлого года.
На счету Никиты три подряд подиума в рамках Кубка Украины, включая одну победу.Более того, как и в случае с Дяденко, худшим для Анпилогова на сегодня является второе место! И в этом и заключается проблема. Для него.
Сумма Никиты после трех этапов составляет 51 балл, однако «результатом» являются только 36 из них. Ровно столько же имеется на счету Вадима Конончука, и с учетом нуля на 1-м этапе у него, все они идут в актив 4-кратного и действующего Чемпиона Украины.Второй главный фаворит «Туринга» в лице Сергея Юнашева заработал сумму в 43 очка, но с учетом отбрасывания худшего, у него их 35.
Так что фактически у этих «трех амигос» полная ничья и тут тоже буквально, кто из них первым пересчет финишную черту - тот и станет Обладателем Кубка Украины по кольцевым гонкам в зачете «Туринг» - самом массовом и престижном… И предсказать исход этого противостояния вряд ли кто-то возьмется, по крайней мере – точно не мы! Наверное, нашему читателю уже стало понятно, что точно также как и Дяденко, Анпилогову недостаточно приехать вторым!
Даже если он при этом соберет все бонусные очки, «результат» Никиты тогда составит 61,5 балл против 66 или 65 в случае победы одного из его соперников... Теоретически, при неудаче у кого-то из этих трех лидеров, за итоговый подиум может «зацепиться» Сергей Беляев. При одной «баранке» на его счету два 4-х места и 20 очков за них, все из которых в итоге будут считаться как «результат».
Так что, к примеру, даже 3-е место на Финале даст Беляеву итоговый «результат» в 38 очка, которые при неудаче у Конончука обеспечат Сергею «бронзу» по итогам сезона.При этом второе место на Финале, которое будет означать «результат» в 42,5 балла, не дадут Беляеву опередить Юнашева. Даже при абсолютном нуле у «Юнги», к нему «вернуться» полностью заработанные им ранее 43 очка.
Соответственно они будут означать перевес всего в пол очка, но и его будет достаточно. Тем менее, еще имеются три бонусных балла и в целом, это автоспорт, и тут возможно все что угодно!... Остальные участники этого зачета, хоть и не сильно, но отстают от того же Беляева и уже точно не смогут претендовать на призовые места по итогам года. Интрига тут скорее заключается в «престиже» - кто из них финиширует выше в целом.
С 17 очками после его третьего места на 3-м этапе впереди целой группы пилотов идет Александр Кузьменко.Если брать промежуточный «результат», а не суммы, он опережает на 3 «пункта» Павла Марьяненко, на 4 - Руслана Серова, и на 5 - Антона Поляничко.
По сути, все уже решено
В двух оставшихся зачетах, которые так или иначе связаны с командой Smart Racing, что касается первых мест по итогам года, все уже практически решено. Так в самом младшем на сегодня классе «8С» более чем уверенно лидирует пилот этой команды Андрей Скок. На счету совсем еще юного вчерашнего картингиста, дебютировавшего на «большом кольце» только в конце прошлого года, две победы и одно второе место.
Соответственно сумма Андрея составляет увесистые 58 балла, да и «результат» не мал – 42. Наиболее близко к Скоку располагается его напарник Роман Маркив, и вовсе, только пришедший в автоспорт в этом году, по крайней мере – в роли пилота. Роман дважды поднимался на третье место подиума и один раз на второе, собрав сумму в 38 очков. При отбрасывании худшего, «результат» Маркива составляет лишь 26 баллов. Тем не менее, в случае нуля у Скока в решающей гонке, победа плюс бонусные принесут Роману итог в 59 очка и тогда с перевесом всего в один балл именно он может стать Обладателем Кубка Украины!Сценарий мало вероятный, но тем не менее – это технический вид спорта и в нем случались отказы мотора, к примеру - с самого утра.
В реалии Андрею Скоку нужно лишь заработать «поул» в воскресенье. С ним он попросту «отберет» 1,5 бонусных очка, тем самым окончательно лишив своего соперника даже математических шансов на итоговое кубковое «золото» и собственно финиш в гонке тогда для Андрея уже не будет иметь никакого значения!Возможно, осознавая именно это, поэтому Маркив так отчаянно и боролся со своим юным напарником на предыдущем этапе Кубка Украины?!...
Увы, но два других пилота этого зачета, которые могли бы бросить вызов представителям Smart Racing получили травмы, занимаясь своей первой страстью – выступлениями в «кольце», но на двух колесах. А, придя в четырехколесное «кольцо», Константин Денисов сходу по скорости не уступал Андрею Скоку! Дебютант один раз «отметился» победой, однако вскоре он получил серьезные и множественные травмы после падения с мотоцикла и не скоро вернется в строй… К счастью, они не угрожают жизни Денисова и мы уверены, что все болельщики думают о Константине и сопереживают ему!...
Что же до напарника Денисова по команде AWT Racing и одновременно ее основателе Нитеше Пале, то его травмы оказались не столь большими. И, возможно, «Ник» даже сможет выступить на Финале Кубка Украины по кольцевым гонкам!По крайней мере, Пал уже проехал этап мотоциклетного «кольца» и, несмотря на перелом одного ребра и некоторые другие травмы, приехал «в призах»! Правда, с травмой ребер на машине, как ни странно прозвучит, ехать в чем-то будет сложнее…
На счету Нитеша 25 очков, все из которых пойдут в его «актив».Так что он имеет не такие плохие шансы опередить в итоге Маркива в борьбе за второе место по итогам года. Правда, тут имеется один нюанс, касающийся всех участников «8С», но в первую очередь его лидера.
Что там насчет плевков в колодец?
Дело в том, что для того, чтобы зачет официально «состоялся», а победивший в нем пилот официально именовался Обладателем Кубка Украины, по ходу года в нем хотя по одному разу должны стартовать 10 участников. На сегодня же в «8С» таковых насчиталось только 9.
Таким образом, дабы Андрей Скок стал официальным Обладателем Кубка Украины, ему не хватает старта еще одного участника.И, насколько нам стало известно, один из представителей Smart Racing уже обращался к некоторым из конкурентов, дабы одолжить автомобиль для этого!
Тех, кто следит пристально за украинским «кольцом» и нашими материалами, вряд ли сильно удивит, что после всех событий, которые развернулись в «командном зачете» на предыдущем этапе, пока что одолжить автомобиль у Smart Racing не вышло… Возможно, его предоставит та же Леся Цымбалюк, для которой пока что выступления не заладились? Как знать… Интересно, что не стартуй на 3-м этапе Андрей Бондарь и, тем более, сразу два кроссовых автомобиля (не совсем соответствующие техническим требованиям как для кольцевого класса «8С»), то этот зачет и близко бы не имел шансов «состояться». Так что, пусть и не прямая интрига «на трассе», но в закулисье – тут однозначно присутствует и немалая!...
Что же до командного зачета, то тут, в общем-то, и говорить не о чем. Если более откровенно, - нет никакого желания! Тем не менее, мы не имеем права не объяснить. Если коротко, то повторимся, что в этом году в автомобильном кольце дебютировала команда AWT Racing, до этого не один сезон и не без успеха, включая чемпионский титул выступавшая в мотоциклетных гонках.
За нее поехали два мотогонщика в лице Константина Денисова и Нитеша Пала. Плюс они «заманили» в свою компанию «мотогонов» Сергея Юнашева, переметнувшегося к ним из SDrive. На 1-м этапе Кубка Украины именно AWT Racing собрала те же 35 очков, что и Smart Racing, тогда как на 2-м это были 32 против 35.
Тем самым, после двух этапов эти две команды шли «ноздря в ноздрю» - 70 против 67 у дебютантов. И тут нужно отметить, что в командном зачете итоги определяются полными суммами, без отбрасывания худших результатов. Так что не удивительно, что «умники» так опасались новую как для автомобильного «кольца» команду AWT Racing! С учетом «ветирования» Представителем Smart Racing заявки AWT Racing на 3-й этап, именно они одержали в нем свою «самую уверенную» победу и очередные 35 баллов за нее. Тем самым, Smart Racing уже собрали сумму в 105 очков.
При этом еще раз напомним, что перед 3-м этапом было понятно, что тот же Денисов не выйдет на старт, а завяленный на его место Андрей Бондарь, при всем уважении к нему, не мог бы составить конкуренцию лидерам «8С»… И тем не менее, произошло то что произошло! Арифметика тут уже не имеет никакого значения, так как до конца года остальные команды, скорее всего, будут бойкотировать этот зачет! Тем самым, «самая умная» в украинском «кольце» команда уже досрочно обеспечила себе Кубок Украины.
С учетом того, что в нем уже приняло участие более 4-х команд, что является минимальным требованием, она действительно получит этот с таким трудом завоеванный в «судейско-бюрократических» недрах, но никак не на трассе, кубок…Благо для всех нас, болельщиков, на Финале Кубка Украины по кольцевым гонкам будет хватать интриги и без командного зачета. Но и это не все!
P.S. или пропускать действительно нельзя!
Организаторы решили, так сказать, подлить масла в огонь или, если угодно, добавить карт в колоду. Дело в том, что решающая гонка пройдет в противоположном привычному направлению, по часовой стрелке. Более того, с задействованием новой «острой» конфигурации «Картингового поворота». А, вместе с первым поворотом после старта, это будет означать сразу две дополнительных и очень серьезных точки торможения в сравнении с привычной конфигурацией, что наверняка бросит еще один вызов участникам! Достаточно напомнить, что в этом направлении гонки у того же Вадим Конончука напрочь не складывались!...Так что Финал Кубка Украины по кольцевым действительно «рискует» стать и зрелищным, и интригующим и он точно будет непредсказуемым! А что еще нужно для настоящего праздника автоспорта? Под стать и прогноз погоды с ясной солнечной погодой на плюс 15.
Первая тренировка начнется в 10.40, с полудня будут запущены квалификации, ну а старт решающей гонки намечен на 12.45. Это, если, конечно, не будет поломок техники и он не будет задержан.Но если и так, то это произойдет не более чем на пол часа…
С учетом зрелищности той точки торможения, которую дает первый поворот, трансформирующийся в этой конфигурации из последнего, «по прежнему» находящийся все там же, прямо перед трибунами, пропустить такое действо настоящим фанатам автоспорта просто не позволительно!
Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков и их болельщиков
Фото Сергей Холодило, Вадим Чайковский и автора