Именно капризы погоды, а также техники, сыграли основную роль в гонках Кубка Украины «ОСОУ – День Автомобилиста», превратив борьбу в настоящую лотерею. Предварительно планировалось разделение классов «У-1600» и GT Open, и в рамках Кубка Украины «ОСОУ – День Автомобилиста» в отличие от этапов Чемпионатов Украины должны были пройти суммарно три 40-минутных кузовных заезда, разделенные обязательными пит-стопами,

дающими возможность сменять пилотов.

  Однако никто из «младшеклассников» не захотел дозаявляться в старший зачет, чтобы проехать две гонки за день. Таким образом, в GT Open насчитал всего пять автомобилей и классы были объединены в один общий заезд, что скорее сыграло на руку болельщикам, подарив немало борьбы сразу на несколько уровнях…

Делаем ставки на кон…

  Среди них заявился всего один экипаж, в котором должен был стартовать ветеран украинского кольца Алексей Варавин, деля автомобиль со Святославом Денисовым.

  Увы, но уже после субботней утренней тренировки на Citroen Saxo выходит из строя мотор, причем «летально».
  На машине вновь заявившегося в GT Open Сергея Юнашева также на тренировке из строя выходит мотор и он отправляется к себе в боксы на ремонт. Тем не менее, стараниями «Юнги», к воскресенью его «заряженная» «восьмерка» вновь была в строю…

  Более того, не успел Валерий Жовтоног показать утром на тренировке второе время, уступив менее 0,4 секунды Андрею Евтушенко, в самом начале квалификации на его Ford Fiesta отказывает сцепление…

  На квалификации же свою скорость подтверждает ставший Чемпионом Украины в этом классе Андрей Евтушенко. Он показывает 1 мин 29,431 с, опережая ближайшего, и единственного оставшегося соперника почти на две секунды!

  Этим «последним выжившим» в субботу стал вновь стартовавший за рулем «Фиесты» Дмитрий Жайворонок, который в целях экономии ресурса даже не тренировался утром!...
  С учетом малочисленности GT Open, организаторам ничего не оставалось, как объединить два класса в один заезд и он выдался по-настоящему непредсказуемым.

  Для начала на утренней тренировке, где лучшее время - 1 мин 33,187 с, - показал Жайворонок, вроде бы отремонтированная «Фиеста» Жовтонога вновь начинает «капризничать». Раздосадованный бесконечными проблемами с техникой Валерий снимается с гонки, а жаль, ведь в ретроспективе даже со «сбоившим» мотором он мог вполне оказаться на подиуме!

  Перед стартом второй кузовной гонки вроде бы начало пробиваться солнце, однако вокруг ходили угрожающие тучи.
  После совещания, команда Школы Автодрома «Чайки», где не последнее слово сказал Валерий Юнашев (отец Сергея, известный механик, много лет работавший с автомобилями Александра Салюка-старшего, а потом и младшего), настоятельно рекомендует переобуть машины Жайворонка и Юнашева в дождевую резину.

  При этом, в спортивном духе, они сообщили об этом команде братьев Евтушенко, предложив, чтобы все были в равных условиях, ехать на одинаковой «резине».

  Тем не мене, несмотря на наличие дождевой резины, видя солнце, соперники приняли решение остаться на слике…и прогадали!

… настоящей спортивной рулетки!

  Уже в начале первого круга Андрей, поняв что слик абсолютно не подходит к этим условиям, оказался абсолютно последним, уступая всем участникам зачета «У-1600».

  Впереди же повели напарники по команде Школы Автодрома «Чайка» Жайворонок с Юнашевым.
  При этом, слетанной парой их назвать можно было только с натяжкой, так как «Юнга» явно поддавливал на лидера.

  В итоге, на выходе из последнего поворота Жайворонок ошибается на переключении передач (на его «Фиесте» стоит обычная синхронизированная КПП), не попав в третью, тем самым выпуская вперед Юнашева!

  При этом вышедшее было солнце, светившее на первых кругах этой гонки, практически сразу сменилось тучами, которые вскоре разверзлись.
  Сначала пошел накрапывающий дождик, но вскоре он усилился, в итоге превратившись в настоящий ливень, да еще и сопровождавшийся сильными порывами ветра.

  То самое штормовое предупреждение, пусть и запозданием, но все же оправдалось!...
  Евтушенко дождался планового пит-стопа и только на нем переобулся в дождевую резину.

  При этом по правилам все работы с машиной кроме замера давления в шинах и протирания лобового стекла, разрешены только после окончания обязательной минуты отстоя, так что на этом Андрей потерял не 1,5 минуты как все, а более четырех.

  Однако с точки зрения борьбы за победу, несмотря на появившуюся скорость у Андрея под дождем, для него гонка уже все равно была потеряна. А вот судьба победы решилась совершенно невероятно.
  Юнашев заезжает на пит-стоп раньше Жайворонка, отдавая ему лидерство. Однако выехав с него, Юнашев обнаруживает, что на его «восьмерке» начинают пропадать одна за одной передачи!

  В какой-то момент в его КПП осталась одна четвертая передача, которая тоже исчезла, но «Юнга» все же смог «найти» пятую, на которой он и закончил гонку!
Таким образом, выехав со своего планового пит-стопа, Жайворонок остался лидером и начал было под проливным отрываться от Юнашева.

  Однако на его «Фиесте» тут же напрочь запотевает лобовое стекло и спустя всего один круг Дмитрий останавливается на второй пит-стоп, чтобы механики протерли стекло!
Это выводит назад в лидеры Юнашева, которого Жайворонок тут же бросается догонять.

  Увы для него, спустя еще один круг, после 27 минут из запланированных 40, гонка преждевременно останавливается…
Решение это было вполне обоснованно, так как трассу заливало водой как из шланга!

  При этом некоторые из пилотов, включая Евтушенко, не разобрались, и проехали в боевом режиме еще пару кругов - естественно хронометраж их уже не отсекал…

  В итоге, как «Юнга», по ходу года не раз говоривший о своей цели объехать «Фиест», все-таки добился своей цели. Пусть и в таком несколько курьезном варианте, однако спорт не знает сослагательных наклонений…

  По иронии, не успел Директор гонки остановить заезд, дождь начал стихать, однако в момент принятия решения ситуация реально представляла опасную…

  Отстав на 9 секунд от Юнашева, Жайворонок поднялся на вторую ступень подиума Кубка Украины «ОСОУ - День Автомобилиста» класса GT Open, где третьим за неимением других участников все же стал Евтушенко…

  При этом лучший круг в гонке – 1 мин 33,857 с, - остался за Дмитрием, тем самым он уступил всего один балл «Юнге», чье лучшее время в гонке оказалось всего на 0,259 секунды хуже!...

Интригующая завязка…

  Несмотря на наличие в «У-1600» главного фаворита в лице оформившего Чемпионский титул Валерия Шевелева, гонка в этом классе оказалась невероятно напряженной, причем именно в борьбе за победу. Предсказуемо главным «возмутителем спокойствия» тут стал Апостолюк, но не Владимир, а его сын Владислав.

  Уже на утренней тренировке в субботу сын 3-кратного Чемпиона Украины показывает лучшее время – 1 мин 33,501 с.
  Примечательно, что второе время, менее чем в полусекунде от лучшего, утром осталось за Юрием Серовым. Как и говорилось в анонсе, 73-летний ветеран решил стартовать на «Калине» своего сына Руслана, причем единолично и, судя по всему, он был настрое решительно.

  Шевелев показал на тренировке только третье время, однако в квалификации основатель команды и Школы Автодрома «Чайка» расставляет точки над «i».
  Валерий показывает 1 мин 32,579 с, тем самым забирая поул и бонусный балл за него. При этом в одной из попыток ускорится Шевелев заставил поволноваться тех нескольких болельщиков, кто приехал на Автодром «Чайка» даже в субботу – в этот раз исключительно на тренировочно-квалификационный день.

  Валерий на пределе прошел предпоследний поворот, подняв пыль с травой пробивающейся из под бетонного отбойника, чуть было не приложив свою «восьмерку» к нему!...
  Тем не менее, преимущество лидера было неоспоримо – второе время в квалификации осталось за Владиславом, но оно оказалось хуже на 0,7 секунды! При этом, когда младшего Апостолюка в руле сменил Георгий Ильин (эта пара стала единственным экипажем в «У-1600») он был медленнее своего напарника на 2,5 секунды.

  С учетом того, что Георгий за несколько последних лет стартовал лишь пару раз, да и возраста этого пилота, такие показатели были ожидаемы…
  А вот третье время на квалификации показывает Серов-старший! В том, что ветеран идет на пределе возможностей техники и «резины» можно было не сомневаться, когда на одном из его первых кругов он продемонстрировал переднеприводный дрифт!

  В итоге 73-летний ветеран уступил поулу 1,3 секунды, при этом опередив четверых «одноклассников», все до единого из которых годятся ему как минимум в сыновья…
Четвертым стал Вадим Конончук, в свою очередь опередивший Сергея Бабака, Вадима Евтушенко и Антона Поляничко. В воскресенье же к ним присоединился еще и Максим Волынец, пропустивший субботу.

  А дебют гонки в этом классе также не обошелся без пусть и небольшого, но столкновения.

… ее драматичная развязка…

  Просто невероятный старт удался Апостолюку. С учетом медленно стартовавшего Андрея Евтушенко, Владислав вышел было на вторе место во всем пелетоне! Однако на выходе из первого поворота он уступает двум одинаково раскрашенным в цвета LiquiDevil «восьмеркам», причем вторым в пелетоне оказался Шевелев.

  Тем не менее, он уступает это место своему напарнику Сергею Юнашеву, тем самым замкнув трио пилотов команды Школы Автодрома «Чайка», при этом возглавляя свой зачет «У-1600».

  А позади них на старте было еще жарче.
  Юрий Серов, который на ворм-апе показал второе время, в секунде от вновь ставшего быстрейшим Шевелева, все же уступил вырвавшемуся на третье место Конончуку, и просто молниеносно стартовавшему Волынцу, после второго поворота вышедшему с последней 8-й стартовой позиции на четвертую!

  А вот за их спинами не разъехались Вадим Евтушенко, ударивший машину Антона Поляничко.

https ://www. youtube.com/watch?v=y2q_S0S-L3o&feature=youtu.be

  Как и в случае с первой аварией, судьи написали рапорт, однако, наказания не понадобилось.

  Осознавая свою вину, спустя круг Вадим пропускает соперника вперед.
  Когда же начался дождь, у старшего из братьев Евтушенко все шансы на высокие места исчезли, так как он стартовал на более «лысых» покрышках, дающих некоторое преимущество на сухой трассе против новой дорожной резины с высоким протектором, который начинает «играть» на мокрой трассе…

  Также как и его напарники по команде Школы Автодрома «Чайка», Валерий был «переобут» перед стартом, в данном случае в новехонький комплект серийных покрышек (в этом классе пилоты выступают на моно-резине) более подходящий для дождя.

  Однако его главной проблемой стала вовсе не трасса, а буквально повисший на его заднем бампере Апостолюк.
  Дуэль за первое место продолжалась несколько кругов, когда под прессингом соперника Шевелев вновь чуть было не «приложился» к отбойнику.

  В итоге, осознавая, что Владислава в руле сменит куда более медленный напарник, Валерий прямо на прямой просто пропускает соперника вперед!
  Расчет вроде бы был совершенно верен, однако эта тактика чуть было не стоила победы Валерию!

  На все еще сухой трассе Владислав начал было отрываться, тогда как с начавшимся дождем Шевелев начал сокращать свое отставание. Когда же Апостолюка сменил Ильин, он буквально как в той поговорке, оказался из огня, да в полумье.

  К этому моменту уже хлыстал настоящий ливень и первый круг по признанию самого Георгия, регулярно не стартовавшего в гонках уже несколько лет, ему довелось совсем непросто.

  В этот же время, отстояв свой обязательный пит-стоп на круг раньше, естественно привыкнув к условиям, Шевелев смог нагнать, опередить соперника и даже оторваться от него на 7 секунд.

 И сделал это Валерий вовремя, так как спустя всего один круг гонка была досрочно остановлена!
  Таким образом, пилоты команды Школы Автодрома «Чайка» дважды победили в Кубке Украины «ОСОУ – День Автомобилиста».

  Вторую ступень подиума «У-1600» заняли Ильиным с Апостолюком, за которым осталось лучшее время в гонке – 1 мин 37,846 с, и по этому показателю он опередил победившего в итоге Шевелева почти на 0,7 секунды…

  Таким образом, с учетом бонусного очка, они собрали 11 баллов против 13 у Валерия.

… и события позади лидеров

  На третью ступень подиума «У-1600» поднялся Вадим Конончук, проведший всю гонку в гордом одиночестве.

  Аналогично фактически в одиночку всю гонку ехал и Максим Волынец, и именно он, проехав еще пару кругов после отмашки финишного флага, был крайне недоволен преждевременной остановкой.

  Максима можно понять, так как свое лучшее время – 1 мин 40,470 с, - он показал вовсе не на сухой, а как раз на мокрой трассе!

  На залитой водой трассе Волынец был быстрее Конончука на 1,5-2 секунды на круге, не говоря уже об Ильине, уступая по скорости лишь Шевелеву. Он стремительно нагонял Конончука и на финише от последнего места на подиуме Максима отделили всего две секунды!

  Тем не менее, спорт не знает сослагательных наклонений…
  Помимо интригующего противостояния за победу, в «У-1600» в этом заезде развивалось еще одно обострение, пусть и велась эта борьба позади топ-4-ки.

  Сначала Сергей Бабак активно атаковал идущего пятым Юрия Серова. В итоге воспитанник его же сына смог опередить ветерана, на которого тут же «насел» Поляничко!

  Под прессингом Антона, только показав свое быстрейшее время в гонке, 73-летний пилот все-таки ошибается и его разворачивает.

  К счастью, «Калина» с традиционным номером 66 оказалась в одной из появившихся в этом году на «Чайке» зоне безопасности, и ветеран смог продолжить гонку.

  Когда начался дождь, на «Калине» Юрия возникают проблемы с «дворником», причем как раз с водительской стороны!

  Это привело к еще одному развороту, но, вновь, к счастью без последствий для техники.
  Более того, Серову-старшему пришлось заезжать на второй пит-стоп, где Руслан быстро сориентировался, закрепив «щетку» при помощи пластикового хомута и его отец смог продолжить гонку.

  Несмотря на все эти перипетии, прессинг соперников и невероятный ливень, не стартовав более пяти лет, в свои 73 Юрий Серов не сдался, закончив гонку на трассе.

  Тем самым, продемонстрировав свой бойцовский дух…
  Впереди него 5-м финишировал Бабак.

  Следом за ним гонку закончили Антон Поляничко и Вадим Евтушенко…


  А уже после финиша Юрий смог присоединиться к остальным ветеранам, традиционно приглашенным на гонку, посвященную Дню Автомобилиста.

P.S.

  Да, погода серьезно «подмочила» праздник, особенно ветеранам. Естественно, в таких условиях о картинговой гонке для них можно было забыть. Более того, во второй раз зарядивший ливень скомкал торжественную церемонию награждения, переместив чествование ветеранов в крытый шатер, где в их честь была организована праздничная трапеза…

  Тем не менее, погода не смогла испортить праздник автоспорта, и нынешние кольцевики, пусть сегодня их не так много, как это было во времена «союза», порадовали борьбой на трассе, подарив немало сражений и интриги, включая борьбу двух 15-летних пилотов…

  А именно появление целого сонма новичков, особенно благодаря Школе Автодрома «Чайка», не говоря уже о сразу нескольких 15-16-летних юниорах, говорит об оптимистичных тенденциях….

  Будем надеяться, что в следующем сезоне классы, включая появившийся в этом году классический «Лада-1600» и формулы, наполнятся и поводов для радости как у болельщиков, так и тех самых ветеранов будет еще больше…

95

  Вячеслав Щербина
Фото Игорь Цыбко, Александр Василюк и автора