3-й этап Чемпионата Украины по кольцевым гонкам был ознаменован довольно напряженными четырьмя кузовными гонками, где, очевидно ввиду воцарившейся жары, во многом судьбу призов решили отказы техники. Не обошлось и без очередных аварий. Как и анонсировалось, впервые в этом году, в рамках 3-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам, заезды кузовных классов были разнесены.

В «У-1600» на гонку заявилось 13 пилотов, многие из которых «дозаявились» и в более старший класс «Туринг-лайт», доведя его список до 10. Правда, реальными участниками в этом зачете вновь оказались лишь двое Игорь и Олег Скузы, выступающие на Ford Fiesta, тогда как Валерий Жовтоног находился среди зрителей…

  Более того, заявившийся в последний момент в этом классе Владимир Апостолюк, так и не смог стартовать, о чем ниже…
«Туринг-лайта» был объединен с классом «ВАЗ 2108», где с добавлением Андрея Гайдамаченко, который, как и предсказывалось, сразу вклинился в борьбу за призы, оказались все те же 5 участников.

  А вот украинские формулисты в этот раз огорчили своих болельщиков, полностью «проигнорировав» гонку – кто-то из них отправился на этап в Москву, а кто-то просто не вышел на старт… Однако приехавшим в субботу на Автодром «Чайка» зрителям не довелось скучать….

Небольшое предисловие

  Нельзя не сказать, что после всех перипетий 2-го этапа, который, как и 1-й, был отмечен множеством столкновений, кульминацией которых стала устрашающая авария Вадима Евтушенко, украинскими кольцевиками было написано и большинством подписано коллективное письмо.

  Оно критиковало халатность судейства и поведение на трассе отдельных, особенно «активных» пилотов. (При этом, несмотря на множественные нарушения, включая обгоны под желтыми флагами, особенно во втором раунде, в итоге ни одного наказания не последовало…)
Ввиду этого Брифинг 3-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам начался с того, что новый Директор гонки Леонид Леонов принес от лица ФАУ извинения перед участниками, пообещав разобраться в произошедшем на 2-м этапе.

  Вместе с возглавлявшим на этой гонке КСК Алексеем Бесединым, Директор поведал о том, что меры будут ужесточены, контроль на трассе усилиться, а также призвал уважать соперников друг друга на трассе, сказав, что «выбиванием соперника на трассе, вы только показываете свою слабость…»

  А тем, кто хочет этим заниматься, Леонов посоветовал перейти в «гонки на выживание»…
  В частности, было обещано особенно контролировать обгоны под желтыми флагами, чем на 2-м этапе грешили многие. При этом в случае «случайности» такого нарушения на первый случай был введен денежный штраф в 1000 грн, тогда как за второе подобное нарушение результат пилота аннулировался бы…

  В этот раз украинские кольцевики, возмущенные халатностью судейства на 2-м этапе и, по сути, написавшие бумагу «сами на себя», вели себя на трассе согласно «букве закона». Правда, без инцидентов все же не обошлось и, к радости многих болельщиков, «Зрительский поворот» (последний на трассе) увидел инциденты почти в каждой из гонок, хотя в этот раз все они скорее являлись неизбежной частью борьбы или ошибками пилотов, нежели как таковыми нарушениями правил…

  Как уже было сказано, в «У-1600» заявилось 13 участников, однако технические проблемы начали давать знать о себе еще до гонки!
  Так новый автомобиль Вадима Евтушенко, работу над которым команда вела и всю ночь накануне гонки, все же оказался слишком «сырым». На тренировке «вылезли» проблемы в рулевой системе, и даже «тормозах», после чего было принято решение не стартовать на этом этапе…

  Также всю ночь накануне велась работа и над «Калиной» Ильи Замулы. В пятницу на тренировке двигатель протянул юному пилоту «руку дружбы», после чего в авральном порядке был подготовлен новый мотор, и это не могло не сказаться в итоге…

  Именно Илья был быстрейшим на тренировке, показав 1 мин 33,446 с, опередив ближайшего, кем стал Вадим Конончук, более чем на пол секунды и почти на 0,7 Руслана Серова.
  Однако на квалификации лучшим все же оказывается возглавляющий после двух этапов зачет «У-1600» Конончук, показавший 1 мин 33,475 с.

  За Замулой осталось второе время в 0,4 секундах от поула, при этом он опередил Серова на призрачные 0,033 секунды.
Четвертое время позади трех лидеров на «Калинах» показал еще не стартовавший в этом году Алексей Дьяченко, однако уже он уступил поулу одну секунду.

  Вслед за ним расположились также выступающие на «восьмерках» Антон Поляничко и Владислав Синани. Разрывы тут оказались довольно существенными, где Синани уступил поулу более двух секунд. При этом Владислав опередил своего напарника по Школе Автодрома «Чайка» Дмитрия Жука всего на 0,085 секунды.

  А вот неожиданно взявший поул на 2-м этапе Павел Марьяненко в этот раз показал только 8-е время, в трех секундах от лучшего. Зато позади него оказалось очень плотно, где пропустивший 2-й этап Сергей Бабак уступил ему всего 0,030 секунды, опередив на мизерные 0,007 секунды Евгения Кошарука, в свою очередь которому 0,070 уступил Александр Гальвес.

  Замкнула пелетон «У-1600» Дарья Терещенко, пока аккуратно получающая кольцевой опыт… И обе гонки этого зачета вновь порадовали зрителей борьбой, в том числе и за первые места…

Менее агрессивно, но по-прежнему остро

  Уже на старте с третьего места разом в лидеры выходит Серов. Замуле удалось сохранить свое второе место, тогда как Конончук опустился на третье. При этом на машине Синани возникли технические проблемы, а его место занял напарник Дмитрий Жук, - он вышел с 7-го на 4-е место, «повиснув на хвосте» у лидирующего трио «Калин».

  Однако уже первый же круг был ознаменован довольно серьезным инцидентом.
  Уступив несколько позиций соперникам, Дьяченко попытался было опередить разом сразу нескольких из них в последнем повороте круга. Да, отчасти у Алексея это вышло, однако скорость оказалась слишком велика, и прямо перед зрительской трибуной, его камуфляжная «восьмерка» влетает в боковую дверь машины Сергея Бабака, отчего того отбрасывает на отбойники!...


  Оба пилота сошли, а за этот инцидент Дьяченко был начислен штраф в 2000 грн. Однако куда важнее было то, что на этом же автомобиле в зачете «Туринг-лайт» собирался стартовать Владимир Апостолюк, что, увы, теперь стало невозможно… А Бабаку с его командой SBRacing, которую они основали вместе с Русланом Серовым, ничего не оставалось, как смотреть он-боарды с машин соперников этого зрелищного инцидента, в котором он стал невинной жертвой…

  Не успели зрители на главной трибуне перевести дух и обменяться впечатлениями от увиденного инцидента.
  Всего кругом спустя при попытке контратаки в борьбе за 5-е место на опередившего его Поляничко, Марьяненко допускает аналогичную ошибку.

  К счастью, в этот раз пострадал лишь сам Павел, вернее его гордость, так как этот инцидент ограничился столкновением с отбойником, которое стоило Марьяненко нескольких позиций на трассе… Впереди же с первых метров дистанции разворачивалась зрелищная дуэль за лидерство, причем тройная!
  На Серова непрерывно оказывал прессинг Замула, тогда как в свою очередь буквально на заднем бампере Ильи находился Конончук.

  Спустя несколько кругов Руслану вроде бы удалось немного оторваться от преследователей, еще один круг и Илья не только настигает Серова, но и преступает к настойчивым атакам на лидера.

  На протяжении еще нескольких кругов ветеран уверенно оборонялся, не давая вчерашнему картингисту, за плечами которого всего один сезон в «больших» кольцевых гонках, опередить себя.

  Увы, но вскоре скоропостижная замена двигателя на «Калине» Замулы сказалась и он «затроил». (Начала «накрываться» «катушка зажигания»). В итоге Илья не только отстал от лидера, но и одного за одним пропускает нескольких соперников, все же сумев закончить гонку на 5-м месте.

  Серов же с этого момента оказался вне конкуренции, в то время как Конончуку на последних кругах довелось отчаянно защищаться от настойчивого внимания со стороны настигшего его Жука. И эта дуэль за второе место завершилась довольно драматично.

  У бросившегося было в последнюю атаку Дмитрия буквально перед последним поворотом гонки взрывается задняя левая покрышка! Из-за этого Жук замедляется и прямо на финише пропускает вперед Поляничко, заканчивающего гонку третьим, тогда как представитель Школы Автодрома «Чайка» стал 4-м…
  При этом на последних кругах этой гонки зрители смогли увидеть еще одно противостояние, где в борьбе за 6-е место сошлись Евгений Кошарук с Александром Гальвесом.

  Несмотря на все попытки, куда более опытный Александр не оставил шанса новичку опередить себя. Восьмым заезд закончил Марьяненко, где последней девятой финишировавшей стала Терещенко…

Решающими стали поломки

  Увы, в автоспорте, зачастую многое решают поломки, но, на это он и является техническим видом спорта. К примеру, после его прорыва в первой гонке и прокола колеса в последнем повороте, во второй Дмитрий Жук и вовсе не смог стартовать из-за отказа КПП.

  И именно отказы техники во многом предопределили исход 3-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам.
  В отличие от двух первых, в этот раз было принято не применять реверсивный старт вторых заездов, так что с первого места в этот раз в бой уходил победивший в первой гонке Руслан Серов. Ветеран сохранил за собой лидирующую позицию, тогда как на второе и третье места выходят соответственно Поляничко с Замулой, сместив разом с 2-й на 4-ю позицию Конончука…

  Уже во втором повороте Илья опережает Антона, а потом в «Картинговом повороте» обгоняет и Серова, тем самым выходя в лидеры! Замула тут же смог оторваться от Руслана, которому в реалии для победы на этапе было достаточно и этого второго места.

  Зато позади двух лидеров с первого круга начинают разворачиваться сразу две дуэли!
  Уже на первом круге в борьбе за третье место Конончук опережает Поляничко, однако Антон не отстает, пытаясь контратаковать. Позади вышедшего на старте с 7-го на 5-е место Марьяненко атакует Владислав Синани, разом прорвавшийся с 9-й стартовой позиции на шестую.

  На выходе из последнего поворота Владислав опережает Павла, которого вскоре обгоняет и Гальвес, а потом после довольно напряженного противостояния с парой смен позиций, оборона Марьяненко падает и перед Кошаруком…

  Если лидирующее трио растянулось по трассе, то к радости зрителей оставался Синани, ставший главным «возмутителем спокойствия».
Выпускник Школы Автодрома «Чайка» не собирался останавливаться на достигнутом.

  Нагнав идущего четвертым Поляничко, Владислав тут же приступил к атакам на него.
  В этот момент на стартовой прямой буквально взрывается мотор на «Калине» идущего третьим Конончка!

  Тем самым, борьба Синани-Поляничко превращается в противостояние за третье место, а всего спустя один круг и вовсе за второе!

  Перед последним поворотом теперь уже на «Калине» Замулы выходит из строя двигатель, после чего Илья сходит, эмоционально «добавляя» своей машине ногой…

 В это же время на оставшейся от двигателя Ильи небольшой луже масла поскальзывается Синани, вместо борьбы за второе место, оказываясь четвертым, выпуская вперед Гальвеса.
  Тем не менее, Владислав не сдался, тут же «принявшись» за соперника, вскоре опередив его во второй раз за эту гонку.

  Вскоре они оба настигают идущего вторым Поляничко и на последних кругах гонки болельщики становятся свидетелями красивого тройного противостояния за второе место!

  Эта борьба продолжалась буквально до последнего метра гонки, однако смен позиций так и не произошло.
  Поляничко финишировал вторым, впереди Синани с Гальвесом.

  5-м стал Кошарук, тогда как последними вновь стали Марьяненко с Терещенко. Настало время подведения итогов.
  С 25 очками за две победы плюс один за балл за быстрейший круг в первом заезде - 1 мин 34,529 с – подиум «У-1600» возглавил Серов. Вторым с 18 баллами за третье и второе места на него поднялся Поляничко, тогда как замкнул подиум Гальвес, собравший 12 баллов.

  Всего один балл ему уступил сошедший Конончук, оказавшийся первым вне подиума.
  Пятым с 10 очками этап закончил Евгений Кошарук, опередив на пару баллов своего напарника по Школе Автодрома «Чайка» Владислава Синани и Павла Марьяненко. Из-за отказов техники по итогам 3-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам Замула стал только 9-м, собрав те же 7 очков, что и Жук, опередив Терещенко, на счету которой оказалось 6 баллов…

  При этом именно за Ильей, которого целый день преследовали отказы техники, осталось лучшее время во второй гонке – 1 мин 34,113 с, за что он получил один бонусный балл. Ближайшим по этому показателю к Замуле стал Серов, уступив ему увесистые 0,7 секунды, в то время как в первой гонке время Замулы было вторым лучшим, всего в 0,123 секунды от рекордного Серова…

  Как и говорилось в анонсе – скорости юному пилоту не занимать, чего ему не хватает, так это банального везения…

Смена лидера

  Две другие кузовные гонки 3-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам объединяли участников классов «Туринг-лайт» и «ВАЗ 2108». Уже на тренировке лучшее время – 1 мин 37,797 с – в младшем из зачетов показал Александр Карнаков, серьезно опередив ближайшего, кем стал вернувшийся в «кольцо» Андрей Гайдамаченко, тогда как неоспоримый лидер этого зачета Сергей Бородин явно не форсировал события.

  Так оно и вышло, и именно Бородин забрал бонусное очко за поул – 1 мин 36,346 с – время, соответствовавшее в районе 8-го квалификационного показателя зачета «У-1600»…
  За Карнаковым осталось второе время, на 0,745 секунды хуже лучшего, тогда как теперь Гайдамаченко уступил Александру лишь мизерные 0,093 секунды.

  А вот Руслан Холявко, обычно не уступавший в скорости своему коллеге-юниору Карнакову, в этот раз был не в ударе, уступив ему 4 секунды!
Как выяснилось, перед этапом на его «восьмерке» произошла замена старого мотора на «новый-старый», который оказался весьма «сыроват». Однако менять его назад на «родной» времени попросту не оставалось…

  Поэтому не удивительно, что Руслан, равно как и набирающийся опыт Александр Еремеев, не смогли и близко приблизиться к лидерам за весь день, закончив этап соответственно 4-м и 5-м… Зато в тройке лидеров зачета «ВАЗ 2108» было весьма напряженно и интригующе.

  Со старта в первой гонке уверенно повел Бородин, однако со временем Карнаков начал его настигать.
  Вскоре Александр не только догнал лидера своего зачета, а и приступил к настойчивым атакам на него.

  Прессинг сказался – на выходе из последнего поворота в своей попытке обороны Сергей резко смещается внутрь, где уже находился автомобиль атакующего его соперника.
  Между ними происходит пусть и минимальный, но контакт, из-за которого ярко-лимонную «восьмерку» Бородина разворачивает! К счастью, зрелищно «пропахав» по траве «треугольника», Бородин возвращается в бой, даже не успев уступить идущему третьим Гайдамаченко, все же закончив гонку вторым.

  Со старта второго заезда повел уже Карнаков, тогда как Бородин оказался в роли догоняющего.
  На протяжении многих кругов Сергей не отставал от нового лидера, вместе с тем и не мог выйти на дистанцию атаки. Чтобы «выжать» максимум со своего мотора, Бородин отключил вентилятор, и, не успел заметить, как двигатель начал перегреваться! Все бы ничего, но в итоге в предпоследнем повороте Сергей буквально поскользнулся на собственном «антифризе»!

  К счастью, удар об отбойник оказался не сильным, и Бородин даже смог протянуть еще один круг, чтобы пройти необходимый минимум дистанции и быть классифицированным, 5-м и последним в своем зачете.
  Подиум «ВАЗ 2108» с 24 очками за две победы возглавил Карнаков, тогда как вторым, к его собственному удивлению, на него все же смог подняться Бородин.

  Пусть он закончил вторую гонку последним 5-м в классе, зато бонусные очки за поул и быстрейшие круги в обоих гонка (1 мин 36,912 с и 1 мин 36,644 с) позволили Бородину собрать сумму в 19 очков. Она оказалась на один балл больше, чем у финишировавшего третьим и вторым Андрея Гайдамаченко, занявшего в итоге третью ступень подиума… В свою очередь три балла ему уступил Руслан Холявко, еще на два опередив Александра Еремееева…

  При этом нельзя не отметить, что Карнаков в обоих заездах был очень близок по скорости к Бородину уступив ему с точки зрения лучшего круга сначала пол секунды, а потом всего 0,107 с…

Между братьями и не только

  Как уже было сказано, благодаря разделению на отдельные заезды зачета «У-1600», многие из его участников не только формально дозаявились в «Туринг-лайт», но и реально вышли на старт. Правда, точно также многие из них пройдя небольшую часть дистанции, сошли в первой гонке, поберегя технику для основного как для них зачета, а до второго заезда техника некоторых уже попросту не дожила…
  Тем не менее, изначально стартовое поле обоих этих заездов с лихвой переваливало за десяток машин, что не могло не радовать глаз болельщиков.

  Главное, что тут так и не смог выйти на старт Владимир Апостолюк, тем самым оставив братьев Скузов без какой-либо реальной конкуренции… В этот раз на машине Игоря не возникло технических проблем и он выиграл на этапе, что называется, «в одни ворота».
Сначала он возглавил протоколы тренировок, а потом и квалификации.

  Игорь Скуз показал 1 мин 26,726 с, опередив своего старшего брата Олега на увесистые 4 секунды…
  В обоих гонках 3-кратный Чемпион Украины уверенно уходил в отрыв, попутно показывая лучшие времена в классе (1 мин 27,083 с и 1 мин 27,139 с), заработав возможный на этапе максимум в 27 очков, тем самым впервые в этом году возглавив подиум.
Зато технические проблемы в этот раз возникли на «Форде» Олега Скуза.

  В первом заезде у него оборвало ремень, «питающий» генератор и насос, однако после ремонта на пит-лейне Олег смог вернуться в гонку.
  Пройдя необходимую дистанцию, он был классифицирован 3-м (и последним) в классе, тогда как вторым тут стал Александр Гальвес.

  Во втором заезде у старшего Скуза не возникло проблем и он закончил его вторым, теперь впереди Гальвеса.
  Тем самым у обоих на счету оказалось поровну, по 18 очков, однако с учетом того, что Олег финишировал выше соперника в решающем втором заезде, именно он поднялся на вторую ступень подиума «Туринг-лайта», который замкнул Гальвес.

 Вот таким, интересным и довольно напряженным, выдался 3-й этап Чемпионата Украины по кольцевым гонкам, который порадовал болельщиков достаточным количеством борьбы, включая и за первые места, а также подарив собравшимся на трибуне зрителям острые моменты почти в каждой из четырех гонок, включая пару столкновений, как с соперниками, так и отбойниками…

  При этом в подавляющем большинстве случаев участники вели себя в рамках правил, а все «спорные моменты» носили скорее характер ошибок, нежели умысла…
  Впереди месячный перерыв, а в середине августа всех ждет 4-й этап Чемпионата Украины по кольцевым гонкам, который традиционно гостеприимно примет Автодром «Чайка»…

Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков
Фото Игорь Цыбко и автора