Несмотря на любительский статус очередного «Ралли Чайка», традиционно в нем присутствовало немало спортивной техники и профессиональных спортсменов тоже. Сегодня поведаем о борьбе среди них.

  Как уже было сказано, в итоге стартовая ведомость «Ралли Чайка-2019» насчитала 76 экипажей. Это при том, что предварительные заявки подали 88 пар участников. К сожалению одним из тех, кто так и не стартовал, стал ветеран украинского автоспорта Руслан Кучер, появление которого наверняка ждало немало болельщиков – его новая 112-я оказалась не совсем готова, а жаль.

Про трех пилотов, выступавших на мощных «задуженных» полноприводных автомобилях мы уже поведали.

  Повторимся, что Денис Лохман с Дмитрием Зиновьевым заняли 3-е место в абсолюте, уступив победителю всего 8,7 секунд, при том, что на их счету оказалось 15 секунд штрафов, тогда как Павел Копылец с Евгением Борщенко после проблем, включая и небольшой вылет, в итоге стали только 27-ми.

  Настал черед спортивного монопривода SP2WD, тем более что внутри этого зачета велся еще один подзачет, так и названный - просто Sport. Воистину, буквально «спорт в спорте».

Так почему все-таки спорт?!

  Несмотря на заявленный статус подобных соревнований как «ралли на серийных автомобилях», традиционно на их старт допускаются и спортивные автомобили. Естественно, дабы сохранялся паритет – они едут в своих отдельных зачетах. Более того, мощные «квадроласты» и вовсе выступают в Трофее ФАУ вне зачета – их экипажи борются только в абсолютном зачете, за места на отдельно взятой гонке.

  К тому же в самом Трофее ФАУ традиционно не существует как такового общего зачета. Официальные результаты выводятся только по классам, тогда как «абсолют» имеется в хронометраже и потом числится только как протокол гонки, но не этапа.
Тут нельзя не сказать, что одновременное ведение абсолютного и индивидуального зачета вносит изрядные путаницы, и таковых хватало и на «Ралли Чайка-2019».

  Но, наверное, это неизбежно при таком количестве стартующих и нескольких классах. Вдобавок еще и немалый процент новичков и совсем неопытных участников, допускающих ошибки далеко не только при прохождении множества коварных ретардеров на трассе.
Ведь раллийная дисциплина это не только «pedal to the metal».

  Это еще и целая наука с арифметикой для штурманов по ходу всей гонки, где ошибка на «контроле времени» может стоить не только секунд, а и целые минуты, которые потом на трассе отыграть уже попросту невозможно…
  Примечательно, что среди таких новичков или почти не имеющих никакого раллийного опыта, оказалось сразу несколько кольцевиков. По сути, именно для них и был «зарезервирован» подзачет «Спорт».

  Собственно класс SP2WD предназначен для любого спортивного («задуженного») автомобили с приводом на одну ось и атмосферным двигателем рабочим объемом до двух литров.
  Нужно сказать, что каких-либо других ограничений тут не имеется, так что машины некоторых участников SP2WD отличаются немалой степенью доводки и форсировки двигателей.

  Именно виду этого и было принято решение, ввести отдельный, так сказать внутренний, подзачет «Спорт».
  Хотя официально в нем также можно было стартовать и на 2-литровом моторе, в реалии он был предназначен для кольцевых «ВАЗов». Можно сказать, что участники разделились самостоятельно, а официально главным отличием «Спорта» от «материнского» класса SP2WD являлась обязательная моношина Nokian. И это более чем правильно.

  Таким образом, шансы всех в этом подзачете полностью уравнивались – ведь «резина» на любой гонке, тем более полностью асфальтовой, да еще и в мороз – это, пожалуй, определяющий фактор №1. Не важно, сколько мощности под капотом, если ты не сможешь эффективно «приложить» ее к покрытию дороги!...
  Сам SP2WD насчитал в целом 16 машин. Тем самым, этот зачет стал вторым по массовости классом на «Ралли Чайка-2019», уступив только серийному 2WD1600 с его 20 экипажами.

  Подзачет же «Спорт» составил почти половину от SP2WD – 7 участников. Трезво смотря на вещи, выступая на довольно скромных, близких к стоковым 1,6-литровых «ВАЗ-ах», да еще и обутых в дорожную резину против «псевдосликов» большинства других участников SP2WD, «спортстмены» не могли и близко составить реальную конкуренцию лидерам этого зачета. Поэтому сначала именно о них.

Вне конкуренции

  Действительно, как минимум пара лидеров зачета SP2WD на той гонке оказались буквально вне конкуренции. Причем Виталий Геращенко, выступая на «заряженной» 1,9-литровй Honda CRX вместе с его штурманом Еленой Ивановой и вовсе выиграли в «абсолюте». Об этом уже было подробно рассказано. Тем не менее, этот триумф заслуживает повторения.

  Шутка ли, но уже в субботу ночью на «ночных» СУ Виталий показывает просто невероятные времена, начав с 4-го в «абсолюте». Причем он закончил первую «Чайку» в мизерных полусекунде от лучшего и это после 5 километров почти в кромешной тьме!
Не удивительно, что на слаломном «мототреке» Виталий и вовсе третий.

  Потом все же 6-й на длинном «допе» и уже почти в 10 секундах от победителя, (машина которого в разы превосходила его «Хонду» по мощности), и 4-й на финальном «колизее».
  Если брать только «индивидуальный» зачет, не учитывая спортивный полный привод, из которого впереди Виталия и так оказался лишь один пилот, то субботу Геращенко закончил третьим! При этом он ступал лишь двум лидерам зачета 4WD, проигрывая Евгению Рахмайлову на его серьезно «прокаченной» Subaru после четырех СУ менее 5 секунд!

  Посветлу, когда большинство обрело куда больше уверенности, понятно, что времена пилота пусть и довольно мощной, но моноприводной «Хонды» все же несколько замедлились.
  Тем не менее, худшим для Геращенко за всю гонку стал аж 8-й показатель на длинном СУ9. Но и тут, с пяти километров его «проигрыш» составил всего 8 секунд и это лучшему из «квадроластов», тогда как остальным и того меньше!...

  Ну а потом были проблемы у соперников Виталия плюс его собственная скорость и никаких ошибок ни на самой трассе, ни со стороны штурмана. Как результат – совершенно никем неожиданная и великолепная победа скромной «Хонды» при наличии в пелотоне дюжины полноприводных машин и немалого количества мощного «стокового» монопривода…
  Но не сильно уступал лидеру зачета SP2WD и Кирилл Каландирец, которому ассистировал Артем Гуменчук.

  Они выступали также на довольно мощном, но заднем приводе – BMW 320, которую многие привыкли скорее видеть на дрифте.
  На первом же СУ, где его «бэха» выделялась из всего пелотона зеленой неоновой подсветкой, Кирилл 10-й в абсолюте.

  Куда выше Каландирец на «колизее» - 4-й, аккурат за своим прямым соперником, что не удивительно, с учетом в прошлом его немалого опыта на слаломе.
  На втором проезде по «Чайке» зелена UFO уже 7-я в «абсолюте», вновь прямо «на заднем бампере» у Геращенко, уступив ему с пяти км призрачные 0,03 секунды!

  После этого менее удачный «мототрека» с 8-м временем в «абсолюте», но 2-м в классе, менее чем в секунде от соперника.
  По итогам субботы Каландерец находился на две позиции ниже в индивидуальном зачете и вторым в классе SP2WD, в 13 секундах «позади» от Геращенко. В воскресенье Кирилл продолжил так же уверенно.

  Естественно, дрифтер не мог не порадовать зрителей просто таки филигранным прохождением «бочки» с ручником, которую его «БМВ» чуть ли не «облизывала», причем делала это невероятно быстро!
  После 10-го и 11-го времен в «абсолюте» среди всех участников сутра, Каландирец поднимает темп, показывая 8-е время на «Чайке» и третье на втором «мототреке», в этот раз пусть и менее чем на секунду, но опережаю Геращенко.

  На следующей «Чайке» он 7-й, прямо позади своего главного соперника, все же уступая ему еще пару секунд. Затем Виталий и вовсе выигрывает в абсолюте на «мототреке», хотя понятно, что отыграться на «фигурке» у быстрого соперника было просто невозможно – всего пол секунды.
  На заключительной «Чайке» Каландирец снова финиширует на одну позицию хуже своего визави, при этом 6-м в «абсолюте», уступая Геращенко с пяти км три секунды.

  На том самом, финальном «колизее», котором Геращенко чуть было не стал лучшим, но который принес ему победу в «абсолюте» во всей гонке, Каландирец 4-й среди всех, правда, в 1,5 секундах позади от визави.
  В итоге, хотя если брать остальных участников SP2WD, Кирилл более чем серьезно превзошел их всех, показав почти на всех СУ времена в топ-10, а порой и в топ-5 «абсолюта», все же в итоге он уступил победителю своего класса (и «по совместительству» всей гонки) весомые 33 секунды.

  Но, остальные участники зачета SP2WD оказались куда дальше от двух лидеров. Среди них и кольцевики из подзачета «Спорт».

«Спортивная» завязка…

  Стоит еще раз оговориться, что сравнивать показатели пилотов «Спорт» и тех, кто выступал на более мощных машинах, и, главное, на куда более подходящей «резине» будет в корне не корректно. Более того, рассматривать их времена в «абсолюте» при серийной дорожной резине, на которой ехали кольцевики, будет и вовсе неправильно.

19 воьмерка

  И, тем не менее, победитель «Спорта» стал третьим по итогам гонки в SP2WD, пусть и уступив победителю этого класса 2 минуты. Более того, именно «спортсмены» расположились с 3-го по 7-е места в материнском зачете, оставив позади многих участников, выступавших на «псевдосликах», а некоторые и на более мощных машинах. Но, самое интересное, это собственно борьба внутри самого подзачета.

  При наличии в нем неоднократного Чемпиона Украины в кольцевых гонках Сергея Юнашева, имеющего и опыт «больших» ралли, большинство было уверено именно в его победе. Однако и тут, как и во всей гонке, мы получили совершенно неожиданного победителя!
  Компанию «Юнге» на «Ралли Чайки-2019» составили его напарники Владислав Синани и Сергей Беляев, хотя с цветами их команды SDrive, официально не заявившейся в соответствующий зачет, выехало еще сразу несколько участников, причем сразу в нескольких зачетах.

  Главное, что довольно неожиданно на старт гонки вышел Евгений Крамар, выступавший на машине команды Sport Car Service «из под» Антона Поляничко. В прошлом титулованный украинский картингист, так же не без успеха, но непродолжительно выступавший и в «большом кольце», Евгений уже несколько лет как сконцентрировался на тренерской работе, «повесив шлем на гвоздь». И, судя по всему – напрасно!

  На «Ралли Чайка-2019» состоялся еще один «come back», так сказать «с нюансом».
  На старт вышел пилот также официально не завившейся команды Sport Car Service Павел Марьяненко. Согласно протоколов, ему ассистировал ни много, ни мало Сергей Скок, основавший эту команду вместе с Владимиром Апостолюком. За плечами Сергея тоже успешная карьера в картинге, а потом старты и высокие финиши и в «кольце» и в ралли. Однако и Сергей уже много лет практически целиком занимается тренерской работой, совсем изредка стартуя в «кольце» или на «Ралли Чайка».

  Но в этот раз, в реалии за рулем всю гонку находился как раз Скок, что совершенно в рамках правил как ралли в целом, так и Трофея ФАУ в частности.
  Именно Крамар, штурманом у которого выступила Любовь Бортяна, и Скок с Марьяненко стали главными соперниками Юнашева, штурманом у которого выступал инструктор SDrive и также недавно дебютировавший в «кольце» Алексей Рыжов.

  На первом «ночном» СУ «Юнга» берет верх, причем опережает ближайшего, кем стал Крамар, разом на 5 секунд и на 10 Скока.
На первом мототреке довольно неожиданно лучшее время в «Спорте» остается за делающим только свои первые шаги в автоспорте Олегом Грицаем, которому ассистировал Евгений Сулима. Однако лидер SDrive уступил своему новому напарнику лишь призрачные 0,06 секунды, вновь опередив Скока и Крамара.
  На второй «Чайке» в кромешной темноте Юнашев снова наносит удар. В этот раз Крамар уступил ему 3 секунды, а Скок 8.

  На мототреке теперь также неожиданно «выстреливает» Беляев, которому ассистировала Евгения Грищенко.
  Скок показывает второе время, опережая на 3 секунды Крамара, тогда как Юнашев тут только 5-й, уступив казалось бы на коротком однокилометровом СУ сразу несколько секунд соперникам!

  По итогам субботы «Юнга» остался первым, опережая почти на 7 секунд Крамара и на 13 Скока, однако в воскресенье фаворита ждал настоящий спортивный бой.

… и неожиданный победитель «№ два»

  Утреннюю «Чайку» Сергей выигрывает, однако Крамар менее чем в секунде от него, а Скок в трех. Первый «мототрек» засветло остается за пилотом и основателем SCS, причем на этом коротком слаломе Скок разом «навозит» две секунды тезке и три Евгению! А дальше-больше.

  Свой первый СУ на этой гонке выигрывает Крамар, опережая на второй «Чайке» Скока более чем на три секунды и, главное, Юнашева разом на 12 секунд!
  Юнга ошибся на одном из коварных ретардеров, заехав на него с той стороны. После чего он был вынужден сдавать назад и «вписываться», дабы не получить штрафов. И, это стоило Юнашеву лидерства!

  Именно Крамар выходит на первую строку зачета «Спорт», правда, с перевесом всего 3,7 секунды над Юнашевым и 8 над Скоком.
  На втором «мототреке» побеждает еще один пилот SDrive – Владислав Синани, которому ассистировал Андрей Булавинов.

  Скок тут второй, отыгрывая всего одну десятую у Юнашева и разом две секунды у Крамара.
  После обеда Юнашев вновь лучший на «Чайке», опережая почти на две секунды Крамара и почти на три тезку. Тем самым, отставание «Юнги» от нового лидера сократилось до мизерной одной десятой секунды!

  На «мототреке» вновь, как и накануне, «выстреливает» Грицай, но, главное, Скок второй, опережая менее чем на секунду Юнашева и почти на две Крамара.
  Именно этот разрыв в одну секунду между Юнашевым и Крамаром вновь выводи «Юнгу» в лидеры зачета «Спорт». При этом его перевес составлял лишь 0,9 секунды над Крамаром и 6 над Скоком. Впереди оставалось два заключительных СУ – шесть км, и, как и в «абсолюте», они стали решающими!

  Евгений не только выигрывает последнюю «Чайку», но и показывает на ней лучшее время дня для этого зачета – 3 мин 21,9 секунды. Более того, Крамар разом опережает на 7 секунд Юнашева, тогда как Скок уступает ему только полторы секунды.
  Тем самым, Крамар вновь захватывает лидерство, причем теперь с перевесом ровно в 4 секунды над Юнашевым. А к Сергею вплотную, на расстояние 2,6 секунд приближается еще и Скок!

  На последнем СУ гонки именно Сергей мобилизируется, показав лучшее время дня для подзачета «Спорт» на мототреке. Соперники же наоборот, серьезно как для однокилометрового «допа» уступают – Юнашев только 4-й, а Крамар и вовсе 6-й и последний в этом зачете! Однако, Скоку не удалось повторить «маневр» Геращенко.
  Да, на финальном СУ «Ралли Чайка-2019» Юнашев уступает тезке 2,5 секунды, а Крамар и вовсе 4,4 секунды! Однако диспозиция не поменялась, но, каковы итоговые разрывы в «Спорте»!

  Евгений Крамар вместе с Любовью Бортян первые в подзачете «Спорт», третьи в целом в SP2WD и 12-е в «абсолюте». Их победный перевес над Юнашевым с Рыжовым составил всего 2,1 секунды, тогда как Скоку с Марьяненко до «серебра» подзачета «кольцевиков» не хватило… призрачной одной десятой секунды!

  Мягко говоря, неплохая развязка. Пусть речь шла даже не о «целом» зачете, борьба в подзачете «Спорт» если рассматривать топ-3-ку, стала самой плотной из всех классов на «Ралли Чайка-2019»! Остальные участники как подзачета «Спорт», так и в целом класса SP2WD, оказались довольно далеко от лидеров, но отметим и их.

И позади лидеров

  Хотя Владислав Синани начал так сказать аккуратно, тем не менее, он постепенно прибавлял, и вовсе выиграв заключительный ночной «колизей».

  На ночлег пилот SDrive ушел 4-м, пусть и серьезно уступая лидерам «Спорта», зато опережая не только своих «пододноклассников» но и почти всех «старшеклассников» из SP2WD.
  В воскресенье Синани продолжил в «том же духе», начав только с 5-го времени, зато уверенно проходя «мототреки», один из которых он выиграл.

  Затем были пара куда более уверенных 4-х времен на «Чайке» и в итоге Владислав закончил гонку 4-м в «Спорте», менее чем в минуте от подиума и 6-м в SP2WD.
  43 секунды на финише напарнику по SDrive уступил Олег Грицай, который вторил ему, показав пару вторых времен на «мототреке» и выиграв один из них в воскресенье.

  Позади этого квинтета «Спорта» гонку закончил еще один кольцевик – Вадим Кушнир, которому ассистировала Карина Ефанова.
  Да, его «восьмерка» была обута в более «серьезную» резину, чем у коллег по «кольцу». Однако нельзя забывать, что Вадим только в этом году впервые пришел в автоспорт в целом, и для них с Кариной ралли тем более было «в диковинку».

  Отсюда и 20 секунд штрафов, да и ошибок на «зажатой» местами раллийной трассе, временами сильно отличающейся от «кольца» хватало…
  Позади «банки с черной игрой» гонку закончил еще один пилот SDrive – Сергей Беляев, который серьезно потерял на второй ночной «Чайке».

  Сергей ошибся на одном из ретардеров, но честно вернуося и развернулся, что стоило ему в итоге добрых 20 секунд.
  На первой утренней «Чайке» Беляев четвертый в «Спорте», а потом показывает еще пару 5-х времен, в итоге, все же став только 6-м и последним в подзачете, но далеко не последним в SP2WD, где он уступил Кушниру всего 5 секунд.

  Решившие выйти на старт ралли пара еще недавних кольцевиков Максим Флоров и Дмитрием Иванько изначально скорее нацеливались «на участие». Для Максима, уже пару лет сконцентрировавшегося только на горных гонках, это было первое ралли в жизни, не говоря о ночных «допах».

  И хотя эти кольцевики ехали на «свободной» резине, она была из той «что была»
  В итоге Максим с Дмитрием финишировали 11-ми в зачете SP2WD, уступив менее минуты Тарасу Мотвиенко с Иваном Лукьяненко, выступавшим на «задуженном»… универсале BMW 323!

  Последними же в SP2WD стали новички Александр Асташов и Вадим Савин, выступавшие на спортивном 206-м «Пыжике».

  Нельзя не отметить еще одного ветарана украинского автоспорта Руслана Серова, которому ассистировал Игорь Мельник, ехавшему в подзачете «Спорт».
  К сожалению, у них незаладилось с самого начала, включая поломку подвески уже в субботу. Серов устранил неисправность, но сутра уже начала «капризничать» электрика.

  Очередная «реанимация» и Серов показывает 3-е и 4-е времена на длинной «Чайке», после чего его «Калина» буквально отказалась заводиться и выезжать на последний круг гонки!...
  Из-за отказа его «восьмерки» выбыл и Александр Карнаков, пару лет назад не без успеха выступавший в «кольце».

  Вместе с Даниилом Ивановым в первой половине гонки они «обменивались» временами с экипажем Иван Матвеев-Вячеслав Монастырский, также выступавшими на спортивной «восьмерке». Правда, речь шла только о борьбе в районе 10-го места зачета SP2WD.

  В итоге Иван с Вячеславом сходят из-за отказа КПП ровно на середине воскресенья, тогда как Александр с Даниилом прошли еще пару СУ, но тоже выбыли из-за предательского отказа «железа».

  А о борьбе в стоковых классах, которых на «Ралли Чайка-2019» было сразу четыре и где тоже хватало своей интриги и драматизма, в следующем материале…


  Вячеслав Щербина
  Фото Вадим Чайковский, Евгений Сокур и автора