«Монте Карло Ралли-2022», а точнее противостояние двух «Сэбов» на нем, стало настоящим подарком для всех болельщиков и великолепным стартом юбилейного 50-го сезона Чемпионата Мира по ралли WRC. Но такой развязки даже самые die hard «фэны» не ожидали!

  Печаль заключается в одном – оба на сегодня являются пенсионерами, по крайней мере, - с точки зрения регулярных выступлений в Чемпионате Мира по ралли WRC. И не исключено, что такой борьбы на трассе между двумя этими легендами мы больше никогда не увидим!

Еще невероятнее то, что для Себастьяна Лёба эта раллийная пенсия наступила аккурат 10 лет назад! 2012-й сезон стал его последним полным на раллийной вершине.  Тогда после впечатляющих 9 побед в 13 этапах, включая и «Монте Карло Ралли», он завоевал свой рекордный 9-й чемпионский титул, причем все подряд (!), после чего решил уйти «на покой».…
  Чтобы тут же, спустя всего пару месяцев, во второй раз подряд и седьмой в сумме снова выиграть «Монте Карло Ралли».Причем тогда, в 2013-м, вторым финишировавшим был никто иной, как второй «Сэб», тот что Ожье. Истории свойственно повторяться? Как обычно, обо всем по порядку.

Это WRC и это «Монте Карло Ралли»!

  И этим действительно сказано все! Но даже на этом уровне и на этой гонке, даже когда речь шла о двух самых сильных раллийных пилотах в мировой истории ралли, мало кто ожидал таких сюжетных поворотов, которые в итоге разыгрались перед всем нами!  Накануне как раз на самом сложном «допе» дня, а, по сути, и всей гонки, - заснеженном и обледенелом на вершине и абсолютно сухом с обеих сторон «Систероне», - Ожье наносит как на тот момент казалось решающий удар. Причем сделал он это дважды!
  Отыграв на двух прохождениях по этому «допу» 21 секунду у Лёба, именно настолько «Сэб-2» смог оторваться от своего куда более опытного, но и возрастного визави.Тем не менее, в заключительный день участников «Монте Карло Ралли-2022» ждали еще четыре СУ и 67 «боевых» километра. Включая финальный Power Stage, уже много лет приносящий дополнительные очки за лучшие времена на нем.
  Во многом, именно наличие этого СУ и определяло тактику большинства экипажей категории «Ралли1», да и не только их, так как бонусные очки в реалии на нем начисляются во всех классах.  Из-за больших временных разрывов позади двух Себастьянов, все без исключения их одноклассники думали только о дополнительных очках. Так что на первых трех СУ все они попросту экономили резину, а при первом прохождении по будущему «силовому» делали пометки в стенограмме, идя в режиме «разведка боем».
  Однако два главных дуэлянтов, два настоящих «шоу-стоппера» этой гонки не могли позволить себе такой утренней воскресной «прогулки»!Более того, хотя экипажи вновь встретило солнце, воскресное утро оказалось самым морозным из всех дней гонки. А это означало, не только скользкие дороги, но и то, что поутру они не «чистились». Скорее наоборот!
  На многих участках с каждым прохождением очередной машины лед никуда не исчезал, а наоборот, - как бы «шлифовался»!Таким образом, во многих местах, особенно в тени, после проезда все большего количества машин трасса становилась только сложнее! Ведь он неспроста называется «черным льдом» - его попросту не видно, даже самым опытным из пилотов! Поэтому на первом воскресном утреннем СУ многие ехали даже медленнее, чем накануне на заснеженном отрезке «Систерона»! Попросту тот давал даже больше сцепления с дорогой, чем пресловутый «черный лед».  Как раз это обстоятельство было отнюдь не на руку двум претендентам на победу, так как по все тому же реверсивному порядку Себастьяны ехали последними среди нового топового класса машин «Ралли1». Но и это не все!
  Ко второму прохождению, - а день состоял из двух повторных проездов по двум «допам», - во многих местах на трассу выносилось немалое количество грязи и, главное – камней!Нельзя забывать, что раллийный пелотон «Монте Карло Ралли-2022» по-прежнему насчитывал порядка шести десятков машин. Многие из них беспощадно «резали» углы, делая трассу еще более сложной и коварной! К тому же, грозя еще и проколами…
  Более того, ко второму прохождению местами лед все же начал поддаваться солнцу и таять, при этом оставаясь в тени.Стоит ли говорить, что все это сделало покрытие еще более непредсказуемым!... Не говоря уже о том, что на «Пауэр стэйдже» имелось сразу пару отрезков со спусками, что еще больше добавляло «перчинки» в проезд по нему. Так что сценарий на развязку этой великолепной дуэли двух многократных Чемпионом Мира и двух рекордсменов-покорителей «Монте Карло Ралли» действительно оказался достойным уровня этих пилотов!

И такое возможно только тут!

  Пока остальные экономили резину к Power Stage, двум протагонистам нужно было думать, как не совершить ошибку, вместе с тем, не теряя в скорости. При этом оба находились в совершенно равных условиях. Они не только шли один за одним по трассе, но и выбрали совершенно одинаковую «резину». А именно шесть колес самого твердого для этой гонки «компаунда», коим являлся «софт».  Разделявшие их после субботы 21 секунда по раллийным меркам довольно большой разрыв. Это если рассматривать его с точки зрения преследователя и «при прочих равных». Вместе с тем, совершенно не комфортный, если говорить о лидере! Лишь одна небольшая помарка могла сократить его вдвое, а чуть большая ошибка и вовсе свести на ноль. Буквально.
  Как для «гончей», главной задачей Лёба являлось оказание прессинга на нового лидера «Монте Карло Ралли-2022». И, несмотря на невероятно коварную трассу длинной ровно в «20 боевых» км с «черным льдом», он это делал!Хотя на его финише Лёб и пожаловался на то, что ему было трудно держать ритм, именно «старый лис» выигрывает первый же утренний СУ. Пусть только на 1,1 секунду, но он сокращает свое отставание от показавшего 2- время Ожье до 20 секунд.
  Однако уже на следующем отрезке, - первом прохождении по будущему «Пауэр стэйджу», - верх в этой паре одерживает как раз действующий Чемпион Мира по ралли.Лучшее время в реалии тут остается за Тьерри Нёвиллем. Ожье уступает ему почти 2 секунды, но, главное, опережает на 4,5 своего главного визави. На финише этого СУ Лёб пожаловался, что состояния покрытия постоянно менялось, поэтому он не мог держать нормальный ритм.
  Тем самым на середине последнего дня преимущество Ожье подросло до почти половины минуты – 24,6 секунды, если быть более точными.Причем если не считать дозаправки, времени на передышку, тем более на «Сервис» у участников не было. Не говоря уже о замене колес.
  «Монте Карло Ралли-2022» действительно во многом стало как своего рода марафоном, так как ни в один из дней на нем не было хотя бы 15-минутного обеденного «Сервиса». Возможно, именно опыт, полученный Лёбом на «Дакарах», с которого он только вернулся, причем со вторым местом, сказался.  Но и Ожье не «лыком шит». После окончания первого воскресного круга он сказал, что «…был очень аккуратен, опасаясь прокола, не резал повороты и ехал подальше от острых краев трассы». Судя по всему, он «как в воду смотрел»!
  На повторном прохождении по 20-километровому «допу» Ожье пробивает колесо! Ему удается финишировать на «размотанном» переднем левом колесе, но это стоило 34 секунды и лидерства в гонке!Леб же напротив, показывает тут лучшее время, сбрасывая 3 секунды с утреннего показателя Ожье. Теперь, всего за всего один «доп» до финиша, уже Лёб являлся лидером, опережая своего тёзку на 9,5 секунд. Но сюрпризы этой гонки на этом не закончились!
  По официальному хронометражу на решающем финальном СУ гонки Ожье показывает 5-е время, в 8 секундах от лучшего, которое осталось за его новым совсем еще юным напарником Калле Рованперой. Лёб же финиширует на одну позицию выше, опережая своего визави на 1,1 секунды, тем самым побеждая в «Монте Карло Ралли-2022».  Однако все эти цифры, равно как и официальный итоговый разрыв между ними в 10,5 секунд, в реалии совершенно не передают всего того, что происходило на этом «Пауэр стэйдже»! А на нем разыгралась настоящая драма, под стать всей этой гонке, этому эпическому противостоянию этих двух величайших пилотов ралли!

Power Stage, стоящий почти всей гонки!

  Для начала нужно вернуться на один СУ назад. Пусть и на платных каналах, фактически вся гонка транслировалась в прямом эфире. Кроме того самого рокового предпоследнего СУ, на котором Ожье пробивает колесо. Он стал единственным, с которого «картинка» вещалась только на платном канале самого WRC. Ирония, особенно для тех фанатов, кто смотрел всю гонку «лайв»…
  Более того, только на финише этого «допа» у участников не брались блиц-интервью!Попросту к тому моменту все СМИ отправились на финиш решающего «Пауэр стэйджа», завершающего гонку. Это вполне объяснимо.
  На переезды, тем более в горах, требуется время, а почти все воскресные СУ шли один за одним, с минимальными перерывами между ними. Ну а кто захочет пропустить собственно финиш гонки, да еще и после такой эпической дуэли?!...  Так что все те проблемы и эмоции вместе с ними связанные, которые пережил экипаж Ожье на трассе и после финиша того СУ остались в самом прямом смысле слова «за кадром»! Но далеко не только они! Попробуем все же восстановить картину полностью.
  Как уже было сказано, в действительности все остававшиеся в строю одноклассники двух «Сэбов» с самого утра только и думали, что о бонусных очках, которые приносит Power Stage. И с его стартом, что называется – игра началась! Причем перед этим всех ждал еще один регрупинг.Сначала на нем стартовало непривычно много пять экипажей лидеров младшего зачета WRC2, и только затем в реверсивном порядке все пилоты «Ралли1». 
  Иными словами, два «Сэба» шли последними в этой отдельной голове пелотона «Монте Карло Ралли-2022». Причем теперь Ожье уходил на него предпоследним, а Лёб последним. Все это означало лишь одно - еще больше грязи и камней в поворотах для обоих. Хотя бы оба продолжали находиться в равных условиях.  Первым реальную отметку в этой погоне за пятью бонусными очками устанавливает едущий первым среди пилотов класса WRC Элфин Эванс. Причем двукратный вице-Чемпион сбрасывает разом почти 14 секунд с утреннего лучшего времени на этом «допе», показанного тогда Нёвиллем.
  Сам Тьерри в этот раз тоже предсказуемо ускоряется, но не дотягивает до показателя Эванса 1,7 секунды. Затем после Гаса Гринсмита, который не стал форсировать события, «на охоту» за очками выходит еще один пилот «Тойоты» - Калле Рованпера. Юный пилот просто таки мчится по трассе и ему удается показать новое лучшее время.  Он опережает куда более опытного напарника на 0,8 секунды, тем самым, улучшая утреннее время на 15 секунд! Однако позади шла топ-3-ка ралли. Правда, занимающий третье место Крэйг Брин предпочел «синицу в руках», и не стал гнаться за бонусами. Однако у двух претендентов на победу такой возможности для расслабления попросту не было!
  И Ожье, как и все остальные не просто мобилизируется, а в реалии опережает своих напарников по «Тойоте», устанавливая на заключительном СУ лучшее время.Причем он превосходит показатель Рованперы почти на две секунды! Однако еще когда Ожье мчал по этому 14-киломтровому «допу», ему вдогонку летит «весточка» о фальстарте на этом СУ, за что стандартно полагается штраф в 10 секунд! Естественно, Себастьян узнал о них только на самом финише.
  Более того, по правилам эти секунды не просто плюсуются к общему времени на ралли, а именно к показанному на этом СУ времени! Именно поэтому официально Ожье оказывается только 5-м на «Пауэр стэйдже».  Тем самым, он теряет не только победу в гонке, но еще и верных 4 бонусных очка. Действующему Чемпиону Мира официально довелось довольствоваться только одним из них, присваиваемом за 5-е время на этом СУ. Правда, с учетом его «пенсии», главным тут являлась вовсе не потеря бонусных баллов!

И все же именно он «маэстро»!

  Пока оба «Сэба» все еще шли на «Пауэр стэйдже», пенальти Ожье доводит отрыв Лёба от него до 19,5 секунд. Однако в реальности, на самом СУ, пытаясь балансировать в скорости и осторожности, Лёб уступает Ожье ровно 9 секунд! Иными словами не будь того штрафа в 10 секунд, судьбу победы на «Монте Карло Ралли-2022» решили бы ровно пол секунды! Да да, именно так – только 0,5 секунды!Из 10,5 секунд окончательного официального разрыва между двумя «Сэбами» - 10 составляют тот самый штраф за фальстарт. И вот тут хочется остановиться отдельно на одном аспекте.
  Да, пусть и лишь с полусекундным преимуществом, что само по себе звучит умопомрачительно, Лёб все равно выиграл бы.Хотя, не лишним тут будет вспомнить рекордную 0,2-секундную победу на «Ралли Иордании-2011» Себастьяна Ожье над Яри-Матти Латволой … который по иронии уже несколько лет является его боссом в «Тойоте». Однако фальстарт то произошел не сам по себе!
  Да, это не редкость в ралли и даже на этой гонке они были отмечены, но не на вершине раллийной иерархии.После финиша Ожье оправдывался, что «…услышал какой-то странный звук из двигателя и, возможно, чуть раньше отпустил сцепление». Или тут все же будет уместно говорить о психологическом прессинге, оказанном со стороны соперника на него? Тем более можно вспомнить о том самом роковом пробитом колесе на предпоследнем СУ.
  Как потом выяснилось, прокол Ожье получил вовсе не «случайно» от вынесенных на трассу камней и не «на ровном месте»!«Сэб-2» в прямом смысле слова пробил колесо в одном из левых поворотов, неудачно срезав его. То есть сделал то, чего он так опасался все утро! Наверное, это тоже результат прессинга?
  Но не будем тут спекулировать, тем более что найти «правду» в этих двух моментах будет задачка похлеще тех, что много лет решали агенты Малдер и Скалли… Вернемся к фактам, ибо как раз они неоспоримы.  Для Себастьяна Лёба эта победа стала юбилейной 80-й по счету в рамках этапов Чемпионата Мира по ралли WRC. А ведь совсем скоро, через месяц, ему исполнится 48 лет! Но даже вместе с пока еще 47-ю годами француз установил новый рекорд, став самым возрастным в истории победителем этапа WRC.
  Легендарный Бйорн Вальдэгард в 1990-м году отпраздновал победу на «Сафари Ралли» когда ему было 46.И, несмотря на свой почти полувековой возраст, на подиуме «Сэб» вспомнил свою гимнастическую юность, совершив сальто, причем на ровном месте, а не с машины!
  Более того, сделал он его одновременно вместе со своей дочкой Валентин.Правда. первой, кто поздравлял Лёба после финиша, стала уже не его супруга Сэверин, с которой он развелся несколько лет назад, а его новая "пассия" Лорейн Годэ, сама имеющая небольшой опыт за рулем раллийных автомобилей. Однако тут нельзя не отдать должное другой женщине в этом «антураже» Себастьяна, а именно его новому штурману. Или в духе современных веяний правильно говорить – штурманессе?

Еще немного статистики…

  Шутки шутками, но пусть позади у Изабэлль Гальмиш, которой, кстати, уже за 50, под три сотни гонок в ралли. Тем не менее, хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать количество ее стартов на высшем уровне в WRC.Более того, хотя ранее она не раз подменяла Даниэля Елену на тестах, помогая Лёбу, француженка вовсе не является профессиональным спортсменом!
  Она попросту фанат ралли с повседневной работой, и это … учительница математики в школе! Теперь же она вошла в историю автоспорта, причем во многих аспектах!Так Изабэлль стала первой женщиной после Илки Майнор, поднявшейся на главный подиум этапа Чемпионата Мира по ралли WRC. Последний раз Илка делала это 10 лет назад, в 2012-м на «Ралли Сардинии», где она ассистировала Евгению Новикову.
  Интересно, что Майнор тоже выступала и на этой гонке, но в рамках WRC2 вместе с Йоханнесом Кефербоком и, увы, без особого успеха. Ну а на вершине раллийного подиума женщины не было с 1997-го года!Тогда Фабриция Понс возглавила его вместе с Пьеро Лиатти, причем здесь же – на «Монте Карло Ралли»… Так что простая учительница математики действительно установила новую планку в истории мирового ралли! Но вернемся к статистике двух «Сэбов», а, точнее к одному противоречию или, если хотите - уточнению.
  Официально по количеству побед на «Монте Карло Ралли» Лёб сравнялся с Ожье - теперь у них их по 8. Однако тут имеется одно большой «но».Дело в том, что с 2009-го по 2011-й годы эта легендарная гонка по совершенно несуразным причинам не входила в Чемпионат Мира по ралли.
  Тогда она открывала агрессивно продвигаемый небезызвестным «Евроспортом» давно почивший в небытие «Интерконтинентальный Раллийный Челлендж» IRC. И именно то первое не «мировувое" Монте Карло в 2009-м году выиграл тогда еще совсем молодой Себастьян Ожье.  Да, дэ-юрэ та победа считается как на «Монте Карло Ралли». Но дэ-факто мы говорим далеко не об уровне Чемпионата Мира по ралли WRC, что безапелляционно подразумевает топ-пилоты и топ-машины с технической точки зрения.
  Тогда же речь шла о триумфе, завоеванном среди пилотов, выступающих на технике категории S2000, которая в рамках WRC являлась только второй ступенью раллийной иерархии…По официальной же статистике с точки зрения этапов WRC на «Монте Карло Ралли» Ожье побеждал 7 раз, тогда как для Лёба эта «виктория» стала восьмой…
  Так что хотя номинально по этому показателю Лёб и сравнялся с Ожье, все же с «мировой» точки зрения он вышел вперед. И это мы уже не трогаем призму «бы»! Ведь в реалии впервые «Сэб-1» победил на «Монте Карло Раллли» в своем первом же старте на нем за рулем машины категории WRC.Это произошло в 2002-м году, однако  впоследствии спустя пару дней он был «отброшен» штрафом на 2-е место…
  Но все это не более чем небольшое статистическое «занудство». Равно как и то, что у Ожье на сегодня 54 победы против 80 у Лёба.Причем большинство из них, равно как и все до единого свои титулы, Ожье завоевал только после ухода на пенсию его немезиды. И вот именно это слово является главной «проблемой» для всех болельщиков!

… и небольшой взгляд в будущее?!

  Да, ведь все это время в действительности мы говорили о дуэли … пенсионеров! Что с учетом той борьбы, которая развернулась между ними, было так легко забыть! А ведь на самом сложном и знаменитом ралли они просто не оставили никаких шансов всем остальным пилотам WRC… Даже самые большие фанаты Лёба в своих самых смелых фантазиях не могли ожидать такого развития событий! После чего Интернет тут же откликнулся и «фотожабами», включая и такую)  И не удивительно, ведь как уже было сказано, для Лёба пенсия началась 10 лет назад, с 2013-го года! Более того, на этапах WRC до этого он не выступал полтора года! Ожье же официально ушел из ралли лишь месяц назад, после его победы на «Монца Ралли», которое прошло в декабре.
  И, судя по всему, он хочет начать новую карьеру в кольцевых гонках на выносливость…Снова повторяя шаги «Сэба-1»?  Напомним, что всего при двух стартах в «24 часах Ле Мана», пусть и в самый разгар своей раллийной карьеры в 2006-м году, Лёб смог финишировать вторым на этом легендарном суточном марафоне.Тем не менее, явно разогретые этим противостоянием, сразу после финиша оба обронили две интересные фразы.
  Более молодой Себастьян сказал: «Для меня это будет не сразу, но мы попробуем назначить новое рандеву с «Сэбом». А вот победитель и вовсе высказался совсем туманно и … интригующе: «Мы только финишировали. Дайте нам отпраздновать, а после мы решим, последуют ли за этим другие…»  Что имелось ввиду - победы?! Или старты? Как знать, быть может этот новый экипаж, суммарный возраст которого через месяц будет составлять почти один век, еще порадует болельщиков! И кто знает, быть может ОН даже решит побороться за 10-й чемпионский титул! Ведь тот же Малькольм Вилсон не отрицает, что хотел бы видеть Лёба за рулем новой «Форд Пума» почаще! Что же, запасемся терпением!...

Вячеслав Щербина для украинских болельщиков ралли
Фото wrc.com и ewrc.cz