Не только войны уносят жизни людей. Увы, но и в мирное время каждый день на дорогах общего пользования гибнут люди, причем для Украины это в среднем 10 человек в сутки! Свою «жниву» смерть продолжает собирать и в автоспорте. Вчера, 13 апреля мир ралли
потерял Крейга Брина, карьера которого ранее уже была отмечена смертью.

  Кто-то и вовсе назовет это судьбой. Ведь первый реальный успех Крейга Брина на международной арене был омрачен трагической гибелью
его штурмана – Гарета Робертса. Более того, судя по всему, их смерти оказались во схожими! Мы решили «достать» из архива материал
более чем 10-летней давности, дабы отдать память не только самому Брину, но и тому, с кем он делал свои первые шаги в мире ралли,
впервые побеждая на «мировых дорожках». Тем более, что по каким-то причинам многие СМИ не стали вспоминать имя Гарета…

Триумфальное начало…

  Речь идет о легендарной гонке «Тарга Флорио» которая в 2012-м году стала 5-м этапом международной раллийной серии IRC. И, к
огромному сожалению, первый же визит IRC на сицилийские дороги напомнил о том, что неспроста «Тарга Флорио» всегда считалась одной
из самых опасных. На первом СУ заключительного дня в смертельную аварию попал экипаж Крейг Брин-Гарет Робертс  По своему характеру инцидент практически полностью повторил аварию Роберта Кубицы. К огромному сожалению, несмотря на наличие
служб безопасности прямо в этом месте, которые подоспели к автомобилю в считанные мгновения, в этот раз трагедии избежать не
удалось. Железный рельс-отбойник своим торцом пронизал автомобиль, что привело к гибели прямо на месте штурмана Гарета Робертса.
Пилот не пострадал, однако в шоковом состоянии был отправлен в больницу…
  Все гонщики и организаторы «Тарга Флорио-2012», а также всей раллийной серии IRC, высказали свое соболезнование родным и близким
Гарета. В знак памяти о нем гонка была остановлена досрочно. На тот момент, вместе со своим постоянным пилотом Крейгом Брином,
этот экипаж был одним из самых многообещающих на мировой раллийной арене.  Робертс пришел в гонки, когда ему еще не было 20 лет. Начиная с 2009-го года, он стал бессменным штурманом для еще более молодого,
но многообещающего пилота из Ирландии Крейга Брина. И в свой первый же совместный год выступлений юниоры смогли победить в
моносерии Fiesta SportTrophy International. А спустя два года Брин с Робертсом вошли в историю как первый экипаж, который победил
в проводившемся впервые сезоне «Академии WRC», причем добились они этого в одном из самых драматичных моментов, который бесспорно
вошел в историю ралли.
  Перед последним этапом Чемпионата Мира по ралли и «Академии WRC» «Ралли Вэйльса-2011» Брин с Робертсом находились в роли
догоняющих, серьезно уступая их конкурентам 20 очков. Казалось, что шансов на победу по итогам года у них почти нет.Однако в «Академии WRC» изначально было решено поощрять быстрейшие экипажи, для чего каждый выигранный СУ приносил одно зачетное
очко в общую «копилку» экипажа. И на своей домашней гонке эта пара полетела.
  Брин с Робертсом не только выиграли этап, но и в последний день (а гонка «академиков» состояла не из трех, а двух дней) оказались
быстрейшими почти на всех СУ. На финише последнего «допа» вместе со своими болельщиками и родственниками они замерли в ожидании
экипажа-конкурента, возглавляемого Эгоном Кауэром. Эстонец не смог выиграть этот СУ и после всех калькуляций у них оказалось
поровну – по 111 очков.  Брин с Робертсом по ходу сезона были быстрейшими на невероятных 39 СУ, против всего 15 у их главных конкурентов! Таким
образом, именно самый быстрейший экипаж стал триумфатором по итогам года в «Академии WRC». Эта победа стала не только одной из
самых эмоциональных, но и с помощью существенного финансового приза дала возможность Брину с Робертсом продолжить их карьеру на
более высоком уровне в Чемпионате Мира по ралли в зачете SWRC.

… оборвавшееся трагедией

  Юный экипаж выигрывает первую же гонку того года во втором по престижности зачете WRC – легендарное «Ралли Монте-Карло». Затем
финишируют вторыми на «Ралли Швеции» и после трех этапов возглавляют турнирную таблицу SWRC.Помимо этого Брин с Робертсом стартовали в IRC, причем все свои пять гонок они закончили, что не так просто для серии, в которой в
отличие от WRC на тот момент не существовало системы «СуперРалли». Их лучшим результатом тут стало 4-е место на «Ралли Шотландии-
2011». Что до обернувшейся трагедией «Тарга Флорио-2012», то изначально она не входила в планы экипажа! Однако они не смогли
устоять перед вызовом этой исторической гонки с ее более чем вековой историей.
  После 4-го времени на прологе, всего в секунде от лучшего, утром в пятницу по его собственному признанию Крейг сделал неправильный
выбор резины, обув автомобиль в мягкий состав. (Тот же самый выбор сделали и несколько фаворитов-итальянцев).  Показав 11-е время в 17 секундах от лучшего, Брин с Робертсом откатились на 9-е место в общем зачете. Однако уже на втором СУ,
обув на переднюю ось резину с более жестким составом, Брин показывает 7-е время всего в 10 секундах от лучшего, поднимаясь на 8-е
место. Более того, сменив полностью резину на «Сервисе», Крейг еще больше ускоряется, показав на одном из СУ 4-е время всего в 4
секундах от лучшего.  Таким образом, к концу дня Брин с Робертсом уже занимали 6-е место, уступая лишь главным фаворитам гонки – сильнейшим пилотам IRC,
«наступая на пятки» многократному Чемпиону Италии и 6-кратному победителю «Тарга Флорио» Паоло Андреуччи. Этот прогресс экипажа
был прерван самым печальным образом из всех возможных…
  Гибель Робертса, которому совсем скоро должно было исполниться 25 лет, тогда повергла в уныние не только участников IRC, но и все
мировое раллийное сообщество.Ведь на высоком международном уровне уже много лет обходилось без смертельных случаев, а самой резонансной аварией стала та самая,
в которую попал Роберт Кубица. Однако, тут нельзя не сказать, что автоспорт всегда был и останется опасным видом спорта, а, особенно, его раллийная дисциплина.

  Только на момент гибели Робертса предшествующий ей месяц раллийные гонки национального уровня унесли не только жизни нескольких
зрителей, но и самих пилотов. Так 19 мая того года на своей домашней гонке после столкновения с деревом погиб бельгийский экипаж
Рол Вроликс-Стеф Винтер, а прибалтийская «Ралли Мадона-2012» унесла жизнь еще одного штурмана – Игоря Барташенока…
Несмотря на все меры безопасности, автоспорт всегда будет оставаться опасным так как риск, является его неотъемлемой частью…  Наверное, тут будет уместно процитировать представителя организаторов «Тарга Флорио-2012», который свое официальное заявление
начал со слов: «Тарга Флорио» всегда была одной из самых опасных гонок и за свою историю забрала не одну жизнь. Однако именно
поэтому она считается одной из самых сложных и привлекает к себе пилотов…»

А теперь и сам Брин!

  Несмотря на невероятную психологическую травму, пропустив несколько гонок, Крейг Брин все же вернулся на раллийные дороги, причем в том
же 2012-м году. Более того, он не просто сделал это. При содействии одного из самых опытных штурманов – Пола Нэгля, - этот
новоиспеченный полностью ирландский дуэт побеждает на трех подряд заключительных этапах подзачета SWRC, что приносит чемпионский
титул Крейгу Брину.  Многим он запомнился своими эмоциями со слезами сначала после победы дома, в Англии, а потом и на завершающем этапе в Испании…
Наверное символично, но тот титул так и остался главным достижением в карьере Брина.
  Да, сразу после чемпионства в SWRC последовали две подряд итоговых «бронзы» в Чемпионате Европы по ралли ERC, а потом и
европейское вице-чемпионство в 2015-м году.Но на мировой арене в наивысшей категории WRC, несмотря на всю его скорость, Крейгу не хватало стабильности и он никак не мог
«зацепиться» тут надолго.
  Тем не менее, хотя он так ни разу и не смог выиграть в «королевском классе», у Брина остался добрый десяток подиумов, включая
второе место на нынешнем «Ралли Швеции».  И вот, вчера, на тестах перед «Ралли Хорватии» этот без всякого сомнения талантливый пилот ушел из жизни. Причем по свидетельству
очевидцев, речь идет о нелепой случайности, от которой не застрахован буквально никто, находящийся за рулем, и не только гонщик.
«Хюндай» Брина занесло и по злому стечению обстоятельств в этом месте на обочине находился деревянный забор. Его элементы вошли
через боковое стекло, убив на месте пилота…  При этом нужно отметить, что о степени безопасности машины тут речь не идет – разве что если начать изготавливать оные с
металлическими боковыми «стеклами»… К счастью, нынешний штурман Брина Джеймс Фултон в аварии никак не пострадал… Крейг «пережил»
Робертса на 8 лет. Совсем недавно - 2 февраля, - ему исполнилось 33 года…Пожалуй, закончить этот печальный материал стоит цитатой одного из величайших формулистов прошлого, Чемпиона Мира в «Формуле-1»
1978-го года и победителя «Инди-500» 1969-го года Марио Андретти.
  В своем расширенном интервью «Великий Марио» в контексте гибели в конце 2011-го года на гонке в Лас Вегасе двукратного победителя
«Инди-500» Дэна Вэлдона сказал следующее: «Опасность является той частью, которая привлекает всех в гонках, будь то сами гонщики
или зрители. Вы должны понимать, что без нее цена победы была бы уже не той… Мы все знаем цену победы и принимаем этот риск,
приходя в автоспорт… Не забывайте, что садясь в спортивный автомобиль, в реалии при всех современных мерах безопасности, пилот
рискует намного меньше чем обычный человек, садящийся утром за руль и отправляющийся на работу…»


Вячеслав Щербина для украинских болельщиков ралли
Фото ewrc.cz и открытых источников