В минувшие выходные Черновцы стали настоящим автоспортивным центром Украины. После перерыва, вызванного пандемией, тут одновременно стартовали сразу два Чемпионата Украины – по автокроссу и треку. Наш рассказ о втором из них.

  Напомним, что, к огромному сожалению, основатель и бессменный организатор летних трековых гонок в Украине Сергей Григорьевич Пелешок весной этого года не пережил инсульт. Поэтому нынешний, а, возможно и будущие, Чемпионат Украины по трековым гонкам проводится его памяти. Также отрадно и то, что память о Сергее Григорьевиче живет не только в виде целой автоспортивной дисциплины, но и в том, что его родной брат Николай продолжает стартовать в этих гонках…

  Местом открытия нового сезона «Национальной лиги Автоспидвея», а именно такое собственное название, данное ему Пелешком, имеет Чемпионат Украины по трековым гонкам, стал временный трек на черновицком спортивном комплексе «Суперкросс».
  Эта дорожка, не в последнюю очередь стараниями Сергея Григорьевича, появилась несколько лет назад буквально в нескольких метрах от известной многим кроссовой трассы. Но, как и у его старшей сестры, у трека имеется один большой недостаток – точно такое же глиняно-земляное покрытие.

  В хорошую погоду с ним проблем нет, а вот в непогоду…
  На вечер субботы было запланировано проведение 1-го этапа Чемпионата Украины по трековым гонкам, однако с середины дня на трассу обрушился настоящий ливень! Увы, но такая непогода – частый гость в этом регионе Украины, что не раз приводило к сокращению и даже отмене или переносу кроссовых гонок. Глиняный трек менее чем за час превратился в настоящее болото, так что ни о какой гонке говорить не приходилось, равно как были остановлены кроссовые  заезды.
  К счастью, в воскресенье выглянуло и вскоре по-настоящему запалило летнее солнце. Однако и воскресным утром, как это обсуждалось накануне, проведение трека было невозможно физически.

  Да и организаторы были категорически против утреннего проведения автоспидвея - для них в приоритете был автокросс.
  В общем-то, такое решение было вполне логичным сразу по нескольким причинам. Тот же Директор гонки исполнял свою роль на обоих соревнованиях, да и более половины участников трекового этапа оказались кроссменами, выступавшими «на два фронта». Как обычно, обо всем по порядку.

Автоспидвейные трансформации

  Для начала нужно сказать, что в обновленном Чемпионате Украины по трековым гонкам произошло немало изменений и он существенно отличается от формата первых гонок «Национальной лиги Автоспидвея». Так на сегодня, вне зависимости от количества стартующих, этап венчают обязательные полуфиналы и финал, что однозначно добавляет остроты и зрелищности.

  Ранее в зависимости от количества стартующих на этапе применялись так называемые таблицы для определения формата проведения соревнования. В половине из них такие решающие заезды отсутствовали и определяющими становились исключительно суммы набранных пилотами очков в их соответствующих заездах.
  Теперь же к «старым» таблицам попросту добавились три финальных заезда, когда зритель воочию на трассе видит, как решается судьба мест на подиуме.

  При достаточно количестве участников в треке обычно стартует квартет автомобилей, тогда как сам заезд состоит из четырех кругов. В этот же раз ввиду всего 9 пилотов, их стартовало по трое.
  Ранее, как раз при «Таблице 9» проводилось всего 12 заездов, где каждый пилот стартовал по 4 раза. При трех стартующих победитель заезда получает два очка, второй – одно и последний – «баранку». После чего в работу вступала спортивная бухгалтерия, определявшая места на подиуме.

  Теперь же, после все тех же 12 коротких и динамичных гонок по 4 круга каждая всех ждут три финальных заезда, в которых стартует уже привычные четыре машины. При квартете стартующих победа приносит привычные для трековых гонок 3 балла, второе место – 2 и третье – 1…
  Также нельзя не сказать, что изменилось и наполнение трека с точки зрения стартующей в нем техники. На протяжении многих лет в «Автоспидвее» существовал только один класс машин – передний привод с двигателем до двух «атмосферных» литра. Теперь же в Технических требованиях этой дисциплины прописаны все кроссовые кузовные классы, включая мощный полный привод 12-го класса (ТН-12), «Таврии» и даже детские багги!

  Кто-то может удивиться таким трансформациям «Автоспидвея» и тем более появлению в нем 12-го класса! Уж они то точно просто уничтожили бы гаревую дорожку настоящего спидвейного стадиона своими «квадроластами». Однако если рассматривать трековые гонки на подобных временных «дорожках», как в Черновцах, это не является проблемой…
  Детворы на багги в этот раз собралось по трое участников в двух подгруппах – старшей и младшей, - причем все оказались из Черновцов. Поэтому для них было проведено всего по одному заезду с протяженностью по два круга.

  Среди младших победил Андрей Лакуста, опередив двух братьев Богдана и Василия Марущак. Среди более старших лучшим стал Никита Ботук, опередив Артема Середу и Веронику Брицкую.

  ТН-12 также стартовал на 1-м этапе Чемпионата Украины по трековым гонкам, однако за исключением всего одного украинца, остальными участниками тут стали представители Молдовы и даже один пилот из Румынии! Естественно, их выступление дэ-юре не относится к Чемпионату Украины, тем не менее, уделим немного внимания и им.
  Для шести пилотов этого класса было проведено шесть заездов по три машины на старте, где каждый стартовал по три раза. После этого последовали три финальных заезда.

  В итоге после двух побед в «первичных» заездах, в своем полуфинале и, наконец, в финале первым финишировал Евгений Баранов из Кишинева, опередив румына Михая Бербекару. При этом единственный украинец в этом классе, кем стал Игорь Сапужак, не смотря на менее мощную машину – «Форд Эскорт», - нежели чем у его соперников, все же смог стать третьим…

  Главным же по праву и на трассе и тем более для украинских болельщиков являлся класс ТН-9. На нем остановимся куда подробнее.

Завязка «для девяти»

  Из постоянных трековиков на свой 1-й этап собралось пятеро пилотов: Андрей Яроменко и Вячеслав Мироненко из Черкасс, Николай Пелешок - Ровно, Андрей Сапужак – Львов и Игорь Романов – Киев. К ним присоединились местные кроссовики Ирина Сикорская, Игорь Говдун, Виталий Костенюк, а также Юрий Криворучко из Винницы.
  Примечательное, что Яроменко на своем «Ситроене» в арт-раскраске «от БМВ» тоже стартовал и там и там…

  Превратившийся из 2-го в 1-й этап Чемпионата Украины по трековым гонкам, стартовал в воскресенье сразу после финиша кроссовой гонки около 4 вечера и финишировал всего спустя 2,5 часа.
  Как уже было сказано, сначала этих девять пилотов ждали 12 заездов по три машины на старте. Все из них стартовали по четыре раза, сойдясь по одному разу в очном противостоянии с каждым из соперников. Самым результативным тут оказался Яроменко, чуть было не взявший 100%-й результат, побелив в трех из четырех своих заездах.

  Опередить черкассчанина, причем после красивой спортивной дуэли, смог лишь Сапужак на своем «Эскорте». Более того, львовянин тоже записал в свой актив три виктории, однако в его последнем заезде Андрея постигает сход из-за проблем с машиной.
  Аналогично три своих заезда выиграл и выступавший на «Сузуки» Мироненко, уступив в очном противостоянии только Яроменко.

  Таким образом, перед финальными заездами лидерами с 7 очками числились именно Андрей с Вячеславом, тогда как у Сапужака их было 6, а у Криворучко, едущего на куда более скромной «восьмерке», 5 за одну победу и три вторых места.

  Интересно сложилась гонка для Романова.
  Свой «Гольф», несущий №18 в честь кумира Игоря - Чемпиона NASCAR Бобби Лябонте, Игорь впервые в этом году увидел только в субботу. Хотя сам Романов живет в Киеве, машину ему готовят механики из Ровно. Более того, впервые за его руль Игорь сел буквально выходя на старт собственно гонки, без малейших тестов или тренировок!

  И, проблемы не заставили себя ждать.
  Мотор начинает «строчить» с первых метров первого же его заезда и Романов сходит! Более того, на старт второго он и вовсе не выходит. Однако дальше фортуна поворачивается к Игорю передом.
  Механики сотворяют небольшое чудо и в своем третьем заезде Романов не только стартует, но и опережая после борьбы Костенюка побеждает.

  Более того, теперь проблемы с техникой возникают у его соперников и Николай Пелешок с Игорем Говдуном, с которыми Романов должен был сойтись в своем четвертом заезде, и вовсе не выходят на старт!
  С учетом того, что запасных пилотов, а в трековой дисциплине это привычная практика, в этот раз не было – Игорю нужно было лишь для формальности проехать своего рода «круг почета», собрав актив в 4 балла. А вот к другим спортивная удача наоборот повернулась спиной.
К примеру, машина Говдуна отказала еще в первом его заезде и он так и не смог больше выйти на старт.

  Николай Пелешок после второго места в своем первом заезде, где он уступил Яроменко, сошелся в напряженном противостоянии с Сапужаком.
  Увы, но мало того, что после довольно жесткой борьбы между ними Николай уступил сопернику, в конце заезда его мотор буквально охватывает пламя!

  На этом гонка закончилась и для Пелешка…
  Костенюк и Сикорская, выступающая на «восьмерке», именуемой не иначе как «акулой» и у которой даже имеется небольшой плавник на спине-крыше, собрали в своих заездах 3 и 2 балла соответственно. Тем не менее, этого им хватило для выхода в полуфиналы.

  В первом полуфинале таблица свела Яроменко, Криворучко, Костенюка и Пелешка. Естественно, после отказа его мотора, в тушении которого даже были задействованы пожарные, Николай не смог стартовать. Так что в реалии в первом полуфинале ехали лишь три пилота. Увы, но борьбы тут не вышло.

  Уверенно (и довольно предсказуемо) побеждает Яроменко, тогда как Криворучко приходит вторым, а Костенюк третьим.

Невероятный … не финал!

  Зато как контраст первому, самым драматичным заездом, причем за весь этап, стал второй полуфинал. В нем сошлись Мироненко, Сапужак, Романов и Сикорская. Причем в данном случае все четверо были на старте, по крайней мере – поначалу. Не успели дать старт, как Ирина допускает фальстарт, сорвавшись с места раньше других. Нарушителю за первую такую провинность выносится предупреждение и дается новый старт. Но и тут не обходится без эксцесса!
В первом повороте Мироненко довольно агрессивно атакует своим «Сузуки» Сапужака, в то время как Романов выходит в лидеры.

  Несмотря на жесткий контакт, благодаря тому, что позиция атакуемого не изменилась, судьи не останавливают заезд, но это было только начало!
  Лидирующий Романов откровенно перепилотирует уже во втором повороте и его «Гольф» буквально зарывается во все еще влажную и топко-вязкую «отработку»!

  Таким образом, Игоря обходят все три соперника и, казалось, что для него на этом гонка закончилась. Но нет!
  В начале второго круга на прямой между Сикорской и Мироненко, который откатился на последнее место, происходит контакт.

  Вячеслав, что называется, «раскачал» машину соперницы и в итоге ее разворачивает поперек трассы, после чего она глохнет.
Директору гонки ничего не оставалось, как остановить гонку.

  К рестарту было допущено лишь трое, тогда как Мироненко, согласно правил, за грубую езду был исключен из заезда.
  На рестарте после борьбы с Сапужаком, причем с небольшим, но дозволенным контактом, Романов вновь захватывает лидерство. Однако заезд вновь останавливают!

  И вновь виновницей, пусть и не преднамеренной, причем уже третьей остановки этого полуфинала становится Сикорская!
  От ее машины отваливается бампер и остается лежать посредине «дорожки». В кроссе бы эта деталь на трассе однозначно не вызвала бы проблем, но в данном случае Директор гонки решил перестраховаться…

  К сожалению, Ирина, как и ее «обидчик» до этого, была исключена из заезда.
  В итоге на четвертый по счету (!) старт этого заезда вышли только двое – Сапужак с Романовым. Причем Андрею дали время для ремонта его машины, тогда как Романов дожидался своего визави на старте. В этой паузе судья поведал Игорю, что он уже проходит в финал, после чего он принимает решение поберечь мотор, который со всеми этими задержками уже начал серьезно греться.

  Романов отдает победу Сапужаку, проезжая после уже четвертого стара этот полуфинал в пол силы. Но тут фортуна вновь отворачивается от Игоря, правда не без «стороннего участия»!
  С учетом всех этих остановок и перезаездов, двигатель «Гольфа» Романова закипел и он надеялся если не на ремонт, то, по крайней мере, – охладить его. Однако ему не дали такой возможности!

  Более того, судьи сразу после финиша полуфинала выпускают других участников финального заезда на старт. Романову ничего не оставалось, как подчиниться.
Со старта он смог опередить «восьмерку» Костенюка, однако уже на первой же прямом отрезке когда Игорь нажал «тапку в пол» там, как говориться, - «никого не оказалось»…

  В остальном финал прошел откровенно пресно и борьбы на трассе не вышло. Яроменко вновь уверенно победил, тогда как Сапужак и Костенюк финишировали позади, также на расстоянии друг от дуга.
  В такой же очередности согласно набранных очков они и расположились на подиуме 1-го этапа Чемпионата Украины по трековым гонкам «Национальная лига Автоспидвея» памяти Сергея Пелешка.

  С итоговыми 13 очками его возглавил Яроменко, тогда как Сапужак с Костенюком набрали соответственно 11 и 6 баллов, стали серебряным и бронзовыми призерами.

В качестве P.S.

  Бывает в треке и такое, когда вовсе не финал, а один из заездов, - в данном случае полуфинальный, - становится самым напряженным и непредсказуемым. При этом нельзя не отметить, что на счету все того же Романова также оказалось 6 баллов, однако он стал только первым вне подиума.

  Можно лишь себе представить, как было обидно Игорю, особенно с учетом того, что судейство допустило откровенную ошибку, не дав ему как минимум три положенных минуты на ремонт.
  А ведь по правилам это могли бы быть и все пять отведенные на вынужденный ремонт, за которые его двигатель точно успел бы охладиться… Правда, отчасти вина в этом лежит и на самом пилоте, не сумевшем отстоять свои права… Но в спорте, и тем более технических его видах, бывает разное….

  Также жаль, что непогода, равно как и ситуация «с заложниками от кросса», не дала провести два запланированных этапа по треку.
  Более того, вызывает откровенное недоумение неявка на гонку спортсменов из Луцка, да и некоторых из Ровно, которые изначально заявляли о своем участии в «Автоспивдее», как минимум, - в память о его основателе Сергее Григорьевиче Пелешке!

  Понятно, что связанные с карантином времена и сложная экономическая ситуация не могли не сказаться. Однако трековая дисциплина при уже наличии автомобиля у спортсмена является самой бюджетной из всех существующих на сегодня в украинском автоспорте.
  Если на той же «горе» нужна как минимум разнообразная «резина», то в треке на одном единственном комплекте резины можно проехать даже не один сезон! Остается лишь вопрос «заправки» автомобиля и накладных расходов на логистику и проживание…

  Как бы то ни было, будем надеяться, что на оставшихся «отдельно стоящих» от кросса этапах Чемпионата Украины по трековым гонкам, отечественные трековики все же более массово выйдут на старт своей родной дисциплины. В противном случае ее будущее может оказаться не самым радужным… Как говориться, поживем-увидим. Следующие два автоспидвеных этапа пройдут в сдвоенном формате на схожей временной трассе в Черкассах, и будут приурочены ко Дню Независимости Украины.

  Вячеслав Щербина
  Фото Алена Кудрина

 

 

Анонсы

04-06 вересня - V-VІ етапи Чемпіонату України з гірських гонок - «Grand Prix Truskavets». Львівська обл. Дрогобицький р-н., смт. Східниця.

11-13 вересня - ІІІ етап Чемпіонату України з ралі" - «XVIIІ Rally Galicia». Львівська та Закарпатська обл.