Прошедший на новой трассе «Вербовец», расположенной в Косивском районе, 5-й этап Чемпионата Украины по трековым гонкам подарил не видевшим ранее «Автоспидвей» зрителям немало борьбы, присущей этой дисциплине, а также назвал имя нового для нынешнего сезона победителя.

  «Вребовец» должен был принять Чемпионат Украины по трековым гонкам еще в прошлом году.

Однако тогда аккурат перед гонкой ввиду карантинных ограничений Косивский район попал в так называемую «красную зону». Таким образом, визит Национальной лиги «Автоспидвея» на совершенно новую для себя трассу был отложен на целый год. Но, кто запасается терпением…

  И новая «дорожка», проложенная возле села Вербовец, - отсюда и ее название, - бросила свой вызов, причем не только самим участникам, но и организаторам с судейством! Как обычно, обо всем по порядку.

По-своему неповторимая…

  Для начала носящая временный характер, новая трасса имеет глиняно-грунтовое покрытие, а не гаревое, присущее настоящим спидвейным стадионам. Именно на них по задумке безвременно ушедшего от нас в начале прошлого года Сергея Григорьевича Пелешка должен проводиться «Автоспидвей» - дисциплина, задуманная и воплощенная в жизнь этим человеком.

  Именно благодаря специфическому спидвейному гаревому покрытию летний трек и является тем самым неповторимым видом гонок, мало уступающих, а в чем-то даже превосходящих по зрелищности зимний «ипподром».
  Как показывает практика, грунтовые трассы не дают возможности пилотам пускать свои машины в «юз», что является главной отличительной особенностью «Автоспидвея». И Косив в этом плане не стал исключением, вновь в энной мере «скрестив» трековую дисциплину с автокроссом.

Тут даже было разрешено применение соответствующих «зубастых» покрышек, которые запрещены на гаревом покрытии… Более того, новая трасса имеет не совсем симметричную конфигурацию, присущую «Автоспидвею».
  Повороты «Вербовец» отличаются друг от друга, равно как и ширина двух прямых. Первый из них и вовсе имеет скорее форму «шпильки» с торможением перед ней, нежели привычного для трека виража. Более того, впервые в истории этой дисциплины гонка прошла на трассе, имеющей еще и перепад высот!

  Тот самый послестартовый поворот уводил участников буквально вниз, тогда как второй, более похожий на вираж, шел под горку. Последнее чуть не сыграло свою роковую роль в проведении соревнования, о чем ниже.
  Вместе с тем, ограничивающие пределы трассы земляные отвалы характерные для автокросса, а не трека, не только во многом повысили безопасность гонки, но и избавили судейство от «проблемы белой линии», неожиданно возникшей на предыдущих двух этапах, которые принимал стадион в Вознесенске.

  Напомним, что тогда в рамках 3-го этапа на 33 индивидуальных старта пилотов в этот день оказалось 9 исключений - аннулирований результатов! В этот же раз, брустверы сделали свое дело и таковой «дилеммы» у судейства не возникало.
  Однако «Вербовец» преподнес другую головоломку, во многом предрешившую саму насыщенность и зрелищность гонки.

Трезво оценив характеристики новой трассы, ее ширину признали недостаточной для проведения гонки в классическом для «Автоспидвея» формате с четырьмя стартующими в каждом из заездов. И вот тут у организаторов возникла другая дилемма.
  Дело в том, что в Косив приехало 12 участников, и для них попросту не существует таблицы с тремя стартующими. Таким образом, в срочном порядке бессменным хронометристом «Автоспидвея» последних лет Игорем Соколовским была разработана некая гибридная таблица. И вот тут имеется сразу несколько «нюансов».

… равно как и формат

  Основополагающий принцип трековой дисциплины заключается в том, что участник должен за гонку обязательно встретиться по одному разу в очной борьбе с каждым из своих соперников. После лучшие из них по сумме набранных очков выходят в два полуфинала, которые в свою очередь называют имена четырех финалистов. В данном же случае - трех.
  При таблице для 9 участников, по которой проводились этапы в том же Вознесенске, этот принцип полностью соблюдается, а при 12 отборочных заездах пилот стартует по четыре раза при участии трех в каждом из заездов.

  В этот же раз дабы хоть как-то приблизить условия к этому принципу, новая таблица вновь представляла из себя 12 отборочных заезда. Однако теперь согласно ей каждый участник стартовал только по три раза, где он должен был встретиться (по идее) только с шестью из 11 своих соперников. (Почему по идее, станет ясно совсем скоро).
  Нельзя не сказать, что при данных исходных «переменных» другого варианта действительно попросту не существует. Просто увеличить количество заездов было бы невозможно, так как тогда кто-то из пилотов оказывался бы в неравных условиях. Все хорошо, так сказать - «зачет» за оперативность и смекалку. Кроме одного «но». Еще перед стартом гонки стало известно, что из нее выбыло сразу два участника!

  На только восстановленном после серьезной аварии в Вознесенске «Гольфе» Николая Пелешка уже во время тренировки отказывает КПП. Хотя его «девятка» оставалась в строю, Александр Медведь сослался на плохое самочувствие, также заранее отказавшись от участия. Таким образом, «их» осталось всего 10.
  И вот в этот момент можно было бы вспомнить о другой многолетней традиции «Автоспидвея», которая практиковалась, причем успешно, с самого зачатия этой дисциплины при Сергее Григорьевиче Пелешке. А именно о понятии «запасных».

  Кто-то скажет, мол как же это так – спортсмен приехал на гонку, а его записывают в запасные! Но именно так происходило в прошлом, причем постоянно. Бывали случаи, когда на гонке при большом «наплыве» участников, запасными становились двое и даже трое из них!
  Вместе с тем, с учетом «контактности» трека и нередких поломок техники (к примеру, на настоящем гаревом покрытии довольно часто «летит» загруженная левая полуось), «запасные» не только имели шанс стартовать, но и попадали на подиум!

Более того, вроде бы даже существует пример победы «запасного» на этапе, однако данный факт требует дополнительной «верификации»…
  С учетом того, что в «пелотоне» имелся дебютант, а также пилоты, делящие один автомобиль на двоих, подобное решение напрашивалось само собой. В таком случае можно было вновь применить классическую таблицу для 9 пилотов. Тогда каждый из них стартовал бы по 4 раза, встретившись в очном противостоянии со всеми соперниками.

При этом все заезды с учетом наличия «запасного» однозначно оказались бы наполнены. Но, увы.
  Все же была применена та самая разработанная «на коленке» гибридная таблица. В итоге прошли те же самые 12 отборочных заездов, однако ввиду отсутствия в них Пелешка и Медведя, в четырех из них стартовало по два автомобиля. Более того, один из них и вовсе превратился в формальность лишь с одним Тарасом Квачуком на старте, где таблица свела его с теми самыми двумя выбывшими заранее пилотами. Еще раз - о том, что они не примут участия в гонке, стало известно до старта гонки...

  К счастью, в оставшихся семи отборочных заездах борьбы хватало и собравшиеся зрители, большинство из которых впервые знакомилось с трековой дисциплиной, смогли получить свою порцию эмоций, пусть речь шла и не совсем о классическом «Автоспидвее».

Хотя и малозаполнено, но ярко!

 В отличие от Вознесенска, в Косив поимо пилотов из Ровно, Луцка и Львова приехали и представители Черновцов, включая очаровательную Ирину Сикорскую. Увы, но в первом же заезде пилотессу подводит ее машина, тогда как тут уверенно побеждает нынешний лидер Чемпионата Украины по трековым гонкам Анатолий Гудков, легко опережая Владимира Квачука.
  Во втором заезде тоже оказалось трое участников на старте, при этом сразу двое из них совершают фальстарт!

Ладно бы это касалось только Ростислава Пшеминского, для которого эта гонка стала абсолютным дебютом в автоспорте. Так его допустил и несравнимо более опытный Игорь Потапчук.
  После рестарта именно Игорь берет верх, тогда как новичок финиширует вторым, опережая не менее опытного младшего брата Игоря Потапчука – Юрия, двигатель чьей «Тойоты» в этот день явно «не тянул».

  А уже третий отборочный заезд сводит двух Андреев – Сапужака с Яроменко, противостояние которых многие завсегдатаи трека ждут с предвкушением. И их ожидание с лихвой оправдалось!
  Со старта повел черкасчанин, однако уже в начале второго круга на торможении в первом повороте-«шпильке» Сапужак опережает соперника.

2-кратный и действующий Чемпион Украины по трековым гонкам не сдается.Он пытается контратаковать и между двумя непримиримыми соперниками последних пары сезонов даже происходит небольшой контакт, теперь на вираже-«подъеме»! Тем не менее, до смены позиции не доходит и верх все же одерживает Сапужак.

Третьим, но на «почтительном» расстоянии от двух дуэлянтов, финиширует Александр Потапчук, идущий по стопам свого отца Игоря и дяди Юрия.
  После заезда «одного пилота» в лице Тараса Квачука, его отец Владимир вместе с тем же Сапужаком вновь дарят зрелище борьбы собравшимся зрителям.

Со старта повел старший Квачук, тогда как «Эскорт» львовянина «повис» на его заднем бампере. Андрей неоднократно «прощупывал» оборону соперника и ему удается обогнать его, но только в первом повороте последнего круга, все там же, на торможении в «шпильке», тогда как третьим тут финиширует Юрий Потапчук.
  После небольшого полевого ремонта на свой второй старт выходит Ирина Сикорская и побеждает, опередив Александра Потапчука, ставшего ее единственным соперником по 6-му отборочному заезду.

  В следующем тоже оказалось лишь двое стартовавших, но и они в лице Анатолия Гудкова с Игорем Потапчуком подарили борьбу, где и между ними даже был отмечен небольшой контакт! Верх тут одержал Гудков, более чем уверенно перехвативший в этом сезоне трековую «пальму первенства».
  Хотя на старт 8-го заезда вышло трое участников, он выдался довольно пресным - Андрей Яроменко не оставил шансов соперникам, тогда как дебютирующий Пшеминский второй раз финиширует вторым, оставив позади Тараса Квачука.

  Аналогично в следующем заезде, где оказалось только два соперника, от Сикорской уезжает Игорь Потапчук, а вот 10-й отборочный становится одним из ключевых моментов этапа в Косиве.
  Увы, но у вновь уверенно лидирующего Яроменко отказывает мотор и он выбывает из всей гонки, тогда как не без борьбы между Пшеминским и Владимиром Квачуком верх одерживает последний.

Еще одним ключевым моментом отборочных заездов становится предпоследний из них, где таблица свела Сапужака с Гудковым.
  В этот раз Сапужак, явно приноровившийся лучше всех остальных к совершенно не характерному как для трековой дисциплины первому повороту, сразу захватывает лидерство. И хотя весь оставшийся заезд Гудков оставался «на расстоянии удара», до реальной атаки дело так и не дошло.

  Третьим в этом заезде вновь становится Юрий Потапчук, который в этот жаркий и откровенно по-автокроссовому пыльный день, «мучавшейся» со своей «Тойотой»… Борьбы не оказалось и в последнем 12-м заезде, где при двух стартующих Тарас Квачук со старта ушел в отрыв от Александра Потапчука.

Неожиданная переменная…

  После серии из 12 отборочных заездов настало время первого подсчетов очков. Как нам пообещал после гонок в Вознесенске Председатель Комитета трековых гонок ФАУ Андрей Яроменко, и в Косиве при трех стартующих в каждом из заездов сохранилась новая система начисления очков. А именно, 3-2-1 вместо 2-1-0. Таким образом, спортивная справедливость на данный момент сохраняется.
  Лидером являлся выигравший во всех своих трех заездах Андрей Сапужак, став единственным, кому это удалось.

На счету уступившего львовянину в их очной встрече Анатолия Гудкова при двух других «викториях» накопилось 8 баллов, равно как и у Игоря Потапчука.
  Владимир и Тарас Квачуки собрали по 7 очков, тогда как у Ростислава Пшеминского, трижды финишировавшего вторым, их оказалось 6. При этом нельзя не отметить, что дебютант выступал на одном из самых маломощных автомобилей в «пелотоне».

Его «восьмерка» оснащена 1,5-литровым 8-клапанным мотором и, по идее, «слабее» ее лишь «девятка» Александра Медведя, оснащенная аналогичным, но карбюраторным мотором. Однако представитель Черновцов в этот день не стартовал…
  Именно этот секстет пилотов и вышел в полуфиналы, тогда как позади них остались набравшие по пять очков Ирина Сикорская, Андрей Яроменко и Александр Потапчук, а также собравший только три очка Юрий Потапчук. И вот тут у оставшихся «в бою» участников возникла новая, причем довольно неожиданная проблема.

  С учетом временного грунтового характера новой «дорожки», она естественно весь день изрядно «пылила».
После каждых трех заездов с этой проблемой успешно боролись пожарники, в данном случае, выполняя роль поливальной машины. Однако перед решающими заездами по непонятным причинам в этом они откровенно переусердствовали.

  Выезд на трассу находился в «низине», и на раскисшей вовсе не от дождя дорожке, выезжая на старт первого полуфинала Андрей Сапужак попросту не смог подняться по второму повороту! Его «Эскорт» с забившимися грязью ведущими колесами, обутыми в привычную гравийную «резину», буквально остановился.
  Судейство отреагировало на данную ситуацию подобающе и дало время участникам на «переобуться».

Механики Сапужака быстро сменили привычную для «Автоспидвея» резину на более «зубастую», называемую «КХ». Уже на ней львовянин вновь оказался, что называется «во всеоружии» и именно 1-й полуфинал стал самым острым заездом этого дня.

… и не без своего драматизма

  Андрей снова вырывается со старта в лидеры, однако Владимир Квачук не отстает от него. В конце заезда ровненчанин все же решается на атаку, однако Сапужак, что называется, «захлопывает калитку» перед соперником. В этой ситуации, уходя от столкновения, Владимир вылетает на внутренний бруствер. Тем не менее, он не застревает на нем. После зрелищного в самом прямом смысле слова полета, Квачук, к счастью, не только не переворачивается, но и остается в строю.

https://www.youtube.com/watch?v=dcl428oz5Rk

  Сапужак побеждает, тогда как Владимира чуть было под самую отмашку флага не опережает Игорь Потапчук, где между ними происходит настоящий фото-финиш!

  Предсказуемо, за сим инцидентом последовала бурная реакция, особенно со стороны «группы поддержки» гоночного «семейного подряда» Квачуков. Тем не менее, судьи не стали наказывать ни одного из участников.

  Лидер имел полное право выбирать для себя траекторию, тогда как «выезд» Квачука за пределы трассы (единственный в этот день) также согласно правил был совершенно законен – он совершил его во избежание столкновения…
  Второй полуфинал оказался менее драматичен, где уверенно победил Гудков. При этом нельзя не сказать, что его «Гольф» в реалии с самого начала был обут в ту самую резину «КХ». Однако тут нужно отметить, что поначалу на сухом покрытии она не давала никакого преимущество перед обычной «грунтовой» резиной, если и вовсе не мешала, имея более высокий протектор.

  А ко второму полуфиналу трасса успела изрядно подсохнуть, так что и тут говорить о каком-то разительном преимуществе «КХ» не доводилось… Интересно, что в этом заезде «на хвосте» нового лидера этой дисциплины довольно уверенно находился дебютант. Пшеминский так и остался вторым, тем не менее, опередив Тараса Квачука. Увы для львовянина, но именно это второе место стало для него «роковым».
  В Финал вышли Сапужак, собравший к этому моменту 12 баллов, Гудков с 11-ю, а также Владимир Квачук. После полуфиналов на счету последнего оказалось 9 очков против 8 у Пшеминского.

  Тем не менее, думается, что первое место вне подиума и негласное звание «лучшего среди остальных» - совсем не дурное начало как для абсолютного дебюта в автоспорте в целом. Ранее за плечами Ростислава Пшеминского не имелось абсолютно никакого гоночного опыта, даже любительского картинга!....

  Увы для зрителей, но не для группы поддержки Андрея Сапужака из Львова, Финал гонки тоже выдался довольно пресным.

Хотя первоначально старт лучше всех принял Владимир Квачук, уже в самом первом повороте он уступает Андрею Сапужаку, а на выходе из него и Анатолию Гудкову.

https://www.youtube.com/watch?v=4CNXTc13iQI

После этого, Гудкова с Квачуком «успели» побороться между собой, однако Сапужак остался вне досягаемости для них.

  Таким образом, первый раз в этом году и второй в его отнюдь не продолжительной автоспортивной карьере, начавшейся только два года назад, Андрей Сапужак возглавил подиум этапа Чемпионата Украины по трековым гонкам.

  При этом львовянин собрал возможный максимум из 15 очков, победив в этот день во вех до единого своих заездах.

С 13 баллами вторым на подиум поднялся Анатолий Гудков, а замкнул его Владимир Квачук, заработавший в итоге 10 очков.

Среди детворы…

  Помимо зачета «ТН-9», зарезервированного исключительно для взрослых, на «Вербовце» соревновались и дети. Причем их мини-багги выглядели на этой новой трассе как «рыба в воде», куда более органично, чем на трековых стадионах!

Привычно детвора соревновалась в двух подгруппах, на которые разбит класс 1-Ю.
  Несмотря на то, что во втором из трех «отборочных» заездов младшей подгруппы на багги Богдана Марущака оторвалось заднее колесо, как и в двух других, он уверенно победил и в Финале.

  Всего в этот раз подгруппа 1-ЮМ насчитала только трех участников, где вторым на подиум поднялся Артур Гнатович, а третьим Глеб Маслечко.
  В итоге они собрали 5 и 1 балл соответственно против 6 у победившего Марущака. Причем все трое являются представителями Черновцов. Чуть оживленнее, но тоже без интриги оказалось в и старшей 1-ЮСт.

  Тут собралось четверо участников, однако этот день откровенно не заладился для Вероники Брицкой. Она финишировала третьей (и последней) в первом заезде, и четвертой во втором.

 А уже в следующем заезде мини-багги юной гонщицы из Черновцов, попав аккурат в разрыв для водостока, организованный в бруствере, вылетает за пределы трассы! К счастью, Вероника никак не пострадала в данном инциденте, однако вместе с этим она выбыла из борьбы.
  Ну а баллом в этой подгруппе правил старший из братьев Марущак – Василий.

Он выиграл все до единого заезды, включая и Финал, собрав возможный максимум из 15 очков. (Среди детей старты давались для четырех машин, а система начисления очков осталась классической – 3-2-1-0). Своему старшему брату вторил и Богдан.

  Младший Марущак не стартовал в первом заезде этой подгруппы, но в трех оставшихся, включая Финал, финишировал вторым, собрав в итоге 7 очков. Ровно столько же оказалось на счету Артура Гнатовича, также выступавшего сразу в двух подгруппах.

С учетом того, что в решающем финальном заезде он уступил Богдану, что означало для Артура третье место на подиуме.

… и небольшой P.S.

  Братья Марущак оказались быстрее всех в Косиве во всех смыслах, а вот среди взрослых им стал Анатолий Гудков, установив лучшее время заезда в этот день, за что он получил Приз памяти Сергея Пелешка.

  Нельзя не отметить, что в этот раз данный кубок не сильно отличался от других, хотя весь прошлый год Приз имени Сергея Пелешка имел куда более солидный во всех смыслах вид, чем «рядовые» кубки на этапах…

Зато местный организатор - Олег Рыбак, для которого проведения трековой гонки стало дебютной, учредил и совершенно новый приз «За самое лучшее оформление машины».

  Новый кубок достался Андрею Сапужаку за его колоритный «Эскорт», который к этой гонке еще больше преобразился, получив не только практичные, но и стильные вырезы в капоте для дополнительного охлаждения двигателя.

  Уже совсем скоро, украинских трековиков ждет очередной раунд «Автоспидвея», который также пройдет на временной трассе в Черкассах. То, что там будет «остро» можно не сомневаться! Ведь со своей победой в Косиве Андрей Сапужак собрал актив в 50 очков, теперь отставая всего на 6 от Андрея Яроменко.

  И хотя Анатолий Гудков довольно серьезно опережает двух Андреев с его 67 пунктами, Яроменко наверняка даст настоящий бой своим соперникам, тем более в родных для него «стенах»!...
  Ну а затем, после длительного перерыва в конце октября, как и подобает этой дисциплине, ее заключительный этап пройдет в том месте, где «Автоспидвей» родился – на стадионе в Ровно.

  Тут нельзя не вспомнить, что после того, как Сергей Григорьевич Пелешок так преждевременно ушел от нас, было обещано, что этот мототрек будет переименован в его честь. А сам Чемпионат Украины по трековым гонкам уже второй год проводится «в его память»…

И вот тут, в заключении, хочется отметить один момент, а точнее задаться вопросом.
  Что бы сказал основатель «Автоспидвея» насчет проведения этих гонок на временных трассах с грунтовым, а не гаревым покрытием и тем более о скрещивании трековой дисциплины с автокроссом, с виражами разного радиуса и перепадами высот?!... Но, естественно, ответ на этот вопрос мы никогда не узнаем…

Вячеслав Щербина
Фото NAWITEH и автора