27 октября пройдет Финал Чемпионата Украины по кольцевым гонкам UTC. Эта гонка может войти в историю как одна из самых захватывающих и непредсказуемых! Напомним, что с этого года каждый этап Чемпионата Украины по кольцевым гонкам состоит не из двух равноценных, как ранее, а из всего одной объединенной гонки для двух классов машин. Таким образом, шансов на ошибку у пилотов попросту нет.
  В ближайшую субботу пройдет заключительный 4-й этап, где

и вовсе низкий результат будет означать проигрыш титула или призового места по итогам года! Отчасти накал страстей еще больше усилиться благодаря формату подсчета очков с отбрасыванием одного худшего результата…

Почему «Минус 1»?

  Дело в том, что ранее все, включая команды и участников, считали, что в зачет будут идти все набранные очки по ходу года. Однако, как выяснилось накануне Финала – это не так! Тут нужно пояснить.

  «Испокон веков» в украинском автоспорте, как в свое время в мировом, и ныне в некоторых европейских и национальных сериях, практиковалась формула с вычетом худших результатов для каждого из пилотов. Иными словами определяющим по итогам года является Результат, а не сумма всех очков, набранных по ходу сезона.
  Когда-то давно даже в «Формуле-1», а не так давно в и европейском ралли, сезон даже делился пополам, и потом из каждой из «половинок» выбрасывалось по одному худшему результату.

  Эта система канула в лета, тогда как более простая с вычетом худшего показателя по итогам года осталась. В украинском «кольце», как и многих других национальных чемпионатах, также много лет практиковалось выбрасывание «неудачных» этапов.
  Обычно речь шла о формуле «минус один», но если проводилось семь этапов, то тогда выбрасывалось уже два худших этапа, а в случае девяти могли отбрасываться и три!...

  Однако несколько лет назад в Чемпионате Украины по кольцевым гонкам система была изменена.
  В 2013-17-м годах в зачет шли сначала все очки при пяти фактически проведенных этапах, или с вычитанием худшего, если их состоялось больше. (Тогда же появились бонусные баллы за лучшие времена в квалификации и гонке, а также повышающий коэффициент на последнем этапе.) Последние же несколько лет, как и в большинстве кольцевых серий в мире, определяющей становилась Сумма, то есть все заработанные пилотами очки на всех этапах.

  Увы, но в прошлом году из Регламента исчез данный пункт, очевидно, ввиду того, что это подразумевалось само собой. В этом же сезоне тот Регламент с небольшими изменениями «перекочевал по наследству» к UTC, и снова данный пункт был упущен.
  С учетом отсутствия четкого объяснения в Правилах или Регламенте Чемпионата или Серии, более высокую юридическую силу над ними имеют «Общие требования к автомобильным соревнованиям на территории Украины». А уже в них на сегодня говорится, что даже при трех фактически проведенных этапах, в зачет идут два лучших. (Только при двух идут все).

  Тем самым в этом году, судя по всему, чемпионы и призеры в «кольце» будут определяться по формуле «4 минус 1».

Кто в выигрыше, а кто нет?

  Понятно, что при подсчете Результата, а не Суммы, будут те, кому это «на руку» и те, кому это не выгодно. К первым относятся участники, у кого есть сход или низкий финиш на одном из этапов. Ко вторым, наоборот, те, кто стабильно побеждал и финишировал на подиуме. В данном случае – Андрей Евтушенко.

  Он не просто финишировал на всех трех этапах, но для него худшим является третье место.
  В «выигрыше» Владимир Дрогомирецкий, у которого предательски отказал двигатель на 3-м этапе, и отчасти Игорь Скуз, собравший не так много очков на том же 3-м этапе. Но, кто однозначно остается в выигрыше – это болельщики!

  Ибо благодаря этой формуле «4 минус 1» мы имеем просто таки невероятную ситуацию, причем, как в зачете GT Open2 так и в командном споре, и в борьбе за призы в кассе «У-1600». Так давайте обратимся к спортивной арифметике.
  Пожалуй, таких ситуаций, которые складываются в GT Open2 и в командном зачете, будет сложно припомнить в обозримом прошлом.
На данный момент лидером с 50 очками является Евтушенко, у Игоря Скуза их 47 и всего 32 у Дрогомирецкого. Но!

  За вычитанием худшего у них выходит почти поровну! А именно 37, 36 и 32 соответственно. С учетом повышающего коэффициента на Финале пилот сможет заработать максимум в 33 очка, так что, по сути, речь будет идти о «формуле» - кто выше финиширует тот и Чемпион! Однако тут существует еще один дополнительный «фактор неожиданности».

  С учетом технических проблем, возникших на 3-м финале у Дрогомирецкого, по некоторым сведениям он может поставить под капот своей «Фиесты» 2-хлитровый мотор, что разрешено правилами в зачете GT Open2. Тогда новичок получит некоторое преимущество перед соперниками… Правда, это если трасса будет сухой…

  За 4-е место спор не менее интригующий. Тут на счету сходивших по одному разу Олега Скуза и Владислава Феоктистова 20 и 21 балл соответственно… Не менее напряженная ситуация складывается и в споре команд.
  Если брать чистую Сумму, то тут лидирует «Мастер Карт рейсинг тим», на счету которой 67 очков против 63 у «Киев-Юг». На счету SportCarService 52 очка и 48 у SDrive. Однако за вычетом худшего вся диспозиция, включая лидера, меняется!

  «Киев-Юг» не была официально заявлена на 1-м этапе, соответственно в ее активе остаются все те же 63 очка, тогда как у «мастеров» выбрасывается один худший, что означает 56 очков.
  При минусовании две другие команды также меняются местами! Выходит, что третьей идет SDrive с 40 очками, а у SCS их 36.

  При этом с учетом нуля на 1-м этапе, в активе ZRT остается 22 очка, и при «ударном» Финале и неудаче у соперников она также имеет шансы на командную «бронзу»…

Кто рискнет предсказать?

  В «У-1600» при любых раскладах Вадим Конончук уже вне досягаемости. В случае варианта «Сумма» и его сходе, теоретический шанс имел идущий вторым с 26 очками Кирилл Ярмола. Однако за вычетом худшего в его активе выходит 22 очка. Даже заработай Кирилл на Финале максимально возможные 33 балла, он все равно не дотянет до уже имеющихся 59 на счету Конончука.

  Тем самым, пилот «Киев-Юг» досрочно заработал второй подряд титул Чемпиона Украины по кольцевым гонкам в зачете «У-1600»… Зато за остальные призовые места картина тут складывается и вовсе уникальная!
  Шутка ли, но на «серебро» и тем более «бронзу» этого зачета в равной степени претендуют сразу семеро пилотов!!!

  Если брать Сумму то ситуация такова: 2-м идет Ярмола – 26 баллов, 3-м Владислав Синани - 24, 4-м, 5-м и 6-м с 20 очками у каждого – Владимир Апостолюк, Антон Поляничко и Дмитрий Пархоменко, 7-м Илья Замула - 19 и наконец 8-м Сергей Юнашев с 16 очками. При не старте Апостолюка, в оставшемся секстете, пожалуй, фаворитом можно назвать именно пилота SDrive…

  Тем более, что за вычетом худшего результата картина будет такой: 2-й Ярмола – 22, 3-й и 4-й Апостолюк с Пархоменко– по 20, 5-й Замула – 19, 6-й и 7-й Синани с Поляничко – по 18, и снова 8-й – «Юнга» с теми же 16 очками…
  Иными словами в шести очках расположились семеро пилотов! Что тут говорить? Предсказать призеров зачета «У-1600» вряд ли возьмется даже самая серьезная букмекерская контора, хотя выйди на старт Апостолюк, фаворитом был бы он… а кто-то назовет Юнашева…

  Расписание Финала Чемпионата Украины по кольцевым гонкам UTC будет тем же, что и на 3-м этапе.
  Он пройдет в один день, субботу 27 октября все там же - на Автодроме «Чайка». Тренировки начнутся в 9.45, за которыми с полудня последуют две квалификационные сессии по классам.

  Торжественная церемония открытия соревнования начнется в 14.00, тогда как собственно старт гонки будет дан в 14.30.
  Традиционно этап UTC «Глобус Банк» будет максимально комфортен и ориентирован на семейный отдых. В распоряжении детворы снова будут сразу две кид-зоны, а более взрослые смогут покататься на дрифт-такси»…

  Тем же, кто не сможет лично приехать на трассу, тоже нет повода сильно расстраиваться. Прямую трансляцию Финала UTC можно увидеть как на сайте «МостВидео ТВ», так и на телевизионном канале ХSport. Повторы покажут в воскресенье в 11 утра по ХSport, и в полночь на канале НТН…
  Однако, с учетом минимальных разрывов в зачетах GT Open2 и командном, плюс совершенно непредсказуемом раскладе в споре за призы в «У-1600», пропустить Финал Чемпионата Украины по кольцевым гонкам UTC для настоящего болельщика будет сродни преступлению!

  Ведь эта гонка реально может войти в историю украинского «кольца» как самая интригующая и непредсказуемая…

https:// www. youtube .com/watch?v=056A4YNdENk&feature=youtu.be

  Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков
  Фото Игорь Цыбко и из архива автора