Как и ожидалось, Финал Чемпионата Украины по кольцевым гонкам UTC «Глобус Банк» действительно войдет в историю как одна из самых драматичных и непредсказуемых гонок, причем в обоих классах! mНа 4-й этап Чемпионата Украины по кольцевым гонкам UTC «Глобус Банк» заявилось 25 пилотов, причем в этот раз сразу 10 из них оспаривали места в более старшем зачете GT Open2. Правда, двое из них – Юрий Мочанов и Владимир Строкань, - выступали на скромных 8-клапанных «восьмерках», в реалии не более, чем пробуя свои силы в «кольце».

  Для Юрия этот старт стал всего вторым в жизни в «большом» автоспорте, тогда как за спиной Строканя не только многочисленные выступления в мото- и авто-кроссах но и победы и чемпионские титулы в них еще во времена СССР. Вместе с тем Финал UTC стал первым стартом в кольцевых гонках для Владимира!

  В повседневной же жизни не смотря на немалый возраст - 60 лет, - Строкань известен один из самых опытных и заслуженных каскадеров Украины, всего за неделю до гонки в тупике на Окружной в районе Оболони выполнявший очередной трюк с многочисленными переворотами автомобиля!... Не обошлось без столкновения для Владимира и на гонке!

  Естественно, все внимание зрителей было приковано к лидерам зачета GT Open2, ибо интрига с множеством переменных в нем сложилась просто невероятная!

Со множеством «переменных»!

  В действительности события в GT Open2 начали драматично разворачиваться еще до начала собственно гонки! Так не успел Андрей Евтушенко в начале недели выехать на тренировку, как у него взрывается мотор! Причем именно взрывается, с огнем от горящего масла и клубами дыма, мгновенно полностью заполнившими салон машины!
  «Рука дружбы» вынудила Андрея искать не только «мокрую» резину на случай дождя, но и новый двигатель!

  К счастью для команды гоночного семейства Евтушенко, несмотря на то, что он находится за границей, Андрей Круглик одолжил им новый мотор, причем совершенно безвозмездно… Однако, его еще нужно было установить и обкатать, а до гонки оставалось всего три дня… И команда справилась, правда, «стенд» показал, что подготовленный сугубо по требованиям к классу «Туринг-лайт» мотор сильно уступал конкурентам в мощности…

  Именно в поиске мощности после проблем на 3-м этапе с его Ford Fiesta, Владимир Дрогомирецкий ставит на свою машину 2-хлитровый «фиестовский» мотор!
  Эта имплантация была совершенно в рамках правил, так как класс GT Open2 потому так и называется, что рассчитан на атмосферные двигатели рабочим объемом до двух литров…

  Однако, в отличие от Евтушенко, тут речь шла о не о смене двигателя!
  2-литровый агрегат имеет не только большие размеры и вес, но и другие точки крепления, а между двумя гонками было всего две недели!...   Нестыковки сразу сказались и Владимир даже не смог выехать на первые тесты во вторник – из-за вырванного коннектора вытекала вся жидкость гидроусилителя.

  Хотя неисправность была устранена, причем Владимир сам работал с автомобилем, в среду же шел дождь и хотя он смог выехать на «Чайкуе», толком опробовать новый агрегат в реальных боевых условиях не удалось...
  Забегая вперед, это и стало роковым для одного из трех претендентов на чемпионский титул…

  По слухам, Игорь Скуз также выехал на новом форсированном двигателе, и у него тоже в преддверии гонки возникали проблемы с техникой… При этом, если Люису Хамильтону чтобы стать в 5-й раз Чемпионом Мира на Мексиканском ГП, проходившем в те же даты что и Финал UTC, достаточно было финишировать 7-м, то Игорю Скузу, дабы добиться пятого титула Чемпиона Украины – нужно было опережать обоих своих соперников!...

  Напомним, что с учетом отбрасывания худшего результата, после трех этапов с 37 очками лидировал Евтушенко, всего один балл ему уступал Скуз и пять Дрогомирецкий. (Все трое выиграли по одному этапу!) При этом на «кону» Финала стояло 33 «пункта», так как все заработанные пилотами очки перемножались на повышающий коэффициент 1,5…
  Однако всем троим лидерам довелось «подвинуться», по крайней мере, в начале гонки.

  Дело в том, что самый тактичный «ход конем» совершили вовсе не борющиеся за командный титул «Мастер Карт рейсинг тим» и «Киев-Юг», а SDrive! Она «выставила» на этап Константина Гуцула, выступающего на мощной 2-хлитровой Honda S2000.
  Да, за плечами Константина были только гонки формата «тайм-аттак», тогда как на профессиональном «кольце» Финал UTC стал для него дебютом. Однако на таком «самолете» и этого опыта пилоту было более чем достаточно, чтобы продемонстрировать скорость!

  Забегая вперед, Гуцулу не составило большого труда забрать 1,5 бонусных балла за «поул», показав 1 мин 22,993 с…
  При этом «мастера» тоже совершили «рокировку», заменив в своей команде одного Андрея на другого. Вместо Товбы, на его «Фиесту» пересел куда более опытный Андрей Скуз. За плечами у сына Олега и племянник Игоря не только успешная карьера в картинге, но и победы на формуле и выступления в «кузовах»…

  Правда, с учетом того, что Андрей фактически два года «простаивал» выполняя роль инженера-механика, лишь раз выйдя на старт на обычной «восьмерке», да и за рулем «Фиесты» у него не так много опыта, он не смог вмешаться в противостояние лидеров. Однако он серьезно помог своей команде, о чем позже.

И снова предательские…

  На первой тренировке трасса была почти сухой, хотя местами оставались следы от прошедших накануне дождей. Естественно первым далеко впереди (1 мин 23,533 с) был Гуцул на своей «Хонде», вид которой и угрожающий рык ее мотора не оставляли равнодушными зрителей.

 Второе время показал Андрей Скуз – 1 мин 30,167 с. Его дядя - Игорь, был всего в 0,03 секундах «позади», тогда как Евтушенко с Дрогомирецким оказались чуть медленнее.

  На второй тренировке «Хонда» в фирменной расцветке SDrive «отстаивалась», тогда как лучшее время теперь осталось за Игорем Скузом – 1 мин 28,196 с.
  Менее 0,3 секунды ему уступил Дрогомирецкий и всего в 0,4 был Владислав Феоктистов, на его 1,6-литровой «Хонде».

 Впервые на трассе болельщики увидели и белоснежную «Калину» Владимира Апостолюка.
  Это там самая мощная «А-групповая» машина, которая несколько лет простояла в гараже.

  Увы, но как не пытался Владимир, но заведенный впервые буквально в пятницу вечером перед гонкой двигатель откровенно не тянул…

  Как уже было сказано, в квалификации новый пилот SDrive не оставил шансов остальным участникам зачета GT Open2. А вот лучшим «среди остальных» оказался Евтушенко, причем вновь показавший свое быстрейшее время под «занавес» квалификации.
  Пусть Андрей и уступил «поулу» почти 4,5 секунды – 1 мин 27,445 с, - и не заработал бонусных очков.

  Тем не менее, его главные конкуренты стартовали позади него.
Игорь Скуз пытался ускориться всю квалификацию, все улучшая свое время. Однако в итоге он уступил своему главному визави призрачные 0,074 секунды! После квалификации он посетовал на не совсем корректное «поведение» резины.

  Дело в том, что на этот этап Игорь сменил привычный «Мишлен» на более мягкий (и вроде бы подходящим для холодной трассы) Avon, однако, судя по всему, выигрыша он не принес…
  Четвертое время показал Феоктистов, уступив времени Евтушенко всего пол секунды, в свою очередь опередив на 0,3 секунды Дрогомирецкого.

  Увы для Владимира, проблема с гидро-усилителем вернулась!
  Мало того, что пилот «Фиесты» №7 завершил «квалу» досрочно с дымом из под капота, успев пройти лишь один по-настоящему «летучий» круг.

  В гонку ему довелось уходить без гидроусилителя! Сам Игорь рассказал сопернику, что в свое время один раз с трудом доехал 8 кругов без Г/У! Так что с учетом нынешней дистанции гонки в 20 кругов для Дрогомирецкого побороться за чемпионский титул в свой первый полноценный сезон в автоспорте и вовсе превратилась в Mission Impossible!...

  Андрей Скуз показал на квалификации 6-е время, в двух секундах от Евтушенко. Он опередил всего на 0,114 секунды Апостолюка, а также серьезно своего отца Олега, чья «Фиеста» в этот день откровенно уступала «соперницам»…

  Именно техника вновь сыграла свою роль в определении мест не только на подиуме Финала UTC, но и по итогам всего года.
Константин Гуцул просто улетел со старта, но, увы для команды SDrive, он успел проехать всего два круга.

  С поломанным «кулаком» он останавливается на обочине, что серьезно повлияло на итог в командных зачетах, о чем мы еще расскажем отдельно…
Спустя еще два круга на том же отрезке «паркуется» и Дрогомирецкий. А ведь опустившись было на старте с 5-го на 7-е место, Владимир успел обогнать и Андрея Скуза и Апостолюка, тем самым вернувшись на пятую позицию…

  Увы, но «сырость» установки 2-литрового двигателя на место старого 1,6-литрового сказалась.
  В итоге на нем оборвало шкив того самого Г/У, после чего слетел ремень, от которого приводились другие жизненно важные агрегаты, включая ту же «помпу»…

  Однако на трассе оставались два других главных претендента на титул. И они подарили зрителям, включая теле–, ведь гонка транслировалась в прямом эфире не только на сайте MostVideoTV, но и на канале XSport, великолепное сражение!

Дуэль года!

  Игорь с Андреем действительно отблагодарили приехавших в этот день на Автодром «Чайка» болельщиков. Благо, вопреки угрожающим прогнозам погоды с дождем, погода с приветливым солнцем и совершенно не характерным для середины осени около 15 градусами тепла тоже способствовала празднику скорости…
  Казалось, что Андрей отлично среагировал на погасший сигнал светофора. Однако на прямой его опережает не только Игорь, но и Феоктистов!

https://www. youtube.com/watch?v=XJ3mlRCmNGs&feature=youtu.be

  Более того, Игорь не мог оторваться от соперников, и на первых кругах все трое шли плотно один за одним!
Таким образом, с первых метров зрители стали свидетелями красивого тройного сражения!

  На тот момент речь шла о втором месте в классе, однако, вскоре со сходом «Хонды» SDrive, на кону оказались те самые заветные 30 очков…
  Для начала, Скуза пытался пройти Феоктистов, однако вскоре ему самому скорее довелось думать об обороне от идущего на его заднем бампере Евтушенко.

  Вскоре, несмотря на отчаянные попытки обороны, Андрею удается атака, причем обгон он совершает настоящим «наскоком» в правом 90-градусном повороте.
  Благодаря этому противостоянию Игорь вроде бы смог оторваться от двух дуэлянтов, но и тут в дело вмешалась техника.

  После нескольких кругов на «Фиесте» Скуза «выпадает» третья передача и он теряет темп.
  Вскоре Игоря настигает Евтушенко, и между ними завязывается без всякого преувеличения дуэль дня, а может и всего сезона!

  Естественно, имея такую проблему с КПП, Скуз не мог разгоняться в привычном темпе, что обострило это противостояние.
На радость собравшихся на главной трибуне болельщиков, Андрей неоднократно «пробовал оборону» соперника в «Зрительском повороте», зрелищно «запрыгивая» на поребрик, и даже попробовал опередить Игоря на правой дуге, ведущей к трибунам!

  Однако внутренняя траектория была предсказуемо «наглухо» закрыта соперником, поэтому Евтушенко ничего не оставалось, как попробовать наружную траекторию и ему это почти удалось!
  При очередном прохождении все того же «Зрительского поворота» Андрей идет наружу и с проблемами на разгоне у соперника ему удается поравняться с ним и, казалось, уже опередить его. Однако Скуз на стартовой прямой остается внутри и почти чудом сохраняет за собой лидирующую позицию уже в первом повороте.

  Увы, но эта красивейшая спортивная дуэль все же закончилась пусть и небольшим, но столкновением. И, главное, ставшим роковым для одного из визави.
  Андрей уже пару раз буквально подталкивал в задний бампер соперника, но делал это так сказать по-туринговому нежно, намекая… Один раз они соприкоснулись бамперами при очередной атаке со стороны Евтушенко все в том же «Зрительском повороте».

  И вот после той попытки обгона по наружному, на следующем круге Андрей вновь пытается пройти соперника внутри. Однако с учетом разницы динамики разгона соперников, Евтушенко буквально наскакивает свои передним правым колесом на левое заднее Скуза!…

  Если для лидера единственной «травмой» стала «косметика» в виде подорванного бампера, то, Андрей после настоящего подлета, сходит с поврежденной рулевой тягой… Тем самым Евтушенко теряет все шансы на четвертый чемпионский титул.

  Игорю же «ничего не оставалось», как «доехать» не только до второй победы в году, но и уже пятого для него титула Чемпиона Украины по кузовным гонкам…

  Однако не только лидеры зачета GT Open2 подарили борьбу зрителям. Позади них разворачивалась своя драма.

Финишный спурт…

  В этом зачете не менее остро оспаривалось 4-е место по итогам года между Олегом Скузом с Владиславом Феоктистовым. Перед Финалом их разделял всего один балл, где после второго места на 3-м этапе, на 4-ю строку зачета GT Open2 с 21 очками вышел Владислав, оттеснив с нее стабильно собиравшего по ходу года очки старшего из Скузов.

  С учетом низкого темпа из-за проблем с машиной у Олега в этой гонке, Феоктистов уверенно шел на 3-м месте. Тем самым он подтверждал свою позицию «первого вне подиума» по итогам года.

  Однако с учетом схода Дрогомирецкого и повышающего коэффициента на Финале, перед Владиславом открылся шанс и на «бронзу» по итогам годам! Но за нее довелось повоевать! Сначала, как уже было описано - с Евтушенко.

  На середине гонки, уступив Евтушенко, казалось, Феоктистов спокойно доедет третьим, так как остальные соперники по классу были довольно далеко позади.
  Однако Андрей Скуз, который в начале ошибся в «Зрительском повороте», взвинтил темп.

  Сначала младший из Скузов нагоняет и после небольшого противостояния опережает Апостолюка. После этого Андрей бросается в погоню за идущим третьим Феоктистовым.
  Соперник был далеко впереди, однако к концу гонки Скуз настигает его и между ними завязывается дуэль, причем теперь речь шла о втором месте!

  За три круга до финиша Скузу удается атака в 90-градусном повороте, однако соперник тут же успешно контратакует в «Зрительском повороте»….
На следующем круге Андрей снова пробует опередить «Хонду» в 90-градусном.

  Однако в этот раз ее пилот вынес урок и «захлопнул калитку».
  Это приводит к экстренному торможению со стороны Скуза, с трудом, удержавшего машину на трассе!...

  На этом спор за призовые места в классе GT Open2 закончился…
  Феоктистов не только опередил Андрея Скуза, финишировав вторым второй раз подряд.

  С учетом повышающего коэффициента, Владислав взял 22,5 очка на Финале, тем самым доведя свой актив до 43,5…

  Благодаря этому спурту во второй половине сезона, за два успешных этапа он поднялся с пятой строки турнирной таблицы на итоговую третью!

… и его «жертвы»

  Вместе с тем, у сошедшего во второй гонке подряд Дрогомирецкого так и остались 32 очка. Тем самым, он опустился с бронзовой итоговой позиции не только на 4-ю, но и вовсе на 5-ю, уступив не только Феоктистову, но и Олегу Скузу.

  Самый старший представитель гоночной династии Скузов финишировал пусть и в круге от лидеров, но на весомом 5-м месте, которое принесло ему 12 очков.
  Тем самым, в итоге он собрал те же самые 32 очка, что и Дрогомирецкий.

 При классической схеме при равенстве очков по итогам года сравниваются лучшие места. Тогда с учетом его победы на 2-м этапе, четвертым по итогам года должен был бы числиться дебютант. Однако в Чемпионате Украины по кольцевым гонкам в такой ситуации пункт правил гласит, что в случае равенства сравниваются результаты пилотов на последнем этапе. Это не вполне логично, но правила есть правила.

 Таким образом, по итогам года выше расположился Олег Скуз. Вместе с тем, думается, что ветерана, равно как и сенсационного дебютанта, после победы на 2-м этапе реально претендовавшего на титул, это распределение итоговых позиций вряд ли особо «тревожило»…

  На вершине же «олимпа» GT Оpen2 с итоговыми 66 очками расположился Игорь Скуз, как и Хамильтон, завоевавший 5-й чемпионский титул, пусть и не Мира, а Украины…

  Андрей Евтушенко с заработанными на первых трех этапах 50 очами стал вторым по итогам года. И, как уже было сказано, «бронзу» UТС «Глобус Банк» довольно неожиданно заработал Владислав Феоктистов, собравший в итоге 43,5 очка…

  Нельзя не отметить, что на своих скромных «восьмерках» до финиша добрались и Мочанов со Строканем.
  Пусть они и уступили почти всем пилотам из более младшего зачета «У-1600», закончив гонку соответственно 17-м и 19-м. Тем не менее – финиш есть.

  Юрий стал 6-м в классе, уступив лидерам своего зачета только один круг.
  Владимир же, несмотря на столкновение при обгоне его на круг Антоном Поляничко, смог довести машину до финиша раненную машину, став 8-м и последним из финишировавших…

  Более того, с учетом его 3-го места на 3-м этапе и повышающего коэффициента на Финале, Мочанов-младший собрал 21 балл, разом поднявшись на 6-ю позицию по итогам года!

  Аналогично, с учетом этого коэффициента всего после одного старта, Андрей Скуз с 18 очками за третье место на Финале стал 7-м.
  Финишировавший же в гонке 4-м и 15 баллами за это место Владимир Апостолюк стал 8-м по итогам года.

Тем самым, все эти трое пилотов сместили аж на 9-е итоговое место трижды стартовавшего Андрея Товбу. В его активе осталось всего 8 очков, ровно столько же, сколько и у стартовавшего один раз Дмитрия Иванько, ставшего по итогам года 10-м…

  Вместе с тем, если руководствоваться «Общими требованиями к соревнованиям», дабы пилоту быть классифицированным по итогам года, ему нужно стартовать как минимум в двух этапах. В таком случае, в отличие от Скуза и Апостолюка, стартовавший трижды Товба должен «вернуться» на 7-ю строку турнирной таблицы по итогам года…

  Справедливости ради нужно сказать, что одессита весь год преследовали сплошные проблемы с техникой…
  Помимо участников GT Open2, в этот день не менее, а порой и более ожесточенно боролись и пилоты на «восьмерках» и «Калинах».

  Они подарили зрителям еще больше сражений, которые привели к не менее непредсказуемым результатам не только этой гонки, но и по итогам всего года.

  Но о них во второй части нашего рассказа о Финале Чемпионата Украины UTC «Глобус Банк»…

  Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков
  Фото Игорь Цыбко, Денис Сергиенко и автора