Финал UTC «Глобус Банк» решал не только судьбу личных зачетов по итогам года, но и командные призы. Их плотность и непредсказуемости оказалась под стать накалу борьбы на трассе. Однако тут не обошлось без противоречий!

  Для начала нужно исправить ошибку. В анонсе мы писали, что командный зачет будет также высчитываться с отбрасыванием худшего. Однако, как выяснилось – в итоге в зачет по итогам года шла вся сумма, набранная по ходу сезона.

  Примечательно, что даже утром в субботу, в день гонки, - некоторые судьи затруднялись дать ответ на этот вопрос, а некоторые по-прежнему говорили, что будет отбрасываться!

Как будем считать?!

  Самое лучшее разъяснение по этому поводу дал представитель команды SportCarService, а еще вчера неоднократно судивший не только в картинге, но и тут, на «большом кольце», - Дмитрий Николаевич Франчук.

  Отбрасывание худшего результата в личном зачете действительно нивелирует фактор неожиданности, как то авария, отказ техники, командировка и т.д. Однако в командном этот фактор предусмотрен изначально! Ведь на каждом этапе результаты коллективов определяются по двум лучшим показателям из трех пилотов.

  Иными словами, один худший тут отбрасывается буквально на каждом этапе.
Так что вполне логично, что высчитывать так называемый Результат, а не брать всю сумму по итогам в данном случае будет попросту неправильно, ведь «фактор случайности» уже предусмотрен в самой формуле выведения командных результатов на каждом из этапов… В таком случае после трех этапов UTC «Глобус Банк» картина складывалась следующая.
  «Мастер Карт рейсинг тим» с победой на 1-м этапе и вторым местом на 2-м лидировала с 67 очками.

  Всего 4 очка опытным «мастерам» уступала команда-новичок «Киев-Юг».
  Тут можно оговориться и напомнить, что из-за бюрократической проволочки «южане» не были официально заявлены на 1-м этапе. В противном случае именно «Киев-Юг» лидировала бы перед Финалом. Более того, с учетом результатов ее главных призовых пилотов на 1-м этапе, а это 29 очков, перевес мог бы оставлять весомые 25 очков!

  Но и так, с двумя победами на двух этапах (!), причем с разгромным счетом на 2-м, где стараниями Вадима Конончука и Владимира Дрогомирецкого «Киев-Юг» взяла 41 балл, от новоиспеченной команды мало кто мог ожидать таких вершин!
  Позади двух лидирующих коллективов турнирная таблица складывалась не менее интригующей.

  52 очка собрала SCS, формально основанная в этом году Владимиром Апостолюком и Сергеем Скоком. В реалии дэ-факто команда существовала давно, просто не была «оформлена на бумаге». Всего 4 очка ей уступала SDrive. Причем в данном случае правомочно говорить о реально новоиспеченном коллективе, пусть некоторые ее «элементы», включая пилота Владислава Синани, ранее входили в команду Школы Автодрома «Чайка».

  Однако тут нужно уточнить, что речь не шла о двух локальных дуэлях.
  С учетом повышающего коэффициента 1,5 на Финале UTC, в теории команда могла заработать максимум в 66 очков. Иными словами обе дебютантки имели вполне реальные шансы на чемпионский титул!

  Математические шансы на него, пусть и при полной неудаче, а точнее фатальном «падеже», всех остальных команд, имела даже ZRT, на счету которой за три этапа накопилось 22 очка…

Ходы конем, «дамкой», ладьей…

  Есть один нюанс – 66 очков можно было бы заработать при двух сильных пилотах, выступающих в разных классах. Именно так происходило по ходу сезона в «Киев-Юг», тогда как у остальных все «яйца» лежали в одной из двух «корзин». К примеру, у «мастеров» по-сути имелась только одна реальная ударная единица в лице 4-кратного Чемпиона Украины Игоря Скуза.

  Его старший брал Олег хоть и был стабилен, однако преследуемый отказами техники, по ходу сезона ни разу не был даже близок к подиуму…
Более того, все они, равно как и Андрей Товба, выступали в зачете GT Open2. (По правилам, команда не имеет права заявлять на этап более трех пилотов!).

  Две другие команды и вовсе весь год собирали очки исключительно в зачете «У-1600»!
  У SCS главными призовыми пилотами были Антон Поляничко и Кирилл Ярмола, при этом последний являлся абсолютным дебютантом! С 2-го этапа в составе команды начался заявляться и Александр Лищук, однако и он являлся абсолютным новичком!

  В SDrive изначально главной ударной силой были Синани и Дмитрий Пархоменко. Причем и тут, хоть Дмитрий и стартовал пару раз за два последних года, реально же этот сезон для него стал первым полноценным. Именно SDrive сделала первых ход, причем не пешкой-новичком, а как минимум конем!
  Со 2-го этапа она пополнила свои ряды ни много ни мало Сергеем Юнашевым – одним из самых опытных и титулованных «кольцевиков» современности.

  Увы, но «Юнгу» преследовал какой-то рок невезения.
  На первом же старте он становится жертвой атаки со стороны Антона Поляничко, что приводит к сходу. На 3-м Сергей все же финиширует вторым и тут хотелось сказать – все надежды команды были на нем…НО это не так!
  SDrive делает еще один ход, причем тут можно провести аналогию с другой настольной игрой – ход «дамкой».

  Осознавая важность успешного выступления сразу в двух классах, SDrive заявляет на Финал Константина Гуцула. Да, в кольцевом паддоке это имя вряд ли кто-то знал – для Константина это старт в профессиональном «кольце» стал первым. Но, главное – на чем он ехал!
  Речь шла о Honda S2000, чья мощность однозначно превосходила привычные Ford Fiesta нынешних завсегдатаев GT Open2.

  Однако мощность это не все – ею еще нужно управлять.
  И Гуцул, за плечами которого старты в категории тайм-аттак, сразу заявил о серьезности своих намерений, забрав поул с перевесом над ближайшим почти 5 секунд! А вместе с ним и 1,5 бонусных очка, которые уже было не отнять. И слово «отнять» тут использовано ой как неспроста! Об этом позже… Но не одна SDrive усилилась на Финал.

  «Мастер Карт рейсинг тим» произвела рокировку между двумя Андреями.
  Если быть точнее, она заменила Андрея Товбу на Андрея Скуза. Хотя он два года фактически не выступал, сын Олега и племянник Игоря, однозначно имеет несравнимо больший автоспортивный опыт, чем одессит.

  Он включает в себя полноценную картинговую карьеру, затем не только старты, но и победы на формуле, а также выступления на «кузовах», включая пусть и небольшой, но опыт и за рулем «Фиесты».
  Правда, в случае с «мастерами» речь по-прежнему шла об одном и том же зачете GT Open2, где теперь на старт вышло сразу три гонщика с фамилией Скуз!

  Пожалуй, единственной командой, кто не «играл» в эти «игры», и так и осталась в том же составе что и весь год, причем урезанном, из всего двух пилотов – это Zamula Racing Team.

  Ее по-прежнему представлял Илья Замула, и дебютировавшая в большом «кольце» вчерашняя картингистка из Израиля Софи Голан…

Драматизм похлеще греческого!

  Шансы на титул у SCS и SDrive, тем более ZRT были, что называется, - математическими. Для этого двум лидирующим командам «нужно» было столкнуться с фатальным невезением на Финале. Такое редко происходит, но в данном случае «Киев-Юг» действительно чуть было не осталась с результатом близким к нулю!
  Вадим Конончук начал, как и подобает новоиспеченному, к тому же теперь 2-кратному Чемпиону Украины, с «поула».

  И это несмотря на весомый балласт в 30 кг за две победы на предыдущих этапах, а вместе с «поулом» Вадим берет и 1,5 бонусных очка за это. Кстати, так и остался нераскрытым вопрос – суммируется ли балласт успеха – по 15 кг за викторию, - или нет?! Конончук решил перестраховаться и после довеса 15 кг на 3-м этапе, в этот раз пригрузил к ним еще 15.
  Увы, но «Калина» Конончука с «взорвавшейся» «гранатой» (той, что в подвеске) замирает на обочине еще до старта гонки!

  Аналогично всего пару-тройку кругов в гонке проходит и Владимир Дрогомирецкий, которого с момента «имплантации» под капот его «Фиесты» нового 2-хлитрового двигателя преследовали проблемы с гидро-усилителем. Они же и привели в итоге и к сходу.
  Ситуацию спас третий пилот «Киев-Юг» - Алексей Дьяченко, выехавший на «восьмерке», сменившем второй этап подряд окрас.

  Уже на старте Алексей вырвался с 7-го места на 4-е, на котором уверенно провел почти всю гонку.
  К финишу со сходом лидера оно превратилось бы в третье, но и на машине Дьяченко возникли проблемы. Тем не менее, он уступил лишь одну позицию Кириллу Ярмоле, в итоге все же финишировав 4-м, за что получил 15 очков.

  Однако суммарно это означало лишь 16,5 баллов для «Киве-Юг» и последнее 5-е место на Финале UTC…
  При этом, благодаря второму месту Ильи Замулы и 22,5 очка за него, ZRT стала 4-й на этапе, опередив одну из команд-фавориток. Но, чуда не произошло, и по итогам года с 44,5 баллами ZRT все же осталась пятой…

  Однако, как это не странно прозвучит – вовсе не «Киев-Юг» можно назвать если не главной, то в равной степени невезучей! Таковой скорее на Финале UTC стала SDrive.
  Для начала Константин Гуцул не только берет 1,5 бонусных очка, но и просто улетает со старта, уйдя от пелетона «в точку».

  Увы, но мощная S2000 проехала всего два круга и с отказавшей подвеской останавливается на обочине.
  А ведь при финише - у Гуцула и его команды наверняка в руках были те самые заветные 33 очка! При этом Константин все же успел показать быстрейший круг – 1 мин 23,579 м, что по идее означало еще 1,5 бонусных балла. К «по идее» мы вернемся немного позже.

  Но и это не все невезение SDrive!
  Ее главный призовой пилот - Сергей Юнашев, - также уверенно шел к победе в зачете «У-1600»!
  Более того, «Юнга» лидировал со старта почти всю гонку. «Почти», потому что за два круга до финиша на его «Калине» срезает вторую за день (!), теперь левую переднюю ступицу и он сходит!

  Да, место лидера SDrive на трассе занял Дмитрий Пархоменко. В итоге он выиграл гонку в «У-1600», тем самым принеся команде 30 очков. (По протоколам, правда, 31,5 – о чем сейчас поведаем). Но ведь в данном случае, SDrive шла на великолепный дубль в «У-1600»!
  Пусть это не 66 очков за две победы в двух зачетах, но это были бы не менее весомые 54 балла!

  Тем самым команда набирала бы второй возможны максимум на Финале в одном классе, максимально минимизируя потерю верных 33 во втором зачете…
  То, что не удалось SDrive, почти сделала одна из двух фавориток – «Мастер Карт рейсинг тим». Благодаря победе Игоря Скуза и третьему месту его племянника Андрея, они заработали 48 очков в одном зачете.

  Вернее, по протоколам их 49,5. Именно Игорю Скузу были начислены бонусные очки за лучший круг, хотя далеко не он показал его в гонке!

Та кто же был быстрейшим?...

  Начнем … сначала. Как уже было сказано – де-факто лучшее время в гонке для зачета GT Open2 осталось за пилотом мощной «Хонды» Константином Гуцулом. Более того, второе быстрейшее время – 1 мин 28,041 с показал также сошедший Андрей Евтушенко.

  А именно оно стало лучшим среди «всех остальных» в этом зачете. Причем по этому показателю Андрей опередил почти на пол секунды Игоря Скуза.
  В свою очередь Игорю с точки зрения лучшего круга лишь 0,098 секунды уступил Владислав Феоктистов на «Хонде» CRX.

  Тут уместно напомнить, что у в итоге победившего на Финале UTC и ставшего в 5-й раз Чемпионом Украины Игоря Скуза с первых кругов «выпала» третья передача, после чего ни о каком быстрейшем круге речи не могло идти. Тем не менее, дэ-юре именно он его получает!
  Но и в «У-1600» если смотреть официальные протоколы ситуация схожая!
  В реалии быстрейшим – 1 мин 32,961 с, - стал сошедший Юнашев. Однако 1,5 бонусных очка за лучший круг получил его напарник по команде SDrive!

  При этом Пархоменко действительно был далеко не медленным, уступив несравнимо более опытному пилоту по этому показателю всего 0,3 секунды.
Дмитрий действительно в этот день оказался быстрее всех остальных участников своего зачета. Правда, нельзя не отметить, что по этому показателю Илья Замула уступил итоговому победителю призрачные 0,048 секунды! Остальные же были медленнее почти на пол секунды и больше…

  Так почему же бонусы были так «хитро» распределены, причем в обоих зачетах?! Вот тут мы приходим к той самой сложной арифметике, которая получается «благодаря» системе бонусных очков, разночтению регламентов и всяческим судейским нестыковкам.
  С момента появления бонусных очков, а это более 5 лет назад, их трактовка менялась. Изначально они и вовсе шли только в турнирную копилку пилотов, не влияя на результаты на этапе и вообще не идя в командный зачет!

  Кстати, пару раз это приводило к курьезным моментам, когда вроде бы собравший больше очков на этапе пилот располагался на подиуме ниже! К счастью это было устранено после того как бонусы стали идти в актив и на этапе. Однако, остался другой вопрос - с пресловутыми 60% дистанции.
  Напомним, что дабы быть классифицированным по итогам этапа, пилот должен пройти 60% дистанции, заверенной лидером. (Недавно это и вовсе ими были 50%!).

  Гуцул и Евтушенко действительно не прошли 60% дистанции.
  На протяжении нескольких лет этот вопрос возникал и, так как в правилах никогда не было четкой трактовки, и его решением было логичное решение – бонус есть бонус, и его начисляли вне зависимости от пройденной пилотом дистанции.

  А именно для этого на гонку и назначается КСК, чтобы принимать подобные решения при разночтении регламентирующих документов – на это у них имеется полная спортивная власть! В этот раз судьи решили «прочитать» правила по другому!

…или пресловуто «гуляющие» 1,5 очка!

  Именно опираясь на пункт о не прохождении 60%, 1,5 бонусных очка отходят к Игорю Скузу. При этом нужно оговориться, что ни ему самому, ни тем более его команде они никакой «погоды» не делали! Ни о каких заговорах тут даже не стоит помышлять.

  Со всеми неудачами соперников, как Игорь, так и «Мастер Карт рейсинг тим» собрала более чем достаточное количество очков на Финале UTC для завоевания двух чемпионских титулов! Вопрос кроется исключительно в судействе и трактовке ими правил.
  Действительно, если опираться на классификацию по 60%, юридически 1,5 очка по праву отошли к Скузу и его команде.

  А как же в «У-1600»? Тут мы имеем дело с банально ошибкой и по нашим сведениям опубликованные результаты не окончательные и будут пересматриваться!
  И вот тут мы приходим к самой занимательной арифметике командного зачета, ибо те самые 1,5 очка, причем по какой-то иронии «гуляющие» между тремя пилотами одной и той же команды SDrive (!), в реалии существенно влияют на турнирную картину по итогам года!

  Да, спорт не знает сослагательных наклонений и через призму «бы» вроде бы не положено рассматривать результаты. Но в данной ситуации думается это более чем уместно. Тем более, что в реалии окончательно результаты не утверждены и из-за судейской ошибки еще могут измениться!... Итак.
  Не будем концентрироваться на новых чемпионах - там все однозначно.

  Не важно, собрали на заключительном этапе Игорь Скуз и «Мастер Карт рейсинг тим» 30 и 48 очков соответственно или 31,5 и 49,5.
  В любом случае они более чем уверенно возглавили как оба подиума Финала UTC, так и обе таблицы Чемпионата Украины по кольцевым гонкам по итогам года. Будь то 66 или 67,5 очков у Скуза и 115 или 116,5 баллов у «мастеров» – все конкуренты остались неоспоримо позади. А вот среди них самих все намного менее однозначно!

  В первую очередь, естественно, это касается SDrive.
  Если брать, что Гуцул заработал 3 «бонуса», но на ее счету выходит 33 очка на Финале, тогда как их главные конкуренты из SportCarService с 3-м местом Кирилла Ярмолы и 5-м Александра Лищука набрали 30 баллов.

  Эти 30 пунктов SCS являются в данном уравнении константой, а вот 33 SDrive как раз переменными!
  На сегодня по протоколам у них все те же 33 очка! Но посчитаны они по другому - 31,5 у Пархоменко и 1,5 для Гуцула. При таком раскладе SDrive заняла второе место на Финале UTC, а по итогам года третье.

  И вот тут и кроется самая главная арифметика!
  В итоге по окончанию сезона на счету SCS 82 очка, у SDrive – 81, а «Киев-Юг» - 79,5! Чувствуете разницу? Да, да – те самые 1,5 очка!
Юнашев однозначно прошел 60% дистанции. Это значит, что после исправления судейской ошибки 1,5 бонусных балла за лучший круг перейдут от Пархоменко к его напарнику.

  От перемены мест слагаемых…??? НЕТ! По правилам то при подсчете командного результата на этапе берутся два лучших показателя ее пилотов! А это означает, что по 1,5 балла окажутся «разбросанными» между Юнашевым (за лучший круг) и Гуцулом (за «поул»). Следовательно, у SDrive на Финале выйдет не 33, а 31,5 очка!...

  Таким образом, места то на подиуме не поменяются – SDrive все равно останется впереди конкурентов из SCS, а вот в Чемпионате все уплотнится. Теперь у SDrive, как и у «Киев-Юга», будет 79,5 очков!

И кто же выше???

  И тут мы приходим к еще одному просто вопиющему правилу, уже несколько лет прописанному в тех самых «Загальних вимогах …», и который вынуждены «тиражировать» организаторы в своих частных Регламентах для чемпионатов и серий.

  Пункт 12.6 гласит – что при окончательном равенстве у пилотов или команд, лучший определяется по месту, занятому на последнем этапе. И «плевать», что во всем остальном мире, равно как в Украине до недавнего времени, в такой ситуации сравнивались лучшие места!
  То есть, при равенстве очков по итогам года, сравнивалось количество побед.

  При равенстве их количества, сравнивались следующие лучшие места, и только при равенстве всех занятых мест по ходу года, (а настолько уникальные случаи практически исключены), только тогда рассматривался последний этап! Более того, еще возможна приписка – этап на котором соперники выступали вместе. Но и это не все!

  Дальше все в том же пункте 12.6 и вовсе идет абсурдный пункт, начинающийся со слов – «при дальнейшем равенстве»! Дальше предлагается сравнивать «лучшие места на предпоследнем этапе, и тд»…

  Ваш покорный слуга неоднократно диспутировал с чиновниками от ФАУ, теми самыми кто отвечает за составление этих регламентирующих документов, включая того же Николая Шредера, пытаясь выяснить трактовку этих пунктов. Увы, но вразумительного ответа получено так и не было!

  Абсурдность второй тэзы заключается в том, что на одном этапе у двух пилотов или команд априори НЕ может быть равенства мест! Они действительно могут набрать равное количество очков, но при двух проводимых гонках, но никак не при одной, как при нынешнем формате этапов UTC «Глобус Банк».

  В любом случае место на подиуме этапа выводится и оно не может быть одинаковым! Разве что как некое неформальное «поощрение» - вроде «ступень разделили», - однако по протоколам все равно место будет определено и формально записано. Так что никакого равенства мест, ни на последнем, ни на каких других этапах в автоспорте быть не может!...

  К огромному сожалению – этот пункт уже много лет тиражируется в украинском автоспорте, хотя пару лет назад в частном кольцевом регламенте все же было прописано «как во всем мире». Однако увидев разночтение с «Общими требованиями» «чиновники» бегом «привели все в порядок».

  Оно и понятно – ведь все должно соответствовать букве закона – и кому какое дело если эта «буква» полна абсурда, а единственный контраргумент на возражения по этому поводу сакраментальный – «…ну и что, что во всем мире, а у нас вот ТАК!»…

  А ведь мы имеем дело с банальным «выпадением строчек»! Ибо в свое время, в известной «желтой книге» все было начертано как во всем мире – «сравнивались лучшие места, следующие лучшие места…» Но, почему то эти пару строк были потеряны…причем на много лет и до сих пор, несмотря на возникающие споры, так и не вернулись в «Общие требования…» Но вернемся в «сегодня».

  По «букве закона» актуальной сегодня, в реалии судейская ошибка с теми самыми «гуляющими» 1,5 очками в итоге не повлияет на итоговый результат! Наверное, к счастью все тех же чиновников))) SDrive финишировала выше набравшей 16,5 очков «Киев-Юг» на Финале. Значит, именно SDrive при равенстве очков с «южанами» останется по итогам года на третьем месте.

  Вместе с тем, во всем остальном автоспортивном мире при двух вершинах подиума командного зачета на этапах по ходу года, именно «Киев-Юг» была бы бронзовой призеркой по итогам года…

В качестве «ЗЫ»

  Что тут сказать? Остается надеяться на лучшее. На то, что в самом ближайшем будущем как само судейство, так и регламентирующие документы будут соответствовать тому уровню, на который в этом году поднялось украинское «кольцо»…

  Чтобы было как можно меньше разночтений, а когда они возникнут (а это неизбежно), КСК будут принимать логичные решения… А из основополагающих документов ФАУ не будут выпадать и теряться строчки, как произошло в данном случае… Но закончить хочется позитивным.
А именно еще раз отметить те события, которые наверняка мало кто заметил.

  Речь о том, как проявилась спортивная взаимовыручка на Финале UTC. Когда основной призовой пилот и одновременно главный инженер команды SDrive пришел на выручку и не на пару минут!

  А около часа собственноручно помогал не только советом, а и инструментом и, главное, делом отремонтировать автомобиль…главных конкурентов из SCS!
  А именно Антона Поляничко, являющегося по сути №1 для команды-соперницы.

  Той самой с которой SDrive весь сезон шла «ноздря в ноздрю» и с которой перед Финалом их разделяли всего 4 очка. А после него разделили лишь один…ну или 2,5 балла…
  А можно еще вспомнить события 2-го этапа. Тогда именно ошибка при атаке со стороны Поляничко привела к столкновению и сходу Сергея!... Вот, что значит настоящее плечо товарища в автоспорте!…

  Что же до 60% и бонусных очков за быстрейший круг, то тут можно отметить одно. То, что раньше считалось очевидным и на начисление «бонуса» никак не влияет пройденная дистанция, - вдруг прочиталось по-другому – на это у КСК есть полное юридическое право.

  Другое дело жаль, что здравая логика пасует перед разночтением «буков», тем более что в «Общих требованиях…» вообще нет ничего ни о каких бонусах…
  «Выход» из этой ситуации наверняка найдется, наверное…

  К примеру, в некоторых формульных сериях, дабы идущий позади пилот не совершал пит-стоп и на свежей резине не показывал лучшее время, в регламенте оговаривается, что бонус получал тот, кто финишировал в зачетной топ-10… Но то речь идет о формулах, куда более длинных гонках и никак не спринтерских кузовных… Но, будем надеяться…

  Вячеслав Щербина специально для украинских «кольцевиков» и их болельщиков

  Фото Игорь Цыбко, Денис Сергиенко, Игорь Романов  и автора