Два последних этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам нынешнего сезона и особенно Финал UTC запомнятся зрителям многими аспектами – один из которых борьба пилотов на BMW.

  Рассказывая о Финале UTC, нельзя не поведать и о новом зачете Super Touring. В свое время, около 10 лет назад, немало зрителей съезжалось на Автодром «Чайка» специально, чтобы посмотреть гонку «БМВ», особенно на выступления российского легионера-ветерана Михаила Ухова.

  Те времена давно канули в историю, равно как и те машины класса S2000… Однако все в этом мире циклично и движется по спирали.

Они возвращаются!

  С нынешнего сезона в Чемпионате Украины по кольцевым гонкам UTC был введен новый класс – Super Touring. По сути, в нем можно выступать на любом спортивном автомобиле с рабочим объемом атмосферного двигателя вплоть до 7 литров! (Ранее это было разрешено в зачете GT Open, однако на сегодня этот класс остался быть зарезервированным для куда менее мощных 1,6-литровых моторов). С самого начала года в этом зачете на старт вышел Борис Каргин, выступающий на эффектном «купе».

  Увы, но по ходу года дебютант стал единственной «константой» этого зачета!
  Лишь по разу к нему присоединялись пилоты из тайм-аттака Константин Гуцул и Евгений Рахмайлов. выступающие на Honda S2000, или же и вовсе его же напарник по команде Emoji Racing Team (официально не заявленной) Максим Пашко, делающий свои первые шаги в «кольце» на куда более скромной «восьмерке».

  И вот, на 4-м этапе к дуэту Каргин-БМВ присоединяется аналогичная пара – Олег Сокирба, такде избравший своим оружием «баварца», причем тоже в версии кузова «купе», но другой модели.
  Примечательно, что для Олега 4-й этап Чемпионата Украины по кольцевым гонкам стал абсолютным дебютом не только в «кольце», но и в автоспорте в целом!

  Ранее Сокирба вообще никогда не выступал ни в картинге, ни даже в тайм-аттаке и этот гоночный уик-энд для него стал абсолютным дебютом в автоспорте!...
  Тем не менее, уже в субботу он начал «наступать» на пятки Каргину, ну а на Финале UTC на радость многих зрителей, два новичка сошлись уже и в борьбе за «золото». Причем борьба эта была отнюдь не «номинальной»! Впервые именно на заключительном 5-м этапе Чемпионата Украины по кольцевым гонкам зачет Super Touring впервые официально состоялся!

  Помимо двух пилотов на баварцах в нем стартовало еще трое участников, что означало минимально необходимый кворум из пяти машин, дабы гонка в этом классе числилась официально в проколах этапа… Пусть он и был собран несколько искусственно, где к баварцам присоединились пилоты на «Жигулях», главное, что на трассе разворачивалась борьба!...

Сражение «баварцев»…

  На тренировке лучшее время уже среди всех, кто был на трассе, включая участников GT Open, осталось за Каргиным, пусть и было оно не столь впечатляющим – 1 мин 29,097 с. Сокирба же утром явно не форсировал событий. Однако в квалификации картина поменялась.

  Пусть пилоты на двух мощных «баварцах» и уступили лидерам GT Open, главное – это их времена и борьба между ними самими. И она явно начиналась!
 Для Каргина его лучшими в квалификации стали 1 мин 27,930 с, которые соответствовали 6-му стартовому месту, если брать в расчет и пилотов, выступающих на «Фиестах».

  Но и время Сокирбы оказалось совсем рядом - всего в пол секунде от Каргина. Тем самым, дебютант занял стартовое место аккурат рядом со своим главным визави.
  Со старта гонки Каргин, на счету которого все же весь нынешний сезон, уверенно повел.

  В то же время Сокирбе довелось начала побороться с несравнимо более опытным Олегом Скузом, а потом и с Николаем Сушко, выступающими не на самых медленных «Фиестах».
  Вскоре Олег нагоняет своего главного (и единственного) реально соперника и между ними на радость зрителей завязывается настоящая дуэль.

  Несколько кругов Сокирба оказывал прессинг на лидера «Супер Туринга», однако на какой то момент перепилотировал и «цепанул» обочину на выходе из первого поворота. Тем не менее, и, отловив машину, тут же вновь бросился в погоню за Каргиным.
  Судя по всему, неопытность Олега все же сказалась, и его разворачивает в первом повороте. Тем не менее, пусть борьба за победу в «Супер Туринге» на этом закончилась, Сокирба уверенно довел гонку до конца.

  Более того, хотя в итоге в этом зачете довольно уверенно победил Борис Каргин, лучшее время в гонке для «Супер Тринга» - 1 мин 28,268 с, осталось как раз за его соперником, финишировавшим вторым. По этому показателю Сокирба опередил Бориса почти на 0,6 секунды…

… и события позади них

  Вторым эшелоном «Супер Туринга» на Финале UTC были пилоты, выступающие на куда более скромных «восьмерках». Ими стали нестартовавший накануне из-за отказа КПП Максим Пашко, плюс перезаявившийся на этот этап из GT Open-а в этот зачет Вадим Кушнир.

  Естественно, времена «восьмерок» не могли тягаться с несравнимо более мощными «БМВ». Вместе с тем, и эта пара на квалификации оказалась рядом, на одной стартовой линии.
  Компанию двум «баварцам» и двум «восьмерочникам» в «Супер Туринге» составил Дмитрий Иванько. Естественно, как он мог ехать на чем-то другом, кроме как на вазовской «классике»?!

  Хотя Дмитрий расстался со старой верной «пятеркой», на эту гонку свою «копейку» ему одолжил Леонид Протасов.
  Примечательно, что Дмитрий и Леонид на сегодня тренируют и полностью «ведут» пилотов команды Emoji Racing Team, цвета которой с самого начала года защищают Каргин и Пашко.

  В гонке прямой борьбы между этим трио не вышло, как минимум из-за разницы подготовки их техники - все-таки новая «восьмерка» Вадима серьезно превосходит более скоромную Максима.

  Закономерно, что Пашко закончил гонку первым вне подиума, тогда как на ее третью ступень поднялся Кушнир. Однако для него самого гонка прошла отнюдь не пресно. Вадим сошелся в настоящей дуэли с Павлом Марьяненко.
  Пусть борьба в этой паре не носила «фактической нагрузки», так как Павел выступал в классе «Туринг» и они не являлись прямыми соперниками.

  Тем не менее, они подарили немало зрелищных моментов собравшимся вокруг трассы зрителям.
  Борьба Кушнир-Поляничко началась с самых первых кругов и велась добрую половину гонки! С первых метров Вадим насел на задний бампер Павла и неоднокртано пробовал атаковать его. В итоге обгон удался.

  Несмотря на то, что оба выступали в совершенно разных зачетах, Марьяненко не отступил, и на протяжении нескольких кругов просто таки неистово контратаковал!
  Вадим умело закрывал внутренний радиус и, как и многим другим в этот уик-энд, Павлу ничего не оставалось, как пытаться опередить соперника по наружному радиусу! И в отличие от большинства других, Марьяненко это удалось!

  Свой маневр он начал на входе в первый поворот, а закончил по наруже во втором!
  После этого Павел, на счету которого в разы больше стартов, нежели у дебютировавшего в этом году Кушнира, все же смог оторваться. Да, пусть на кону в этой борьбе не было вообще никакой «смысловой нагрузки», зато она однозначно добавила зрелищности этой гонки…
  По объективным причинам «ВАЗ-2101» Иванько не мог тягаться по скорости даже с «восьмерками».

  Зато само появление даже в паддоке такой машины вызывало неподдельный интерес «и стара и млада», а на самой трассе проезжающую мимо «копейку» каждый раз многие зрители приветствовали одобрительными возгласами поддержки!...
  Дмитрий провел гонку что называется «в своем ритме», да еще и на середине был вынужден совершить пит-стоп так как мотор «старушки» начал перегреваться, но все же финишировал…

  Как и в двух других личных зачетах, призовая тройка «Супер Туринга» поднялась на подиум. Причем в этот раз их награждение носило полностью официальный характер – ранее награждения носили скорее поощрительный характер, так как этап в этом зачете «состоялся» впервые в этом году.

  И вот тут будет, в завершении нашего рассказа хочется еще раз отметить обстановку, которая царила на заключительных этапах UTC и вместе с ней некоторые другие «аспекты».

Неотъемлемые атрибуты?!

  История помнит немало случаев, когда будь то в украинском «кольце», или в кроссе, или в ралли, соперничество на трассе приобретало самые некрасивые и даже низменные оттенки. Чего только стоили пресловутые «гонки после гонок» с протестами на команды и пилотов соперников.

  А порой доходило и до совсем «низких моментов» - сплетен, кляуз и шептанием за спиной, неофициальными жалобами судьям – всего этого было с достатком, в том числе и на «Чайке».
  Однако вот уже второй год в украинском кольце воцарилась несколько иная атмосфера, которая не может не радовать.

  Да, у участников всегда будут «трения» на трассе и возможны «обиды» после – это попросту неизбежно. Но сегодня, в большинстве случаев, как только пилоты снимали шлем, верх брала человеческая, а не соревновательная сторона.

  Даже на заключительном этапе, где на кону стояли титулы, главные претенденты на них, будь то зачета GT Open или Touring-а, – всегда приветливо общались и даже могли помогать друг другу!
  Чего только стоит история с одолженным Дрогомирецким генератором своему визави на Финале UTC!....

  Пожелания и даже претензии от участников к организаторам – это тоже неизбежно, ведь идеалов в этой жизни попросту не бывает. Но, как известно, к ним стоит стремиться.
  Возможно, изменение атмосферы на украинском «кольце» не в последнюю очередь связано как раз с появлением нового Промоутера Чемпионата Украины по кольцевым гонкам – команды и общественной организации Master Кart racing team, возглавляемой Игорем Скузом.

  Ведь именно Игорь с самого начала ратовал и просил участников на встречах с ними в первую очередь не заниматься теми самыми «гонками после гонок» и не разворачивать «войну протестов».
  Тут можно оговориться, что в свое время сам Игорь и его команда не раз принимали участия в таких «спортивных конфликтах» после финиша - когда-то по своей инициативе, когда-то будучи втянутыми в них соперниками… Но время идет.

  Становясь не только участником, но и организатором, приоритеты и взгляды на некоторые вещи меняются.
  Теперь хоть все еще и пилотирующего Игоря Скуза заботило, чтобы награждение проводилось сразу после финиша, а не спустя пару часов, после того как будут рассмотрены все протесты, а на трассе останутся только призеры (а то может и не все).

  И эта мысль в первую очередь касается болельщиков и зрителей, которые эти два года не нужно было томительно ждать всегда эмоционального душа из шампанского…
  А еще это обстоятельство важно для СМИ.

  Их съемочные группы могли снять церемонию награждения и тут же взять интервью у победителей и призеров – так, как это происходит во всем цивилизованном автоспортивном мире.

  И, так оно и происходило в последние два сезона, когда съемочные группы телеканалов не нужно было завлекать на Автодром «Чайка» фуршетами, а то и не только ими…
  Равно как нельзя отметить и то, что после «эксперимента» с платным входом в прошлом сезоне, организаторы сделали выводы.

  В этом году на украинском «кольце» как вход на трассу, так и места на трибунах и паркинг были совершенно бесплатными. И на Финале UTC все они были изрядно наполнены!

  Более того.
  В распоряжении детворы всегда была надувная горка или манеж и тоже – совершенно бесплатно.

  За получение адреналина на дрифт-такси, напитки и еду, причем на самые разнообразные вкусы, естественно нужно было заплатить - все же мы живем в реальном, а не утопическом или коммунистическом мире…

***

  После всего сказанного, откровенно говоря, порой удивляло, что находятся те, по крайней мере, среди зрителей, кому что-то не нравится! Порой хотелось спросить – что же вам еще нужно «подать»?...

  Но это все не более, чем авторское не совсем «лирическое» отступление…
  Чемпионат Украины по кольцевым гонкам UTC завершен. Однако по все сильнее ходящим слухам нас ждет еще и многоэтапный кубок по кольцу.

  Что же – с нетерпением ждем, тем более что до холодов еще очень далеко. А заодно можно будет сравнить как наполнение пелотона, так и наличие тех самых «неотъемлемых атрибутов»…

  Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков
  Фото Денис Сергиенко и автора