Заключительный 6-й этап Чемпионата Украины по кольцевым гонкам полностью оправдал свой статус Финала, подарив немало борьбы на трассе и невероятно драматичную развязку! Пожалуй, главный сюрприз, причем в этот раз положительный, преподнесла сама погода. Несмотря на настойчиво угрожающие прогнозы не только с дождем, но и грозой, полностью не оправдались. Вернее, небо разверзлось только к вечеру, тогда как все автомобильные гонки прошли на сухой трассе. «Проблема» заключалась в том, что подавляющее большинство участников активно

 тренировались несколько дней накануне, «благо» всю неделю шли дожди.

«Холодная» завязка

  Среди таковых были и два лидера наивысшего зачета Чемпионата Украины по кольцевым гонкам GT Open Андрей Евтушенко и Валерий Жовтоног. Последний, полагаясь на прогнозы погоды, привез на гонку новую дождевую резину, при этом….не запасся новым комплектом сликов!

  В итоге в распоряжения Валерия оказался лишь старый комплект «слика», что не могло не сказаться на результатах.
Уже на утренней тренировке, на очень холодной трассе, Андрей Евтушенко, команда которого вроде бы нашла накануне гонки электронные «глюки», устанавливает лучшее время – 1 мин 29,157 с. При этом он опережает ближайшего, кем стал вернувшийся после пары пропущенных этапов Святослав Денисов, на 3,6 секунды!

  Да, тренировки мало о чем говорят, но и в квалификации, проехав круг за 1 мин 28,356 с, Евтушенко не только забирает поул, но и опережает ровно на две секунды (причем с точностью до одной тысячной!) ближайшего. Этим вторым стал Дмитрий Жайворонок, вновь вышедший на старт на Ford Fiesta.

  Как ни старался Жовтоног, пройдя с разницей в 0,007 секунды два круга подряд, он показывает только третье время, уступая Евтушенко не только 2,5 секунды, но и 1,5 бонусных очка. Напомним, что на Финале все заработанные пилотами очки, включая бонусные, перемножались на повышающий коэффициент 1,5.

  Таким образом, уже утром Евтушенко нарастил свой отрыв от Валерия с 37 очков, до 38,5. На кону оставались еще 39, так что шансы Жовтонога на титул сократились, но не исчезли абсолютно.
  Однако, если последних пару этапов у Валерия по сути был лишь один реальный соперник в лице Евтушенко, в этот раз на старт вышел не только Жайворонок, но и также вернувшийся в строй после пары пропусков Владислав Гордов, очевидно, решивший побороться за итоговую «бронзу».

  Вернее побороться будет звучать громко. Дело в том, что Сергей Юнашев, стартовавший в классе GT Open всего три раза и успевший опередить Гордова на три очка, так и не восстановил двигатель своей «восьмерки» и на этом этапе выполнял исключительно роль инженера команды Школы Автодрома «Чайка», помогая Дмитрию Жайворонку и Валерию Шевелеву…

  На холодной трассе и псевдосликах в квалификации Гордов был только 5-м в классе, уступив поулу 4,5 секунды, и 1,2 секунды показавшему 4-е время Святославу Денисову.
  Однако, все взгляды, к огромному сожалению немногочисленных зрителей, в этот холодный осенний день были прикованы к белой и оранжевой «Фиестам». При этом чемпионская развязка чуть было не наступила еще на установочном круге, когда прогревавшего резину Жовтонога развернуло во втором повороте трассы! К счастью, все обошлось, а старт, как и сама гонка, выдались жаркими.

Капризы техники…

  Сполна реализовав мощность своего 4,4-литрового мотора, Гордов на прямой как на драг-стрипе выходит разом с 5-го места на первое!

  Увы, но уже во втором повороте на «баварце» начинает сбоить электроника. По свидетельству самого пилота, по какому-то странному стечению обстоятельств, она «обрубалась» в правых поворотах. Владислав беспомощно опускается вглубь пелетона «младшеклассников» из класса «У-1600», в итоге уступив круг лидерам зачета GT Open.

  Тем не менее, получив 10,5 очков за 4-е место в классе, Владислав выполнил «задачу максимум» на этот день – он опередил Юнашева в турнирной таблице, переместившись на итоговое третье место. Однако всех скорее волновало, что происходит впереди, а там кипела борьба.
В течение первого круга Жовтоног смог оказывать прессинг на вернувшегося в лидеры Евтушенко, который вскоре начал отрываться.

  Однако, спустя несколько кругов на «Фиесту» Евтушенко возвращаются те самые «электронные гремлины» и Валерий быстро сокращает расстояние с ним. Но тут, косвенно в борьбу всех в пелетоне вмешался Денисов.
  Владислав шел четвертым в классе GT Open, но 7-м в целом, уступая и периодически борясь с лидерами зачета «У-1600».
На его Citroen Saxo не выдерживает правая передняя покрышка, причем она взрывается в конце стартовой прямой! К счастью, пилот смог остановить машину снаружи первого поворота, однако тем самым он «устранил» одну из двух главных точек для обгона на торможения перед которой до конца гонки маршалы были вынуждены показывать желтые флаги.

  Обгонять под ними естественно запрещено, однако в запале борьбы многие из пилотов забыли об этом и не только боролись, но и обгоняли прямо под желтым флагом!
  Первым из них стал как раз Жовтоног, опережающий в этом месте Евтушенко. Однако, Андрей, темп которого в гонке из-за капризов электроники напоминал синусоиду – то с временами около 1 мин 29 с, то 1 мин 31-32 с, особенно не переживал.

  Ему нужно был пройти лишь 60% дистанции первой гонки, чтобы быть классифицированным, тем самым заработав третий подряд чемпионский титул – теперь в зачете GT Open после прошлогодних титулов сразу в двух классах «Туринг-лайт» и «У-1600» в прошлом году…
  Вскоре Андрей уступает и шедшему третьим Жайворонку, который тактично выждал момент, вскоре опередив на прямой и Жовтонога, после чего уйдя в отрыв.

  А вот Евтушенко, когда ему позволяла машина, к концу заезда смог нагнать Жовтонога и даже приступил к атакам на него.

  В итоге Андрей опережает своего прямого соперника, после чего Валерий серьезно сбросив темп, финишировав третьим, в 15 секундах от Евтушенко, в третий раз ставшего Чемпионом Украины.

  На кону оставался подиум Финала и вторая гонка тоже оказалась довольно насыщенной, однако первый отрицательный сюрприз произошел еще перед стартом и вновь из-за капризов техники. Увы, но прямо со стартовой решетки механики откатили «мертвую» «Форд Фиесту» Жовтонога со сгоревшим стартером – если не везет, так не везет…

… определившие исход

  Старт второго заезда вновь выигрывает отремонтированная BMW Гордова, выходя разом с третьего места в лидеры. При этом стартовавший вторым на откровенно медленной машине, Евтушенко благоразумно уходит наружу, пропуская вперед и младшеклассников, где кипела особенная борьба, о которой ниже… Несмотря на фактическое устранение двух лидеров зачета GT Open, с первых поворотов и добрую половину гонки зрители смогли наслаждаться довольно своеобразной и красивой спортивной дуэлью.

  После всего пары кругов под прессингом идущего вторым Жайворонка, Гордов начинает демонстрировать зрелищный дрифт, особенно в относительно медленном последнем повороте, прямо перед в этот раз практически пустыми трибунами.

  В поворотах, Жайворонок нагонял Гордова, однако после этого на прямых беспомощно отставал от пилота «заряженного» «баварца».

  Так продолжалось несколько кругов, однако на восьмом электроника BMW окончательно «умирает» и Владислав сходит. При этом быстрейший круг – 1 мин 28,967 с - в этой гонке осталась именно за Гордовым.

  Не пройдя 60% дистанции, он не был классифицирован в ней, с учетом бонуса за быстрейший круг, набрав на Финале те же 12 очков в сумме, что и Жовтоног, и став 5-м на Финале.

  Тем не менее, по итогам года с 57 очками в сумме Владислав смог опередить Юнашева, забрав «бронзу» Чемпионата Украины по кольцевым гонкам в классе GT Open.

  Со сходом Гордова оживление в этом классе закончилось. Жайворонок легко довел и вторую гонку до победного финиша, собрав 37,5 очков, с учетом лучшего круга в первой гонке – 1 мин 28,494 с.
  Причем если в первом заезде Дмитрий по этому показателю опередил ближайшего, кем стал Евтушенко на 0,224 с и на 0,323 с Жовтонога, то во второй ему не хватило до быстрейшего круга Гордова всего 0,071 секунды!...

  На какой-то момент со сходом Гордова второе место в классе унаследовал Денисов, в этот раз уверенно опережавший участников класса «У-1600». Увы, но на его «цитрамоне» второй раз не выдерживает резина! К счастью, в этот раз все решилось на пит-стопе, где механики довольно быстро, всего за минуту с небольшим, заменили колесо, и, хотя он пропустил вперед «ковыляющего» Евтушенко, Денисов вернулся на третье место в классе.

  И надо же, за пару кругов до финиша у него отказывает КПП и Святослав сходит!
  Тем самым, он уступил третье место Дмитрию Иванько, на своей «пятерке» вновь заявившийся в GT Open, чтобы этот зачет смог собрать необходимый кворум в 10 машин для того, чтобы Чемпионат Украины считался состоявшимся.

  И, как некое вознаграждение за его помощь коллегам-пилотам, после 5-го места в первом заезде, теперь Дмитрий оказался третьим в классе, что и приносит ему третье место на подиуме GT Open.

  При этом, несмотря на все проблемы с электроникой на его «Фиесте», Евтушенко обе гонки заканчивает вторым, тем самым становясь вторым и на Финале. При этом вторую гонку Андрей закончил на корде!...

  Более того, набрав увесистый багаж в 31,5 очков, итоговая сума Андрея составила 148,5 очков, против 92 у Жовтонога, закончившего год вторым. Возглавивший подиум GT Open Жайворонок, собрав 37,5 очков на Финале, всего за два этапа (на первом для себя за рулем «Фиесты» он вылетел с трассы на первом же круге квалификации) набрал 50,5 балла, также опередил Юнашева, став по итогам года 4-м, сместив «Юнгу» на пятую строчку…

  Но, самое интересное и драматичное в обоих гонках разворачивалось позади участников зачета GT Open в классе «У-1600».

Mission impossible…

  Напомним, что, несмотря на его сход после квалификации на 5-м этапе, лидером «У-1600» с 77 очками оставался Руслан Серов. При этом к нему приблизилось сразу три соперника, включая Сергея Бабака, Вадима Евтушенко и Валерия Шевелева, на счету которых перед Финалом было 65, 64 и 60 очков соответственно.

  Как отмечалось, наибольшая угроза скорее исходила как раз от идущего четвертым Шевелева, перед этим уверенно победившего на двух этапах, включая предпоследний. Тем не менее, с учетом его преимущества Серову даже при уверенной победе Шевелева «с головой» было достаточно двух вторых мест, чтобы завоевать титул.

  Но основатель Школы автодрома «Чайка» и ее команды явно был настроен на победу, уже сутра начав оправдывать эти прогнозы.
Так на тренировке он показывает лучшее время в классе – 1 мин 33,385 с, которое стало третьим среди всех в пелетоне. При этом Валерий опередил более чем на полторы секунды ближайшего из одноклассников, кем стал Вадим Конончук.

  Шевелев продолжил в той же манере и в квалификации. Он не просто забирает поул в классе «У-1600», но и выходит из «33-х» секунд, показывая 1 мин 32,923 с. Причем делает это дважды подряд, где его предпоследний квалификационный круг уступил лучшему лишь 0,006 секунды. При этом ближайшего, кем в этот раз стал Серов, Валерий опередил почти на 0,6 секунды.

  Естественно, они повели и в гонке в своем классе. Руслану удалось держаться за соперником лишь на первых кругах, после чего Валерий просто уехал от своих одноклассников, попутно установив лучший круг в гонке – 1 мин 32,704 с, иными словами, превзойдя на две десятки свое же квалификационное время!

  Шутка ли, но по этому показателю в гонке Валерий опередил ближайшего, кем вновь стал Серов, на 1,6 секунды!...
Руслан финишировал вторым, но в 15 секундах от Шевелева.

  Тем самым он собрал 92 очка против 81 у его преследователя, забравшего помимо 18 очков за победу в заезде по полтора «бонуса» за поул и быстрейший круг. При разнице 11 баллов между ними, на кону оставалось еще 19,5 баллов и Серову достаточно было финишировать 5-м, однако Руслан решил показать свой бойцовский дух!

… и невероятная чемпионская развязка!

  На старте второй гонки он уверенно опережает Шевелева, после чего между ними разворчивается красивая, при этом совершенно чистая дуэль!

  К некоторому «раздражению» дуэлянтов, на какой-то момент в их спор вмешался «старшеклассник» Денисов, сначала опередив Шевелева, чем на какое-то время обезопасив лидирующую позицию Серова.

  Вскоре Святослав смог опередить и его, что вновь позволило Шевелеву приступить к временами неистовым атакам на лидера своего зачета.

  Довольно долго Руслан успешно закрывался, что вынуждало Валерия неоднократно пытаться опередить своего соперника по наружному радиусу, что, естественно, становилось тщетным попытками…

  Тем не менее, вскоре Шевелев подгадал момент, чисто опередив Серова на торможении в «Зрительском повороте», после чего он вновь ушел в отрыв.

  Шутка ли, но Валерий не только уверенно победив в классе «У-1600», но и финишировав вторым в «абсолюте», позади своего напарника и соучредителя команды и Школы Автодрома «Чайка» Жайворонка. При этом Валерий вновь показав лучшее время – в этот раз 1 мин 33,358 с – опередив по этому показателю на 0,4 секунды Серова.

  Серов же уверенно шел вторым, что для него было более чем достаточно, чтобы завоевать титул. Но, увы. На выходе из последнего поворота предпоследнего круга гонки на «Калине» Руслана «летит» нижний рычаг левого переднего колеса и он сходит!

  Причем происходит это буквально на ровном месте, так как Серов не «прыгал» в этом месте по поребрикам!... Руслан был классифицирован 7-м, однако 6 очков за это место оказалось недостаточно!

  Заработав возможный максимум на финальном этапе в 40,5 баллов, Шевелева не только возглавил подиум, но и собрал 100,5 очков, которые позволили ему разом перескочить с четвертой строки на первую! Он опередил Серова всего на 2,5 очка, став Чемпионом Украины по кольцевым гонкам в зачете «У-1600».

  При этом нельзя не сказать, что даже не перемножайся бонусные очки на повышающий коэффициент, Шевелев все равно опередил бы Серова, но с перевесом всего один балл…

  Также нужно отметить, что финишируй Руслан вновь на втором месте, он стал бы Чемпионом Украины не только ни разу за год не возглавив подиум, но и не выиграв ни в одной из 12 гонок.

  На счету невероятно стабильного Серов остались семь вторых и два третьих места. Да, можно сказать, что Серову ужасно не повезло и все решила поломка его «Калины» после квалификации на 5-м этапе, где он взял поул.

  Однако нельзя забывать, что Шевелев и вовсе не стартовал на 1-м этапе, еще на одном попал в аварию, и еще на одном у него также отказал мотор! Зато на трех других Валерий просто доминировал, выиграв шесть гонок из 12!…

  А между тем, позади двух лидеров «У-1600» в обоих гонках было более чем оживленно, да так, что порой глаза просто разбегались – за какой борьбой следить! Оно и понятно, ведь оспаривались как минимум «бронза» Финала и всего Чемпионата Украины и другие места, о чем во второй части.

Вячеслав Щербина
Фото автора, Игорь Цыбко и Александр Василюк