В ближайшую субботу 26 сентября Автодром «Чайка» примет заключительный 5-й этап Кубка Украины по кольцевым гонкам. После финиша этой гонки станут известны его обладатели и призеры. А интрига в нем присутствует.

  Для начала нужно уточнить, что для Кубка Украины по кольцевым гонкам действуют точно те же требования, что и для Чемпионата Украины по кольцевым гонкам, Финал которого состоится в эти же выходные, но в Одессе на временной трассе.

Нужно не меньше 10!

  Это означает, что для того, что бы класс «состоялся» официально, за сезон в нем должно стартовать хотя бы по одному разу 10 участников. Причем под «стартовать» подразумевается буквально именно пересечь стартовую черту после того как погаснут огни сигнального светофора.

  В прошлом правила требовали сначала 10 заявленных участников, а потом – 10 допущенных. Однако такие трактовки давали возможность искусственного «раздувания» класса, ввиду чего в итоге мы пришли именно к «стартовавшим». Что это означает?
  К примеру, данное требование сегодня напрямую касается Super Touring-а в рамках КУ. На сегодня в этом зачете приняло участие семь участников. Однако одному из них – Владиславу Синани стартовавшему впервые на 4-мээтапе, – до старта «дожить» не дала его Honda S2000.

  Точнее «японка» была «из под» Константина Гуцула, и, увы, ее двигатель вышел из строя еще на квалификации.
  Таким образом, на сегодня «Супер Туринг» насчитывает только шестерых стартовавших и это очень важно. По правилам, если в ЧУ или КУ стартует меньше 7. но не менее 5 участников, награждается исключительно пилот, набравший больше всех очков и он будет именоваться официально не как «Обладатель Кубка Украины», а только как «Победитель соревнований Кубок Украины по кольцевым гонкам». К тому же вместо кубка он получит только диплом.

  Более того, в этом случае официально награждения удостоится только он один!
  Если же суммарно за сезон стартуют меньше 10, но не менее 7, то итоговые «награды» получат уже топ-2 пилота, но все равно, победитель не будет значится как «Обладатель КУ». В случае же 10 стартовавших – все происходит стандартно и победитель навсегда попадает в анналы истории украинского автоспорта как «Обладатель Кубка Украины по кольцевым гонкам», плюс свои кубки получает и остальная призовая тройка.

  А престиж этого звания, тем более, когда речь идет о настоящем многоэтапном соревновании, не намного ниже, чем звание Чемпиона Украины. Плюс за него Министерством спорта также присуждаются спортивные разряды. Собственно эти требования с минимумом стартовавших продиктованы именно министерскими нормативами.
  Самое интересно, что если рассматривать и сравнивать на сегодня ситуацию в ЧУ с КУ, то только в последнем уже имеется один состоявшийся класс.

  Речь идет о Touring-е, зарезервированном для 1,6-литровых 16-клапанных автомобилей семейства «ВАЗ». После четырех этапов КУ в нем насчитывается аккурат 10 стартовавших и это не предел, о чем, равно как и о турнирных таблицах, ниже

Немного спортивной арифметики…

  Точно также как и в ЧУ, на Финале КУ заработанные пилотами очки, включая бонусные, будут перемножаться на повышающий коэффициент 1,5. Таким образом, на завершающем этапе КУ пилот сможет заработать максимум в 33 очка. Однако и тут есть пара нюансов.

  В отличие от ЧУ, бонусные баллы за поул и лучший круг в своем классе в рамках КУ идут исключительно в личные активы пилотов, но не учитываются в командные.
  Таким образом, на Финале КУ в случае их побед в своих соответствующих классах, два пилота смогут принести команде 60 очков, что тоже немало.

  Также нельзя забывать, что с прошлого года в КУ были введены понижающие коэффициенты в случае старта менее 5 пилотов на этапе.
  И тут самое интересное, что с этого сезона данное требование минимального кворума в 5 машин на этапе в украинском автоспорте было окончательно упразднено!

  К примеру, в ЧУ даже при старте двух пилотов на этапе они получают «полные» очки – 20 и 15, тогда как в КУ в таком случае призовая двойка заработает 8 и 6 соответственно.
  Увы, но при написании частных регламентов этапов КУ обновления «Общих требований к соревнованиям» не были уточнены.

  Да, это внесет некоторое усложнение в спортивной арифметике. Однако нельзя не сказать, что со спортивной точки зрения такая система с понижающими коэффициентами в зависимости от количества стартовавших на этапе, куда более справедливая и правильная - победа на этапе с множеством соперников должна «стоить» больше, чем при двух стартующих…

  Аналогично ЧУ, итоги КУ для командного зачета будут подводиться по всей сумме очков, заработанными коллективами на всех без исключения этапах. В личных же зачетах будет применена формула с отбрасыванием одного худшего результата для каждого из пилотов, то есть – «5-1». Под «худшим» трактуется и сход или и вовсе «не старт». Ну вот, собственно, мы и подошли к турнирным таблицам.

… и что она означает

  Начнем с самого массового зачета «Туринг», тем более что в нем наблюдается и самая большая интрига. Несмотря на пропуск одного этапа, с двумя победами и одним вторым местом его возглавляет лидер команды SDrive Сергей Юнашев, на счету которого 58 очков.

  Почти по пятам за «Юнгой» идет его напарник по SDrive Максим Волынец.
  Несмотря на его сход на 4-м этапе, Максим был классифицирован, взяв 8 очков, а благодаря трем подиумам до этого в сумме он собрал 51 балл.

  Самое интригующее дальше в борьбе за итоговое третье место. Хотя, не факт что только за него, ведь на кону Финала КУ будет стоять 33 очка за победу.
  На сегодня третью строку «Туринга» с 33,6 очками занимает Антон Поляничко.

  Сразу за ним, с 31 баллами «на брата» следуют Сергей Беляев и Вадим Конончук, на счету которых по одной победе. Вадима мы можем сразу «отбросить», так как для него изначально приоритетным являлся Чемпионат Украины, так что он будет выступать в Одессе.
  А вот Беляев настроен более чем решительно побороться, и не обязательно только за третье итоговое место…

  Нельзя «списывать со счетов» и Руслана Серова. В его активе 20 очков и он вполне может вмешаться в борьбу за «бронзу» Кубка Украины.
  Но нельзя забывать, что если отбросить по одному худшему результату на сегодня, то картина сложится несколько иной. Юнашев с все теми же 58 очками, и все что он заработает на Финале КУ, пойдет ему в актив. А у Волынца отбросится 8 очков, что означает 43, у Поляничко будет 29,6, у Беляева те же 31, а у Серова 18.

  Да, мало кто решиться поставить протии «Юнги», но борьба за места ниже, как говорится «wide open»…
  Что же до зачета «Супер Туринг», то его победитель уже фактически известен! Несмотря на его сход на 1-м этапе, благодаря двум победам потом, особенно на 4-м этапе, который собрал более 5 машин и приносил полные баллы, Константин Гуцул уже собрал 47 очков. Математически он находится практически вне досягаемости для остальных.

  Вторым с 21 очками в «Супер Туринге» числится Владимир Дрогомирецкий.
  Однако он, как и его напарник Вадим Конончук, в эти выходные будет выступать в Одессе, где основатель «Киев-Юг» ни много ни мало на своей «Форд Фиесте» будет бороться за чемпионский титул зачета GT Open.

 Интересно, что третью строку зачета «Супер Туринг» с 15 очками занимает Алексей Бабенко.
  «Интерес» заключается в том, что на 4-м этапе КУ Алексей впервые в жизни стартовал на «кольце» и сразу смог подняться на вторую ступень подиума!

  Да, из-за сходов соперников, у дебютанта тогда не осталось реальной оппозиции на схожей по мощности технике. Тем не менее, спорт не знает сослагательных наклонений.
  Всего 0,8 балла Бабенко уступает Олег Сокырба, которого можно назвать главным неудачником этого зачета. Точнее, вопрос в его «баварце», отказы которого привели к двум сходам.

 И хотя на двух других этапах Олег финишировал вторым, они были наименее многочисленными, что означало считанные очки в его копилку и, как результат на сегодня только 4-е место. Шутка ли, но даже стартовавший всего единожды, но финишировавший третьим на «массовом» 4-м этапе Сергей Бабак заработал 12 «пунктов». Правда, тут есть один немаловажный нюанс.

Но не все так просто!

  Все по тем же «Общим требованиям к соревнованиям» пилот, принявший участие только в двух этапах ЧУ или КУ, не будет официально классифицирован по итогам года!

  Иными словами, собери Бабак или Бабенко больше очков, чем Сокырба, они все равно в итоговой таблице Кубка Украины по кольцевым гонкам будут располагаться ниже пилота «БМВ», к тому же «выделены» как не классифицированные.

  Тоже самое касается Дрогомирецкого и Андрея Скока, как и Бабенко, на своей скромной «Калине»дебютировавшего на 4-м этапе КУ.
  Что до еще двух зачетов – класса 8С и командного, - то в них официально итог подводиться не будет из-за всего двух участников. Тем не менее, если говорить о споре коллективов, то он весьма принципиален и по-своему интригующий. Да, тут всего две команды – SDrive и Smart Racing. Зато они приняли участие изначально во всех этапах.

  И поначалу с тремя более чем уверенными победами подряд «драйвовцы» имели огромный перевес над соперниками - 97 баллов против 43.
  Однако на 4-м этапе «умники» практически полностью изменили состав своей команды, в том числе заручившись услугами «легионера» (и в какой-то мере «перебежчика» из SDrive) Константина Гуцула.

  Эта трансформация вылилась в первую победу в году для Smart Racing.
  Однако и SDrive в тот раз не сильно отстала от конкурентки, в последний момент все же заявившись на 4-й этап. Сергей Беляев отпраздновал на нем победу в «Туринге», благодаря чему«драйвовцы» тогда уступили «умникам» всего несколько очков.

  Таким образом, после четырех раундов на счету SDrive 121 балл против 72,6 у Smart Racing.
  Да, команда может заработать на Финале КУ 60 очков, но с учетом старта на нем в рядах SDrive Юнашева, Волынца и Беляева, весьма маловероятно, что их команда проиграет этот зачет. Пусть речь и идет исключительно о номинально-принципиальный споре, победа есть победа…
  Что же до 8С, то тут все понятно и однозначно - его возглавит регулярно стартовавший Кирилл Митител.

  К сожалению, если не считать одного этапа, он весь сезон оставался единственным участником этого зачета…

***

  Расписание Финала Кубка Украины по кольцевым гонкам будет привычным. С 10.40 начнутся тренировки, сразу за которыми ровно в полдень последует квалификация. Если никому из участников не понадобится ремонт, то старт гонки будет дан в 12.45.

  А то, что эта гонка будет интересной и напряженной можно не сомневаться!
  Во-первых, по предварительным подсчетам пелотон может насчитать до 15 машин. К примеру, на старт после своей серьезной аварии собирается выйти Павел Марьяненко, а также впервые в этом году в рамках КУ для зачета «Туринг» поедет Владислав Синани.

  Так что этот класс может насчитать 10 участников, а моет и больше. Ну и, конечно, главным магнитом внимания болельщиков обещает стать «Супер Туринг», где как минимум должны стартовать три пилота на мощных монстрах с двигателями по 300-400 л.с.

  И тут все болельщики с нетерпением ждут очередной дуэли за победу Гуцул-Сокырба, тогда как сам Олег наверняка попробует побороться за второе место по итогам Кубка Украины по кольцевым гонкам. Так что скучно на его Финале точно не будет!...

  Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков и их болельщиков
  Фото Вадим Чайковский и автора