Нет, конечно, последний не навсегда, а только в этом году. Наш развернутый рассказ о венчавших кольцевой сезон двух этапах «Кубка Чайки» мы завершаем традиционным альбомом с зарисовками из паддока.

  На последний кольцевой уик-энд в этом году Сергей Юнашев выехал с совершенно по-новому оформленным номером. Естественно, им остался №76, который «Юнга» буквально унаследовал у своего наставника – Вадима Реуцкого, - более чем достойной продолжая славную историю этого номера.

  Помимо спортивного номера, все спортивные автомобили обязаны нести на своих бортах имя пилота и национальный флаг. Причем если строго по правилам, то они должны располагаться в конкретных местах и иметь определенный размер букв.
  Тем не менее, Техком, а именно он проверяет среди прочего и такие «формальности», не всегда подходит так уж строго к ним. Все же это не элементы безопасности и даже не обязательная реклама от организатора.
  Тем не менее, разница несения имен этих двух участников зачета Super Touring, равно как и разница уровня их техники – мощная Honda S2000 и скромная 1,4-литровая «Калина», - немного обескураживают)))

  В этот раз в кольцевом пелотоне появилось и совершенно новое имя – Константин Денисов. Правда, болельщикам двухколесных гонок оно известно, так как ранее этот пилот не раз стартовал на «Чайке», но на байке. Теперь же он дебютировал тут и на четырех колесах.

  Утро на кольцевой гонке начинается с кофе и крепления на машины транспондера электронного хронометража, без которого выезд на трассу имеет куда меньший смысл)

  Эти датчики является, пожалуй, главной константой любой кольцевой гонки на всех без исключения автомобилей участвующих в ней. Интересно, что хотя по рекомендациям довольно «нежные» приборы требуется устанавливать в салоне автомобиля на каркас безопасности, в реалии большинство крепит их на максимально возможную крайнюю переднюю часть машины.
  Это делается участниками на случай фото-финиша. Произойди он, главным и единственным мерилом является вовсе не фотография, а именно показания хронометража, которые с точностей до долей секунды показывают физическое время пересечения финишной черты. Другой вопрос, что классическое «кольцо» это не американские овалы и фото-финиш на них случается «раз в пятилетку», а то и реже! Тем не менее, большинство почти маниакально размещают транспондеры именно таким образом)

  Главное, что строгий Техком проверяет утром перед каждым соревнованием - это все, что связано с безопасностью. Как-то каркас, систему пожаротушения, включая дату заправки огнетушителя. Естественно, «любознательные» технические комиссары заглядывают и под капот.
  В данном случае «Калины» Никиты Анпилогова, где даже по этой фото видно, что придраться им было не чему, по крайней мере – без углубленного досмотра. Его тоже производят, но обычно по завершению сезона.

  Самое интересное, что на любом Техкоме, на любых соревнованиях, в любой точке мира, действительно проверяют на соответствие всех наклеек на автомобиле! Они должны нести официальное название соревнования, номера и обязательную рекламу от организатора.
  Поэтому каждая гонка, помимо установки транспондера, начинается именно с обклейки автомобиля, чем в данном случае собственноручно и занимается Андрей Бондарь, не смотря на свой статус основателя и руководителя команды SDrive, никогда не чурающейся любой работы связанной с автоспортом...

  А заведует Техкомом, и не только на «кольце», традиционно на пару с Борисом Донским эта очаровательная барышня – Ульяна Каримова. Да, она всегда приветлива и улыбчива, но только не на рабочем месте, где для участников она как «царь и бог», ибо без ее визирования к гонке не будет допущен ни один из них!

  Наверху, же, причем буквально, в ЦУГе, являющемся своего рода Олимпом соревнования, «богами» являются руководители гонки. В этот раз главным из них стал Леонид Протасов, исполнявший роль Директора гонки. Александр Кулаков был Начальников безопасности, а Леонид Леонов, обычно выступающий Директором, выполнял роль спортивного Комиссара.

  Пусть и не в самом паддоке, но совсем рядом с ним, молчаливыми свидетелями двух довольно серьезных аварий на тестах являлись эти следы на асфальте, оставленные машинами Павла Марьяненко и совсем недавно Олега Сокрыбы.
  Сами же пробитые насквозь отбойники были не только восстановлены, но и добавлены новые, наглухо закрывшие ворота второго съезда с трассы в паддок.

  Главной же трансформацией малого кольца Автодрома «Чайка» стало появление совершенно нового варианта «Картингового поворота». Он стал вторым новым поворотом за более чем 20-летнее время проведения «кольца» по 3-километровой версии это знаменитой трассы, подарив новую точку торможения с великолепной возможностью для обгона, которые не заставили себя ждать уже в субботней гонке!

  С учетом появления нового поворота, даже в субботней гонке, проводимой в обычном направлении, в «накопителе» перед выездом на трассу с самого утра собралась очередь желающих не упустить не минуты тренировки!...

  … а в этом месте «царь и бог» Судья выпуска, функции которого в этот раз выполнял Илья Курбанов…

  … последние годы почти на всех гонках Судьей выпуска является Валерия Несик, однако в этот раз она решила передать функции Илье и «составить конкуренцию» операторам в этом месте)))
  Тем не менее, позже она выполняла не менее важную роль Судьи старта, расставляющего машины на стартовой прямой и контролирующей в целом всю процедуру старта гонки.

  Главной изюминкой этого кольцевого уик-энда стал все же Финал «Кубка Чайки», проведенный как традиционная гонка посвященная «Дню Автомобилиста». И она стала настоящим подарком всем, так как всего во второй раз в истории Автодрома «Чайка» она была запущена в обратном направлении, по часовой стрелке.   По понятным причинам это обстоятельство вызвало неподдельный интерес болельщиков уже с самого утра…

  … хотя почему только болельщиков? Тот же Дмитрий Фальчук, вот уже несколько лет почти неизменно выполняющий роль Начальника дистанции, тоже с интересом следил за прохождением пилотами коварного нового первого поворота, в который трансформировался вчерашний последний поворот.

  И уже на первой же тренировке в «обратку» этот поворот собрал свою первую «дань» в виде «восьмерки» Антона Поляничко, не рассчитавшего с траекторией на выходе, где в обоих направлениях прохождения этого поворота пилотов ждали беспощадные бетонные отбойники!...

  Механики Sport Car Service успели восстановить автомобиль Антона, причем даже к квалификации, и это не смотря на потребовавшую замену задней балки, равно как и ремонт передней левой подвески. Но, по понятным причинам, после такого инцидента скорость Антона в этот день уже не была такой высокой, как обычно.

  А работы у механиков SCS в этот уик-энд оказалось как никогда. После субботней гонки «внимания» требовали попавшие в аварии машины Павла Марьяненко и Андрея Скока, причем последняя после переворота!
  Ну а утром в воскресенье не только «восьмерка» Поляничко, но и ее «сестра» Сергея Бабака, на которой после тренировки из строя вышло сцепление. Оно тоже было заменено к квалификации, однако в гонке трансмиссия снова вышла из строя.

  В реалии, несмотря на полный переворот, произошедший на первом же круге субботней гонки, «Калина» Скока практически не пострадала – на ней остались целыми не только крыша, но и все до единого стекла!
  Небольшой «косметики» требовали лишь задние левые крыло и дверь, да замена переднего бампера и установка новых наружных зеркал заднего вида.

  «Восьмерка» Сергея Бабака уже несколько лет привлекает взгляды зрителей довольно контрастной рекламой – с одной стороны известных резиновых изделий, с другой учебного заведения.
  Чем не украинский вариант «наскаровской» рекламы, где, к примеру, сразу несколько пилотов, как тот же Вильям Байрон, все еще являясь студентами, рекламируют на бортах своих машин свои же альма-матер. Причем делают это отнюдь не бесплатно!

  Несмотря на менее жаркую погоду, в салоне спортивного автомобиля не бывает прохладно и, тем более, когда на пилоте одеты огнеупорные костюм и нижнее белье.
  Частью последнего являются и подшлемники, которые украинские кольцевики, - как тут Вадим Конончук и Андрей Ронкович, - с нынешнего сезона начали сушить между заездами вот таким оригинальным способом…

  … естественно между заездами рядом покоятся и сами шлемы в месте с обязательными и в украинском «кольце» системами HANS, и перчатки пилотов, тоже, кстати – огнеупорные.

  Также терпеливо своих пилотов дожидалась и «сбруя» Константина Гуцула с Алексеем Бабенко, выступающих на довольно мощных Honda S2000. Первый любит сушить свою балаклаву на внушительных размеров заднем спойлере, используя его периодически почти как тумбочку)))
  А вот второй совсем не тривиально подвесил на забор заранее соединенные HANS со шлемом. Собственно, благодаря чему наглядно видна та самая спасительная система крепления этой системы, которая с начала 2000-х годов в прямом смысле слова спасла жизни многих сотен и даже тысяч пилотов, сведя до минимума возможность травмы позвоночника у основания черепа, ранее почти всегда приводившей к летальному исходу.

  В реалии наверху в ЦУГ-е во время гонки, - причем задолго до ее начала и после окончания тоже, - больше всего работы у Главного секретаря. Его функции на всех кубковых гонках выполняет Татьяна Хмельницкая, занимающаяся подобной работой вот уже почти как 20 лет! Проверка актов Техкома вместе с Техническим комиссаром о допущенных к соревнованию машинах – только одна из множества обязанностей секретаря…

  … но, естественно, как можно обойтись без юмора даже там, наверху в ЦУГ-е?! Тем более, когда туда поднимается Ульяна Каримова))) Никакая маска никогда не скроет ее улыбку!

  Да, придется констатировать, что вопреки традициям, в этот раз гонка на «День Автомобилиста» собрала совсем мало зрителей, не говоря уже о субботнем этапе, где трибуны и вовсе фактически пустовали.
  Тем не менее, «кольцо» вновь стало местом отличного семейного отдыха, куда те немногие настоящие болельщики приехали и со своими четвероногими питомцами, и, конечно, детворой. Кому-то из них даже посчастливилось произвести имитацию почти настоящего пит-стопа с их пока еще детским, но уже 4-колесным средством передвижения)

  Кто-то из зрителей приезжал на гонку на обычных гражданских машинах, кто-то на заряженных «Ауди», а в субботу в паддоке Автодрома «Чайки» был даже «замечен» первый в истории Rolls Roys внедорожник!
  Но, не роскошный «паркетник» или спортивные четыре кольца привлекали больше всего внимание фанатов скорости, в вот эта стильно и необычно затюнингованная («под америку»?!) вазоская «классика»!

  Как и в случае с дорожными, и со спортивными машинами, их ЗИП и инструменты могут контрастно разниться – кому навернутый электрический или даже пневматический гайковерт, а кому старый-добрый «балонник»!)

  Естественно, как мог обойтись «Кубок Чайки» без собственно кубков?! В этот раз они были даже презентабельнее и солиднее, чем вручавшиеся на этапах Кубка Украины по кольцевым гонкам!
  При этом тут можно заметить, что в реалии далеко не на всех соревнованиях пилоты удостаиваются кубков. К примеру, в этом году на паре этапах Чемпионата Украины по трековым гонкам все, что получали на подиуме победитель и призеры, стали только грамоты и ну совсем детского вида медали, не говоря уже о шампанском, оставшемся только «в мечтах»…

  Мощные машины «Супер Туринга» требуют соответствующую резину. Конечно, и тут можно выступать на дорожном «псевдо-слике». Но для достижения максимальных скоростей все же требуется настоящий спортивный «слик», как этот Michelin, обутый на «Хонду» Алексея Бабенко.

  В младшем зачете «Туринг» напротив, регламентом прописано применение в разы более бюджетной стоковой резины, причем моно. То есть обязательно одинаковой для всех. Именно этот «резиновый вопрос», с двумя различными производителями моно-резины в Чемпионате Украины и кубковых гонках, стал своего рода преткновения для некоторых из участников.
  «Отпусти» организатор этих двух этапов «Кубка Чайки» данное требование и разреши выступление и на втором типе покрышек, их пелотон оказался бы куда больше! Увы, но этого не произошло, хотя по предварительным прогнозам стартовое поле воскресной гонки могло приблизиться и к двум десяткам машин…

  Несмотря на угрожающие прогнозы погоды, оба дня не было и намека на дождь, и наоборот, периодически выходило не по-осеннему приветливое солнышко! Так что табличка «Дождь» не пригодилась.
  А вот вторая, обозначающая «Сейфети Кар», буквально на мгновение оказалась востребована на втором круге воскресной гонки после столкновения в первом повороте, произошедшем между Вадимом Конончуком и уверенно лидировавшем Сергеем Беляевым, увы, приведшем к сходу обоих.

  Веское слово Техома начинает соревнование, и по-сути, оно становится и буквально последним. Найди Технические комиссары несоответствия в машинах участников Техтребованиям или обнаружь они банальный недовес – нет больше места на этапе и зачетных баллов!
  В данном случае Борис Донской руководит расстановкой автомобилей для режима «Закрытого парка» (Parc Ferme). Он означает, что в течение 30 минут к спортивным автомобилям никто не имеет права прикасаться.
  Если за эти пол часа никто из участников не подаст протест на не соответствие техники соперников, или Директор с КСК не отдадут распоряжение о дополнительной проверке, данный режим снимается, а результаты гонки становятся окончательно официальными.

  Для кого-кого, а для Андрея Бондаря не только этот уик-энд, но и в целом весь кольцевой сезон-2020, точнее его кубковая составляющая, стали более чем результативными и дающими повод для гордости за основанную им команду SDrive.
  Ее первый пилот Сергей Юнашев стал Обладателем Кубка Украины по кольцевым гонкам, дополнив его 100%-м результатом и в «Кубке Чайки», на 3-м этапе которого весь подиум зачета «Туринг» оказался занят именно пилотами этого коллектива!

***

  Что же, впереди долгий зимний перерыв. Однако нас еще ждет официальная церемония награждения ФАУ, карантин разреши ее. После мы обязательно еще раз, теперь уже полностью официально, подведем итоги тем более, что борьба за кольцевые чемпионские титулы в этом году действительно выдалась почти эпической, не говоря о своих интригах в Кубке Украины по кольцевым гонкам, который «перещеголял» Чемпионат Украины на один этап…


  Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков и их болельщиков
  Фото Тая Кулакова и автора