В прошедшее воскресенье наконец-то от зимней спячки пробудилось украинское «кольцо» и Автодром «Чайка» принял 1-й этап «Кубка Чайки». Можно сказать, что на нем настоящим глотком весеннего свежего воздуха стало выступление сразу нескольких юных пилотов.

  Да, пелотон 1-го этапа «Кубка Чайки-2021», как и весь прошлый год, вновь не смог порадовать многочисленностью – всего 12 участников.

Тем не менее, на удивление, сразу для трети из них эта гонка стала дебютной в «большом кольце»! Прибавилось в нем и техники, причем мощной и зрелищной.

 

  Но, пожалуй, самым впечатляющим стал дебют совсем еще юного Эдгара Анпилогова, который чуть было не сотворил настоящее спортивное чудо. Как обычно – обо всем по порядку.

Первые знакомства

  Для начала «разделаемся» так сказать с формальностями. В новых Регламентах Чемпионата Украины по кольцевым гонкам (который, скорее всего, в этом году по разным причинам не состоится) и Кубка Украины (который пройдет и станет многоэтапным) класс 8С как-то тихо и незаметно не просто вернулся в них, а был выведен в отдельный полноценный зачет. И это не может не радовать!

  Речь идет о классе, ранее зарезервированном под скромные почти стоковые «восьмерки» оснащенные 1,5-литровыми 8-клапанными моторами, вместе с которыми теперь тут могут ехать и 16-клапанные 1,4-литровые «Калины».
  Однако в Регламенте «Кубка Чайки» 8С, как и в прошлом году, остался только в качестве «подзачета», как это было в позапрошлом году с «Лада-1600» в Чемпионате Украины.

  Все это означает, что номинально пилоты, выступавшие в 8С, - а таковых в этот раз насчиталось сразу четверо против всего одного-двух в прошлом году, - соревнуются как бы сразу в двух классах.
  Все они оспаривают свой отдельный набор кубков, вручавшихся на церемонии награждения наравне с другими классами м полноценными зачетными баллами в индивидуальный зачет. Однако в ту же командую копилку эти пилоты зарабатывают очки «по ранжиру» более старшего зачета «Туринг». Отчасти это будет влиять на командный спор, о чем ниже.

  Но, главное что 8С начал оживать. Именно этот класс много лет назад когда он назывался еще «У-1», задумывался как самый бюджетный, давая возможность с наименьшими затратами прийти в большие кольцевые гонки вчерашним картингистам или просто энтузиастам, желающим приобщиться к настоящему профессиональному автоспорту, по крайней мере – на нашем отечественном уровне…

  Таким образом, на 1-м этапе «Кубка Чайки» сам зачет «Туринг» изначально насчитал 10 участников, четверо из которых оспаривали очки еще и в «подзачете» 8С. И среди этого квартета оказалось сразу двое дебютантов.
  Так на «Калине» под №60 выехал Роман Маркив, если не считать любительского картинга, ранее не имевший никакого автоспортивного опыта.

  Второй же новичок в реалии хорошо известен фанатом скорости и завсегдатаям «Чайки», но только тогда, когда она принимает двухколесную технику.
  Нитеш Пал уже много лет выступает на кольцевом мотоцикле и не просто «стартует», а является Чемпионом Украины 2017-го года в одном из самых мощных и престижных классов – SBK («Супербайк»). Примечательно, что на Брифинге пилотов некоторые из них, так сказать, - по незнанию, даже поинтересовались иностранным новичком!)))

  Действительно, больше знакомый многим как «Ник», Пал выделяется на фоне соперников своим происхождением, а именно индийским. Однако Украина стала для него вторым домом много лет назад.
  Но если в той же украинской мотоциклетной тусовке Нитеш давно является ее неотъемлемой частью, в автомобильном «кольце» Пал дебютировал, выбрав для этого скромную «восьмерку» ранее принадлежавшую Сергею Бородину.

  Настоящим контрастом этой видавшей виды машине стал абсолютно новый для украинского «кольца» «баварец» на котором в нем дебютировал Константин Дяденко.
  В реалии под «шкурой» этой и без того стильной «зетки» скрывается настоящая «эмочная» мощь: 4-литровый V8 мощностью порядка 400 л.с. с под стать ей трансмиссией все от той же М3.

  Сам Константин привык к подобным «табунам», однако его опыт ограничивается лишь парой лет в дисциплине «тайм-аттак», где он выступал на Porsche.
  Иными словами Автодром «Чайка» Дяденко хорошо знаком, однако не настоящая очная борьба на трассе с соперниками…

  Но все же самым ярким дебютом в этот раз отметился другой новичок – Эдгар Анпилогов, выступавший в зачете «Туринг».

Бросить вызов самому «Юнге»!

  Да, да именно так – в своей первой в жизни «большой» гонке совсем еще юный пилот смог бросить более чем достойный вызов самому Сергею Юнашеву! Правда, тут сразу нужно оговориться.

  В реалии за плечами Эдгара уже 8 лет выступлений в картинге, причем ни где-нибудь, а главной «Мекке» этого вида автоспорта – Италии. Более того, украинец является Чемпионом Италии в зачете «Мини»!
  Однако на полноразмерном автомобиле Анпилогов младший стартовал впервые в жизни, и им вполне логично стала та самая «Калина» на которой ранее стартовал его старший брат – Никита.

  Утром на первой же из двух тренировок именно за Эдгаром остается лучшее время в «Туринге» - 1 мин 32,885 с.
  «Окей», Владислав Синани, который в этот раз выехал на «Калине», уступил дебютанту всего 0,1 секунды, а Сергей Юнашев и вовсе, уже привычно для него утром пил кофе и не выезжал на тренировку.

  Однако остальные, начиная с Сергея Беляева пересевшего на «восьмерку», уступил Эдгару более секунды.
  Времена же остальных, включая завсегдатаев этого класса Антона Поляничко и Павла Марьяненко, оказались еще дальше…

  На второй тренировке появляется «Юнга», однако лучшее время и на ней остается за Анпилоговым. Причем он немного ускоряется, показывая 1 мин 32,513 с.
  В этот раз второе время показывает Поляничко, более чем в секунде «позади». Правда и тут можно было выделить пару «но».

  Тот же Синани не выезжал на вторую тренировку, а на «восьмерке» не успевшего как следует разогнаться Юнашева «летит» пятая передача и его лучшими тут становятся только 1 мин 38,131 с…

  Тем не менее, механики быстро устраняют не выдержавшую нагрузку шестеренку и к квалификации «Юнга» снова в строю.

  Однако и тут лучшее время остается вовсе не за признанным лидером этого зачета (по крайней мере, в кубковых гонках), а за дебютантом!
Анпилогов еще больше ускоряется, проезжая свой быстрейший круг за 1 мин 32,323 с.

  Тем самым, юный пилот забирает поул и вместе с ним и бонусный балл за него. При этом нельзя не отметить, что этим кругом Эдгар вовсе не «выстрелил».   Предыдущий оказался лишь на 0,001 секунды «медленнее», а следующий «аж» на 0,056 секунды «хуже». Тут, как говориться – no comment. (С восклицательным знаком, естественно).
  Тем не менее, в решающий момент на «засечке» соперники тоже ускорились и приблизились к не побоимся этого слова, - сенсационному новичку.

  Юнашев в привычной ему манере на квалификации проехал всего три «летучих» круга, на лучшем из них уступив лишь 0,04 секунды Анпилогову.
Третье время осталось за Синани в 0,6 секундах от поула.

  Менее одной десятой секунды Владиславу уступил Поляничко, в свою очередь, опередив лишь на 0,080 секунды Беляева.
  Марьяненко уступил лучшему почти три секунды. Правда, на машине Павла возникли проблемы с тормозной системой, тогда как у Беляева и вовсе во время квалификации «летит» КПП!

  Механики SDrive успевают сменить неисправный узел за считанные минуты до старта гонки, однако тут возникает пара других проблем.

И все же пока что «Юнга»…

  Во-первых, у команды SDrive «под рукой» была только так называемая «кулачковая» КПП, а она по регламенту запрещена в классе «Туринг». Согласись все соперники, а точнее представители команд, Беляев смог бы продолжить числиться в этом зачете. Однако одна из соперниц, а в этот раз, несмотря на всего 12 участников, - насчиталось сразу три команды (!), - оказалась против.

  Таким образом, формально Сергей был переведен в более старший зачет, а именно GT Open. В нем же вновь, как и почти весь прошлый сезон, изначально единственным участником оказался другой Сергей – Бабак. Его «восьмерка» как раз оснащена подобной КПП, отчего не может стартовать в «Туринге».
  Именно Бабак на квалификации показал лучшее время среди всех пилотов, выступающих на автомобилях «ВАЗ» - 1 мин 31,706 с стартовал перед Анпилоговым с Юнашевым.

  Хотя механики SDrive и справились, тем не менее, Беляев не успел выехать на установочный круг и, согласно правил, ему довелось уходить в гонку с пит-лейна.
  Сам же старт выигрывает Анпилогов. Однако уже при разгоне на прямой Юнашеву удается опередить его и захватить лидерство. Более того, в первом повороте Эдгара обгоняет еще и Синани.

https://www.youtube.com/watch?v=YWjUZ7EtYTU

  Тем не менее, если Юнашеву удается уйти в отрыв и в итоге оформить очередную победу, юный дебютант тоже вовсе не стал «пасти задних».

  Практически с первых метров он начал оказывать прессинг на несравнимо более опытного (по крайней мере, в «большом кольце») соперника и вскоре опережает Синани в правом 90-градусном повороте.

  После этого Анпилогов смог отъехать от Владислава, однако нагнать лидера ему так и не удалось.
  Юнашев показывает лучшее время в гонке, получая и бонусный балл за него – 1 мин 32,636 с.

  По этому показателю Анпилогов уступил победителю совсем немного – всего 0,358 секунды.
  Третье время в 0,6 секундах от лучшего осталось за Синани, который и замкнул подиум 1-го этапа «Кубка Чайки» в зачете «Туринг».

  Первым вне его гонку закончил Антон Поляничко, проведший всю ее в гордом одиночестве, уступив с точки зрения лучшего круга чуть более секунды.

  Вслед за своим напарником и приятелем в жизни финишировал Павел Марьяненко, тоже проведя ее в итоге без какой либо борьбы на трассе.

  Что же до Беляева, то с самого начала ему довелось прорываться через ряды участников «подзачета» 8С с чем он успешно справился, опередив их всех.

  Увы, но только в «прицеле» Сергея начала «маячить» машина Марьяненко, «свеже»-установленная КПП предательски отказывает пройдя всего 5 кругов…

  А как раз «позади» в 8С тоже разворачивалась своя интрига, причем в этот раз нешуточная.

Наконец-то борьба и тут!

  Напомним, что весь прошлый сезон в зачете 8С постоянным участником являлся лишь один единственный Кирилл Митител. Возглавляя «в гордом одиночестве» подиумы 8С он сам не раз сетовал на отсутствие реальных соперников.

  И вот, наконец-то, они у Кирилла появились и интрига закрутилась.
  С учетом того, что теперь в этот зачет допущены и 1,4-литровые 16-клапанные машины, в нем появилось сразу два пилота на подобных «Калинах» – вышеупомянутый дебютант Роман Маркив, а также Андрей Скок.

  Как и Эдгар Анпилогов, Андрей пришел в «большое кольцо» с картинга. Однако за плечами Скока-млашего уже имеется сезон за рулем «Калины», на которой в прошлом году он был вынужден стартовать в зачете «Супер Туринг», зарезервированном под куда более мощную технику.

  Можно сказать, что спортивная справедливость восторжествовала и теперь у зачета 8С действительно есть будущее с точки зрения его наполнения и 1,4-литровым «Калинам» нашлось конкурентно способное место.

  Тем временем, на обеих тренировках именно Кирилл Митител явно «расставлял акценты», показывая лучшее время для этого «подзачета» – 1 мин 37,906 с и потом 1 мин 36,640 с.
  При этом ближайшим к нему оба раза оказывался Нитеш Пал, каждый раз уступая порядка 1,5 секунд.

  Роман Маркив только «пристреливался» к трассе и у него не обошлось без ошибки, когда на торможении во второй тренировке начинающий пилот уперся в стену - благо только из отработанных покрышек.

  Если последствиями этого инцидента стали лишь пара царапин на переднем бампере его «Калины», куда более весомой проблемой оказался отказ бензонасоса.

  Неисправный узел был быстро заменен, тогда как на аналогичной «Калине» Андрея Скока после первой тренировки понадобился куда больший ремонт «полетевшей» передней подвески, включая сварочные работы.

 Но и тут механики команды «Смарт Рейсинг» справились со своей задачей и все обслуживаемые ими машины к квалификации вновь были в строю.
  Интересно, что на тренировках «восьмерка» Мититела «не попадала в вес», а он строго оговорен Техтребованиями с точки зрения минимума.

  Его команда исправила ситуацию к квалификации, буквально добавив балласт в багажник.
  Однако и он (а это порядка 60 кг) не помешал Кириллу взять поул, показав 1 мин 36,687 с.

  Второе время в 1,2 секундах от лучшего осталось за Скоком, в свою очередь опередившего всего на 0,2 секунды Пала и ровно на секунду Маркива.

  Однако простой гонки у Мититела не вышло.
  С самого начала на него буквально «насел» Скок, которому в итоге удается обгон на торможении в последнем повороте, после чего Андрей уходит в небольшой, но отрыв.

  Тем временем позади двух лидеров в борьбе за последнее место на подиуме не на шутку сошлись Пал и опередивший его на старте Маркив.

  Их противостояние продолжалось несколько кругов, однако в итоге Нитеш ошибается все в том же последнем повороте и «прикладывается» к бетонному отбойнику, на чем, увы, гонка для него закончилась…
  Смен позиций на трассе в 8С больше не произошло – Скок финишировал первым, впереди Мититела и Маркива. Однако на подиум они поднялись в другом порядке.

  У Мититела судьи зафиксировали фальстарт, за что он получил 20 секунд штрафа постфактум. Но в этом месте нужно отметить сразу два немаловажных момента.

  Дело в том, что по свидетельству и других пилотов, светофор «моргнул» еще до старта, и именно на это среагировал Кирилл.
  К примеру, судя по видео мгновения самого старта, «Хонда» Константина Гуцула тоже дернулась, но тут же остановилась. Митител же продолжил движение, тогда как все остальные попросту не успели среагировать на этот «глюк» системы…

  В начале гонки темп Кирилла был намного выше, чем у шедшего третьим Маркива, однако вскоре на машине Мититела возникли проблемы с кулисой КПП, он теряет скорость, в итоге опередив на финише Романа только на 10 секунд.

  Таким образом, штраф за фальстарт отодвигает по понятным причинам довольно сильно раздосадованного Мититела на третье место, а Маркив в своей дебютной гонке поднялся на вторую ступень подиума.
  Быстрейший круг в гонке для «подзачета» 8С остался за Скоком – 1 мин 36,567 с.

  Митител по этому показателю уступил победителю всего 0,157 секунды, а лучший круг Маркива оказался на 1,2 секунды медленнее.

Без борьбы…

  Что же до самого мощного класса «Супер Туринг», то в этот раз он собрал только двух участников. Вышеупомянутого новичка Константина Дяденко на его только построенной BMW Z4 и лидера этого зачета Константина Гуцула, выступавшего на привычной ему красной Honda S2000.

  На первой тренировке лучшее время показывает именно пилот «японки» - 1 мин 22,063 с, тогда как дебютант уступает ему почти две секунды.
Однако куда большей проблемой для Дяденко стали не эти секунды, а поломка редуктора.

  Механики SDrive успевают устранить ее аккурат к началу квалификации и пилот «баварца» снова в строю.
Поул предсказуемо берет Гуцул, показывая 1 мин 22,460 с, а вот ремонт на машине второго Константина явно сказался не в лучшую сторону.

  После нескольких впечатляющих моментов почти дрифта в последнем повороте с неоднократным поворотом руля в сторону заноса, лучшими для Дяденко становятся только 1 мин 25,356 с, что медленнее его же собственного времени на утренней тренировке.

  В гонке же новичок явно не стал рисковать новой техникой, да и смысла в этом не было никакого – других то соперников, увы, в этот раз тут не было.

  Гуцул уверенно выиграл очередную гонку, где единственной проблемой для него стали «круговые». «Попутно» он устанавливает впечатляющее время – 1 мин 21,992 с, которое стало лучшим для него в этот день и это в гонке, а не квалификации!

  По этому показателю Константин опередил своего тезку более чем на три секунды…
  Дяденко же финишировал вторым (и последним) в «Супер Туринге», тем самым, став третьим дебютантом в этот день, поднявшимся на вторую ступень подиума.

  С точки зрения командного зачета 1-й этап «Кубка Чайки» тоже порадовал своей интригой и довольно таки непредсказуемым результатом.
  Дело в том, что тут заявилась команда SBRacing, в которую совершенно неожиданно помимо самого Сергея Бабака и Романа Маркива вошел и … Сергей Юнашев, последние годы защищавший исключительно цвета SDrive.

  Как уже было сказано, изначально Бабак являлся единственным участником зачета GT Open, однако после замены КПП сюда перевели и Сергея Беляева, что сказалось на весомости победы в этом зачете.
  С учетом понижающих коэффициентов при старте одной машины в классе победа приносит лишь 4 очка. При двух стартующих это 8 баллов.

  Их и получил Бабак, который после прямой, но исключительно виртуальной борьбы с точки зрения зачетных очков с тем же Юнашевым, а затем и Анпилоговым с Синани, финишировал только 4-м среди всех «ВАЗов».

  В сумме с полными 20 победными балами Юнашева в «Туринге» SBRacing собрала 28 очков, тем самым, забрав вершину подиума командного зачета.
  Правда, принеси победа Бабака только 4 очка, и их бы хватило для победы, так две конкурентки смогли собрать только по 18 «пунктов».

  SDrive их принесли третье место Владислава Синани в «Туринге» и второе Дяденко в «Супер Туринге», тогда как на счету пилотов «Смарт Рейсинг» оказались только 4-е и 5-е места Поляничко с Марьяненко.
  Таким образом, при равенстве очков, на второй ступени подиума расположилась команда с более высокими местами, а именно SDrive, которую в этот раз помог повергнуть Юнашев!…

  При этом нельзя не закончить тем, с чего мы начали наш сегодняшний рассказ.
  Будь в Регламенте «Кубка Чайки» 8С не в качестве «подзачета», а выведен в отдельный полноценный зачет, как теперь это будет в ЧУ и КУ, то победа Андрея Скока в нем принесла бы «Смарт Рейсинг» куда большие зачетные баллы, нежели официальное 6-е место в «Туринге», которому соответствовал его финиш.

  Тем самым, как минимум, актив этой команды составил бы 26 очков. А не будь переведен в GT Open Беляев, именно они стали бы победными на этой гонке. Но, как известно, спорт не знает сослагательных наклонений…

…но с перспективой оной!

  Что же, несмотря на всего дюжину участников 1-й этап «Кубка Чайки» порадовал интригой, включая командный зачет, а также реальной борьбой на трассе за места на подиуме сразу в двух классах. И это был только спортивный аперитив.

  Ровно через месяц на всех ждет 1-й этап «Кубка Украины» и на нем по всем прогнозам пелотон перевалит за два десятка машин!
  Более того, есть шанс, что почти половину его могут составить «заряженные монстры» из «Супер Туринга», включая появление в пелотоне настоящего автомобиля TCR и, возможно, Audi TT, не говоря о том же Олеге Сокирбе, чья «БМВ» оказалась не готова к этой гонке.

  Но можно не сомневаться, что многих не меньше будет интересовать другая интрига.
  Наверняка настоящим болельщикам весьма интересно сравнить времена Эдгара Анпилогова не только с оными Сергея Юнашева, но и Вадима Конончука, который на «Кубке Чайки» присутствовал только в качестве зрителя. Правда, это если 4-кратный (причем подряд) Чемпион Украины выедет именно на «Калине»…

  В общем, старт теперь уже «Кубка Украины» обещает немало интриги.
  Немаловажно и то, что эта гонка станет по-своему уникальной, так как она пройдет совсем не традиционно - в понедельник, 10 мая, который станет выходным днем. Будем надеяться, что к этому моменту волна пандемии пойдет на спад, карантинные меры ослабятся и зритель сможет по праву насладиться праздником скорости, которым обещает стать 1-й этап «Кубка Украины» по кольцевым гонкам…

 

  Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков и их болельщиков
Фото Оксана Оболонская, Сергей Холодило и автора