Естественно, рассказывая о первой в этом году кольцевой гонке, мы не можем не закончить его традиционным альбомом «взгляд изнутри», приоткрывающем занавес всего того, что происходит в кольцевом паддоке.
Тем более, что, даже приехав на гонку, далеко не каждый зритель подметит некоторые спортивные мелочи и нюансы, которые выхватывает опытное око спортивного фотографа. Не говоря уже о том, что болельщик просто физически не может попасть на тот же пит-лейн, или успеть проникнуться всеми событиями, которые происходят в паддоке с самого утра внутри самих команд. Итак, поехали!
Порой рекламные и прочие надписи, к примеру, - для «самовыражения» - на спортивных машинах приобретают ну совсем причудливые формы. Кто-то ездит с рекламой резиновых противозачаточных изделий, а кто-то, как Кирилл Митител, с довольно яркой и необычной рекламой кузовного ателье.
Но, пожалуй, самыми яркими в истории украинского «кольца» останутся «клубнички в сметане» от «Сильпо», в которые в свое время были выкрашены машины Сергея Юнашева и Валерия Жовтонога. Как знать, быть может кто-то в итоге превзойдет и ту раскраску...
На видавшей виды (и множество всякого рода рекламных наклеек) бывшей машине Сергея Бородина теперь выступает новичок Ниташ Пал. Соответственно она обзавелась не только новым именем пилота на своих бортах (что является обязательным требованием по Регламенту), но и новыми символами – какие-то из них шуточные, а другие не совсем…
… они же появились и на «восьмерке» Сергея Юнашева. А именно логотипы компании PolarSeaFood, за которой собственно и стоит дебютант.
Но, пожалуй, на 1-м этапе «Кубка Чайки» больше всего взоры привлекали не расцветки машин, а в целом эта BMW Z4, на которой выехал еще один дебютант – Константин Дяденко. На фоне привычных «восьмерок» и «Калин» она и вовсе выглядела как нечто из другого мира!
Интересно, что внушительных размеров задний спойлер-«лопату» Константин весь день использовал … как столик, ставя на него бутылку с живительной минеральной влагой)
Небольшие передние спойлера-закрылки, которые придали агрессивности этому стильному и миролюбивому с виду купе, в такой ипостаси использовать было бы проблематично)
В реалии, с учетом мощности свыше 400 баварских скакунов все эти аэродинамические элементы отнюдь не для красоты на этой «БМВ».
Взвешивание спортивных автомобилей происходит с самого утра, а их минимальный вес строго оговорен Техническими требованиями для каждого их классов. Но если сначала взвешивание осуществляется скорее для «самоконтроля», то после квалификации и самой гонки, если техническими комиссарами будет выявлен недовес, то пилота ждет аннулирование результата. Причем речь идет даже о недовесе менее чем в один килограмм!
С учетом того, что с датчиков электронных весов автомобиль не может съезжать своим ходом во избежание их повреждения, техническим комиссарам за день приходится немало потрудиться, толкая машины буквально вручную. Благо механики команд тоже участвуют в этом.
Главные действующие лица любой гонки, обычно остающиеся «за кадром», это Директор гонки и Начальник Безопасности. В данном случае их роли исполняли Леонид Леонов и Александр Кулаков соответственно, которые ведут Брифинг для пилотов.
Вся без исключения «спортивная бухгалтерия» ложится на плечи Главного секретаря соревнования. Уже много лет это хрупкие плечи Татьяны Хмельницкой - любая ее ошибка может стоить места пилоту или команде!
Помимо вышеперечисленных людей, немалую роль на кубковых гонках играют и Ольга Макаренко с Валерией Несик. По ходу соревнований Ольга помогает Главному секретарю, между ними заведуя всей активностью Автодрома «Чайка» в соцсетях. Тут она явно демонстрирует что-то из них Валерии, к персоне которой мы вернемся ниже)
С учетом того, что большинство гонок в украинском «кольце» проходит без пит-стопов, пит-лейн наиболее занят во время тренировок и квалификации. В данном случае на него заезжает один из самых юных участников – Андрей Скок. Уже во время первой тренировке на его «Калине» возникли проблемы с передней подвеской, которая тут же была подтверждена механиками команды.
Всем процессом, включая и на пит-лейне, руководят Сергей Скок (отец Андрея) и Владимир Апостолюк – основатели команды Sport Car Service…
… Sport Car Service на сегодня обсуживает сразу нескольких пилотов и даже целые команды – вот уже несколько лет Smart Racing, а на этой гонке еще и SBRacing. Именно механики SCS, в оперативном порядке устраняют все технические проблемы, возникающие по ходу гонки. В данном случае ремонт подвески Андрея Скока, который даже потребовал сварочных работ в полевых условиях.
Где-то даже обидно, так как все лавры в итоге пожинают официально заявленные команды, как та же Smart Racing, или победившая на этом этапе SBRacing, тогда как Sport Car Service остается полностью в тени и напоминаниями о ней являются лишь наклейки на автомобилях Антона Поляничко и Павла Марьяненко … «на бумаге» защищающих цвета Smart Racing. Бывают и такие замысловатые взаимоотношения в украинском «кольце».
С чем «не шутят» в украинском «кольце», так это с безопасностью пилотов. В кольцевых гонках, равно как и почти всех остальных, система HANS является обязательной. Осуществляя крепление шлема к телу (плечам) самого пилота, она предназначена для предотвращения перелома основания черепа – распространенной причины смерти гонщиков при столкновении на большой скорости. Если говорить простым языком, то это когда голова под собственным весом (плюс вес шлема) перемноженные на ускорение мгновенной перегрузки, отделяется от основания позвоночника, что практически всегда приводит к летальному исходу.
Систему в 90-х годах разработал американский доктор с инженерным образованием Роберт Хабборт. Однако поначалу HANS очень медленно находила свой путь в автоспорт и многие пилоты отказывались использовать «неудобный ошейник».
Однако в самом начале 00-х в NASCAR за 8 месяцев погибло сразу четверо пилотов, включая его легенду - 7-кратного Чемпиона Дейла Эрнхардта и все по причине перелома основания черепа. После этого HANS прочно и окончательно вошла сначала в американские овальные гонки, пару лет спустя стала обязательной и в «Формуле-1», а вскоре и во всех остальных видах автоспорта, включая и Украину. С введением HANS в NASCAR, где зачастую средняя скорость на круге превышает 300 (триста) км в час, не было зафиксировано ни одной смерти пилота!
Другой элемент безопасности, также пришедший из американского NASCAR – предохранительная сетка на водительской двери. Она появилась на свет в середине 60-х, однако, как и HANS позже, не была обязательной и мало кем применялась. Только после жуткой аварии на суперспидвее «Дарлингтон» в 1970-м другой легенды NASCAR Ричарда Петти, в итоге ставшего 7-кратным Чемпионом, когда руки и голова пилота оказались буквально вне кокпита, оконная сетка стала обязательной.
https://www.youtube.com/watch?v=iuv194AEGCM
Интересно, что самому Ричарду сразу после этой аварии сетку сшила его мама, причем используя подручные материалы!
Не успел Сергей Юнашев выехать на вторую тренировку, на КПП его машины «летит» 5-я передача. Тем не менее, механики успевают произвести ремонт до начала квалификации. Интересно, что выеди «Юнга» на первую тренировку, а не традиционно для него «отсиживайся» и попивай кофе поутру, у механиков было бы куда больше времени на устранение поломки.
Ведь в этом и кроется один из главных смыслов утренних тренировок – в выявлении возможных поломок. Однако уже несколько лет Сергей, который тут вместе с Ниташем Палом наблюдает за ремонтом, предпочитает пока остальные выезжают на первую тренировку почти показушно «пробуждаться» с кофе…
… к счастью для «Юнги», его механики сработали более чем оперативно. Хотя, и сам Сергей, который в свое время менял на ралли КПП за 15 минут, мог бы справиться с данной работой)
Собственно вот она - «предательская» шестеренка и сам Сергей Холодило, «пристреливающийся» сделать этот бесспорно художественный кадр)
Одним из главных отличий выступающих по классам автомобилей является используемая ими «резина». В самом мощном из них Super Touring-е она свободная, то есть любая на выбор участника.
Чаще всего пилоты используют не полностью спортивный «слик», а так называемый «псевдослик», на котором имеются канавки – отчасти он более живуч, предсказуем и, к тому же, стоит относительно дешевле, чем полый «слик».
В Touring-е же используется самая обычная гражданская дорожная резина. Чаще всего это «моно-резина» - одного конкретного производителя и размера, продиктованная как обязательная организатором.
В свое время неотъемлемой частью гардероба гладиаторов, а затем средневековых рыцарей, были их шлемы. Точно также пилоты 21-го века облачают свои головы в шлемы, на которых тоже имеется свое забрало.
И сравнение это вовсе не такое уж поэтическое – каждый раз выходя на старт, даже на «Чайке», любой из гонщиков ставит на кон свое здоровье и даже жизнь!...
Как может обойтись альбом из кольцевого паддока без элемента весьма своеобразного чайкинского «сэнса хьюмора». Похоже, эти разделительные пластиковые барьеры были украшены в духе времен непростой современной истории Украины?...
… однако ни они, ни всякие вирусы не останавливают не только участников, но и настоящих фанатов автоспорта. Некоторые из них приехали на 1-й этап «Кубка Чайки» на довольно экзотической технике.
Похоже, эта 911-я, да еще и в версии Carrera S, является в некоторой степени «младшей сестрой» кольцевых машин, участвуя в тайм-аттаке – неком симбиозе кольцевой и раллийной дисциплин…
… он дает возможность ощутить себя гонщиком любому желающему, причем выступать в нем можно на любом дорожном автомобиле, начиная от «Таврии» и заканчивая – де нет предела! Для этого в тайм-аттаке существует множество классов, где найдется место всем. Судя по всему этот стильно закамуфлированный в «урбан» Ford Focus III тоже оттуда же.
Но, пожалуй, по стильности гостевой кольцевой паркинг в этот раз затмила эта породистая британская кошка. Чего только стоят ставшие уже классическими формы Jaguar серии XK конца 90-х. А судя по цвету и бэджу, это и вовсе версия XKR Silverstone, выпущенная ограниченным тиражом менее чем 600 штук в 2000-м году и посвященная приходы легендарной марки в «Формулу-1».
И ничего, что для Jaguar Racing участие в «королевских гонках» обернулось фиаско. Думается, полный гоночный «фарш» подобной машины с ее 4-литровым V8 под 400 «лошадей» с соответствующей подвеской и тормозной от Brembo, полностью компенсируют владельцам таких машин блеклые выступления «Ягуар» в Ф1. Тем более что имена эта команда послужила основой для позже ставшей многократной Чемпионкой Мира Red Bull Racing с ее «золотым мальчиком» Себастьяном Феттелем.
В сравнении даже с обычными дорожными машинами, не говоря уже о «поршивцах» или «джагах», интерьер любого спортивного автомобиля выглядит более чем аскетичным. Тем более, если речь идет о классической как для наших широт кольцевой «восьмерке».
С точки зрения спортивных автомобилей, мало кто мог беспристрастно пройти мимо Honda S2000 Константина Гуцула, особенно когда приоткрытым оказался ее капот!
После тренировки тут возникла проблема со слетевшим патрубком, так что помимо механиков, увидеть этот 2,4-литровый мотор, в который потом было вложена не одна тысяча отнюдь не «деревянных», смог любой желающий. Наверное, именно так должен выглядеть тот самый «фулл ракинг»?) А если кроме шуток, то подкапотное пространство этой японки впечатлило бы и бывалого фаната!
Чтобы останавливать всю эту мощь, а с этого мотора были «сняты» свыше 300 л.с., нужна соответствующая тормозная система и она на ней присутствует…
… на Z4 Константина Дяденко, которая развивает и вовсе под четыре сотни «лошадей», тоже имеются не менее «зубастые» тормоза.
Интересно, что механики обоих участников «Супер Туринга» прикрепили датчики хронометража максимально близко к самой передней точке их машин. Увы, но до такой плотной борьбы дабы фиксировать фото-финиш тут не дошло.
В реалии, помимо фото-финиша, во всех остальных случаях не имеет совершенно никакого значения, где именно расположен данный датчик! Однако уже по сложившейся то ли привычке, то ли традиции, большинство украинских кольцевиков крепит его именно подобным способом, а не как это рекомендуется внутри салона в районе центральной стойки, где этот датчик точно не будет поврежден в случае аварии.
Один из самых заядлых болельщиков украинского «кольца», который приезжает на него еще с далеких времен «союза». Когда-то Ярослава привозил его отец, теперь уже он сам берет с собой своего сына, с самого юного возраста приобщая к автоспорту. Интересно, что для мальчугана «Хонда» Гуцула не что иное, как мультяшный «МакКвин» и именно на него он смотрит и болеет в гонках)
А кого-то из болельщиков помимо машин привлекал еще и квадрокоптер)))
К автоспорту чуть ли не с первых месяцев его жизни своего сына приобщает и основатель команды SDrive Андрей Бондарь. Наглядное тому подтверждение детский велосипед, которому нашлось место даже в спортивной техничке-бусе среди бочек с топливом, инструмента, ЗИПа и покрышек.
Между заездами перчатки и особенно подшлемник нужно сушить и проветривать. Тут видно, как Кирилл Митител по ходу дня «следовал за солнцем» и по мере того как оно подымалось, сначала проветривал их на дверных элементах каркаса безопасности, а потом на руле)
Помимо собственно пилотов, пожалуй, никто не привлекает так своим видом в паддоке, как Сергей Скок. Он не расстается с профессиональной гарнитурой, которая позволяет Сергею по рации поддерживать связь со своими подопечными пилотами и во время заездов. Не говоря уже о его всегда как «с иголочки» надетой фирменной униформе команды Smart Racing.
В этот раз помимо Антона Поляничко с Павлом Марьяненко, Сергей скорее был сконцентрирован на работе с дебютирующем в большом «кольце» Эдгаром Анпилоговым. На первой фото застегнуть ремни юному пилоту помогает его старший брат Никита, ранее выступавший на этой «Калине».
В профессиональных командах топливо хранится в бочках и заливается не через «лейку», а при помощи ручного насоса. В реалии это самый безопасный и, в общем-то, требуемый способ заправки в паддоке. Однако далеко не все и не всегда его придерживаются.
Несмотря на его статус основателя и руководителя команды SDrive, Андрей Бондарь никогда не боялся запачкать руки. Во время гонки он и Представитель своих пилотов, решающий все спортивно-юридические вопросы, и механик, причем сразу для нескольких машин! Ведь, несмотря на то, что официально за команду могут выступать только три пилота, временами SDrive выставляла и обслуживала на «кольце» до семи машин!
В этот раз при содействии этой команды традиционно ехали Владислав Синани с Сергеем Беляевым, Константин Дяденко и Ниташ Пал с Сергеем Юнашевым. При этом последний довольно неожиданно заявился за конкурентов и в итоге помог SBRacing победить в командном зачете, по сути, повергнув свою же родную команду!
Для того, чтобы после тренировок закрепить дополнительный балласт на «восьмерке» Кирилла Мититела понадобились серьезного размера шпильки…
… а следят за такими незаметными взглядам окружающих мелочами, как и в целом за соответствием «спортивок» техническим требованиям и особенно безопасности технические комиссары. На этой гонке главой Техкома являлся хорошо знакомый большинству болельщиков Борис Донской.
Ветеран еще советского, а потом и украинского автоспорта, много лет сам выступавший в руле, почти всегда, как говорится, - «в образе»))) Аналогично, не только своим ростом, на фоне остальных выделяется и Сергей Малик, в этот раз еще и щеголявший новой кепкой.
Напомним, что именно Сергея можно считать отцом-основателем «кольца» в независимой Украине. Именно он проводил те последние гонки на большом кольце «Чайки» в конце 90-х, на которые приезжали профессиональные команды из России.
«Перу» Малика принадлежала и памятная гонка, прошедшая в далеком 96-м году на развязке «Осокорки», а затем два не менее знаковых сезона, проводимых в начале 00-х вокруг «чашки» стадиона НСК «Олимпийский». И это «не считая» «Ралли Столица» и еще даже не десятков, а сотен гонок в самых разных дисциплинах. К примеру, «автором» кроссовой трассы внутри «Чайки» тоже является Малик!…
Первым и одновременно последним, кто прикасается к любой спортивной машине, являются ее механики. В данном случае это один из бессменных трудяг не участвующей официально Sport Car Service, в реалии обсуживающей на 1-м этапе «Кубка Чайки» машины сразу двух официально заявленных команд - Smart Racing и SBRacing.
Как мы и обещали, возвращаемся к Валерии Несик. Именно ее пилоты видят одной из последних когда они выезжают на трассу во время тренировок и квалификации, а затем и непосредственно перед стартом гонки.
Несмотря на ее юный возраст, Несик уже много лет выполняет функции «Судьи выпуска», а недавно начала и совмещать их с ролью «Судьи старта». Без буквально ее «благословения» ни одна машина не сможет выехать на трассу или стартовать в гонке! С учетом того, что Валерии постоянно нужно перемещаться между судейской и «выпуском», в качестве подручного транспорта она использует стильный «квад».
Визирование технических комиссаров является решающим для утверждения результатов пилотов, будь то квалификации или самой гонки. Тот же недовес, о котором мы уже упоминали - и все усилия пилота будут сведены буквально к нулю. Но кто сказал, что глава Техкома не может порадоваться и поздравить только победившего в своем зачете Андрея Скока? В реалии в свое время Борис Донской стал наставником для многих, начиная от «кольца» и заканчивая ралли-рейдами.
Ну и, естественно, что как не кубки с шампанским могут быть последним кадром такого альбома. Непосредственно перед награждением «за кулисами» подиума их готовили все та же Ольга Макаренко с Александром Кулаковым на кубковых гонках традиционно выступающий еще и в роли спортивного «тамады», объявляя призовые тройки и приглашая их на подиум.
Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков и их болельщиков
Фото Сергей Холодило и автора