Увы, но хотя на Финале «Кубка Чайки» пилот Smart Racing и возглавил подиум класса «8С», равно как этот коллектив победил в командном зачете, они вновь оказались в эпицентре если не скандала, то неоднозначности так точно!

  Напомним, что два пилота Smart Racing, выступающие на 1,4-литровых 16-клапанных «Калинах», просто таки доминировали на Финале «Кубка Чайки» в классе «8С».

Весь день Андрей Скок с Романом Маркивым неизменно опережали ближайшего из их одноклассников как минимум на две секунды! Этим ближайшим являлся пусть и на костылях, но вернувшийся в строй Константин Денисов. И это при том, что ранее по ходу сезона этот пилот AWT Racing не уступал по скорости Андрею Скоку.Более того, именно Денисов победил на 2-м этапе «Кубка Чайки» как раз после красивой и напряженной дуэли, развернувшейся между ним и Андреем.

  Мы уже подробно сравнили времена Финала «Кубка Чайки» как раз с той гонкой, которая проводилась по той же конфигурации трассы Автодрома «Чайка» с задействованием «острого» варианта «Картингового поворота. Равно как поведали обо всех «сопутствующих факторах», которые действительно способствовали осеннему падению времен.Причем оно произошло не только в классе «8С», но и старшем «Туринге», едущем на той же «резине» и совершенно в тех же условиях.
  Равно как упомянули о «факторах» полученных ранее травм обоих пилотов AWT Racing и отсутствии «наката» у них в преддверии финальной гонки этого сезона. Как раз они могли говорить о «синхронном» отсутствии скорости у Нитеша Пала и Константина Денисова.  Тем не менее, тут остались и другие моменты, равно как и вопросы к двигателям «Калин» Smart Racing из «8С». Причем по некоторым НЕофициальным сведениям оные возникли не только у прямых соперников этой команды, но и у Техкома! Как обычно, обо всем по порядку.

Вопросы, которые все же остались!

  Остался еще один фактор и мы о нем вскользь упоминали ранее в нашем материале о борьбе в более старшем классе - «Туринге». Дело в том, что некоторые «старшеклассники», машины которых по идее должны быть мощнее собратьев из «8С» как минимум на 20, а то и все 30 «лошадей», с трудом «справлялись» с этими «младшеклассниками»!  Ладно бы это относилось только к совсем неопытному только пришедшему в автоспорт Александру Пухальскому, выступающему тоже на «Калине», но 16-клапанной и 1,6-литровой, где официально разрешен 54-миллиметровый "дроссель". Новичок практически всю гонку провел в борьбе как раз с двумя лидерами «8С», с трудом опередив в итоге Скока, где на финише их разделили менее двух секунд…  Но несравнимо более опытный Поляничко тоже отнюдь не сразу смог «расправиться» с лидерами зачета «8С», особенно Скоком. Более того, речь шла вовсе не о поворотах, а именно о прямых, где как таковой талант или мастерство пилота не играют фактически никакой роли.
  Так на самой протяженной стартовой прямой «восьмерка» Антона определенное время не могла угнаться за 1,4-литровой 16-клапанной по идее «стоковой» «Калиной» Скока, настигая ее лишь в самом конце «прямика»! А ведь машина Поляничко отвечает требованиям класса «Туринг».  Она оснащена 1,6-литровым 16-клапанным мотором, который позже в этой же гонке позволял своему пилоту совершенно на равных бороться с его одноклассниками, включая еще одного пилота из «конюшни» Smart Racing Павла Марьяненко, которого Поляничко в этот раз относительно легко опередил.
  А на последних кругах гонки «восьмерка» Антона также на равных сражалась с «Калиной» Сергея Беляева, представляющего SDrive, которая в отличие от AWT Racing все же продолжила бойкотировать Smart Racing…  Иными словами, не смотря на все перечисленные ранее «за и против», прирост скорости «Калин» лидеров зачета «8С» все же выглядел не совсем логичным и объяснимым?!
  Ведь тут уже речь идет о прямом сравнении с машинами из старшего класса, в той же самой гонке на такой же резине и в тех же условиях! Причем по какой-то иронии, все перечисленные тут четыре машины, в реалии подготовлены именно в недрах Smart Racing!...Снова чудеса? Не совсем, так как в реальной жизни если они и случаются, то крайне редко.
  Как уже было сказано, в действительности по данным соперников еще до старта гонки они узнали, что 1,4-литровые «Калины» этой команды едут не со стандартными 46-миллиметровыми дроссельными заслонками, а с куда бОльшими, применяемыми как раз в классе «Туринг».  Думается, тут нет надобности вдаваться в технические подробности с повышением объема воздуха, поступающего в двигатель и объяснять, что подобная модификация влияет на прирост мощности оного... Интересно тут другое.
  После гонки все три машины призеров «8С», включая как раз две «Калины» Smart Racing были «вскрыты» и изучены Техкомом. И официально вопросов к ним не возникло!  Мы попытались прояснить данную ситуацию. И, не вдаваясь слишком в подробности, мы все же решили пролить свет на то, что в реалии уже является «открытым секретом» почти для всех в кольцевом паддоке.

«Так они по локоть?!»

  Судя по всему, мы имеем яркий пример классики, о том, как ты яхту назовешь. Похоже, что слово «smart» эта команда взяла за свое главное кредо, реально решив «идти по уму» до конца! По нашим данным, эти самые «умники» попросту «прикрылись» сразу несколькими нестыковками в Технических требованиях.  Интересно, что к таковым относиться и элементарная канцелярская оЧепятка, где вместо «ВАЗ-1119» в Техтребованиях для класса «8С» написано «2119»! А также тем, что под «Калины» не была прописана развернутая таблица ограничений.
  Именно в таковой ясно и четко объясняется, что можно делать, а что нет с двигателями, как это было в свое время сделано для «восьмерок» класса «8С».И вот тут-то и кроется некая ирония всей этой ситуации - а именно почему это не было сделано!
  Мы не раз писали, что дабы наполнить по идее бюджетный зачет «8С», где ранее могли выступать исключительно 8-клапанные «восьмерки», с этого года в виде исключения в него были допущены и 1,4-литровые 16-клапанные «Калины».  И это при том, что некоторые «восьмерочники» выступали против данного шага, аргументируя тем, что «Калина» с таким даже полностью серийным мотором изначально имеет небольшие, но преимущества.  Тем не менее, дабы тот же Андрей Скок не соревновался на своей «Калине» в «Супер Туринге» с 300-сильными монстрами, как это было в прошлом году, Кольцевой комитет во главе с Леонидом Леоновым и организаторы соревнований пошли навстречу.  «В последний момент» в преддверии сезона они добавили такие «Калины», которым ранее попросту не было надлежащего места с юридически-технической точки зрения в украинском «кольце», в класс «8С». (Как некий казус - с опечаткой, назвав их «2119»).
  При этом, хотя таблицу ограничений и требований для этих машин и не успели составить. Тем не менее, в требованиях прописано, что система питания «должна отвечать модели двигателя», что, естественно, касается и «дросселя». К примеру, система выпуска прописана как свободная.  А всем, кто так или иначе связан с «ВАЗами» известно, что с конвейера они, и не только 1,4-литровые «Калины», сходят с 46-миллиметровой «заслонкой»! Это можно относительно легко проверить по «Каталогу деталей и сборочных единиц», после чего каталожный номер данной детали поискать в списках запчастей.
  Именно такой 1,4-литровый 16-клапанный мотор с 46-м «дросселем» стоит на той же «восьмерке» Денисова.  Однако то, что является дэ-факто и очевидно для большинства, не было прописано «дэ-юрэ» в Техтребованиях. При этом 46-миллиметровый «дроссель» четко прописан для 8-клапанных 1,6-литовых двигателей «восьмерок» этого же класса «8С»!
  Очевидно, что, допуская в виде своего рода «жеста доброй воли» эти «Калины» в «8С», все участники процесса, включая инициировавшего этот шаг главу Кольцевого комитета, понадеялись… На то, чего, судя по всему, в итоге не оказалось….По крайне мере, у одного коллектива, считающего себя умнее других в вопросах изучения регламентирующих документов…

Вопросы элементарной морали!

  Почему мы снова, решили не замалчивать этот вопрос? По многим причинам. Одна из них заключается в том, что не успела AWT Racing «простить» соперникам тот бесславный поступок Представителя Smart Racing Дмитрия Франчука, направленный именно против них, и заявиться официально на данную гонку, как тут же получили… Это трудно даже с чем-то сравнивать! Наверное, с плевком в лицо?! И все это ради чего? Ради вот этих «чашек»?!  Да, в технических видах спорта во всем мире, включая топовые «Формулу-1» или «НАСКАР», всегда имелось место попыткам прочтения техтребований «между строк».
  История, включая и современную, знает немало таких примеров. Равно, как то, что именуется еще со времен советского автоспорта «химией», чего греха таить - в той или иной мере присутствует в нем и сегодня.  Более того, по мнению некоторых болельщиков, отчасти в этом и кроется сам смысл технических видов спорта. А именно находить «лазейки» ив техтребованиях, читать между строк и тд и тп. И это действительно является частью любого моторспорта. Но чтобы вот так нагло, после того, как эти машины были допущены в этот класс «с пониманием»?!
  А ведь размер «дросселя» в реалии не единственный вопрос, а лишь вершина айсберга! У соперников, и по НЕофициальным сведениям у Техкома, возникли и другие вопросы к двигателям «Калин» Smart Racing. И все это «при первом приближении», без так называемого «углубленного осмотра»...Так почему же Техком ничего не предпринял? Ответов тут сразу несколько.
  Один из них кроется в том, что Техтребования были изначально составлены не корректно. Почему так произошло, мы уже прояснили. Главное, была надежда на понимание «вопросов» всеми сторонами. К примеру, что именно означают такие понятия, как «отвечать модели двигателя», что относится и к дроссельной заслонке.  Дисквалифицировать машины и снимать с гонки можно только согласно конкретных регламентирующих пунктов Техтребований, которых тут вроде бы как и нет. Хотя, если бы Техком пошел на принцип и до самого конца, с выяснением католожных номеров деталей, то…
  Почему соперники не стали подавать протесты? И на этот вопрос ответом тоже несколько. Один из них указан парой строк выше. О другом мы не раз писали.  Он заключается в том, что в украинском кольцевом паддоке уже несколько лет все стараются избегать пресловутых «гонок после гонок» или «войны протестов», предпочитая все «спорные моменты» решать в борьбе на самой трассе.
  Ну а самая большая ирония всей этой ситуации заключается в том, что на сегодня, «любой желающий» может опротестовать итоговые результаты зачета «8С»! Причем не только «Кубка Чайки», но и Кубка Украины по кольцевым гонкам тоже! На основании чего?  Да того, что согласно «буквы закона» «ВАЗ-1119» изначально не мог быть допущен к гонкам! Ведь там прописан «ВАЗ-2119» - «де-факто» не существующий в природе!...

  Иными словами, если дотошно следовать регламентирующим документам, как это пытаются делать некоторые «умники», две 1,4-литровые «Калины» на совершенно законных условиях могут быть исключены из всех протоколов нынешнего сезона!  Тем не менее, можно не на секунду не сомневаться, что никто из их соперников не станет подавать подобного протеста! Ведь всем изначально было понятно, что речь шла попросту об опечатке в Техтребованиях. Равно как и о том, что стандартным для ВСЕХ «ВАЗов» в классе «8С» является дроссель на 46 мм…

В реалии всё очень просто!

  На сегодня в украинском «кольце» все стараются полагаться на СОВЕСТЬ и ЧЕСТНОСТЬ соперников. И именно отсутствие последних, либо же сильно извращенное понятие оных, тоже является еще одной причиной «не молчать»! А еще в тех самых причинах, почему техтребования не успели как следует составить в преддверии этого сезона, чем «умники» решили воспользоваться!
  Ведь вся «спешка» была продиктована лишь желанием наполнить класс «8С».А еще, помочь тем, кто обзавелся этими злосчастными 1,4-литровыми 16-клапанными «Калинами», которые в свое время изначально должны были составлять исключительно свой отдельный моно-класс!...
  Тогда, кстати, речь шла о действительно полностью «стоковых» машинах, которые стали бы более современной, при этом бюджетной альтернативой «восьмеркам» из на тот момент класса «Лада-1500».  Как там говориться - хорошими намерениями…. Скорее тут более уместна будет другая пословица, там где – дайте воды попить, а то так есть хочется…
  Думается, всего вышесказанного в данном материале достаточно для объяснения, почему именно эти две «победы» в «8С» и командном зачете, причем не только на Финале «Кубка Чайки», но и по итогам всей серии, снова можно назвать «пустыми»?...А вот к затронутой тут теме распределения классов в украинском «кольце» мы еще обязательно вернемся, но немного позже…


Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков и их болельщиков
Фото Вадим Чайковский и автора