2-й этап Чемпионата Украины по кольцевым гонкам запомнится болельщикам новыми сражениями, а также немалым количеством контактной борьбы на трассе. Как и 1-й этап Чемпионата Украины по кольцевым гонкам, второй раунд оказался наполнен противостояниями, некоторые из которых заканчивались и столкновениями, причем большинство из них произошли в «Зрительском повороте», прямо перед трибунами! К счастью, в этот раз обошлось без переворотов, хотя драматичности хватало. Как обычно, обо всем по порядку.

Снова без формул, но с пополнением

  К сожалению, гонки формул вновь не состоялись, однако зрители на 2-м этапе Чемпионата Украины по кольцевым гонкам все же смогли увидеть небольшой формульный аперитив. В этот раз собралось сразу три формульных болида, причем за рулем одного из них должен был стартовать Владимир Апостолюк.

  3-кратный Чемпион Украины в кузовных классах даже выехал на тренировку, а затем квалификацию, показав лучшее время - 1 мин 28,358 с. Увы, но у двух других участников возникли проблемы с их машинами. Новичок Сергей Мельничук успел показать в квалификации только 1 мин 41,916 с, закончив ее «на шнурке» и его команда так и не смогла реанимировать пожилую «Эстония-21»…

  Что же до третьего участника формульного класса в лице Александра Лучинского, то, несмотря на его оптимистичный настрой, механики так и не смогли запустить его «Эстония-25» и он даже не смог выехать на тренировки…

  Таким образом, старт кольцевого сезона формулистов переносится на 3-й этап, который состоится 13 августа. Остается надеяться, что к тому моменту команда Дмитрия Гайдамаченко восстановит его мотор, и, тогда, возможно, зрители все же смогут увидеть гонки формул, где стартовое поле может «перевалить» и за пять машин…
  Ну а пока что поклонников «кольца» уже вторую гонку подряд не подводят пилоты туринга. Более того, в пелетоне произошло пополнение, причем довольно серьезное.

  Если класс GT Open в этот раз насчитал всего 5 участников, и вовсе сократившись к гонкам до трех, зато в «У-1600» прибыло, причем сразу двумя сильными пилотами, а суммарно на Автодром «Чайка» в этот раз приехало 28 участников.
  Так руль «восьмерки» на «Лада Приора» сменил действующий Чемпион Украины в классе «ВАЗ 2108» Дмитрий Жайворонок, компанию которому составил бронзовый призер этого же зачета по итогам прошлого года Валерий Шевелев.

  Напомним, что с этого года класс «ВАЗ 2108» вынесен вместе с появившимися официально зачетами классических автомобилей в Grand Classic Cup. И тут также произошли некоторые изменения. Так если к «классикам» в этот раз не присоединился Сергей Коржов, зато его место вместе с молодежью в лице Дмитрия Иванько и Сергея Ткаченко, занял Андрей Олейников.

  Более того, уже имеющий некоторый опыт «кольца», Андрей выступает на отлично выглядящей «копейке», на которой он в свое время стартовал в гонках на легендарном «Нюрбургринге»!…

  Трем «классикам» в кубковой гонке компанию составили 8 участников зачета «ВАЗ 2108», в этом году скорее предназначенного в первую очередь для молодежи и новичков. И тут к 14-летнему Илье Замуле, доминировавшему на 1-м этапе, а также Руслану Холявко, запомнившемуся своей агрессивной ездой на прошлой гонке, присоединился Александр Карнаков. Как и Руслану, являющемуся сыном опытнейшего украинского кольцевика Виктора Холявко, ему 15 лет и за плечами Александра нет никакого автоспортивного опыта!

  Именно они, а также финишировавшая второй на 1-м этапе Виктория Зосим, также если не считать любительского ралли, являющаяся дебютанткой в автоспорте, стали главными действующими лицами гонки GCC.

Непродолжительно, но остро

  По-сути, уже утром стало ясно, что скорость Ильи Замулы на 1-м этапе не была случайностью. На тренировке 14-летний вчерашний картингист вновь был быстрейшим, после чего он вновь завоевал поул, показав 1 мин 35,925 с. Если в тренировке ближайшей к Илье, в 0,3 секундах от него, была Виктория Зосим, тогда как Андрей Гайдамаченко оказался третьим, уступив Илье почти 0,8 секунды, в квалификации все изменилось.

  Второе время показал другой новичок – Максим Фролов, правда, уже уступивший поулу 0,612 секунды. Третье же время и вовсе осталось за дебютировавшим в автоспорте Александром Карнаковым. Его время оказалось на 0,880 секунды хуже быстрейшего, однако остальные уступили поулу более секунды.

  Почти в равных 1,4 секундах от Замулы 4-е и 5-е времена записали Холявко и Зосим, опередив Гайдамаченко и Андрея Горбоконя. Однако уже старт все перемешал.
  Замула сохранил за собой лидерство, а вот Фролов замешкался, разом опустившись с 2-го на 5-е место, пропустив Карнакова, Холявко и Гайдамаченко, которому удалось выйти с 6-го на 4-е место.

  Однако активнее всех оказалась Зосим.
Оказавшись было шестой, в течение первого круга она сначала опережает Фролова, а затем и Гайдамаченко, выходя на 4-ю позицию.

  Уже на втором круге она приступает к атакам на идущего третьим Холявко, и вот тут накал борьбы достиг своего апогея.
На входе в последний поворот второго круга Виктория допускает контакт с автомобилем Руслана, однако незначительный. На выходе из него Холявко довольно агрессивно закрывает траекторию Виктории, вытесняя ее на обочину!

  Соперникам не нужно было делать второго приглашения, и дуэлянтов на прямой разом опережает Гайдамаченко, тогда как Викторию обгоняет еще и Фролов.

https://youtu.be/qdV7bsYHgNM

(Он-боард с машины Гайдамаченко)

  Оказавшись снова на том же 6-м месте, Зосим тут же в первом повороте бросается в контратаку на Максима и вновь допускает пусть и не большой, но контакт. Однако в этот момент на ее «восьмерке» после проезда по обочине начинает спускать заднее левое колесо, что и вовсе приводит к довольно опасному развороту.
  К счастью Виктория успела погасить скорость и контакт с отбойником оказался минимальным.

  Увы, но на этом гонка для Зосим завершилась, как, впрочем, в ней и закончилась борьба в целом. Илья Замула победил во второй раз подряд, тогда как вторым на подиуме стал Карнаков и это в своей первой в жизни кольцевой гонке, в 15 лет. Как и на 1-м этапе, призовую тройку вновь замкнул Андрей Гайдамаченко.

  Первым вне подиума остался Руслан Холявко, в действиях которого судейство не узрело никаких нарушений. Позади него финишировали Фролова и Горбоконь. Стоит ли говорить, что бонусное очко за быстрейший круг забрал Замула. В гонке он показал 1 мин 36,465 с, при этом второе лучшее время, всего в 0,319 секундах от Ильи, осталось за все за тем же Карнаковым.

  Как и на 1-м этапе, юные пилоты, где старшим всего по 15 лет, а победителю 14, были отмечены отдельными кубками от организатора…

  Позади «восьмерочников» также непродолжительно, но зрелищно кипели страсти в зачете классических машин «Лада-1600».
Лучшим в квалификации тут вновь стал Дмитрий Иванько, опередив на 2,3 секунды Сергея Ткаченко и почти на 4 Андрея Олейникова. Однако во втором повороте гонки Дмитрий ошибается и его разворачивает.

  Более этого, опасаясь за повреждения от наезда на поребрик, Иванько заезжает на пит-стоп, тем самым теряя круг. В лидеры было выходит Олейников, однако Ткаченко от него не отставал.

  Более того, вскоре к ним не только присоединился, но и опередил Иванько.
Увы для Дмитрия, тем самым он лишь вернулся в один круг со своими соперниками, так и оставшись третьим и последним.

  Однако зрители все же увидели борьбу за победу в этом заезде, где после оказанного прессинга Ткаченко смог опередить Олейникова, в итоге возглавив подиум зачета «Лада-1600».

  При этом Иванько минимизировал свои потери, заработав помимо бонусного очка за поул, еще один за быстрейший круг в гонке, показав 1 мин 40,210 с, тогда как оба его соперника по этому показателю уступили Дмитрию более двух секунд…

В голове пелетона

  Как уже было сказано, топовый класс GT Open в этот раз собрал всего пятерых участников. Святослав Денисов находился в командировке, тогда как на втором Citroen Saxo Алексея Тихоновича Варавина в начале квалификации оборвало маховик и он не смог стартовать в гонках.

  Также досрочно из борьбы выбыл и Александр Еремеев, выступающий в этом зачете на скромной 1,5-литровой «восьмерке». Итого в GT Open осталось всего трое: Владислав Гордов с его «заряженной» BMW M3, и действующий Чемпион Украины Андрей Евтушенко с Валерием Жовтоногом, выступающие на Ford Fiesta.

  В тренировках «фиестовцы» не форсировали события, где первое время показал Валерий, однако в квалификации Гордов реализовал мощь своего 4,4-литрового мотора, показав 1 мин 26,929 с, забрав с ними бонусное очко за поул.

  Два пилота на Ford-ах уступили ему более 1,5 секунды, при этом Жовтоног смог опередить Евтушенко на 0,232 секунды. Однако в гонке легкой прогулки у Владислава не вышло.
  Уже на первых кругах Валерий оказывает на него серьезный прессинг, даже немного «догнав» BMW соперника в «Картинговом повороте», после чего «баварец» лишился заднего бампера.

  После этого Владислав все же смог оторваться, тогда как Евтушенко с Жовтоногом продемонстрировали зрителям великолепнейшую дуэль. Андрей неоднократно пробовал пройти соперника в первом повороте, однако Валерий мастерски закрывал внутреннюю траекторию.

  Вскоре Жовтоногу на помощь пришли еще и желтые флаги, перманентно «прописавшиеся» в этом месте из-за остановившегося там «младше-классника». (Под желтыми флагами обгон запрещен).
  Евтушенко все же смог опередить своего визави на разгоне после более удачного прохождения «Зрительского поворота».

  Тем не менее, почти до самого финиша эта пара шла на пределе возможностей пилотов, техники и покрышек! Обоих периодически буквально срывало с траектории, а в поисках долей секунд Валерий пару раз зрелищно подпрыгивал на поребриках…
  Шутка ли, но почти все заключительные 10 кругов из 15 Евтушенко прошел стабильно в районе 1 мин 28 с, и почти все это время ему вторил Жовтоног.

  Увы, но это красивое противостояние остановила техника – проблемы со сцеплением, возникшие за пару кругов до финиша на Fiesta Валерия. Он смог финишировать, однако на старт второй гонки Жовтоног так и не вышел…
  За ни именем спортивного слика, во втором заезде Гордов стартовал на псевдо-слике. Как результата, уже на первом же круге он уступает Евтушенко и так они и финишировали.

  Более того, именно Андрей оказался быстрейшим не только во второй гонке, но и в первой, оказавшейся невероятно плотной.
Лучшее время Евтушенко в ней составило 1 мин 27,193 с, что оказалось лишь на 0,010 секунды лучше, чем у Гордова и всего на 0,166 секунды быстрее Жовтонога!

  Темп второй гонки был медленнее, где лучшее время Евтушенко 1 мин 28,568 с превзошло показатель Гордова на 0,4 секунды. И именно бонусные очки и решили распределение мест на подиуме.
  С двумя дополнительными баллами за быстрейшие круги Евтушенко заработал 24 очка (12 начисляется за первое место, 10 за второе и 8 за третье), опередив лишь на один балл Гордова!

  За неимением других соперников, при всего 8 очках и его нестарте во второй гонке, Жовтоног замкнул подиум 2-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам в классе GT Open. А самая острая борьба кипела позади них в зачете «У-1600», где гонки все больше начинают напоминать настоящий спарринг…

Первый раунд

  Как было сказано в начале, класс «У-1600», который в этот раз насчитал девятерых участников, пополнился двумя серьезными бойцами в лице действующего Чемпиона Украины в классе «ВАЗ 2108» Дмитрия Жайворонка и бронзового призера этого же зачета Валерия Жовтонога. Именно эта пара и стала главными героями в этот день. Правда, в случае с Валерием, скорее он выполнил главную антагонистическую роль 2-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам, в классе «У-1600» ставшего настоящим спортивным триллером.

  При этом, как это зачастую происходит в отменных сценариях, поначалу именно Шевелев исполнял позитивную роль.
На тренировке он показал лучшее время в классе – 1 мин 33,381 с. При этом Жайворонок, выехавший на арендованной «Лада Приора», уступил Валерию всего 0,183 секунды, тогда как все остальные их одноклассники были более чем в секунде от этой пары.

  В квалификации ситуация повторилась и Шевелев и вовсе смог показать 1 мин 32, 651 с, опередив Жайворонка на призрачные 0,035 секунды. И вновь ближайший, кем в этот раз стал Антон Поляничко, уступил поулу целую секунду, тогда как показавший четвертое время Сергей Бабак и вовсе оказался в двух секундах позади, тем не менее, опередив Вадима Конончука, Вадима Евтушенко, Руслана Серова и Николая Понедельника, уступивших лидерам еще больше.

  Старт первой из двух гонок, который вновь давался сходу, оказался более чем оживленным. Поляничко смог по наружному разом выйти с 3-его места на первое, опередив Шевелева и откатившегося с первой позиции на третью Жайворонка. В тоже время Бабак сохранил свое четвертое место, идя впереди Конончука и опередившего Евтушенко Серова.
  Уже на первом круге Жайворонок обгоняет Шевелева, а в последнем повороте второго круга перед трибунами проходит и Поляничко, тем самым выходя в лидеры, оставшись на этой позиции до самого финиша.

  Позади же начался настоящий первый «замес» дня. Слетанной парой Бабак с Серовым опережают Шевелева, который теперь опускается с изначального первого места на пятое!

  При этом главное сражение развернулось как раз между Серовым и Бабаком за третье место. Напомним, что именно Руслан является тренером Сергея, также подготавливая ему и автомобиль.
  В итоге прессинг несравнимо более опытного ветерана сказался и в первом повороте он опережает своего воспитанника. Бабак попробовал было контратаковать, и между ними даже произошел небольшой контакт! Однако Серов удержал третью позицию, в итоге закончив на ней гонку.

  Зато Сергей не успел перевести дух, как за него «принялся» Шевелев. В первом повороте круга Валерий пошел в атаку, которая закончилась пусть и небольшим, но столкновением. При этом, как ни странно, пострадавшим оказался сам агрессор! Бабак сохранил свою позицию, тогда как из-за пробитого колеса об автомобиль соперника Шевелев сходит, тем самым вместе с желтыми флагами на входе в первый поворот, лишив остальных участников возможности бороться в этом классическом месте для обгонов…

  Собственно, если не считать прессинга со стороны Конончука все на того же Бабака, который продолжался почти до конца заезда, борьбы больше и не было.
  Жайворонок уверенно выиграл, попутно показав быстрейший круг в гонке 1 мин 33,599 с, что оказалось на 0,6 секунды лучше ближайшего показателя.

  Это второе время осталось за Поляничко, финишировавшего вторым, тогда как 3-м и 4-м ее закончили Серов с Бабаком, впереди ошибившегося буквально в последнем повороте гонки Конончука и закончившего 6-м Понедельника.

  Нельзя не отметить невезение Вадима Евтушенко. В некоторых поворотах у него начал отливать бензин из горловины (в реалии привычная проблема для «восьмерок») и по требованию судей Вадим был вынужден заехать на пит-стоп для устранения неисправности. Это стоило ему круга и финиша на последнем 8-м месте, позади Павла Марьяненко.

  А впереди был еще более острый раунд, где вновь, главным анти-героем стал Шевелев!

Еще более захватывающий раунд №2

  В этот раз Жайворонок не оставил шансов соперникам, победив в гонке почти с полуминутным преимуществом над ближайшим. «Попутно» он еще больше ускорился, вновь показав лучшее время – 1 мин 33,209 с. Более того, оно оказалось на 1,3 секунды лучше, чем у следующего лучшего показателя! А он как раз принадлежит Шевелеву.

  И вновь, поначалу Валерий оказался скорее героем. На старте он разом прорвался с последнего 9-го места на 5-е, тогда как впереди Серов смог опередить Поляничко, выйдя на второе место, в то время как четвертое вновь за собой сохранил Бабак. Именно пытаясь пройти его, уже в конце первого круга Валерий ошибается на торможении и прямо перед трибунами не только опережает Бабака, но и наносит увесистый удар впереди идущему Поляничко, причем прямо в его водительскую дверь!

  В результате этого «замеса» №2, Конончук разом поднимается с 6-й позиции на 3-ю, Понедельник с 7-й на 4-ю, тогда как Шевелев по сути ничего не теряет, оставшись пятым, к тому же оставшись впереди Бабака! Однако это было лишь начало борьбы.

  Позади «Калины» идущего третьим Конончука собрался настоящий «паровозик» из пяти машин, который замыкал Вадим Евтушенко, и тут начался настоящий калейдоскоп событий.

  Для начала Шевелев с Бабаком опережают Понедельника, которого вскоре обгоняют и Шевелев с Евтушенко, однако Николай потом возвращает должок Вадиму. Затем Шевелев опережает Бабака и они вместе смещают с третьей на пятую позицию Конончука, где его «съедает» еще и Понедельник!

  Тем самым, стартовавший последним Шевелев, выходит на третью позицию, однако судьи дают ему штраф Stop&Go, который «вернул» провинившегося Валерия на итоговое последнее место…
В это же время Конончук реабилитируется, опередив сначала Понедельника, а затем на протяжении нескольких кругов, как и в первой гонке, он оказывает прессинг на унаследовавшего третью позицию Бабака.

  Казалось, они так и финишируют, однако позади реванша жаждал и Вадим Евтушенко, который не только смог опередить Понедельника, но и в самом конце заезда обгоняет и Конончука, тем самым финишируя 4-м в этом зачете.

  Наступило время подсчета сумм очков, которые и определяют места по итогам этапа в рамках Чемпионата Украины по кольцевым гонкам.
Почти с «сухим» счетом в 26 очков подиум 2-го этапа в «У-1600» возглавил Жайворонок.

  В итоге из 27 возможных баллов он уступил лишь один бонусный за поул Шевелеву, по иронии всего с тремя очками ставшему последним. С 18 очками за третье и второе места Серов вновь поднялся на вторую ступень подиума, тогда как финишировавший в этот раз третьим Бабак с 15 очками закончил день бронзовым призером.

  При этом радость и гордость Серова была многоуровневой, ведь на его счету, по сути, оказалось три кубка, включая награды Бабака и Замули, которого он также тренирует…
  Первым вне подиума с 13 очками оказался Поляничко, добравшийся до финиша на подбитой машине только 8-м.

  С 12 баллами за два пятых места аналогично пятым по итогам этапа стал Конончук, опередив Вадима Евтушенко с Понедельником, у которых оказалось по 10 очков. 8-м с 8 баллами этап закончил Павел Марьяненко, опередив главного «злодея» этой гонки…

  При этом Валерий не отрицал, своих ошибок. Как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Более того, в автоспорте столкновения и аварии - неотъемлемая часть, из-за которой, собственно, кольцевые гонки и привлекают многих зрителей на трибуны или к телеэкранам…

  А там, где есть победители, в равной степени нужны и анти-герои, которые завтра могут поменяться местами, на это они и спортивные состязания…

  И у Валерия, символично несущего №13, будет шанс реабилитироваться на трассе в рамках 3-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам, который пройдет на Автодроме «Чайка» в субботу, 13 августа…

Три альбома: лица, паддок, подиум

Вячеслав Щербина
Фото Игорь Цыбко и автора

Анонсы

 07-08 вересня - V етап Чемпіонату України з ралі та ІV етап "Кубоку Карпат" з ралі - «VІ Ворота України»

  26-27 липня - IV етап Чемпіонату України з ралі, 2-й та 3-й етапи "Кубку Карпат". 4st round of Ukrainian rally Championship and the 2nd and 3rd rounds of Carpathians Cup 2019XVI Rally Galicia»