Финал Чемпионата Украины по кольцевым гонкам оправдал все надежды болельщиков. Он преподнес немало сюрпризов, особенно в классе «У-1600», в виде совершенно неожиданных призеров по итогам года! О том, что болельщики вот-вот должны были стать свидетелями Финала Чемпионата Украины по кольцевым гонкам говорила непривычно длинная очередь из спортивных машин на выезде из Закрытого парка перед утренними тренировками. Один только зачет «ВАЗ 2108» насчитал 10 заявок!

  Аналогичное количество пилотов стартовало и в «У-1600», среди которых были пропустившие предыдущий этап Павел Марьяненко и Алексей Дьяченко, однако в этот раз на гонку не приехал Александр Гальвес… И именно этот класс не только подарил наибольшее количество борьбы, но и серьезно изменившуюся в итоге турнирную диспозицию.
  Тренировки и квалификации в рамках Финала Чемпионата Украины по кольцевым гонкам проводились раздельно. Однако, в связи с риском «уйти в темноту», на Брифинге Директор гонки Леонид Леонов поставил на голосование вопрос об объединении заездов.

  С учетом более чем 20 машин, далеко не все пилоты были согласны с этим ходом. Тем не менее, демократия победила - с небольшим перевесом большинство все же проголосовало «за».
  Благо, несмотря на большое количество стартующих, обошлось без стартовых замесов. Однако нельзя сказать, что участники разных зачетов не повлияли на исход борьбы друг у друга…

  Зато, прямо как в старые времена, зрители стали свидетелями настоящих массовых стартов. https://www.youtube.com/watch?v=NgM8XKkntvA Более того, с учетом довольно холодной погоды, болельщикам, которые все же приехали в этот пасмурный осенний день на Автодром «Чайка», не пришлось мерзнуть до вечера – проводись запланированные четыре гонки, в лучшем случае они закончились бы около 5 вечера…

Первые неожиданности и проблемы

  Уже на тренировке второе время – 1 мин 33,4 с – довольно неожиданно показывает выпускник Школы Автодрома «Чайка» Евгений Кошарук. Ранее не демонстрировавший топовую скорость новичок уступил всего 0,324 секунды Илье Замуле, тогда как идущий вторым в этом классе Руслан Серов стал третьим, а лидер «У-1600» Вадим Конончук был 4-м.

  Занимающий четвертую строку турнирной таблицы Антон Поляничко показал 5-е время, а идущие 3-м и 5-м соответственно напарники по Школе Автодрома «Чайка» Дмитрий Жук и Владислав Синани и вовсе оказались только 8-м и 10-м.

  Однако это была лишь тренировка, к тому же на машине Синани начала «барахлить» КПП и механики команды тут же приступили к ремонту - менее чем через час всех ждала квалификация…

 

По ее завершению многие изрядно удивились, так как результаты квалификации вторили тренировке!
  «Стрельнув» парой быстрых кругов в самом начале квалификации, Илья Замула уверенно съехал с трассы и был прав! Он забрал поул и полтора бонусных балла за него (напомним, что на Финале все заработанные пилотами очки перемножались на повышающий коэффициент 1,5), показав 1 мин 32,381 с.

  При этом ближайшего, кем вновь стал Кошарук, Илья опередил на весомые 1,3 секунды. Зато позади плотность показателей оказалась просто невероятной!

  Шутка ли, но в 0,165 секундах уместилось сразу пятеро пилотов!!! Третье время, всего лишь в 0,014 секундах от Евгения показал все тот же Поляничко, в свою очередь, опередив всего на 0,060 секунды Алексея Дьяченко.

  Вадим Евтушенко, менявший «полетевшую» накануне на тренировках КПП, показал 5-е время, и вовсе уступив предыдущему призрачные 0,005 секунды!
  Только 6-е время осталось за Жуком, уступившем Вадиму 0,085 секунды и всего полторы «десятки» второму времени его напарника по команде Школы Автодрома «Чайка» Евгения Кошарука. При этом лидер зачета Вадим Конончук, как он не пытался, «намотав» 8 кругов, оказался на квалификации только 7-м, уступив 0,323 секунды Жуку и полторы секунды поулу.

  Конончуку вторил Серов. Проехав сразу четыре круга в максимальном режиме, он смог показать только 8-е время, в свою очередь, проиграв 0,251 секунды Конончуку.
  Последние времена в квалификации остались за Павлом Марьяненко и Синани. При этом Владислав выехал только в квалификации класса «Туринг-лайт», где он также был заявлен, и по ходатайству судейство разрешило учесть эту квалификацию и для его «родного» зачета.

  Однако это не помогло - КПП все еще не совсем корректно функционировала, да и у пилота оставалась всего пара кругов, чтобы «понять» ее… Отчасти эти технические проблемы аукнулись Синани в гонке, а именно в зачете «У-1600» оба заезда оказались насыщенными на события и борьбу!

Первые сражения и потери

  Старт первой из двух гонок выдался на славу, напомнив прошлое украинского «кольца». Пелетон из 22 машин сорвался с места - на удивление (и к счастью) первый круг обошелся без инцидентов. Уже на прямой Поляничко как будто «выстрелили из пуши» и вышел разом с третьего места на первое! https://www.youtube.com/watch?v=NgM8XKkntvA Как не сопротивлялся Замула, он стал вторым, тогда как Кошарук третьим.

  Дьяченко, Евтушенко и Жук сохранили свои позиции, в то время как Марьяненко смог опередить двух фаворитов класса Конончука с Серовым, оказавшихся последними, если не считать Синани, прорывавшегося сквозь ряды «восьмерочников» из класса «ВАЗ 2108».
  Жуку удается опередить Евтушенко с Дьяченко, выйдя на 4-е место, однако Алексей успешно контратакует его. Позади же начали прорываться Серов с Конончуком. Сначала они опередили Марьяненко, затем Серов обгоняет Евтушенко, тем самым выходя на 6-е место, тогда как между Конончуком и Евтушенко завязывается настоящая дуэль.

  Она длилась несколько кругов, и никто не сможет сказать, что это 7-е место Конончуку досталось – нет, оно было по-настоящему завоевано!
Спереди же почти сразу произошла смена лидера. Уже на втором круге Замула смог опередить Поляничко, после чего он ушел в отрыв.

  Вскоре Антона настиг Кошарук и зрители стали свидетелями еще одной великолепной дуэли, причем за второе место в гонке!
Она продолжалась добрую половину гонки.

  Кошарук все же вырывает «серебряную» позицию у соперника в первом левом повороте, однако Евгений так и не смог оторваться от соперника.
До самого финиша он «ощущал дыхание» соперника позади, а итоговый разрыв в этой паре составил призрачные 0,3 секунды!

  Позади этого противостояния уверенно шедший четвертым Дьяченко к концу гонки начал замедляться. Одного за одним он пропустил почти всех соперников и вовсе сойдя за круг до финиша.
  Алексей был классифицирован 7-м, однако из-за отказавшего мотора гонка на этом для него закончилась. И это была лишь одна из многих потерь в этот день.

  Главной из них, пожалуй, можно назвать сход Руслана Серова. Именно он занимал перед этапом вторую строку зачета «У-1600», однако с самого начала Финал не заладился для ветерана. Руслан хоть и вышел на 6-е место, в дальнейшем его прогресс остановился.
  В середине гонки на «Калине» Серова «застучал» двигатель и сначала он пропустил Конончука, а потом и вовсе сошел. В итоге Руслан заработал на Финале лишь 1,5 очка за 10-е место (он прошел 60% дистанции первой гонки, чтоб быть классифицированным). Забегая вперед, по итогам года со вторым отказом мотора за сезон Серов разом откатиться с второго на итоговое 5-е место!… Помимо неожиданных технических сходов, в первой гонке с головой хватало и борьбы.

  Очередной напряженной и красивой дуэлью стало противостояние на середине заезда в паре Конончук-Жук, развернувшееся за 4-е место. Они несколько раз обгоняли друг друга, но в итоге лидер зачета одержал верх и смог уйти в отрыв, финишировав 4-м. Тем самым Вадим заработал 10,5 очков, и, судя по всему, сам того не подозревая, уже обеспечил себе заветный чемпионский титул!
  Дело в том, что актив Конончука в этот момент составил 90,5 очков. У Серова оказалось 60,5 баллов и столько же у выигравшего и попутно показавшего лучшее время (1 мин 32,579 с) Замулы, против 66 на счету Поляничко и столько же у финишировавшего 5-м Жука.

  На кону же оставались 19,5 очков (18 за победу и 1,5 за быстрейший круг в гонке), так что с этого момента в реалии Конончук стал недосягаем для соперников. В ретроспективе это оказалось архиважным, так как вторая гонка вторила первой, подарив не только немало борьбы, но и очередные предательские технические сходы.

Новые «старые» баталии

  Конец первой гонки был ознаменован еще одной довольно напряженной дуэлью. В ней сошлись Вадим Евтушенко с Дмитрием Жуком. (Ранее по ходу сезона у Вадима были свои острые моменты с двумя другими выпускниками Школы Автодрома «Чайка», особенно Евгением Кошаруком на 2-м этапе). В этот раз не успел Жук перевести дух после противостояния с Конончуком, как его настиг как раз Евтушенко.
  Несколько заключительных кругов эта пара шла на пределе и после довольно напряженного противостояния, где Вадиму даже пришлось немного «пропахать» по обочине на выходе из 90-градусного поворота (к счастью, теперь там вместо металлического отбойника – зона вылета) он все же смог опередить соперника. Однако Жук не сдался.

  Дмитрий контратаковал, обогнав Евтушенко не просто на последнем круге, а буквально на выходе из последнего поворота (!), закончив гонку 5-м.
После финиша Вадим высказался в сторону тренеров Жука насчет агрессивной езды соперника, тогда как его команда собиралась написать протест. Однако, судейство сочло борьбу обоюдной, к тому же Дмитрий с Вадимом так сказать «пришли к словесному примирению»… Тем не менее, их противостояние имело свое развитие и во второй гонке.
  На стартовой прямой Поляничко вновь чуть было не опередил Замулу, однако в этот раз Илья смог отстоять свое лидерство в первом повороте. https://www.youtube.com/watch?v=Dgxwj6-ujAo Тем не менее, Антон смог выйти с 3-го места на 2-е, все же оставив позади Кошарука.

  По ходу первого круга Евгения опережает и Конончук, после чего Вадим сошелся в очередной дуэли, в этот раз за второе место с Поляничко. После пары кругов довольно интенсивных атак, оборона Антона все же пала Вадиму, сразу ушедшему в отрыв.
  Увы, но спустя пару кругов Конончук сходит с отказавшей КПП. Благо для Вадима, к этому моменту он уже обеспечил себе заветный титул…

  Собственно после этого в голове зачета «У-1600» борьбы не было. Однако это с лихвой компенсировали все те же Евтушенко с Жуком, а потом еще и Синани, пусть и боролись они за места ниже третьего.
  Настойчивость Жука можно был понять. Поляничко, с которым они сравнялись после первой гонки - по 66 очков, - уверенно шел на втором месте. Не менее уверенно пелетон возглавлял Замула, а это означало смещение Дмитрия с призовых мест по итогам года!

  Со сходом Конончука, Жук шел 4-м, однако вскоре его настиг Евтушенко. Вадим смог опередить соперника, однако Жук успешно контратаковал. Вадим не сдался и вновь обогнал соперника, тогда как вскоре к ним присоединился и Синани, превратив эту борьбу в тройную! Вся тройка несколько кругов шла на пределе и кульминация не заставила себя ждать.

  Дмитрий неудачно атаковал Евтушенко в последнем повороте гонки, допустив контакт с водительской дверью машины Вадима. Смены позиции не произошло, более того скорее «пострадал» сам виновник столкновения, чья машина перестала «рулиться».

  Таким образом, Евтушенко, несмотря на то, что его машина периодически «капризничала», спокойно уехал, финишировав 4-м, тогда как за Дмитрия принялся… его же напарник!
  Выпускники Школы Автодрома «Чайка» не стали особо церемониться друг с другом, подарив зрителям еще одну дуэль!

  Диспозиция в этой паре сменялась несколько раз и продолжалась до самого финиша, где верх все же одержал Синани, тогда как Жук стал 6-м. Настало время подсчетов.

С ног на голову!

  Уверенно победив и во втором заезде, с учетом поула и быстрейшего круга в первой гонке Илья Замула заработал на Финале Чемпионата Украины по кольцевым гонкам 39 очков, возглавив подиум класса «У-1600». Примечательно, что во второй гонке лучшее время – 1 мин 33,173 с – успел показать сошедший Конончук. Однако по итогам этапа с 12 очками он оказался только 6-м.

  Плотность борьбы Финала отразили и очки – поровну, по 27, оказалось на счету Поляничко и Кошарука. С учетом того, что именно Антон финишировал выше во втором решающем заезде, именно он поднялся на ступень выше, тога как Евгений замкнул подиум. Тем не менее, с учетом того, что эта «тумбочка» стала первой в непродолжительной карьере Кошарука, сделавшего свои первые шаги в автоспорте только в прошлом году, его эмоции на подиуме были неподдельными…

  При этом нельзя не сказать, что именно за Поляничко осталось второе лучшее время в первой гонке, где по этому показателю он уступил рекордному времени Замулы 0,6 секунды, тогда как третий показатель всего в 0,187 секундах от лучшего времени Антона остался за Кошаруком. В первом же заезде Антон показал третье время, все же уступив лучшим кругам Конончука и Замулы…

  Первым вне подиума Финала с 18 очками оказался Евтушенко, тогда как 5-м с 16,5 баллами по идее должен был бы стать Жук. Однако не успел представитель команды Евтушенко написать протест на слишком активного соперника, судьи, видевшие столкновение своими глазами, сами аннулировали результат Жука во второй гонке.
  Таким образом, 5-м по итогам этапа с 13,5 очками стал Синани. Финишировав 7-м во второй гонке (которое превратилось в 6-е после наказания Жука), с 10,5 баллами 7-м по итогам этапа стал Павел Марьяненко, на «пятки» которому периодически наступали лидеры класса «ВАЗ 2108».

  Жук, который после гонки извинился перед Евтушенко за столкновение, которое ни разу не было преднамеренным, по итогам Финала с 9 баллами оказался только 8-м. Он опередил сошедших из-за отказа их моторов Дьяченко и Серова, однако куда важнее были другие подсчеты.
  Как уже было сказано, Конончук досрочно обеспечил себе титул, в итоге собрав 92 очка. А вот дальше Финал полностью перетасовал «колоду» зачета «У-1600».

  Благодаря своим отменным выступлениям на Финале, Поляничко смог разом подняться с 4-й строки на вторую, а Замула и вовсе с 6-й на третью! При этом их разделил всего один балл!
  На счету стабильно финишировавшего весь год Антона оказался 81 очка против 80 у Замулы, которого неоднократно подводила техника…

  Примечательно, что покажи Илья лучшее время и во второй гонке, то с перевесом всего в пол балла именно он стал бы серебряным призером по итогам года. Однако, как известно – спорт не знает сослагательных наклонений…
  Если есть те, кто поднялся наверх, то значит, имелись и проигравшие. Ими оказались Серов с Жуком. С его отказом мотора, Руслан разом опустился с 2-го места на итоговое 5-е! Более того, на его счету по итогам года оказались те же самые 60,5 очков, что и у Синани, однако с учетом более высоких финишей, включая победу, в турнирной таблице выше расположиться Серов. Жук же потерял одну позицию, в итоге закончив год не 3-м, а 4-м, заработав 66 балла.

  При этом аннулирование результата Дмитрия во второй гонке ни на что не повлияло… Правда, вряд ли для Жука, и тем более Серова, имели значение места ниже третьего по итогам года. За них не дают кубки, однако тут есть одно но.
  Если вспомнить, что за плечами Серов не только карьера в картинге, а и почти 20 лет в большом кольце, то Жук с Синани пришли не просто в кольцевые гонки, а в целом в автоспорт, только в этом году, являясь абсолютными дебютантами!

  Так что итоговые места сразу вне «подиума» по итогам года, да еще и по соседству с признанным ветераном украинского кольца чего-то да стоят…
Вторил напарникам и третий выпускник Школы Автодрома «Чайка» Евгений Кошарук, для которого этот год также стал первым полноценным в кольце и автоспорте в целом. Благодаря ударному Финалу с 54 очками он поднялся на итоговое 7-е место, опередив Вадима Евтушенко, с 45 очками ставшего по итогам года 8-м.

  С учетом нестарта на Финале Александра Гальвеса, на его счету так и остались 24 очка, тогда как его опередил Марьяненко, в итоге собравший 31,5 балл, став 9-м по итогам года…
  Два других класса также порадовали болельщиков своими интригой и борьбой, но о них во второй части…

Вячеслав Щербина, специально для украинских кольцевиков
Фото Игорь Цыбко и автора