Кольцевой сезон в Украине традиционно венчала кубковая гонка, проводимая ко Дню Автомобилиста на Автодроме «Чайка». Заезд в прямом смысле слова был всего один, но какой! Напомним, что в отличие от запланированного Кубка Украины, организатором было принято решение провести кубковую гонку национального уровня на «Кубок ОСОУ», что, в общем-то, не раз практиковалось в последние годы. Будь это Кубок Украины, он состоял бы из двух равноценных гонок, а результат определялся бы по сумме очков, набранных пилотами в обоих заездах.
При этом нужно отметить, что практика двух заездов даже для Кубка Украины в действительности относительно нова. Еще не так давно, немногим более 10 лет назад, традиционный осенний кубок в реалии состоял из одной гонки для каждого из классов. (Другой вопрос, что с учетом наличия нескольких заполненных классов, а также формул, заездов за день проводилось несколько.) Введение двух гонок поначалу даже вызывало недоумение у «старожил», но со временем все привыкли к новому формату.
В этот же раз ко «Дню Автомобилиста», а посвященная ему гонка уходит своими корнями глубоко во времена СССР, вновь вернулась к традициям. И это серьезно сказалось на накале борьбы на трассе!
В случае двух заездах у участников как бы имелся второй шанс. При всего одной гонке вопрос стоит «ребром» - все или ничего! В таком случае права на ошибку попросту нет. Тем не менее, ошибок в этот день хватало, причем многие из них стоили сразу нескольким пилотам победы!!! Как обычно, обо всем по порядку.
Как будем ехать?!
Для нала вспомним, что традиционно для последних лет, кубковая гонка, будь то Кубок Украины, или «Кубок ОСОУ», имела совершенно отличный формат от регулярных этапов Чемпионата Украины по кольцевым гонкам. Если на этапах, как и в большинстве кузовного мира (WTCC, ETCC, некоторые национальные чемпионаты), каждый заезд проводится на дистанцию около 50 км (в случае «Чайки» 15 кругов), то кубковые кольцевые гонки в Украине последние годы имеют большую протяженность и проводятся на время.
Более того, они разделены обязательным пит-стопом, который дает возможность пилотам выступать парами в экипажах. При этом не запрещено ехать и «соло». Однако, чтобы не получить преимущество, все пилоты обязаны заехать на пит-лейн и отстоять на нем обязательную минуту.
При этом, если команда выпустит своего пилота раньше, за каждую секунду «недостоя» начисляются 10 штрафных секунд. И таковые штрафы имели место на «Кубке ОСОУ – День Автомобилиста». Но и это не все.
На пит-лейне скорость ограничена лимитом в 40 км в час. Превысь ее кто-то на 10 км в час, он получал бы штрафные секунды, а более чем на 20 км в час – и вовсе результат был бы аннулирован! Да, да – улыбки тут ни к чему – скорость на пит-лейне действительно мерялась старой доброй «фарой» (типа «фен»), о которой, к огромному сожалению, на украинских дорогах общего пользования все счастливо забыли…
Правда, в отличие от повсеместно нарушающих ПДД водителях, пилоты-«кольцевики» вели себя законопослушно и ни одного штрафа за превышение скорости в этот день не было «выписано»… Однако с пит-стопами в этих гонках связан был еще один нюанс.
А именно, его нужно было совершить в строго отведенное время – между 15-й и 25-й минутами гонки. Причем покарание за пит-стоп вне этого временного интервала просто-таки беспощадное – аннулирование результата гонки! И, именно это и произошло, причем с победителем в одном из классов!
Общая же протяженность заезда в этот день, как обычно для гонок с пит-стопом составляла 40 минут плюс один круг. И вот именно этот круг, а точнее неопытность наших пилотов в данном формате гонок, проводимых лишь один раз в году, и повлекшие за этим ошибки, стоили еще двух побед в классах!!!
Среди более мощных
Собственно классов «на бумаге» было записано три: GT Open, «У-1600» и «ВАЗ 2108», однако де-факто их все же было четыре, а всего на старт «Кубка ОСОУ – День Автомобилиста» вышло довольно впечатляющее количество из 26 машин!
Причем главным сюрпризом стал не только приезд на гонку выступающих на Ford Fiesta братьев Скузов, которые анонсировали, что пропустят Кубок, но и Павла Копыльца.
Черкасчанин имеет немалый опыт не только в ралли, но и кольцевых гонках, а ассистировал Павлу регулярный штурман по ралли Евгений Борщенко.
Интересно, что за плечами Евгения под 10 титулов Чемпиона Украины в картинге, где он является одним из самых титулованных пилотов в истории украинского картинга. Однако в «большом» кольце для Борщенко это был дебют!
При этом, хотя их Seat и оснащен более мощным 1,8-литровым мотором, да еще и турбированным, в реалии это раллийная машина.
Она и тяжелее «Фиест» и ее подвеска, мягко говоря, далека от кольцевой. Поэтому гости из Черкасс изначально не планировали, что смогут составить конкуренцию «вооруженным» кольцевыми «Фиестами» братьям Скузам.
Тем менее, именно благодаря приезду этого экипажа, Игорь с Олегом решили стартовать в кубковой гонке, заявившись в классе GT Open, а не «родном» «Туринг-лайте», в котором «Сеат» не мог бы ехать… Правда, эти три достаточно мощных машины скорее добавили «антуража» «Кубку ОСОУ – День Автомобилиста», так как о борьбе тут действительно не могли идти и речи.
Игорь Скуз не даром стал в этом году 4-кратным Чемпионом Украины по кольцевым гонкам.
Уже на тренировке время Игоря было безоговорочно первым – 1 мин 30,690 с, которое он серьезно улучшил в квалификации – 1 мин 28,139 с, заработав бонусный балл. (Бонусные очки, как и на этапах Чемпионата Украины по кольцевым гонкам, на кубковой гонке начислялись, и, кстати, тоже чуть было не решили исход одного подиума, о чем позже…)
Копылец уступил поулу 4,2 секунды, опередив всего на 0,294 секунды старшего из братьев Скузов – Олега.
И хотя «День Автомобилиста» в реалии припадает на последнее воскресенье октября и всегда проводился именно в воскресенье, такое впечатление, что в этот раз погода ощущала, что в этот раз праздник на Автодроме «Чайка» отмечался днем ранее, в субботу! Несмотря на угрожающие прогнозы, да и временами совсем неприветливые тучи, перед стартом собственно гонки начало даже пробиваться солнце! (Тогда все воскресенье действительно лил беспощадный дождь!)
В итоге и тренировка, и квалификации, и сама гонка прошли по сухому, и, аккурат после финиша начался дождь! Правда, и он продолжался всего несколько минут, не успев испортить настроение собравшимся… Равно как в явно хорошем настроении с гонки уехали и лидеры класса GT Open.
Игорь Скуз уверенно победил, оторвавшись далеко вперед от своих «одноклассников», попутно забрав и второе бонусное очко за быстрейший круг в гонке – 1 мин 29,143 с. Аналогично уверенно вторым финишировал Олег. При этом он уступил своему куда более титулованному младшему брату более минуты, а с точки зрения быстрейшего круга – 2,5 секунды.
Копылец с Борщенко уступили двум опытнейшим кольцевикам куда больше, финишировав среди пелетона класса «У-1600». Тем не менее, за неимением других реальных соперников в этом классе, гости из Черкасс были вознаграждены так сказать за «волю к победе», поднявшись на третью ступень подиума GT Open…
В реалии этот класс насчитывал семь машин. Однако оставшийся квартет ехал на куда более экзотичной для современного кольцевого мира (но все еще не для украинских дорог общего пользования) вазовской «классике».
В своей тесной компании…
Появление сразу четырех «классик» стало настоящим подарком болельщикам, особенно тем, кто, так сказать «со стажем». Кажется, что именно на фоне этих машин больше всего фотографировались зрители. А их, кстати, несмотря на устрашающий прогноз погоды, оказалось куда больше, нежели на этапах Чемпионата Украины в этом году.
Тем более «классика», и не просто статичная как экспонат, а реально стартующая в гонке, наверняка тронула до глубины души ветеранов, традиционно приглашенных на «Чайку» к празднованию Дня Автомобилиста.
Помимо чествования ветеранов торжественным застольем, некоторые из них, включая Юрия Серова, Александра Медведченко, которые вряд ли нуждаются в представлении, 9-кратный Чемпион УССР и Украины в формулах и «кузовах» Юрий Бомбардеров, а также многократный Чемпион Украины Александр Серопов, награждали на подиуме кубками и медалями победителей и призеров «Кубка ОСОУ – День Автомобилиста»…
Так как на сегодня под «классику» не прописан свой отдельный зачет, как это было еще совсем недавно в рамках серии Grand Classic Cup, де-юрэ, все эти «Жигули» входили в класс GT Open. Тем не менее, мы не имеем морального права, не рассказать о них как об отдельном зачете, кем дэ-факто они и являлись.
Как и озвучивалось в анонсе, «классик» на Кубок съехалось четыре, и тут не обошлось без сюрпризов.
Да, за рулем все четырех была молодежь в лице Дмитрия Иваньков, Сергея Ткаченко, Сергея Верланова и Святослава Денисова. Однако к двум последним присоединились ветераны! Так с Денисовым на старт вышел 15-кратный Чемпион Украины и Чемпион СССР 1990-го года в формулах Алексей Варавин.
А Сергей Верланов разделил руль «пятерки» с отцом Алексеем. Пусть старший Верланов и не имеет столь громких титулов, эта фамилия была на слуху у болельщиков старшего поколения ни один год, а его серо-синяя «восьмерка» всегда претендовала на призовые места…
В тренировке лучшее время среди «касик» - 1 мин 39,661 с, - осталось за Варавиным, тогда как Верланов-старшй тоже был недалеко от «Тихоновича»… В квалификации же «в руль» села молодежь.
Первое время остается за младшим Верлановым, причем оно практически полностью совпало с тренировочным Варавина - 1 мин 39, 657 с. Порадовала и плотность результатов а этом «классе» – всего 0,135 секунды поулу уступил Денисов, в свою очередь опередив на 0,379 секунды Ткаченко.
К сожалению, на «пятерке» Иванько уже на квалификации начались серьезные проблемы с подвеской, которые в гонке вылились в то, что у него практически оторвался задний мост! Так что в итоге Дмитрий хоть и финишировал, но в итоге выполнял не более чем роль статиста…
Зато в отличие от головы пелетона, тут с первых метров гонки среди остальных трех «классик» разворачивалась интрига, закончившаяся совершенно непредсказуемо и даже курьезно!
…тем не менее, напряженно и непредсказуемо!
Несмотря на некоторую неразбериху «со светофора», принимавший старт Верланов-старший, смог удержать лидерство. На второе место, опередив Варавина, вышел Ткаченко. В течении первого круга «Тихоныч» возвращает себе второе место, а вскоре все же сказался многолетний кольцевой «простой» Алексея Верланова. (Последний раз в кольцевых гонках он участвовал в родном Львове в 2011-м году, а перед этим также был многолетний перерыв, правда Верланов-старший все это время периодически стартовал в «горе».)
Уже на первых кругах его разом опережают и Варавин и Ткаченко, смещая Алексея на третью позицию. Вскоре Варавин ушел в отрыв от Ткаченко и, казалось, что борьбы тут уже не будет. Однако ближе к середине гонки Сергей настигает ветерана, и приступаем к атакам на него!
Противостояние Ткаченко-Варавин продолжалось несколько кругов, однако «Тихоныч» все же смог оторваться от своего юного визави.
Наступило время пит-стопов, и именно тут, из-за несколько затянувшейся остановки Варавин и сменивший его «в руле» Денисов теряют лидерство. Более того, Святослав выехал на довольно большом расстоянии от перехватившего лидерство Ткаченко.
Тем не менее, Денисов не сдался, с каждым кругом все больше ускорялся. Именно за Святославом осталось лучшее время среди «классик» - 1 мин 37,511 с, - и показал он его на предпоследнем круге гонки! А именно на последнем круге все и решилось.
В самом конце Денисов настигает Ткаченко, и между ними начинается довольно напряженная борьба.
Несмотря на все попытки соперника, Ткаченко умело защищался, однако на последнем круге происходит нечто странное. Во втором повороте (правом - между «ушами») без кажущегося сопротивления Сергей уступает лидерство сопернику!
Как выяснилось после финиша, Ткаченко увидел нули на табло, дающем обратный отсчет времени, и как уже финишировавшие лидеры других зачетов, замедлился. Он подумал, что и для него уже был дан финиш и в прямом смысле слова расслабился! Увы, но «классикам» все же нужно было доехать этот круг в боевом режиме!
Пусть Варавин с Денисовым и не возглавили подиум своего класса, а стали только «лучшими среди остальных» - 4-ми в GT Open. Тем не менее, мы их по праву можем считать победителями своего, пусть и виртуального, зачета… Ткаченко уступи этой паре на реальном финише менее трех секунд, вместе с тем, серьезно опередив Верлановых на круг и еле доехавшего до финиша Иванько почти на два…
С точки зрения их быстрейших кругов, Верланов-младший уступил рекордному показателю Денисова одну секунды, а Ткаченко – 1,5…
Да, пусть «классики» не только замкнули зачет GT Open, но и в принципе пелетон. При всем желании, по объективным причинам они не могут «тягаться» даже с «восьмерками» из класса «ВАЗ 2108».
Тем не менее, даже не имея юридически своего отдельного зачета и не получив кубков и медалей, пилоты на «классиках» подарили немало острых и интригующих моментов зрителям, преподнеся «на десерт» еще и неожиданную смену лидера буквально под занавес!
Победа вопреки «глюкам» электроники
К сожалению, вопреки прогнозам, класс «ВАЗ 2108» оказался наименее заполненным. По разным причинам в «Кубке ОСОУ – День Автомобилиста» не приняли участия Руслан Холявко и Александр Карнаков. Тем не менее, ставшему Чемпионом Украины в этом зачете Сергею Бородину не довелось скучать. Правда, не совсем из-за соперников!
Помимо его нового напарника Владимира Дрогомирецкого, в своей дебютной гонке на Финале Чемпионата Украины по кольцевым гонкам «заехавшего» сразу «в призы», тут стартовало еще трое.
Интригу обещало участие в гонке Олега Гайдамаченко, сменившего в руле «восьмерки» своего племянника Андрея.
Напомним, что Олег много лет выступал на формуле, и хотя не был Чемпионом Украины, регулярно оспаривал призовые места и вершины подиума. С учетом довольно длительного «простоя», к кубковой гонке Гайдамаченко-старший подошел серьезно, потренировавшись в ее преддверии, впрочем, как и большинство пилотов кольцевого пелетона…
Также в «ВАЗ 2108» стартовали Александр Еремеев и Дмитрий Демьяненко, имеющие несравнимо меньший опыт в кольцевых гонках. Как и ожидалось, экипажей в этом классе не было.
На тренировке именно Олег показывает лучшее время – 1 мин 37,760 с, серьезно опередив ближайшего из «одноклассников», кем в трех секундах от него стал Бородин.
Однако впереди была квалификация, однако ее результаты оказались не совсем отвечающими реально диспозиции сил!
Официально лучшее время на «засечке» осталось за Владимиром Дрогомирецким – 1 мин 35,304 с, где он смог опередить почти на 0,8 секунды Гайдамаченко, тогда как Еремеев и Демьяненко стали 3-м и 4-м, значительно уступив лидерам. При этом на счету Бородина, проехавшего как минимум пять «летучих» кругов, лучшим оказалось несуразное время в 3 минуты!
Оказалось, что датчик хронометража на его машине сбоит, при этом по собственным замерам команды лучшим временем Бородина стали 1 мин 35,1 секунды, однако «доказать» и тем более отстоять их легально было невозможно… Перерыв между квалификацией и гонкой был совсем небольшим и в итоге этот вопрос так и не был решен! Мало того, что Бородину довелось стартовать последним в классе, его команда не заменила датчик, и это чуть не стало роковым!
Со старта уверенно повел Дрогомирецкий, тогда как уже ко второму повороту Бородин вышел с последнего 5-го места на второе. Ко второму кругу трио лидеров зачета «ВАЗ 2108», которое замыкал Гайдамаченко, шли достаточно плотно. Бородин не стал откладывать на потом, опередил своего напарника и ушел в отрыв.
Гайдамаченко было «отпустил» Дрогомирецкого, однако ближе к середине заезда нагнал его и перед самым пит-стопом смог опередить, тем самым выйдя на вторую позицию.
Однако после остановок диспозиция изменилась, и Олег вновь оказался третьим.
Собственно так они и финишировали, где Демьяненко замкнул ряды «восьмерок» став 4-м, тогда как Еремеев сошел на середине дистанции из-за обрыва привода…
Но самое «интересное» тут началось уже после финиша!
Согласно хронометражу, Бородин прошел всего 14 кругов, среди которых несколько оказалось почти по 5 минут! Сказался «глюк» того самого датчика! Более того, от маршалов на пит-стопах поступили записки, где говорилось, что Дрогомирецкий недостоял три секунды, за что ему были начислены 30 секунд штрафа. Аналогичные вопросы от соперников были и в адрес Бородина, однако после длительных разбирательств, наказаний в его сторону так и не последовало.
Какое-то время победителем уже было стал финишировавший третьим Олег Гайдамаченко, однако в итоге победа все же «вернулась» назад к Бородину. Второе место на подиуме занял Гайдамаченко, тогда как с учетом пенальти Дрогомирецкий забрал «бронзу».
При этом, лучшее время в гонке все же осталось за Бородиным – 1 мин 35,555 с. И это как минимум, так как половина кругов была «съедена» капризной электроникой...
По этому показателю Гайдамаченко уступил Сергею 0,712 секунды, тогда как лучшее время Дрогомирецкого оказалось на 0,832 секунды медленнее официального рекордного круга Бородина.…
***
Однако все это не шло ни в какое сравнение с тем, что разворачивалось в середине пелетона в классе «У-1600». О нем во второй части нашего развернутого материала о «Кубке ОСОУ – День Автомобилиста», который наверняка запомнится многим борьбой на трассе, и серьезно поменявшимися результатами уже после финиша гонки!...
Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков и их болельщиков
Фото Игорь Цыбко