Гонка «Кубка ОСОУ - День Автомобилиста» в зачете «У-1600» оказалась наполненной борьбой и непредсказуемой, а чтобы окончательно вывести ее результаты ушло более часа! Напомним, что «Кубок ОСОУ – День Автомобилиста» проводился в субботу, и состоял всего из одного заезда. Его протяженность составляла 40 минут плюс один круг. При этом, между 15-й и 25-й минутами все участники, даже те, кто выступал в одиночку, были обязаны заехать на пит-стоп минимальной протяженностью одну минуту.

  Не заезд в этот отведенный интервал грозил аннулированием результата, а выезд ранее, чем по истечению одной минуты штрафом в 10 секунд за каждую секунду «недостоя». И вот именно эти довольно строгие правила и стали в итоге решающими при определении результатов. Более того, чтобы определить победителей и призеров у судейства ушло почти два часа! Как обычно, обо всем по порядку.

Немалое пополнение

  Как уже было сказано в первой части материала, в рамках «Кубка ОСОУ – День Автомобилиста» разыгрывалось три комплекта наград, плюс командный. При этом все три класса были объединены в один заезд. О противостояниях в «ВАЗ 2108» и GT Open, где в реалии по сути оказалось два уровня, включая вазовские «классики», для которых не было отдельного класса, мы уже рассказали. Настал черед самого зрелищного зачета «У-1600».

  Именно «У-1600» оказался в этот день самым массовым – 14 машин на старте, из которых ровно в половине выступали экипажи.Иными словами на только в «У-1600» на гонку съехался 21 пилот! В среднем именно столько стартует в регулярных этапах Чемпионата Украины, только во всех классах вместе взятых!...
  Среди пилотов тут оказались как новички, включая двух абсолютных дебютантов для «кольца», так и несколько довольно звездных имен.

  Вместе с Алексеем Демьяненко выехал 3-кратный Чемпион Украины по кольцевым гонкам Владимир Апостолюк, кто без сомнения в любой гонке при прочих равных является фаворитом. Напарником Георгия Ильина, в этом году не выходившему на старт, составил Сергей Скок.

  Последние годы Сергей редко принимает участие в гонках, сконцентрировавшись на тренерской работе (его подопечным, к примеру, является Антон Поляничко), тем не менее, в послужном активе Скока несколько чемпионских титулов в картинге, Кубок Украины по кольцевым гонкам…

  Вместе с Вадимом Евтушенко выступил его младший брат Андрей, являющийся 3-кратым Чемпионом Украины, причем два титула были завоеваны им в 2015-м году, когда Андрей выступал одновременно в трех классах на двух автомобилях!... Для Андрея этот старт стал первым в году, равно как и для еще одного пилота.
  Защищать цвета Школы Автодрома «Чайка» в экипаже с Владиславом Синани выехал один из ее сооснователей Дмитрий Жайворонок.

  На его счету несколько титулов в картинге и одно чемпионство в большом кольце.
  Компанию отнюдь не медленному Руслану Серову составил Егвений Крамар. Последние год он не выходил на старт, а между тем на счету Крамара два чемпионства в картинге, плюс он был вице-Чемпионом и в «большом» кольце…

  При этом вместе со всеми этими более чем опытными пилотами, традиционно осенний кубок для дебюта выбрало сразу несколько новичков.
К примеру, вместе Николаем Понедельником, не один год выступающем в «кольце», должен был выехать Андрей Яроменко.

  Правда, черкасчанина никак нельзя назвать «зеленым» пилотом - на его счету немало стартов в ралли, треке и кроссе… К сожалению, Андрею в итоге так и не довелось выйти на старт о чем ниже…
  От Школы Автодрома «Чайка» помимо Владислава Синани, Дмитрия Жука и Евгения Кошарука, в этом году добывших не один кубок для своей «альма-матер», на кубке стартовали дебютанты - Евгений Рахмайлов и Владислав Шевченко. При этом, если новички выступали единолично, каждый на своей машине, Жук с Кошаруком ехали на одной машине…

  Также «соло» решили ехать «ходившие» в явных фаворитах Илья Замула и только ставший Чемпионом Украины в классе «У-1600» Вадим Конончук.   Плюс закончивший год вторым Антон Поляничко, пропустивший несколько гонок, включая финал Александр Гальвес, а также Дмитрий Пархоменко, на счету которого всего пара стартов в кольце…

  Утренняя тренировка показала первые «пристрелочные» времена.

Расстановка по ранжиру

  Утром не только лучшим в классе «У-1600», но и вторым в общем пелетоне стал Скок – 1 мин 33,750 с. Лишь пару «десяток» ему уступил Замула, в свою очередь опередив на те же 0,2 секунды Конончука. Правда, тот же Апостолюк, тренировавшийся накануне и по некоторым сведениями показывавший, мягко говоря, быстрые времена, утром даже не выезжал…
  4-е и 5-е времена на тренировке остались за Крамаром и Кошаруком, за которыми были Андрей Евтушенко, Рахмайлов, Поляничко, Жайворонок, Шевченко, Дьяченко…

  Однако эти показатели ни к чему не вели – впереди всех ждала квалификация, причем с учетом большого количества участников, в отличие от гонки, в «У-1600» «засечка» проводилась отдельно от двух других классов.
  Мало кого удивило, что лучшее время показал Апостолюк, которое составило 1 мин 32,546 с. Правда, Конончук не особо отстал от фаворита – всего на 0,131 секунды. А вот остальные уступили двум лидерам куда больше.
Третье время показал Скок, уступив поулу уже целую секунду.

  Зато позади него в 0,5 секундах разместились сразу трое – Андрей Евтушенко, Замула и Крамара.
  Жайворонку не удалась квалификация и он показал только 7-е время, в 2 секундах от поула. За ним также оказалось довольно плотно и в интервале пол секунды расположились Кошарук, Поляничко и Шевченко.

  Замкнули квалификационную таблицу Николай Понедельник и Александр Гальвес, тогда как Дмитрий Пархоменко и Евгений Рахмайлов из-за «капризов» техники пропустили «засечку» и стартовали с последнего ряда позади всех «классик» и участников из класса «ВАЗ 2108». Примечательно, что во время тренировки на машине Рахмайлова отказала КПП, которая была абсолютно новой, установленной накануне!...

 Нельзя не отметить, что почти во всех парах имелся свой явный «быстрый» пилот и квалификация это только подтвердила. (Оба пилота имели право в произвольном порядке как тренироваться в рамках удлиненной 30-минутной практики, так и квалифицироваться).
К примеру, Алексей Дьяченко на квалификации «уступил» Апостолюку более двух секунд, Ильин – Скоку и вовсе более четырех.

  И хотя Вадим Евтушенко не квалифицировался, он также уступал в скорости своему брату, равно как Синани - Жайворонку и Яроменко - Понедельнику. Правда, хотя Жук и Серов не квалифицировались, их скорость была сопоставима с напарниками – Кошаруком и Крамаром соответственно…

  В гонке всем им выпал шанс побороться, кроме Понедельника с Яроменко и Шевченко.
  Сразу после старта на выходе из второго поворота Николая вынесло на обочину и он не смог отловить автомобиль, который понесло буквально поперек трассы! К сожалению, на его пути оказался Шевченко, «восьмерка» которого получила увесистый удар в пассажирскую сторону. Произошло это в том же самом месте, где ранее в этом году «кувыркался» Вадим Евтушенко, причем вылетев на обочину, машина Владислава тоже чуть было не перевернулась!

  К счастью, все обошлось – алая «восьмерка» Школы Автодрома «Чайка» осталась на колесах и никто из пилотов не пострадал… И хотя оба пилота сами смогли вернуться в закрытый парк, на этом гонка сразу для троих закончилась. А она выдалась под стать этапам нынешнего Чемпионата Украины – наполненной острой и напряженной борьбой.

За лидерство на трассе и пит-лейне!

  На старте у Апостолюка возникли проблемы с переключением КПП и он разом опустился с первого места на четвертое! В лидеры же стартуя третьим вышел Скок, на которого тут же «насел» Андрей Евтушенко, тогда как третьим шел Конончук, а Замула сохранил за собой 5-ю позицию.

  Практически сразу, на первом круге Апостолюк опережает Конончука, а на втором Евтушенко обгоняет Скока, тем самым выходя в лидеры.
Через несколько кругов Андрей смог уйти в небольшой отрыв, пока Апостолюк «застрял» на Скоке.

  Пикантность ситуации заключалась в том, что Владимир боролся не только со своим товарищем из реальной жизни, но еще и выступавшем на…. новой машине Апостолюка, на которой он едет в «горе»… Тем не менее, после довольно напряженной борьбы Владимир все же смог опередить Скока и тут же бросился в погоню за лидером.
  Вскоре зрители стали свидетелями противостояния двух 3-кратных Чемпионов Украины, где наверняка все «ставили» на Апостолюка.

  Прессинг Владимира был немалым и в один момент он все же смог опередить Евтушенко в последнем повороте. Однако Андрей тут же перекрещивает траекторию и возвращает себе первую позицию.
  Благодаря этой борьбе, к ним приблизился Замула, «попутно» успевший опередить сначала Конончука, а затем и Скока.

  Причем в обоих случаях соперники вовсе не уступали место Илье… Таким образом, ближе к середине гонки борьба за первое место превратилась в тройную! В итоге именно Замуле удался обгон, после которого он вышел на второе место, опередив Апостолюка, однако тут наступило время пит-стопов, которое и стало решающим!
  В отличие от своих соперников, Илья решил остаться на трассе, максимально отодвинув остановку. Это было логично, так как получив свободную трассу, он смог пройти несколько кругов на максимуме, выехав с пит-стопа лидером. Вернее, так на тот момент казалось, о чем чуть позже.

  Илья оказался вне конкуренции, тогда как позади него разворачивалась своя интрига.
  Сменив Апостолюка, Дьяченко выехал впереди Вадима Евтушенко. Более того, на пит-стопе Вадима опередил и заменивший Скока Ильин. Однако в данном случае Вадим сразу вернул себе третью позицию. Как потом выяснилось, проблема заключалась в том, что буквально перед пит-стопом Андрей Евтушенко обнаружил, что в КПП «пропала» 4-я передача.

  Таким образом, до конца гонки сменившему ему Вадиму пришлось крайне не просто, особенно если учесть, что на малом кольце «Чайки» сплошные скоростные «затяжные» повороты…
  В такой ситуации речи о преследовании лидеров уже не было. Напротив, буквально до самого финиша гонки Евтушенко пришлось неистово обороняться от непрекращающихся атак со стороны Ильина! Вадим мастерски закрывал внутреннюю траекторию и Георгию ничего не оставалось, как пытаться опередить соперника по наружной. Пожалуй, именно эта дуэль стала самой напряженной и красивой в этот день, да еще и самой продолжительной! Вадим все же устоял, более того на финише став вторым… вроде бы!

Невероятный калейдоскоп

  Дело в том, что на самом финише произошел казус, подобный ситуации с Сергеем Ткаченко, о котором мы рассказали в первой части. Уверенно идя на втором месте позади Замулы, Дьяченко увидел нули на отсчитывавшем время табло, и как и лидер зачета GT Open перед последним поворотом начал замедляться, думая, что гонка закончилась! Однако в реалии, длина гонки составляла 40 минут плюс один круг!
  И если Игорь Скуз сориентировался и спокойно пересек финишную черту, увидев отмашку клетчатым флагом, Дьяченко не сразу это понял и пропустил сразу троих соперников, включая борющихся между собой Евтушенко с Ильиным, а также Поляничко, которому также довелось посражаться в этот день.

  Тут нужно сказать, что и со звездами мировой величины в истории автоспорта случались подобные казусы, особенно в американских овальных гонках. Чего только стоил случай с одним из самых успешных пилотов в истории «НАСКАР» Марк Мартином в 1994-м в Бристоле… Но вернемся на «Чайку», где после финиша «Кубка ОСОУ – День Автомобилиста» началась настоящая чехарда с результатами!

  Дело в том, что после пит-стопов возникло недоразумение, каким именно из них выехал Конончук. Казалось, что он потерял несколько мест, откатившись с 5-й позиции на 10-ю! При этом Вадим как неистовый бросился «в погоню», после чего сначала сошелся в дуэли Гальвесом, а потом Серовым, который так и не уступил своему визави...

  Однако потом оказывается, что согласно хронометражу, в реалии Конончук выехал из пит-стопа лидером «У-1600»! Более того, серьезно опережая всех, включая буквально «летящего» Замулу, а согласно предварительным результатам Вадим и вовсе финишировал вторым в смешанном зачете, аккурат позади Игоря Скуза!...
  Естественно все это потиворечило законам физики и ларчик открывался просто. Рапорт с пит-стопа гласил, что Вадим недостоял 30 секунд, хотя если судить по «круговкам», то Конончук простоял еще меньше! Команда признала ошибку, сославшись на то, что на пит-лейне маршал махнул им рукой, мол, можете ехать и в запале борьбы они дали сигнал своему пилоту…

  Как он не был раздосадован, но Вадиму ничего не оставалось, как принять 5-минутный штраф, сделавший его в итоговых протоколах последним. Единственным утешением для Конончука стал бонусный балл за быстрейший круг в гонке – 1 мин 33,160 с, однако и тут есть нюанс. В реалии рекордное время, причем под самый занавес гонки, показал Замула и оно было более чем на пол секунды лучше любого ближайшего! (1 мин 32,525 с).

  Однако как не протестовали Илья с отцом, его результат в гонке – то есть верная победа, - был аннулирован!
  Дело в том, что Илья заехал на пит-стоп последним из всех участников на 16-м круге, буквально на считанные секунды позже окончания отведенного на это интервала. Несмотря на все пересчеты и попытки трактовки правил, судейство в этот раз оказалось непреклонным!

  Таким образом, не соверши Дьяченко на финише той досадной ошибки, победа отошла бы к нему с Апостолюком! Однако эта пара в итоге оказалась и вовсе вне подиума, только на 4-м месте...
  А возглавили его братья Евтушенко, всю гонку сражавшиеся сначала с тем самым Апостолюком, а потом с Ильиным при некорректно работающей КПП!

  Ильин со Скоком поднялись на вторую ступень, а замкнул его к своему собственному удивлению Поляничко, чтобы не мерзнуть, давным-давно переодевшийся в гражданскую одежду…

  При этом нельзя не сказать, что как и в случае с транспондером Сергея Бородина в классе «ВАЗ 2108», аналогично электроника «сбойнула» и на машине Скока-Ильина, которые в предварительных протоколах числились последними в классе, с недостающими кругами!...

  К счастью, пусть и после почти пары часов «разборов полетов», судейство все же смогло восстановить картину финиша, серьезно осложнившуюся как сбоями электроники, так и отсутствием опыта многих участников процесса в формате гонок с пит-стопами… А между тем, позади лидеров разворачивались не менее, а временами и более острые баталии!

Не менее напряженно, чем за призы

  Со старта Крамар было сохранил за собой шестую позицию, тогда как позади него с 9-го на 7-е поднялся Поляничко, опередив Синани и Жука. Однако в конце первого круга при попытке обгона, между Антоном и Евгением происходит контакт, и они оба выпускают вперед двух представителей Школы   Автодрома «Чайка».Вскоре Жук обгоняет напарника и уходит в отрыв.
 Синани уступает и Крамару, до этого опередившего Поляничко. Антона обгоняет и Гальвес.

  Тем самым Поляничко опустился с 7-й позиции на 10-ю.
  А за то самое 7-е место временами просто неистово начали сражаться Синани с Крамаром!

  Эта позиция несколько раз переходила из рук в руки и в итоге победителем в этом противостоянии вышел все же Крамар, тогда как Синани уступил еще и набравшему темп Поляничко.

  Более того, после этого Антон обгоняет и Крамара, причем в этот момент речь шла о тройной «дуэли», когда зачастую Крамар, Синани и Поляничко шли бок-о-бок, а у них «на хвосте» находился еще и Гальвес!

  В итоге Поляничко не только вышел лучшим из этого сражения, но вскоре нагнал и идущего 6-м Жука, успев побороться и с ним, включая и небольшой контакт при попытке обгона!...
  Позади же вновь, после еще одного обостренного противостояния Синани обгоняет Крамара, но вскоре после еще одного тройного «замеса», Владислав уступает не только Евгению, но и Гальвесу, тем самым опустившись на 10-ю позицию.

  Более того, незадолго до пит-стопа Синани в пылу борьбы сам ошибается в последнем повороте, тем самым окончательно отпустив соперников вперед…

  Настало время пит-стопов, после которых накал борьбы спал, но не полностью - ведь место Синани занял Жайворонок, а Крамара сменил Серов.

  Благодаря более высокому темпу, на волне пит-стопов Жайворонок смог опередить экипаж Крамар-Серов, а потом нагнал и по очереди обогнал сначала Гальвеса, а потом и своего подопечного по Школе Автодрома «Чайка» Кошарука, сменившего «в руле» Жука. Однако как ни старался Жайворонок. до других лидеров было уже слишком далеко.
  Таким образом, можно сказать, что именно пара Жайворонок-Синани стала лучшей во втором эшелоне, опередив своих напарников Жука с Кошаруком.

  В итоговых протоколах с учетом всех пенализаций они стали 5-ми и 6-ми соответственно.
  После его отчаянного, но как потом выяснилось «виртуального» противостояния с Конончуком, Серов финишировал только 9-м, что превратилось в 7-е место для него с Крамаром. При этом позади них также разворачивалась своя борьба, так сказать «за право не быть последним», где сошлись Рахмайлов с Пархоменко.
  Дмитрий уступил на старте сопернику, и было отстал от него. Однако вскоре он нагнал, и опередил Рахмайлова.

  На пит-стопе они меняются местами и под занавес гонки эта пара вновь не на шутку сошлась, где смена позиции произошла буквально на последнем круге!
  Верх одержал все же Пархоменко и на тот момент речь шла о последних 11-12-х местах в классе! Однако после всех «корректировок» они превратились отнюдь не в последние 8-е и 9-е…

  При этом напомним, что для Рахмайлова эта гонка стала дебютной…
  Нельзя не сказать, что впереди них шел Гальвес, которому довелось немало побороться этот день.

  Увы, но на последних кругах на его машине возникли проблемы с топливной системой и Александр и вовсе с трудом финишировал, став последним в классе…

Последние подсчеты

  Как уже было сказано, с точки зрения лучших времен быстрейшим в этот день был Замула – 1 мин 32,525 с. Увы, но считанные секунды опоздания при заезде на пит-лейн стоили ему всего… Конончук тоже был значительно быстрее остальных, показав 1 мин 33,160 с

  А вот позади них с точки зрения лучших кругов оказалось очень плотно: Апостолюк – 1 мин 33,426 с, Скок - 1 мин 33,454 с, Андрей Евтушенко – 1 мин 33,624 с и Поляничко – 1 мин 33,626 с! Жайворонок, Серов, Крамар и Кошарук не смогли выйти из 34-х секунд, и среди них быстрейшим- 1 мин 34,161 с – предсказуемо оказался Дмитрий.

  Интересно, что будь Апостолюк на доли секунды (0,3 точнее) быстрее, именно им с Дьяченко отошло бы бонусное очко за лучший круг в гонке после аннулирования результата Замулы. Тем самым с 9 очками они все же поднялись бы на подиум, опередив Поляничко с его 8 очками за третье место в гонке…
  Однако с самого старта Владимир почувствовал проблемы с «гудящим» подшипником в ступице и сильно не рисковал… Как бы там ни было, спорт не знает сослагательных наклонений. Тем не менее, несмотря на все перипетии Конончука и Дьяченко, в этот день они все же поднялись на подиум, более того, на его вершину!

  Благодаря победе Сергея Бородина и третьему месту Владимира Дрогомирецкого, в командном зачете на «Кубке ОСОУ – День Автомобилиста» первой стала их команда «Киев-Юг», за которую выступали и Апостолюк с Дьяченко и Конончук.
  Второй стала Ukraine Racing состоящая из пилотов Школы Автодрома «Чайка», для которых этот день выдался не столь ударным, как регулярные этапы Чемпионата Украины…

  Нельзя не отметить и скорость Дьяченко, который в итоге с точки зрения лучше круга уступил своему несравнимо более опытному и титулованному напарнику всего пол секунды, а ведь речь идет о самом Апостолюке! Аналогично в гонке прибавил и Ильин, уступив лучшему времени Скока всего 0,87 секунды.

  Сравнивать скорость братьев Евтушенко будет некорректно, так как на «смене» Вадима уже не было 4-й передачи. И, тем не менее, в его неистовой обороне от Ильина, на своем лучшем круге он уступил брату лишь немного более одной секунды!...

  Большую часть своей «смены» Синани был значительно медленнее Жайворонка, однако если сравнивать их лучшие круги, то разница составит всего пол секунды. Жук, у которого в субботу был День рождения, уступал Кошаруку больше, и минимальный разрыв их лучших кругов составил 0,8 секунды, тогда как разница между Крамаром и Серовым составила всего 0,3 секунды в пользу куда более опытного ветерана…

P.S.

  К слову о ветеранах. Традиционно на посвященную Дню Автомобилиста кубковую гонку были приглашены ветераны украинского автоспорта, в частности «кольца». Болельщики могли заметить в паддоке Юрия Серова, Александра Салюка-старшего, Александра Медведченко, Юрия Бомбардерова, Александра Серопова, Анатолия Родивилова и многих других…

  Примечательно, что, несмотря на свой без сомнения ветеранский статус, те же Алексей Варавин и Алексей Верланов в этот день выступали на равнее с молодежью. Равно как на гонке работали также приглашенные в качестве ветеранов Леонид Леонов и Людмила Ничай – соответственно Директором гонки и Спортивным комиссаром в КСК…

  А между тем, организаторы – «ОСОУ» и Автодром «Чайка» пригласили и чествовали праздничным обедом не только пилотов-ветеранов, а и тех, без кого гонки не были бы возможны – будь то судьи, механики или заслуженные тренеры…

  Также нельзя не отметить, что в этот праздничный день не только вход на гонку был абсолютно бесплатным, а и разрешена парковка машин в паддоке, что обычно строго-настрого запрещено… С точки же зрения зрителей нельзя не сказать, что специально на «Кубок ОСОУ- День Автомобилиста» из самой Америки прилетел Рэнди Люис с женой.

  Этот человек является своего рода «коллекционером» гоночных треков. За свою жизнь (а ему 69) он посетил более 2500 тысяч гоночных трасс и Украина стала для него 77-й страной в жизни, а Автодрома «Чайка» 96-й (!) трассой только в этом году!!!
  Примечательно, что визит необычного гостя стал возможен благодаря Вадиму Евтушенко, на которого Рэнди вышел в соц-сетях после чего Вадим организационно содействовал приезду…

  Заокеанский гость остался доволен увиденной гонкой, оценив остроту борьбы и возможность наблюдать экшн с довольно близкого расстояния, как, собственно, не разочарованы этой гонкой остались и все болельщики, которым теперь нужно пережить зиму в ожидании новых кольцевых баталий…

  Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков и их болельщиков
  Фото Игорь Цыбко и автора