Заключительный 5-й этап Трофея ФАУ по ралли на серийных автомобилях - «Ралли Чайка-2016», - подарил просто невероятную развязку, причиной которой во многом стал обрушившийся в воскресенье на Автодром «Чайка» снег! Нельзя не сказать, что согласно настойчивым прогнозам погоды участники ожидали его. Однако с учетом абсолютно сухой и относительно теплой как для середины ноября погоды в субботу, воскресный снегопад все-таки стал сюрпризом.


  При этом отрадно то, что, несмотря на невероятно сложные условия, когда сутра в воскресенье участником пришлось ехать по обледеневшей «дорожке» присыпанной снегом, а на двух следующих СУ трасса и вовсе оказалась изрядно посыпана снегом, который после колес первых же машин превращался в настоящую жижу, не произошло ни одной аварии!

А ведь в гонке стартовало более 50 экипажей из которых в итоге сошли лишь двое, и те по техническим причинам, и накануне, а не в воскресенье.
Да, без ошибок, разворотов и сбитых ретардеров не обошлось. Однако если взглянуть на один из многочисленных онбоардов с «Ралли Чака-2016», https://www.youtube.com/watch?v=M3oyT5YQ13Q&feature=youtu.be и если учесть, что большинство участников в этой гонке являлись любителями, можно смело констатировать, что их навыки вождения заслуживают огромного уважения!

 А еще можно посетовать – если бы на дорогах общего пользования горе «гонщики серебряной мечты» хоть немного дотягивали до уровня украинских гонщиков-любителей… Но все же вернемся на Автодром «Чайка»..

«Сухая» завязка

  Напомним, что программа двух дней «Ралли Чайка-2016» отличалась от привычных любительских раллийных гонок, проводимых на Автодроме «Чайка». Так в первый день участников ждал довольно протяженный 5-километровый «доп» с задействованием почти всего большого кольца, который проходился трижды в одном и том же направлении.

  Вечером им предстоял настоящий ночной СУ на картинговой трассе, тогда как в воскресенье все тот же протяженный «доп» предстояло пройти снова, но уже в обратном направлении. Немаловажную роль сыграл фактор регрупинга, проведенный перед ночным СУ, о котором позже.
Традиционно за лучшие времена на верху протоколов сражались представители мощного полного привода.

  Всего их собралось почти 20 экипажей, трое из которых стартовали на настоящих спортивных «задуженных» машинах, тогда как 16 выступали на серийной технике в классе 4WD. Именно тут и развернулась одна из дуэлей, украсивших собой «Ралли Чайка-2016».
На первых трех СУ лучшее время устанавливает Дмитрий Белогубцев, которому ассистировала Ирина Павлик.

  Причем если на СУ1, показав 3 мин 34 с, они уступили в «абсолюте» менее одной секунды Павлу Чумакову с Валерией Снитко, ехавших на «боевой» «семерке», то на двух следующих СУ именно Белогубцев показывает абсолютно лучшее время в гонке – 3 мин 31 и 30 секунд, соответственно. Однако тут все было отнюдь не однозначно и о доминировании говорить не приходилось.
 На пятки лидерам наступало сразу три экипажа, включая Юрия Руденко с Александром Деревянко, выступавших на так контрастно выделяющейся на фоне «эвиков» и «суб» Audi TT.

  Все три раза за Юрием остались вторые времена в классе (и дважды второе в «абсолюте»), причем на СУ1 он уступил Белогубцеву всего 0,1 секунды!
  Тут же рядом шел Юрий Хомицкий, которому ассистировал опытный штурман-профессионал Андрей Рощенко, показавший на первых двух СУ третьи времена в классе.

  Поначалу несколько неожиданными выглядели показатели Сергея с Олесей Пономаренко. Именно их большинство считало фаворитами в гонке, тогда как они показали только пару 4-х времен в классе на первых двух СУ и третье на СУ3. Однако в реалии, эту относительно медленную скорость (как для Пономаренко) можно было назвать настоящим подвигом пилота!

  Мало того, что Сергей в этот раз выступал на чужом автомобиле, именно он уже в самом начале дня преподнес довольно неприятный сюрприз.
Руль провернулся на один шлиц, из-за чего «компьютер» начал выдавать постоянную «ошибку», всячески пытаясь помогать водителю при помощи умной электроники и блокировок дифференциалов «подруливать»!

  Вечером специалисты на СТО сказали Сергею, что с такой поломкой гражданские машины обычно привозят к ним на эвакуаторе, и не поверили, что он не только ехал на нем, но еще и участвовал в гонке! А между тем Пономаренко еще и боролся за лучшие секунды на непредсказуемо себя ведущем автомобиле!...
  Именно этим объясняется и то, что Сергей уступил на «накрученной» картинговой трассе и снова всего три секунды лучшему времени, которое осталось тут как раз за Руденко и его ТТ.

  По итогам субботы с учетом 5-секундного штрафа у Белогубцева, именно Руденко возглавлял протокол класса 4WD, уступая при этом в «абсолюте» Чумакову на его боевой Evo всего пол секунды. Белогубцев шел вторым в 4 WD менее чем в двух секундах от него, тогда как Хомицкий потеряв серьезно на СУ3 был 3-м, но уже в 19 секундах от лидера, опережая всего на одну секунду Пономаренко. Однако снежное воскресенье полностью изменило картину.

Невероятная рулетка - «поскользим-поюзим»!...

  Естественно, на сначала обледенелой, а потом и вовсе засыпанной снегом трассе огромную роль играла резина, при этом любой шип, даже гражданский, был запрещен регламентом. Нельзя не сказать и о регрупинге. Он проводился после трех первых субботних СУ, и, что немаловажно, в нем учитывалась исключительно скорость, без штрафных секунд.
  Таким образом, если не считать пары «нулей», ехавших вовсе не на полноприводной технике, именно Белогубцеву пришлось по снегу целый день открывать «доп», тогда как следом за ним шли Чумаков и Руденко, и только затем Пономаренко и Хомицкий.

  В этой связи не стоит удивляться, что на первом же воскресном СУ Белогубцев 13-й в «абсолюте», тогда как Руденко 15-й, где оба уступили соответственно 19 и 20 секунд лучшему времени.
  А быстрейшие времена показывают как раз стартовавший пятым Хомицкий – 4 мин 00,1 с, опередив на 6,4 секунды показавшего второе время Пономаренко.

  Таким образом, всего за один этот СУ Хомицкий с Рощенко выходят разом с 4-го места в лидеры, причем не только класса, но и «абсолюта», тогда как показавший только 18-е время Чумаков «зеркально» опускается с первой на 4-ю строку общего зачета. При этом ставшие вторым и третьим как в общем зачете, так и в 4WD, Белогубцев и Руденко уступали новому лидеру лишь по секунде с небольшим!

  Однако уже на следующем СУ, когда начал падать снег, настоящий удар наносит Пономаренко, после второго утреннего времени все еще остававшийся пятым, но уже в 7,5 секундах от лидера.
  В ухудшившихся условиях Сергей проходит «доп» за 3 мин 59,1 с, при этом опережая ближайшего, кем стал Хомицкий, на 7,5 секунд.

  Теперь уже этот спурт выводит Пономаренко разом с пятого места на первое (как в классе, так и «абсолюте») при этом его опережение над Хомицким составляло всего 0,1 секунды!
  Белогубцев, Руденко и Чумаков же вновь, пусть и немного, но теряют, показывая соответственно 4-е, 7-е и 6-е времена в 13-15 секундах от лучшего. При этом все они синхронно смещаются на одну позицию ниже.

  Перед последним СУ «Ралли Чайка-2016» картина складывалась более чем плотной, где лишь 0,1 секунды разделяли двух лидеров. Белогубцев шел в 6,5 секундах от них, опережая на 2,3 секунды Руденко, оказавшегося вне подиума 4WD и на три секунды Чумакова, более чем уверенно возглавлявшего свой полноприводный спортивный зачет SP4WD.

  Все решил финальный СУ, «как по заказу» одновременно оказавшийся и самым сложным из-за усилившегося снега, превратившегося на какой-то момент в итоге в настоящий снегопад!
Лучшее время на нем и вовсе остается за Владимиром Запорожцем с Артемом Вильневым (!), стартовавших во второй десятке. При этом оно составило 5 минут 4 секунды, и минута ухудшения лучшего показателя в сравнении с двумя первыми СУ говорит о многом…

  Более того, второе лучшее время в «абсолюте» на этом СУ и вовсе остается за Виталием Геращенко с Артемом Веселовым, выступавших на скромной Honda CRX из самого младшего зачета «1600»!…
Тем не менее, Пономаренко на этом отрезке третий, уступив лучшему всего 7,7 секунд, и главное, серьезно опередив Хомицкого, за которым осталось только 12-е время с 35 секундами проигрыша…

  Таким образом, Сергей Пономаренко после невероятно сложной как для него субботы, и еще более сложного, но теперь уже для всех второго дня, побеждает в «Ралли Чайка-2016», причем с увесистым перевесом в 31 секунду над ближайшим из одноклассников, который сократился до 16 секунд с учетом 15 штрафных.

… и ее результаты

  Причем Пономаренко победил не только в своем зачете 4WD, но и в неофициальном «абсолюте» (в любительских гонках традиционно не выводится официальный общий зачет). Вторым же в нем стал Павел Чумаков, на заключительном СУ показавший 4-е время в 17 секундах от лучшего, тем самым уверенно победив в спортивном зачете SP4WD, где его перевес над ближайшим из одноклассников составил более пяти минут!

  Третьим и четвертым в «абсолюте», но, главное, на подиуме 4WD стали Руденко и Хомицкий.
При этом если пилот вроде бы «паркетного» «авдея» на заключительном СУ по снегу смог прийти 6-м, в 20 секундах от лучшего, то Хомицкий стал 12-м с проигрышем 35 секунд, тогда как Белогубцев, выполнивший роль снегорасчистителя, показал 10-е время в 31 секундах от победителя этого СУ.

  Именно они и стали роковыми для Дмитрия, так как в итоге он оказался вне подиума 4WD, на 4-м месте... Бывает и так в ралли, достаточно вспомнить бремя Себастьяна Ожье, в этом году волею чиновников от FIA чистившего на «грунте» трассу не только по пятницам, но и по субботам…
При этом нельзя не сказать, что если брать сугубо время на «допах», то с перевесом в три секунды вторым в классе мог бы стать Хомицкий.

  Однако 10 секунд штрафа отодвинули его на третью ступень подиума 4WD, тогда как вторую занял прошедший без единого штрафа Руденко. В итоге с учетом всей раллийной арифметики, пилот Audi TT уступил победителю 16 секунд, опередив на 7 Хомицкого, тогда как Белогубцеву до подиума не хватило всего трех секунд, и это при наличии 5 секунд штрафа!...

  Показывая поначалу не самые высокие времена на границе топ-10 класса и занимая после субботы всего 9-е место в классе 4WD и 15-е в общем зачете, после СУ6 Владимир Запорожец поднялся на 7-е и 11-е строки соответственно. Однако не в последнюю очередь благодаря хорошей зимней резине и финишному спурту на заключительном СУ, он смог закончить гонку 5-м в классе, менее чем в минуте от победителя…

  При этом всего 8 секунд до пятого места не хватило Ярославу с Вадимом Гуськовым. В субботу осталось за экипажем из Запорожья остались пара пятых времен в классе 4WD и третье на утреннем «допе», а также они стали четвертыми на том самом сложном финальном СУ.

  Всего две секунды им уступили Андрей Шевченко с Валерией Левищенко, также отметившиеся «по зиме» третьим временем на СУ5. При этом у всех этих трех экипажей, уступивших победителям менее минуты, итоговые времена которых «покрыли» 10 секунд, имелись аккурат по 10 секунд штрафных секунд у каждого, так что можно сказать, что тут оказалось полное «статус кво»…

  Уже остальные, начиная со ставших 8-ми в 4 WD Игоря Почтаря с Любовью Коноваловой, за неимением зимней резины ехавших в воскресенье на «слике», проиграли две минуты и более…

27

  Что же до спортивного зачета SP4WD, то борьбы тут по разным причинам не вышло. Помимо Павла Чумакова, на спортивном полном приводе в этом зачете стартовала Ирина Допринда с Алексеем Гребенюком, который пару раз сменял ее в руле в воскресенье.

  Трио «задуженных» «квадроластов» дополнил довольно опытный раллист Ярослав Кадученко которому ассистировал Максим Евдокимов.

  Однако предоставленная Ярославу Subaru в реалии имела скорее «драговую» подготовку, и мощность ее более чем 500-сильного высокоборотистого мотора мало чем могла помочь на скользкой трассе – скорее навредить.

  В итоге, несмотря на отказ турбины на Evo Ирины, из-за чего она не стартовала на ночном СУ, получив за это немало штрафов включая одну минуту, она закончила «Ралли Чайка-2016» второй в классе SP4WD.

  Пусть Ирина с Алексеем уступили более 5 минут победителю, они смогли опередить на пол минуты Кадученко, не только «схлопотавшего» штраф на СУ3, но и потерявшего после езды на «слике» по снегу и вылете на заключительном СУ около 4 минут…

  Куда более напряженно и интересно разворачивались сражения в моноприводных классах, причем практически во всех, но об этом во второй части нашего рассказа о «Ралли Чайка-2016»…

  Пресс-служба Автодрома «Чайка»
  Фото Александр Василюк