В субботу, 23 июня, на Автодроме «Чайка» наконец-то стартует Чемпионат Украины по кольцевым гонкам. Новый промоутер «кольца» обещает ему новое лицо! Действительно, за прошедшую зиму в украинском «кольце» произошли радикальные изменения. Комитет кольцевых гонок ФАУ полностью сменился и на место коллектива, возглавляемого Леонидом Протасовым, пришла другая команда, во главе с другим Леонидом – Леоновым. Во времена «союза» Леонид Иванович был одним из самых известных «кольцевиков», лидером и Чемпионом СССР в классе «Волг».

  При этом нельзя не отметить, что в данном составе комитет «пришел к власти» уже во второй раз – ранее он руководил украинским «кольцом» на стыке двух первых десятилетий 21-го века… Но, главное, Чемпионат Украины по кольцевым гонкам получил нового промоутера.
  Им стала Общественная Молодежная организация «Мастер Карт Рейсинг Тим», во главе с ее основателем Игорем Скузом.

  Напомним, что Игорь является 4-кратным Чемпионом Украины по кольцевым гонкам в классе «Туринг-лайт», ранее не без успеха выступавший в картинге…
Свой последний на сегодня чемпионский титул Скуз завоевал в прошлом году. И, что немаловажно, несмотря на взятую на себя серьезную ношу по организации Чемпионата Украины по кольцевым гонкам, он не собирается вешать шлем на гвоздь и будет отстаивать чемпионство и в этом году!...

  Вместе с тем, новый промоутер решил серьезно преобразить лицо украинского кольца, причем это касается как шоу-составляющей, так и спортивной. Попробуем разобраться, что именно ждет болельщиков в этом году.

Все дело в… телевидении

  Главное и в чем-то противоречивое изменение - это одна гонка за этап! Да, именно так. В этом году, если кузовные классы в сумме будут собирать 20-25 машин, один этап будет состоять из всего одной гонки! Тут стоит пояснить.
  При небольшом количестве стартующих (сумме около 20) практика объединения классов не нова и применяется вот уже несколько лет.

  Однако последние почти 20 лет этап Чемпионата Украины по кольцевым гонкам для каждого из классов состоял из двух заездов. В свое время (начале «нулевых») речь шла о так называемой спринтерской и основной гонках, которые потом прочно сменили две совершенно равноценные, за которые начислялось равное количество очков.
  Регламенты от года к году менялись. Чаще подиум определяла сумма очков, набранных в двух заездах, в какие-то годы у каждой гонки был свой подиум и каждая из них считалась отдельным этапом…

  Несмотря на возврат двухдневного формата, тогда как последние годы этап проводился в один световой день, новый промоутер, тем не менее, решил проводить одну гонку за этап.
Ее дистанция будет несколько большей – 20 кругов вместо привычных 13-14. Иными словами вместо двух боевых заездов общей дистанцией под 100 км, теперь речь будет идти о 60-километровом заезде. Кстати, это сравнимо с этапами времен СССР, когда этап, и даже в свое время целый Чемпионат (!), также состоял из всего одной гонки для отдельно взятого класса...

  Главной мотивацией такой метаморфозы этапа стало….телевидение, а точнее прямая трансляция гонки. И тут нужно остановиться отдельно.
Мотоциклетное «кольцо» уже несколько лет транслируется в прямом эфире каналом XSport, равно как и этапы Чемпионата Украины по автокроссу. (Достаточно вспомнить последнее на сегодня воскресенье – 17 июня). Более того, этапы Чемпионатов Украины по кроссу и ралли, можно смотреть целый день «вживую» или потом, когда будет удобно, при помощи «Ютьба». А вот автомобильное «кольцо» действительно еще никогда в истории не транслировалось в прямом эфире!

  Единственное что было близко к этому – это прямая трансляция гонки, выводившаяся на экран, расположенный перед главной трибуной, будь то Автодрома «Чайка», или гонки на аэродроме в Полтаве. Данное нововведение было сделано в период Кольцевого комитета ФАУ возглавляемого другим известным украинским «кольцевиком» современности (и тоже Чемпионом в классе «Туринг-лайт») Андреем Кругликом, который на тот момент и являлся организаторам Чемпионата Украины по кольцевым гонкам. Однако в прямом эфире украинское «кольцо» должно появиться впервые.

  «Должно», потому что как стало известно, 1-й этап все же не получит прямой трансляции, а будет показан в записи на канале НТН на следующий день в воскресенье, 24-го июня, в 13 дня… Но вернемся к спортивной составляющей.

Один этап – одна гонка: за и против

  Формат один этап-одна гонка вызвал немало противоречий. Только узнав об этом на собрании с новым промоутером, многие гонщики высказали свое недовольство данным нововведением. Более того, они написали коллективное письмо, и с ним обратились к промоутеру чтобы вернуть второй заезд в любом формате, к примеру, в пятницу после квалификаций, пусть даже без «телевизора». Однако эта просьба была отклонена…

  Тут нужно пояснить. Дело в том, что нынешний сезон будет состоять и всего четырех этапов вместо привычных 5-6. Иными словами вместо 10-12 гонок за год, участники теперь получают всего четыре! Это откровенно мало и с точки зрения получения опыта пилотами, и с точки зрения вложенных затрат на количество «рекламной засветки» в СМИ, да и банальных «адреналина» и удовольствия от очной борьбы... Для болельщиков это тоже означает в два раза меньше зрелища…

  С другой стороны, многие помнят времена невероятно скучных гонок при стартовом поле около 7 машин, которые растягивались по трассе уже в течении первого круга… А когда таких гонок несколько за день - после многих часов солнцепека или наоборот холода, впечатления от такого спортивного «действа» весьма сомнительны и не однозначны… Есть и еще один парадокс, касаемый самих затрат на гонку.
  В национальных классах, где используется обычная дорожная резина, одна или две гонки, по сути, почти не отражается на «кошельке».

  А вот если говорить о классах, где участники выступают на спортивном «слике» две гонки и одна, пусть и немного длиннее – это довольно большая разница с точки зрения затрат на покупку резины. А тут, одно колесо стоит почти столько же, сколько весь комплект дорожной резины для «У-1600»… К примеру, в этом году в строй вернется как минимум один из серьезных соперников в зачете «Туринг-лайт» отчасти именно из-за «бюджетности» нового формата…

  Аналогично есть обратная сторона медали и с точки зрения получения опыта.
  Кажется, что две гонки лучше, однако если речь идет о «трамвайном» заезде в формате «тайм-аттака», толку настоящему «кольцевику» от нее почти как от обычной частной тренировки… Другое дело при объединенном пелетоне более 20 машин, с несколькими классами на старте! Тогда пилотам менее мощных машин не менее важно, чем смотреть в «ветровое» стекло, будет следить за обстановкой по зеркалам заднего вида…

  «Быстрые» же участники также в этом случае также получают больший опыт если не обгонов, то опережения…
  Сказав все это, нельзя не отметить, что. в общем-то, ничто не мешало провести такой объединенный спринтерский заезд накануне в пятницу. Однако и тут имеется свой контр-аргумент.

  В случае отказов техники или аварий накануне, кто-то попросту может не «дожить» до главной воскресной гонки, которую пока пусть и не в прямом эфире, но все же будет снимать телевидение…. В общем как всегда в жизни – своих «за» и «против» хватает…

Формулы и более 20 «кузовов» на старте!

  Как бы то ни было, на сегодня мы имеем двухдневный формат, где пятница будет отведена исключительно тренировкам и квалификации. Тренировочная «поедут» с 10 утра, а квалификация с 13.30. Суббота же начнется с короткого утреннего «ворм-апа» в 10 утра, тогда как торжественная церемония открытия соревнования намечена на 13 часов дня, а старт гонки на 13.30.
  Нужно заметить, что хотя новый промоутер и именует Чемпионат Украины по кольцевым гонкам как UTC – Ukrainian Touring Championship, в реалии помимо «кузовов» Чемпионат Украины по кольцевым гонкам также разыгрывается и среди формул.

  Уже известно о как минимум пяти заявившихся «формулистах», так что этот класс в любом случае состоится юридически, а, значит и гонке в нем быть, и тоже одной… Она пройдет после «основной» кузовной, однако на сегодня точное время ее старта пока не известно. Можно предположить, что с учетом церемонии подиума для «кузовов», формулы в лучшем случае стартуют около трех часов дня…

  Других глобальных изменений со спортивной точки пока не намечается, хотя новые организаторы на собрании с пилотами пообещали серьезное усиление соблюдений правил, в том числе контроля за временами пресловутой контактной борьбой…

  Что же до шоу-составляющей, то она в день гонки будет включать в себя дрифт-такси и VIP-зону… Вход на трассу, равно как и парковка будет бесплатной. Правда, и тут есть одна несколько противоречивая новость. Так будет только на 1-м этапе, тогда как уже со 2-го промоутер собирается сделать вход платным… Ну и о самом главном.
  По предварительным прогнозам как минимум пелетон будет состоять из более чем 20 машин. Причем, судя по всему, класс «ВАЗ 2108» все же почил в небытие - большая часть его участников попросту переходит в «У-1600». А вот пелетон этого зачета может приблизиться и к двум десяткам машин!

  Такого в украинском «кольце» с отдельно взятым классом не случалось уже много лет, да и реальное стартовое поле порядка 20 участников в одном зачете отмечалось всего пару раз в конце «нулевых» годов…
  Примечательно, что в этом сезоне если не треть, то четверть пелетона так точно, будет состоять из новичков. Более того, некоторые из них станут абсолютными дебютантами в автоспорте! Учитывая объединение классов и такое количество дебютантов, зрители могут смело ожидать не только невероятно оживленной гонки с «экшеном» на многих уровнях, но и возможных «фейерверков», которые могут заканчиваться и весьма плачевно… (Чего совсем не хотелось бы…)

  Обычно обгоны «Фиестами» «восьмерок» носят скорее номинальный характер, однако с учетом такого количества неопытных пилотов, даже такие «опережения» могут таить в себе опасность…

P.S. или интриге быть!

  Предсказать фаворита на сегодня в принципе можно. В «У-1600» им скорее всего станет действующий Чемпион Украины Вадим Конончук, которому как минимум попробуют навязать борьбу Илья Замула и Антон Поляничко, ставшие призерами этого класса по итогам прошлого года…

  Своя интрига развернется в «Туринг-лайте», а, возможно в GT Open, который теперь разделен на две подгруппы, где одна из них отведена для авто с двигателями до 2-литров. (Пока не ясно, какой из этих двух зачетов выберут выступающие на «Фиестах» пилоты, обычно заявляющиеся в «Туринг-лайт»).
  Главным фаворитом тут по-прежнему будет Игорь Скуз, однако хочется верить, что вернувшиеся в строй 3-кратный Чемпион Украины Андрей Евтушенко и Валерий Жовтоног не дадут новому промоутеру украинского «кольца» легкой прогулки к пятому титулу …

  А с учетом того, что прогноз погоды на субботу настойчиво «рисует» дождь с грозой, интрига может усилиться многократно!... Ждать осталось совсем недолго…

Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков
Фото предоставлены автором